1. Развитие у детей всех компонентов устной речи (произносительной
стороны речи, лексическо-грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
2. Формирование у воспитанников свободного общения с взрослыми и детьми.
3. Практическое овладение воспитанниками нормами устной речи.
Содержание работы | Сроки выполнения |
Работа с детьми Диагностическое и коррекционно-образовательное направления |
Обследование речи детей, комплектование логопункта, заполнение речевых карт | Сентябрь, 1—2 недели октября |
Комплектование дошкольников для индивидуально-подгрупповой работы с учетом возраста, логопедического заключения, результатов речевой диагностики | По результатам диагностики |
Индивидуальное логопедическое обследование детей и консультирование родителей | В течение учебного года |
Логопедический мониторинг (выявление динамики в коррекционно-образовательном процессе); отражение его результатов в речевых картах, при необходимости— корректировка планов индивидуальной и под-групповой работы с детьми | Октябрь—май |
Обследование детей массовых групп с целью выявления речевой патологии (для комплектации логопункта) | Февраль—май |
Проведение фронтальных (подгрупповых) логопедических НОД по формированию правильного звуко-произношения, лексико-грамматического строя речи и связной речи; подготовка к обучению грамоте | В течение учебного года согласно сетке НОД и периоду обучения |
Работа с педагогами Консультативное направление |
Содержание работы | Сроки выполнения |
Консультативная помощь воспитателям общеобразовательных групп ДОУ Проведение консультаций по мере необходимости. Ознакомление с новинками специальной литературы. Совместное проведение родительских собраний, анкетирования, дней открытых дверей. Оказание помощи в подготовке материалов информационного уголка для родителей. Совместное подведение итогов речевого и психолого-педагогического обследования воспитанников в начале и конце учебного года, формирование выводов относительно динамики и стабильности полученных результатов. Взаимодействие с коллективом ДОУ Сотрудничество с узкими специалистами ДОУ: педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, медицинским персоналом. Участие в проведении семинаров, педсоветов в ДОУ | В течение учебного года |
III. Работа с родителями |
Сбор анамнестических данных. Ознакомление с результатами речевого обследования на начало, конец учебного года. Еженедельная консультационная работа по проблемам психо-речевого развития воспитанников; пропаганда логопедических знаний. Ознакомление с литературой учебно-развивающего характера. Консультирование по выполнению домашних заданий. Проведение родительских собраний, «круглых столов», анкетирования, открытых индивидуальных и подгрупповых НОД | В течение учебного года |
IV. Связь со специалистами города и округа (работа по повышению квалификации) |
Посещение методического объединения (МО) учителей-логопедов города, области. Распространение опыта работы на уровне района, города, области, страны. Работа с методической литературой | В течение учебного года |
V. Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете |
Подготовка кабинета к учебному году. Оснащение кабинета дидактическими пособиями для осуществления коррекционно-образовательной и диагностической деятельности | В течение учебного года |
Совместная образовательная деятельность взрослых и детей с учётом интеграции образовательных областей |
Непосредственная образовательная деятельность (НОД) | Интеграция областей | Дидактические игры и упражнения по совершенствованию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи | Совместная деятельность детей |
Индивидуальная | Интеграция областей | В микрогруппах |
Понедельник – 02.10 Группа детей: НВОНР и ФФН (6-7 лет) |
Тема: Звук и буква «У». Задачи: Закрепление понятия «гласные звуки» Выделение ударных и безударных звуков [а], [у], в начале слова. Воспроизведение звуковых рядов из трёх гласных звуков. Анализ звукового ряда из трёх гласных: ауа, уау. Развитие внимания и памяти. Практическое употребление существительных в косвенных падежах. Практическое овладение лексико-грамматическим строем речи на материале темы: «Моя семья, моя родословная» | «П» «К» «З» «К» | «Отгадай слово» «Что изменилось?» «Чего не стало?» «Сосчитай и назови звуки». «Хлопни в ладошки» «Закончи предложение» «Четвёртый лишний» Договаривание предложений по картинкам | Темы: «Постановка свистящих звуков»: - Юля Х. 2. Постановка звука [р]. - Кирилл Ш. - Даша К. - Никита И. -Андрей М. - Кирилл Ж. | «З» «К» «П» «З» | Тема: «Знакомство с органами артикуляции» Задачи: Развитие фонематического восприятия. Развитие речевого дыхания. Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады: - Юля К. |
Совместная образовательная деятельность взрослых и детей с учётом интеграции образовательных областей |
Дифференциация звуков | Задачи | Интеграция областей | Дидактические игры и упражнения |
Подготовка к овладению грамоты | Лексическая тема |
На слух | В произношении |
Вторник. Тема: НОД: Звук [у]. Количество НОД: 1 |
[У] от прочих гласных | Четкое произношение звука [у] | -Выделение ударного гласного из начала слова. -Употребление существительных единственного и множественного числа с окончаниями -и, -ы, -а. -Развитие речевого дыхания и пальчиковой моторики. -Практическое усвоение лексическо-грамматического строя речи по теме: «Я горжусь своей семьей» | «З» «К» «П» «К» | «Закончи предложении» (На подставке стоит электрический утюг. У Ули заболело ухо и т. д.) | Тема: «Я горжусь своей семьей». Речевое дыхание, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, физминутка. См. тематическое планирование -дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастик и физкультминуток. |
Четверг. Тема: НОД: Звук [а]. Количество НОД: 2 |
[А] от прочих гласных » | Четко произносить звук [а] | -Анализ звукового ряда типа а-у. - Согласование существительных единственного и множественного числа с глаголами. -Практическое овладение лексико-грамматической стороной речи по теме: «Я горжусь своей семьей» | «К» «З» «П» «К» «Ч. х. л.» | «Дочки-матери», «Весёлый Антошка», «Четвёртый лишний», «Кто самый внимательный? | Тема: «Я горжусь своей семьей». Речевое дыхание, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, физминутка. См. тематическое планирование -дыхательной, артикуляционной, Пальчиковой гимнастик и физкультминуток |
Совместная образовательная деятельность по коррекции звукопроизношения в микрогруппах и индивидуальная |
Подготовительный этап | Этап постановки | Этап автоматизации | Этап дифференциации |
Формирование интереса к логопедическим занятиям, потребности в них. Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия, внимания и памяти. Упражнения на развитие диафрагмального и речевого дыхания. Упражнения на развитие артикуляционной моторики, до уровня минимальной достаточности для постановки звуков в сочетании с упражнениями по самомассажу. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения на развитие психических процессов. Игры и упражнения на развитие оптико-пространственного Праксиса. | 1. Упражнения для развития фонематического восприятия, слухового внимания и памяти. 2. Упражнения по развитию речевого дыхания и голоса, нормализация просодической стороны речи. 3. Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, в предложениях, чистоговорках, загадках, стихах. 4. Дифференциация звуков по артикуляционным признакам на слух, в произношении. 5. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов. 6. Формирование слоговой структуры слова. 7. Формирование лексико-грамматических представлений. 8. Физминутка (речь с движениями) |
Для детей с тяжелыми нарушениями речи на индивидуальных занятиях рекомендуется включать дидактические игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя языка | Исправление дефектного звукопроизношения (вызывание звука по подражанию или постановка механическим путем) | Развитие выразительной речи на базе правильно произносимых звуков. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи | Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков. Обучение рассказыванию: - пересказ; - составление рассказов по цепной структуре; - составление рассказов по сюжетной картинке; - составление рассказов по серии картинок; -составление рассказов по картинкам с фабульным развитием |
НОД логопеда с детьми |
1. Организационный момент. 2. Сообщение темы НОД. 3. Знакомство со звуком, уточнение артикуляции, характеристика звука. 4. Выделение звука: на фоне звуков, слогов, слов. 5. Воспроизведение звуковых рядов. 6. Упражнения по развитию речевого дыхания и голоса, нормализация просодической стороны речи. 7. Называние картинок с заданным звуком: -определение места звука в слове; -деление слов на слоги. 8. Анализ обратных и прямых слогов и простых слов. 9. Физминутка. 10. Игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления. 11. Упражнения на формирование или развитие лексико-грамматических категорий. 12. Упражнения на развитие |
Представленная структура НОД учителя-логопеда с детьми не является жесткой: при необходимости
можно изменять, добавлять или не проводить некоторые этапы. Следование представленной структуре
позволяет сделать НОД комплексной, системной и эффективной.
Месяц | Неделя | Темы НОД для групп |
Старшая группа | Подготовительная группа |
Сентябрь | 1-я | «Осень шагает в желтом пальтишке...» | «Осенняя пора, очей очарованье!» |
2-я | «Что нам осень принесла?» (овощи, фрукты) | «Дары осени» (сад, огород) |
3-я | «Урожай в корзине» (грибы, ягоды) | «Богатство леса» (грибы, ягоды) |
4-я | «Край, в котором ты живешь» (День рождения города) | «Мой город» (День рождения города) |
Октябрь | 1-я | «Я горжусь своей семьей» | «Моя семья, моя родословная» |
2-я | «Семейные традиции» | «Семейные традиции» |
3-я | «Хлеб — наше богатство» | «С хлебом-солью всякая шутка хороша» |
4-я | «Все работы хороши — выбирай на вкус» (профессии) | «Чем пахнут ремесла?» (профессии) |
Ноябрь | 1-я | «Домашние животные и птицы» | «Домашние животные и птицы» |
2-я | «Зимовье зверей» | «Дикие животные» |
3-я | «Как зимуют наши пернатые друзья?» (зимующие и перелетные птицы) | «Птицы на юг улетают» (зимующие и перелетные птицы) |
4-я | «Мамочку свою очень я люблю» (День матери) | «Нет лучше дружка, чем родная матушка» (День матери) |
Декабрь | 1-я | «Здравствуй, зимушка-зима!» | «Проказы матушки-зимы» |
2-я | «Я живу в России» | «Здравствуй, Родина моя» |
3-я | «Природа Курской области» | «Здравствуй, край наш Соловьиный!» |
4-я | «Новый год у ворот» | «Новый год в гости к нам спешит» |
Январь | 2-я | «Народные праздники и традиции» | «Народные праздники и традиции» |
3-я | «Зимние забавы» | «Зимние забавы» |
4-я | «Животный мир Крайнего Севера и жарких стран» | «Животный мир Крайнего Севера и жарких стран» |
Февраль | 1-я | «История появления транспорта» | «Путешествие в прошлое» (транспорт) |
2-я | «Бабушкин сундук» (одежда) | «История создания одежды» |
3-я | «Любим армию свою» | «Наша армия сильна, охраняет мир она!» |
4-я | «Земля — наш дом родной!» | «Дружат дети на планете, дружат дети всей земли!» |
Март | 1-я | «По морям, по волнам -за цветами для мам» | «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» |
2-я | «Весна-красна, ты с чем пришла?» | «Идет красавица весна» |
3-я | «Широкая Масленица» | «Масленица-подлизуха, все катаются, блинами объедаются» |
4-я | «Достопримечательности города. Символика Льгова» | «Достопримечательности города. Символика Льгова» |
Апрель | 1-я | «Государственная символика России» | «У России величавой на гербе орел двуглавый» (государственная символика) |
2-я | «Покорение космоса» | «Космос-это тайна» |
3-я | «Мы-друзья природы» | «На круглой на планете есть место всем на свете» |
4-я | «Весна» | «Весна» |
Май | 1-я | «Победой кончилась война» (День Победы) | «Хотим под мирным небом жить» (День Победы) |
2-я | «Звенят ручьи, цветут цветы» | «До свидания, садик наш, скоро школа встретит нас!» |
3-я | Повторение | Повторение |
4-я | Повторение | Повторение |
Старшая группа |
Неделя | Дыхательная гимнастика | Артикуляционная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Физминутка |
Сентябрь |
1-я | «Листопад» | «Осенняя сказка» | «Лист у клена и каштана...» | «Листья осенние тихо кружатся» |
2-я | «Фасолевые гонки» | «Фрукты разные на вкус...» или «Ах, как вкусно!» (овощи) | «У капусты есть кочан...», «Дети в сад по утру вышли...» | «В огород пойдем, урожай соберем...» |
3-я | «Бабочки, мошки» | «Заяц-огородник» | «Гриб для мошки- словно дом...» | «Гриша шел, шел, шел, белый гриб нашел...» |
4-я | «Веселый пузырек» | «Прогулочная сказка» | «Собранье улиц, площадей...» | «Девочки и мальчики прыгают...» |
Октябрь |
1-я | «Ветерок» или «Задувание свечи» | «Домашняя сказка» | «Бабушка вязала и чуть- чуть устала...» | «Дружно помогаем маме...» |
2-я | «Буря в стакане» | «У бабушки с дедушкой...» | «Посмотрите: из муки испекли мы пирожки...» | «Утром солнышко встает выше, выше, выше...» |
3-я | «Мельница» | «Веселая считалочка» | «Бублик, баранку, батон и...» | «Тесто ручками помнем, сладкий...» |
4-я | «Волшебный свисток» или «Регулировщик» | «Прогулочная сказка» | «Каменщик из кирпичей...» | «Раз, два, три, четыре, пять — будем строить и...» |
Подготовительная группа |
Неделя | Дыхательная гимнастика | Артикуляционная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Физминутка |
Сентябрь |
1-я | «Листопад» | «Учебная сказка» | «Раз, два, три, четыре, пять, вышел дождик погулять...» | «Осень, осень, приходи! |
2-я | «Фасоль против гороха | » «Ах, как вкусно!» (овощи) | «В огороде у меня пугало стояло...» | «Как-то вечером на грядке репа, свекла, редька...» |
3-я | «Ветерок» | «Учебная сказка» или «Теремок» | «Раз, два, три, четыре, пять, в лес идем мы погулять...» | «Мы пошли по ягоды в дальний лес… |
4-я | «Чей пароход лучше гудит?», «Удивимся» | «Прогулочная сказка» | «Мы по городу шагаем...» | «На улице нашей машины…» |
Октябрь |
1-я | «Ветерок» или «Задувание свечи» | «Домашняя сказка» | «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире?» | «Наша-то хозяюшка сметлива была...» |
2-я | «Буря в стакане» | «У бабушки с дедушкой...» или «Колобок» | «Вышивает, шьет иголка...» | «В комнату вошел мой папа, мама убрала...» |
3-я | «Ветреная мельница» | «Учебная сказка» или «День рождения Винни-Пуха» | «Мышка зернышко нашла...» | «Раз — подняться, потянуться...» |
4-я | «Волшебный свисток» или «Регулировщик» | «Прогулочная сказка» | «Повар готовил обед...» | «Мы в автобус дружно сели…» |