Урок – ролевая игра «Город профессий» в рамках курса внеурочной деятельности
Тема урока: Профессии города
Тип урока: урок-игра
Цель урока: создание благоприятных условий для формирования у учеников представления о многообразии профессий посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры, путем расширения представления о мире профессий.
Актуальность урока «Город профессий» определяется значимостью формирования у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение личности — сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности для развития умения командной работы, исполнения собственной игровой социальной роли, повышения уровня знаний о профессиях и взаимодействиях.
Развивающие: способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления и фантазии.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать интерес к различным сферам проф.ориентирования, умение работать в группе, слушать и корректно оценивать своих одноклассников, вести диалог, способствовать формированию самооценки.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие интереса к познанию мира, формирование мотивации к обучению, воспитание личностных качеств: аккуратности, ответственности, уверенности, волевых качеств, воспитание уважительного отношения к товарищам.
Метапредметные:
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: развитие умения выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку и самооценку результативности; развитие самостоятельности, осуществление пошагового контроля по ходу выполнения игровых заданий под руководством учителя.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развитие монологической и диалогической речи, умения слушать, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы; адекватно реагировать на замечания учителя и товарищей.
Формирование познавательных универсальных учебных действий: развитие умения находить наиболее эффективные способы решения коммуникативных задач, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать.
Предметные: формирование алгоритма для взаимодействия в обществе, получение новых знаний о профессиях.
Основные образовательные ресурсы: игровые материалы по группам. Всё необходимое для праздника, кроме скоропортящихся продуктов, ученики приносят на день раньше. Это способствует контролю и повышению ответственности.
Ход урока
Организация начала урока.
Здороваемся, представляем гостей нашего «города», рассказываем кратко о каждом игровом моменте.
Проверяем, всё ли готово к началу урока: участники, имеющие профессии занимают свои места, простые жители города выстраиваются в очередь перед банком для получения зарплаты.
Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в город. Познакомимся с различным профессиями, попробуем себя в новых ролях.
Основная часть урока.
Каждый ученик заранее получил роль и список своих заданий (см.приложение 1). Согласно ролям ребята занимают свои места на уроке. Простые жители (ученики без профессий) получают зарплату в банке. На полученные 300 ешек (валюта игрового города) покупают товары и услуги в городе. Их ждут кафе, салон красоты, магазин, почта, художественный салон и поликлиника. При нарушении правил порядка полицейский выписывает жителям штрафы.
Каждый предприниматель в середине игры должен заплатить налог (50 ешек) за свою деятельность. Любые манипуляции в банке производятся под подпись в соответствующей ведомости. (см.приложение 2)
По мере хода урока и выполнения своих ролей, работающие жители тоже могут выходить в город и тратить заработанные деньги.
Каждая услуга имеет свою цену, кратную 50 для удобства расчёта. Полный перечень указан в приложении 3.
Для приёма у врача заведены мед.карты (см.приложение 4). Письма доставляются на спец.бланках (см.приложение 5).
Предусмотрена возможность премирования жителей за отдельные заслуги во второй части урока.
Мэрия. Контроль организации всех процессов города.
Банк. Выдача зарплаты и сбор налогов.
Полиция. Выписывание штрафов за нарушение порядка.
Художник. Рисование на заказ, проведение мастер-классов.
Почта. Приём и доставка писем.
Салон красоты. Создание причёсок, стильного образа, маникюр.
Поликлиника. Заведение карточки, осмотр, назначение лечения.
Кафе. Приём заказа за столиком, обслуживание официантом, расчёт.
Магазин. Продажа игрушек и поделок.
Итог урока. Рефлексия.
Какая была тема урока? Познакомились ли вы с профессиями?
Что у вас на уроке хорошо получилось?
Над чем ещё надо поработать?
Приложение 1
Должность | Фамилия | Ответственность | Что принести? |
Мэр города | Сутягина Е.В. | Организация функционирования города | Печатные материалы |
Банкир | | В начале праздника выдать всем простым жителям города по 300 ешек (валюта Четвероленда) под подпись в ведомости. В середине мероприятия собрать налог с каждого работающего (по 50 ешек), на собранные деньги после закрытия банка может покупать товары и услуги в городе. | 100 нарисованных купюр по 50 ешек, ручка, ведомости выдам я |
Полицейский | | Следить за порядком в городе. Выписывать штрафы за нарушения. | Блокнот и ручку |
Почтальон | | Доставлять письма | Цветные ручки, шаблоны конвертов выдам я |
Художник | | Обучать рисованию, рисовать портреты и т.д. на заказ | Альбом, карандаши |
Повар | | Подготавливать еду | Выпечка и сладости |
Повар | | Подготавливать еду | Выпечка и сладости |
Повар | | Подготавливать еду | Выпечка и сладости |
Бармен | | Наливать напитки | Чай в термосе, сок и стаканчики одноразовые (20 шт) |
Официант | | Принимать заказ в кафе, доставлять, рассчитывать | Блокнот, ручка, пачка салфеток, одноразовые тарелочки |
Регистратор в поликлинике | | Заполнять мед.карточки | Ручку, шаблоны выдам я |
Врач | | Измерение роста, постановка диагноза, назначение лечения | Сантиметровую ленту |
Врач | | Измерение пульса, осмотр кожи и т.д. | Стетоскоп игровой и т.д. |
Парикмахер | | Делать причёски | Расчёски, заколочки |
Парикмахер | | Делать причёски | Расчёски, заколочки |
Мастер по маникюру | | Делать маникюр | Детский лак, пилочки и т.д. |
Стилист | | Создание стильного образа | Шляпки, шарфики, очки и т.д. |
Продавец в магазине | | Продавать товары, оформлять витрину (парту) | Поделки на продажу |
Продавец в магазине | | Продавать товары, оформлять витрину (парту) | Поделки на продажу (можно ненужные игрушки и т.д.) |
Простые жители | | Получают в начале праздника зарплату в банке, затем гуляют по «городу» (классу), хорошо себя ведут, не шумят, приобретают товары и услуги. | Опрятный внешний вид |
Приложение2
Зарплатная ведомость банка города
№ п/п | Фамилия | Сумма | Подпись |
1 | | 300 ешек | |
2 | | 300 ешек | |
3 | | 300 ешек | |
4 | | 300 ешек | |
5 | | 300 ешек | |
6 | | 300 ешек | |
7 | | 300 ешек | |
8 | | 300 ешек | |
9 | | 300 ешек | |
10 | | 300 ешек | |
11 | | 300 ешек | |
12 | | 300 ешек | |
13 | | 300 ешек | |
14 | | 300 ешек | |
15 | | 300 ешек | |
16 | | 300 ешек | |
17 | | 300 ешек | |
18 | | 300 ешек | |
19 | | 300 ешек | |
20 | | 300 ешек | |
Налоговая ведомость города
№ п/п | Фамилия | Сумма | Подпись |
1 | | 50 ешек | |
2 | | 50 ешек | |
3 | | 50 ешек | |
4 | | 50 ешек | |
5 | | 50 ешек | |
6 | | 50 ешек | |
7 | | 50 ешек | |
8 | | 50 ешек | |
9 | | 50 ешек | |
10 | | 50 ешек | |
11 | | 50 ешек | |
12 | | 50 ешек | |
13 | | 50 ешек | |
14 | | 50 ешек | |
15 | | 50 ешек | |
16 | | 50 ешек | |
17 | | 50 ешек | |
18 | | 50 ешек | |
19 | | 50 ешек | |
20 | | 50 ешек | |
Приложение 3
Прейскурант услуг города
Услуга | Стоимость |
Заполнение мед.карты регистратором | 50 |
Приём у врача | 50/100 |
Маникюр | 50 |
Причёска | 50/100 |
Создание образа стилистом | 50 |
Чай/сок в кафе | 50 |
Выпечка и десерты | 50 |
Товары в магазине | 50 |
МК художника или рисунок по заказу | 100 |
Доставка писем | 50 |
Штраф за нарушение порядка в городе | 50/100 |
Налог с деятельности за день (с каждого работника) | 50 |
Приложение 4
Приложение 5