Тема урока: Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его
выражения.
Цели:
- формировать у учащихся представление о способах выражения подлежащего,
научить их выделять в предложении подлежащее и характеризовать его;
- развивать аналитическое мышление учащихся, их общую языковую
компетенцию и познавательный интерес к предмету, умение применять
полученные знания на практике:
- воспитывать бережное отношение к языку.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: учебник, таблица «Способы выражения подлежащего», дидактический материал.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
1) Синтаксическая пятиминутка.
1. Запишите словосочетания, выполните их разбор.
Осень проходит, проходит мгновенно, оставляя впечатление, промелькнувшей за окном, золотой птицы.
- Что вы не записали? Почему? (грамматическая основа)
- Можно ли из данных словосочетаний составить предложение? Запишите его, расставьте знаки препинания, объясните их графически.
Осень проходит мгновенно, оставляя впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы.(предложение осложнено деепричастным оборотом)..
2. Опрос:
1) В каком разделе науки о языке изучаются словосочетания и предложения? (синтаксис)
2) Как делятся предложения по количеству грамматических основ? (простое и сложное)
3) Какие бывают предложения по цели высказывания? Какое у вас получилось предложение?
3. Выделите грамматическую основу данного предложения.
- Что называется грамматической основой предложения?
III. Мотивация учебной деятельности
- Почему подлежащее и сказуемое называются главными членами предложения? (называют тему, о чем говорится, что сообщается о предмете).
- Испытываете ли вы трудности при определении грамматической основы предложения?
- Надпишите, чем выражено подлежащее.
- По каким признакам вы определили, что именно это подлежащее? Докажите.
IY. Сообщение темы и цели урока.
Итак, ребята, кто-то из вас, может быть, уже определил тему урока? «Подлежащее и способы его выражения». Запишите тему в тетрадь.
Скажите, какая часть темы урока вам достаточно известна, а какая требует дополнить знания новыми сведениями? (ответы учащихся)
Исходя из сказанного, определите цель и задачи на урок. (Ответы детей).
Цель урока: Сегодня расширим понятие о подлежащем и способах его выражения.
Ⅴ. Работа по теме урока.
Слово учителя: Итак, тема нашего урока «Главные члены предложения.»
Эти лингвистические термины “подлежащее” и “сказуемое”, с которыми вы знакомы с начальной школы, ввёл М.В. Ломоносов.
Подлежащее - значит “лежащее в основе предложения”, сказуемое - называют так потому, что оно содержит в себе всякого рода информацию о подлежащем. Оно то, что “сказано о подлежащем”.
1. Изучение нового материала.
- Чем может быть выражено подлежащее? (Выслушиваются ответы)
- А сейчас мы займёмся с вами исследовательской работой.
1) Работа в парах.
- Заполнить таблицу “Способы выражения подлежащего”, пользуясь материалом параграф 10
Способы выражения подлежащего
- Сравните свою таблицу с таблицей на доске «Способы выражения подлежащего»
2) Практическая работа:
- Найти в тексте упражнений (№ 67- 71) учебника примеры и продолжить заполнение таблицы.
2. Проверка усвоения материала урока.
- Как вы усвоили материал?
Самостоятельная работа
- Выполним тест. Выписать подлежащее из каждого предложения, определить способ его выражения.
1. Гости приехали утром.
2. Он был в музее.
3. Старшие помогали младшим.
4. Желающие могли покататься на лодке.
5. Два да два – четыре.
6. Курить- здоровью вредить.
7. Завтра не наступит никогда.
8. Га-га-га слышалось на лугу.
9. Мы с сестрой радовались возвращению домой.
- Взаимопроверка.
Домашнее задание ( дифференцированное)
Параграф 10, упражнение 67 (продолжить)
Написать мини-сочинение (7-8 предложений) на тему «Осень», используя в предложениях разные способы выражения подлежащего;
Выписать 7-8 предложений из художественных произведений с разными способами выражения подлежащего.
Рефлексия. Подведение итогов урока.
Беседа.
– Что нового узнали о подлежащем?
- Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
- Оцените свою работу и работу напарника.