СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Годовой план учителя - логопеда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработан годовой план работы учителя - логопеда в ДОУ.

Просмотр содержимого документа
«Годовой план учителя - логопеда»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 «Солнышко» с. Альменева

ПРИНЯТ:

Педагогическим советом

протокол № _1___ от «_30_» августа 2023 г.


УТВЕРЖДЕН:

заведующим МКДОУ

Детский сад № 1 «Солнышко»

Приказ № 40/1 от «01» 09_2023 г




ГОДОВОЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА





МКДОУ ДЕТСКИЙ САД № 1 «СОЛНЫШКО»




НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД.






с. Альменево

2023 г







Содержание коррекционно-логопедической работы с детьми


Направления работы с обучающимися:

  • формирование полноценных произносительных навыков;

  • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза, усиление направленности на дифференциацию (на слух и в произношении) звуков по принципам твердости-мягкости, глухости и звонкости.

По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на скорригированном речевом материале осуществляется:

  • развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

  • обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

  • воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

  • развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;

  • формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.

На каждом логопедическом занятии даются упражнения на звуковой анализ и синтез. Основной единицей изучения является теперь не отдельный звук в составе слова, а целое слово.

В основе занятий лежит комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития.

Формирование полноценной звуковой культуры речи зависит от:

  • степени развития фонематического восприятия;

  • овладения артикуляцией звуков, просодических средств;

  • умения произвольно использовать приобретенные речевые умения и навыки в разных условиях речевого общения.

Требования к речевому материалу для занятий:

  • он должен быть максимально насыщен изучаемым звуком;

  • нарушенные в произношении звуки не включаются (по мере возможности);

  • произношение изучаемого звука отрабатывается во всех доступных сочетаниях;

  • одновременно учитывается слоговой состав слов, их лексическое значение и грамматическая структура предложения в соответствии с возрастом.


Формирование полноценных произносительных навыков включает в себя: коррекцию звукопроизношения и работу над дыханием и ведется в три этапа:

Этап

Содержание работы

Подготовительный


  1. Включение ребенка в коррекционно-развивающий процесс, формирование психологической готовности.

  2. Работа над формированием восприятия звуков речи с учетом характера дефекта.

  3. Формирование артикуляционной базы звуков.

  4. Развитие речевого дыхания, сильной воздушной струи.

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

  1. Постановка звука.

  2. Автоматизация звука.

  3. Дифференциация звука


Этап формирования коммуникативных умений и навыков

Формирование навыков безошибочно употреблять звуки речи во всех ситуациях общения


Развитие фонематического восприятия,

фонематических представлений,

доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза

Этап

Содержание работы

Развитие слухового восприятия, внимания (осуществляется одновременно с подготовительным этапом)

  1. Дифференциация звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности.

  2. Воспроизведение ритмического рисунка на слух

Развитие фонематического слуха

  1. Выделение фонемы на фоне слова.

  2. Определение места фонемы в слове

Формирование слогового

и звукобуквенного

анализа и синтеза

  1. Вычленение и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры.

  2. Вычленение и сочетание слогов в словах различной слоговой структуры.

  3. Обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков соответствующими цветами.

  4. Составление графических схем


Формирование элементарных навыков письма и чтения

Общеречевое развитие


  1. Формирование умения сосредотачивать свое внимание на вербальной задаче.

  2. Формирование умения произвольно и преднамеренно строить свои высказывания.

  3. Формирование умения выбирать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи.

  4. Формирование умения осознанно оценивать выполнение вербальной задачи

Подготовительный период

Подготовка к овладению элементарной грамотой осуществляется одновременно с формированием произносительных навыков. В результате специальных упражнений у детей воспитывается направленность на звуковую сторону речи, они учатся четко произносить, различать и выделять правильно произносимые звуки в словах.

  1. Подготовить детей к анализу слов.

  2. Научить слитно, без перебора букв, читать простейшие прямые слоги СГ (С — согласный, Г — гласный)

Букварный период

  1. Различение на слух и дифференциация отдельных звуков, а также воспитание навыка правильного употребления звуков в речи. Они сочетаются с анализом слов, слоговой состав которых постепенно усложняется, и выделением из слов ударных и безударных гласных.

  2. Установление порядка следования фонем в слове на основе их правильного произношения и четкого восприятия.

  3. Осознание различной функции фонемы.

  4. Выделение основных фонематических противопоставлений, характерных для русского языка

Работа над двумя направлениями ведется одновременно.



Цель работы: коррекция нарушений устной речи и профилактика нарушений письменной речи.


Задачи:

  1. Своевременное выявление обучающихся с трудностями освоения образовательных программ.

  2. Коррекция и профилактика нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся.

  3. Консультативно-методическая работа с родителями, педагогами.

  4. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

  5. Оснащение логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, дидактическим и наглядным материалом.

  6. Повышение уровня профессиональной квалификации.


Направление деятельности


Время проведе ния

Оформление результатов

I

Диагностическая деятельность


1

Логопедическое обследование обучающихся с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии, выявления уровня актуального речевого развития для обучающихся, комплектация групп



1.09–15.09

Справка по итогам обследования речи обучающихся.

Журнал обследования



2

Динамическое наблюдение за обучающимися в процессе коррекционного обучения (анализ состояния устной речи обучающихся)


В течение учебного года

Индивидуальные консультации с родителями – Журнал консультаций с родителями (законными представителями).

Оформление направлений для прохождения ПМПК


3

Углубленное обследование устной речи обучающихся. Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии детей, имеющих нарушения речевого развития. Постановка заключения


15.09 -30.09


Речевые карты





4

Участие в работе психолого- педагогического консилиума по вопросам организации совместной деятельности педагогов с обучающимися, имеющими нарушения развития




Согласно графику ППк

Протоколы заседания ППк.

Справка по итогам обследования речи обучающихся



5

Диагностика речевых нарушений по запросам

В течение учебного года

Журнал обследования




6

Анализ логопедической работы

за 2023-2024 учебный год

Январь–

май


Составление

аналитического отчета



II

Организационная работа

7

Планирование логопедической работы на учебный год

До 02.09

Годовой план работы




8

Формирование подгрупп для занятий на текущий учебный год



До 16.09

Приказ о зачислении обучающихся в логопункт


9

Планирование занятий на текущий учебный год


До 16.09

Рабочая программа



10

Составление расписания работы

До 16.09


Расписание логопедических занятий.

График работы учителя-логопеда

11

Ведение документации



В течение учебного года

Журнал посещаемости коррекционно-развивающих занятий.

Журнал обследования.

Списки зачисленных детей.

Расписание коррекционно-развивающих занятий.

График работы учителя-логопеда

Циклограмма

Речевые карты.

Рабочие программы.

Аналитические справки.

Годовой отчет

Журнал консультаций родителей

Журнал направлений на ПМПК

Журнал консультаций воспитателей


III

Коррекционно-развивающая работа

12

Индивидуальная работа по коррекции и развитию устной речи обучающихся

В течение учебного года

Журнал учета посещаемости коррекционно-развивающих занятий

Подгрупповые занятия по коррекции и развитию устной речи обучающихся (см. перспективное планирование)

В течение учебного года

Журнал учета посещаемости коррекционно-развивающих занятий


Внедрение в образовательный процесс инновационных технологий:

*здоровьесберегающие технологии;

*проектная деятельность;

*синквей;

*круги Луллия;

*мнемотаблицы, схемы, модели;

*интеллект-карт;

*флет-терапии;

*ИКТ;

*портфолио детей.

*презентация

В течение учебного года

Годовой план работы



IV

Консультативно-просветительская работа

13

Оказание консультативно-методической помощи педагогам, родителям:

  • выступления на родительских собраниях по вопросам организации коррекционной работы с обучающимися;

  • проведение систематических консультаций и индивидуальных бесед с родителями и учителями;

  • приглашение родителей на индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

  • печатание консультаций на сайтах родительских групп

  • выступление с публикациями на сайте детского сада


В течение учебного года

Журнал учета консультаций







Обсуждение результатов логопедической, психологической и педагогической диагностики детей, зачисленных на логопедический пункт, на педагогическом совете ДОУ.

сентябрь

Протокол педагогического совета, результаты диагностики.


Консультация для педагогов: «Семейное чтение – положительный фактор взаимоотношений родителей и детей»

ноябрь

Годовой план работы

Презентация


Консультация для педагогов: «Характеристика речи с ФНР ФФНР и ОНР».

декабрь

Практический материал и буклеты для педагогов ДОУ.


Семинар – практикум:

«Технология использования интеллект-карт в познавательно-речевом развитии дошкольника»

Цель: поиск новых средств, различных образовательных технологий и методик, которые способствуют познавательному развитию, а также развитию речевых способностей

январь

Годовой план работы

Презентация


Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков. (Л- №3-07г)

февраль

Письменный материал.


Система дидактических игр и упражнений по развитию речи.

апрель

Презентация опыта работы.


Проект: «Автоматизация звуков у детей с ОНР»

В течение учебного года

Годовой план работы

Презентация

V

Самообразование и методическая работа

14

Участие в семинарах, конференциях, педагогических советах учреждения и района

По плану ОУ

по плану РМО

Лист регистрации, сертификаты участия

15

Изучение специальной литературы по вопросам оказания помощи детям, имеющим речевые нарушения

В течение учебного года

Методические материалы, картотеки и т.п.

16

Приобретение, разработка, изготовление учебно-дидактических пособий по предупреждению и устранению нарушений

устной и письменной речи учащихся:

  • пополнение раздаточного материала новыми пособиями;

  • дальнейшее пополнение картотеки с заданиями по устранению дисграфии, обогащению словарного запаса;

  • изготовление карточек с заданиями для родителей

В течение учебного года


Методические материалы, картотеки и т.п.

18

Прохождение курсов повышения квалификации, участие в семинарах, в онлайн вебинарах на сайтах «Мерсибо», «Логоэксперт», «Мастерская Лого» и других по коррекционной работе с детьми – логопатами и ОВЗ.

Знакомство с новыми методами, формами и приемами обучения по логопедии в соответствии с ФГОС и ФОП ДОУ на специальных порталах интернета.

В течение года

Сертификаты, удостоверения участия



19

Работа по теме: «Автоматизация звуков у дошкольников с ОНР».

В течение года

Методические материалы, картотеки, пособия и т.п.