Глобальная компетенция - способность критически анализировать глобальные и межкультурные проблемы с различных точек зрения, чтобы понимать, как различия влияют на восприятие, суждения и представления о себе и других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми из различных слоев общества на основе общего уважения человеческого достоинства.
Первым, кто ввел термин «глобальная компетенция» был Жак Делор.
В докладе международной комиссии по образованию для XXI века
«Образование: сокрытое сокровище» он выделил четыре аспекта
глобальной компетенции: «научиться познавать, научиться делать,
научиться жить вместе, научиться жить».
Существует большое разнообразие определений термина
«глобальная компетенция».
Приведем некоторые из них:
способность общаться и взаимодействовать с людьми из
разных языковых и культурных слоев;
укрепление экономической конкурентоспособности и
обеспечение лидерства;
поощрение демократических принципов и социальной
справедливости.
Такие разные значения показывают, что глобальная компетенция
является сложным понятием, поскольку определяется конкретными
общественными или политическими группами. [3]
Нельзя говорить о глобальной компетенции, не упомянув о
глобализации как о продолжающемся процессе экономической,
социальной и культурной интеграции во всем мире и содействия
осуществления прав человека. Основополагающими идеями глобальной
компетенции являются культура, культурное разнообразие, культурный
обмен, который предполагает следующее: обучающиеся имеют
возможность решать проблемы межкультурной коммуникации, так как
несут ответственность за успешное взаимодействие с представителями
различных культурных и этнических групп. В этом контексте
международные и межкультурные, личные, профессиональные и
организационные отношения являются наиболее мощными способами
обмена национальными или культурными ключевыми ценностями. С
другой стороны, глобальная компетенция определяется как черта
личности, которая обладает знанием о текущих мировых событиях,
демонстрирует принятие чужих культур, уважает культурные сходства и
различия и обладает определенным уровнем иноязычной компетенции.
Осознание собственных личностных характеристик (сильных и слабых
сторон, культурных предубеждений, интересов и опасений) представляется
весьма важным, поскольку оно может повысить эффективность
межкультурного общения.
Как известно, глобальная компетенция считается многомерным
понятием, имеющим определенные составные элементы: знания, умения и
навыки. Исследователи, занимающиеся изучением глобальной
компетенции, разработали различные модели глобальной компетенции.
Глобально-компетентностная модель включает в себя восемь аспектов:
самосознание, принятие риска, открытость, внимание к разнообразию,
межкультурный потенциал, глобальное осознание, историческая
перспектива и сотрудничество между культурами.