Самовоспитание.
« Никто не может воспитать человека,
если он сам себя не воспитает.»
( Макаренко В. А.)
Главная цель самовоспитания одна – всестороннее развитие личности.
Самовоспитание – сложный процесс деятельности по формированию или исправлению собственной личности.
Он включает три этапа:
Анализ собственной личности, выделение положительных качеств и отрицательных проявлений.
Постановка цели и разработка программы самовоспитания.
Осуществление самовоспитания, которое производится путем саморегуляции деятельности, поведения, включая самоконтроль, самоупражнения, самовнушения.
Главное в том, чтобы личность сопереживала другим людям, сочувствовала им, проявляла готовность помочь товарищам, любила труд и ответственно относилась к нему. Если человек любит труд, людей, он всеми уважаем и ответно любим, а ощущение полезности для других и составляет счастье жизни.
Под методом самовоспитания следует понимать способы воздействия на самого себя, направленные на само изменение. Основные из них:
Самоубеждение. ( дискуссия самого с собой ).
Самовнушение.
Самоупражнение.
Задача не только воспитать в себе правильное, разумное отношение к вопросам поведения, но еще воспитать правильные привычки, т. е. такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому что мы привыкли. Для образования привычки надо всегда проявлять последовательность в действиях и поступках, не отступать от задуманного, постоянно контролировать себя и в случае необходимости поправлять, не страшиться трудностей, быть терпеливым и не отступать перед препятствиями. При самовоспитании нельзя поддаваться случайным настроениям. Необходимо верить в себя. При неудаче не отступать а идти снова и снова в атаку.
Человек, привыкший делать вещи прекрасными, сам становится прекрасным и душой и телом. Опыт свидетельствует, что совершив хороший поступок, человек сам становится лучше, если же человек совершает плохое, да к тому же никем не будет осужден за это, то он становиться хуже, чем был до этого.
« Посейте поступок – пожнете привычку,, посейте привычку – пожнете характер,,
посейте характер – и вы пожнете судьбу.»
Характер формируется в работе и общении с людьми. Огромное значение в становлении характера имеют самокритика и преодоление отрицательных черт характера путем самовоспитания. Такие черты, как уравновешенность, общительность, жизнерадостность, доброжелательность, положительно сказываются на общении с людьми, совместной деятельности. И наоборот, отрицательные черты характера, такие как неуравновешенность, замкнутость, индивидуализм и эгоизм, действуют на окружающих отрицательно.
Характер в переводе с древнегреческого означает « чеканка ». Черты характера соединены в несколько блоков. Это совокупность, система качеств, которые определяют отношение человека к окружающим людям, к самому себе, к обществу в целом.
Отношение к людям: положительные качества – чуткость, отзывчивость, доброта, преданность, честность, правдивость. Отрицательные качества – эгоизм, черствость, грубость, лживость, лицемерство.
Отношение к себе: скромность. Случается и другое: человек строг к самому себе, недооценивает себя. Это порождает неуверенность в своих силах, самоунижение, застенчивость и т. д.
Отношение к труду: положительные качества – трудолюбие, инициативность, настойчивость, аккуратность и мн. др. Отрицательные качества – безответственность, мать всех пороков – лень, безынициативность, формализм в работе, боязнь трудностей.
Очень важное качество в характере – стремление делать добро.
Основной хребет характера – ВОЛЯ. Человек без воли напоминает автомобиль без мотора: все вроде бы есть и выглядит внушительно, а пользы никакой. Воля – это способность совершать сознательные действия, которые требуют преодоления внешних или внутренних трудностей.
Правила, которые помогут воспитать волю: а) решил – всегда выполни; б) равняйся на любимого героя; в) используй самообладание, самоприказ, самокритику.
Труднейшая задача в наши дни заключается не в том, чтобы познать и использовать природу, а в том , чтобы познать механизмы собственного поведения и научиться ими управлять, изучить себя и стать хозяином своих поступков. Научиться управлять собой значит сдерживать свои эмоции, проявлять волевое усилие при встрече с трудностями и препятствиями, быть дисциплинированным и организованным, научиться рационально мыслить, видеть проблемы и творчески их решать.
Что нужно знать о себе?
Очень важно проверить свою наблюдательность.
Нужно испытать свою память. ( образная или словесная, кратковременная или долговременная ).
Тренировать свою речь. Слово – форма мысли. Необходимо присмотреться к себе – в какой мере речь правильна, богата словарным запасом, выразительна и действенно влияет на других.
« Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памятью.»
Под самообразованием следует понимать систематическую самостоятельную работу над собой.
САМООБРАЗОВАНИЕ.
Сопутствующее Автономное
( школа, вузы, курсы и т. д.). ( намеченное личностью ).
Третий вид знаний – это знание того, как приобретать знания.
Процесс самостоятельного приобретения знаний активизирует мыслительную деятельность, мобилизует волю, формирует волевые качества, такие как организованность, упорство и настойчивость. Вот почему люди, которые много и интересно занимаются самообразованием, предстают перед нами не только знающими, но и трудолюбивыми, волевыми людьми.
Для успешного самообразования необходимо учиться читать, писать и понимать прочитанное. Чтение – большое искусство которому необходимо учиться. Читать плохо подобранные книги хуже и вреднее, чем ничего не читать. Более того, плохие книги могут также испортить нас, кабак и дурные товарищи. Лучше прочесть меньше книг, но хороших, содержательных, обогащаемых память новыми сведениями и развивающими ум и волю личности, чем читать без разбора. На свете есть много хороших книг, но эти книги хороши только для тех, кто умеет их читать.
Этапы чтения научно-учебной литературы.
Восприятие и понимание текста.
Углубленное осмысливание и умственная переработка прочитанного.
Приложение прочитанного к практической деятельности.
Чтение книги – это не только процесс восприятия, но и процесс активного мышления, без которого, не может быть полного восприятия и понимания текста. М. Горький писал по этому поводу: « Книга книгой, а своим мозгом двигай.» Не все что есть в книге нужно брать на веру, со всем соглашаться. Для того, чтобы лучше запомнить – нужно выделить в тексте главное и прочитать такие места 2, а иногда и 3 раза. Знание только тогда знание, - когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью.
Процесс самообразования не завершается чтением и усвоением содержания книг. Главное состоит в том, чтобы научиться применять знания на практике.
Примерная программа чтения.
Отобрать для чтения лучшие книги.
Вести записи наиболее интересных высказываний, все лучшее использовать для самовоспитания.
Читать ежедневно, определять задание на день.
Читать сосредоточенно, отмечать значительное, записывать пришедшие мысли, отмечать непонятное.
Постоянно пополнять список книг.
Записывать свое мнение о книге.
Ценные книги перечитывать.
Для чего человек учится? Не для аттестатов, не для дипломов, не для степеней и званий. Не для того, чтобы казаться образованным, а чтобы быть им. Строить, просвещать, лечить, создавать. Действовать ради блага людей. Не отступая от больших дел и не чураясь малых.
Люди будущего – люди чистых и возвышенных душевных движений. Искренность их беспредельна, им нечего скрывать, нечего опасаться и они не знают, что такое ложь, полуправда, умолчание. Все это ушло из их жизни, и отношения людей строятся на предельной правдивости, кристальной искренности.