Глоссарий
Глоссарий по основным понятиям специальности педагогика дополнительного образования
А
АДАПТАЦИЯ – взаимодействие личности или социальной группы со средой, включающее усвоение норм и ценностей этой среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.
Б
БЕСЕДА – это педагогический метод и одновременно форма организации педагогического процесса.
В
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – способ объединения индивидуальных усилий в конкретных формах совместной деятельности.
ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА - образовательно-воспитательная работа с детьми, проводимая внешкольными детскими и культурно-досуговыми учреждениями и организациями, органами образования; одна из форм организации досуга детей.
ВСТРЕЧА – разнообразный комплекс действий, занятий, развлечений, выбираемых для себя посетителями.
ВЫБОР – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности.
Г
ГУМАНИЗМ – мировоззрение, основанное на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как категории оценки общественных отношений.
Д
ДОСУГ– это единство досугового времени и досуговой деятельности, которые взаимоопределяют друг друга и направлены на саморазвитие личности, ее самоорганизацию, самореализацию.
ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это осознанная и целенаправленная активная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей в познании собственной личности и окружающего мира, осуществляемая в условиях непосредственно и опосредованно свободного от работы времени.
Ж
ЖЕЛАНИЕ – особая форма активности человека, стремящегося удовлетворить осознанную им потребность с помощью определенного предмета.
З
ЗАБАВА – составляющее термина «досуг», та его часть, что относится к занимательной, игровой стороне досуга, но в ней есть и важный психологический смысл – забвение в играх, отвлечение от неприятных ситуаций, деятельности.
ЗАКОНЫ – общепринятые нормы, которые формулируются в соответствии с общественным мнением и волей всех членов коллектива и признаются обязательными для всех.
ЗАМЫСЕЛ – это определение главной идеи досугового мероприятия и способа его художественного решения.
И
ИГРОВАЯ ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - активный отдых в игровой форме, направленный на расширение кругозора детей и организацию свободного времени (конкурсы, викторины, игровые программы, утренники).
ИГРОВАЯ ПРОГРАММА – это самостоятельное законченное социальнокультурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность, одновременно оказывает определенное влияние на нее.
ИДЕЯ (педагогическая) – основа формирования содержания деятельности педагога-организатора на предстоящую смену.
К
КОНКУРСНЫЕ ПРОГРАММЫ – это специально организованные педагогом соревнования в каком-либо виде деятельности.
КРУЖОК – традиционная, базовая форма объединения детей по интересам.
Л
ЛИДЕР – член группы, обладающий наибольшим ценностным потенциалом, авторитетом и активностью, которые обеспечивают ему право принимать решения, затрагивающие интересы всех членов группы и определяющие направленность деятельности группы.
ЛИЧНОСТЬ – постоянно изменяющееся системное начало, проявляющееся как устойчивая совокупность индивида и характеризующее социальную сущность человека.
М
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – субъективно переживаемые связи между людьми.
МЕРОПРИЯТИЕ – относительно завершенная, совместная деятельность членов детского объединения в определенный промежуток времени, организованная с определенной целью.
Н
НАВЫК – способ выполнения действий и операций, ставший в результате многократных упражнений автоматизированным.
НАСТРОЕНИЕ – длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.
О
ОБУЧЕНИЕ – специально организованный процесс, включающий в себя две органично взаимосвязанные деятельности: преподавание; учение.
ОТДЫХ – это проведение некоторого времени без обычных занятий, работы, служащее для восстановления сил и снятия усталости.
П
ПЕДАГОГ-ОРГАНИЗАТОР – педагогический работник, в задачи которого входит: содействие развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры воспитанников, педагогизации социальной сферы; изучение возрастных и психологических особенностей, интересов и потребностей детей в учреждениях образования.
ПРАЗДНИКИ - особо значимый и трудоемкий по подготовке и организации тип досуговой программы.
Р
РАЗВИТИЕ - объективный процесс последовательного внутреннего количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.
РЕЛАКСАЦИЯ – состояние покоя, расслабленности, возникающее у человека вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.
С
САМООЦЕНКА – оценка своих собственных поступков, качеств, убеждений, мотивов, деятельности; одно из проявлений самосознания.
СЦЕНАРИЙ – это конспективная, подробная запись досугового мероприятия.
СЮРПРИЗЫ – неожиданные явления, веселые моменты, подарки, представления, встречи с различными персонажами.
Т
ТВОРЧЕСТВО - это один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия или решения творческой задачи.
У
УМЕНИЕ - эффективное выполнение действий в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать.
Ф
ФОРМА – это способ организации содержания мероприятия и аудитории с использованием конкретных средств и методов воздействия в определенных границах места и времени.
Ц
ЦЕЛИ ДОСУГА – представления о совокупном результате, которого хочет добиться человек в тех или иных досуговых занятиях и которые осознаются им как предпочтительные, желаемые.
Э
ЭМОЦИИ – реакция человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющая ярко выраженную субъективную окраску и охватывающая все виды чувствительности и переживаний.