СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Города Эллады подчиняются Македонии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Города Эллады подчиняются Македонии"»

Разработка урока по Всеобщей Истории. История Древнего мира.

Тема урока: § 41. Города Эллады подчиняются Македонии.

Учебник: Вигасин, А. А. Все­об­щая ис­то­рия. Ис­то­рия Древ­не­го ми­ра. 5 кл.: учеб. для общеобра­зо­ват. орг. / А. А. Ви­га­син, Г. И. Го­дер, И. С. Свен­циц­кая; под ред. А. А. Искен­де­ро­ва. — 3-е изд. — М.: Про­све­ще­ние, 2017. — 303 с.

Класс: 5 «А».

Тип урока: вводно-мотивационный урок.

Целевая установка урока:

  1. Образовательная целевая установка: анализ Македонского государства в середине IV в. до н. э и его причины возвышения над другими греческими полисами Эллады.

  2. Развивающая целевая установка: развитие способностей обработки и фиксации информации обучающимися, развитие творческого мышления и умений выделять главную информацию и анализировать её и из этого формулировать собственные выводы.

  3. Воспитательная целевая установка: воспитание уважения к древней истории, памятникам литературы и искусства древности, к людям, жившим в те времена, а также к истории Европы и греческих народов.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная и групповая работа.

Методы работы: объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый.

Планируемые результаты:

  • Личностные планируемые результаты (УУД):

  • формирование умения поиска информации и работы с данной информацией;

  • воспитание уважения к греческой истории и культуре сер. IV века до н. э.

  • развитие умения аргументировать и отстаивать собственную точку зрения, давать оценку и уважать точки зрения других учащихся;

  • понимают причины успешной и неуспешной учебной деятельности;

  • понимают необходимость обучения, что выражается в преимущественно учебно-познавательных мотивах и стремлении к социальному способу оценки знаний;

  • Метапредметные планируемые результаты (УУД):

  • способны осуществлять сознательную организацию и регуляцию учебной деятельность и учебного взаимодействия;

  • умеют анализировать, синтезировать, доказывать, искать и выделять необходимую информацию, умеют выдвигать гипотезу и обосновывать свои суждения;

  • Предметные планируемые результаты (УУД):

  • обучающиеся должны знать: понятие гейтары, «филиппики», Македония, а также как было устроено Македонское царство особенно его военно-политическая составляющая;

  • обучающиеся должны понимать, по каким причинам Македония в сер. IV века до н. э. смогла подчинить себе все греческие полисы Эллады и какова в это роль личности Филиппа Македонского;

  • обучающиеся должны уметь давать характеристику политическом, экономическом и военному устройству Македонского царства и самой личности Филиппа Македонского.

Этапы урока:

  • Вводно-мотивационный этап урока — вводная часть урока (актуализация знаний);

  • Этап введение в новой материал и решения проблемного вопроса — основная часть урока;

  • Этап контроля-коррекции знаний — заключительная часть урока.

Ход урока

  1. Вводно-мотивационный этап урока (12 — 15 минут)

Актуализация знаний. Учитель предлагает вспомнить о том, как развивалась греческие полисы в Элладе в сер. IV веке до н.э., какие события предшествовали взлету Македонского царства по сравнению с другими греческими полисами. Проводит фронтальную беседу об экономическом, политическом и культурном развитии этих государственных образований в конце V — сер. IV вв. до н. э. В завершении фронтальной беседы, обучающиеся приходят к выводу о том, что в начале и до сер. IV века до н. э. самыми сильными полисами Эллады были — Афина и Спарта.

Далее учитель демонстрирует презентацию и выводит на экран содержание учебника 5 класса, а именно — главу, в которой выделен параграф: § 41. Города Эллады подчиняются Македонии.

Глава X. Македонские завоевания в IV (4-м) веке до н. э.

§ 41. Города Эллады подчиняются Македонии.

§ 42. Поход Александра Македонского на Восток.

§ 43. В Александрии Египетской.

Далее учитель с помощью презентации проводит общую иллюстрацию темы «Города Эллады подчиняются Македонии.», а именно:

В презентации демонстрируется лента времени. На ленте времени отражены следующие даты: конец V века до н.э. — начало Пелопоннесской войны (431 год до н. э.); 359 год до н. э. — начало правление Филиппа Македонского; 338 год до н. э. — битва при Херонея; 336 год до н. э. — смерть Филиппа, восшествие на престол его сына Александра Македонского; (конец IV в. до н. э.) 334 год до н. э. — начало поход Александра Македонского в Азию.

Учитель выводит на экран карту — «Македония в конце V века до н. э.» и потом карту «Эллада в сер. IV века до н. э.), как подводку к исходному проблемы урока предлагает повторить вывод, сделанный учениками в ходе фронтальной беседы. Учитель предлагает обучающимся сформулировать проблему урока.

Учитель выводит на экран слайд с исходным противоречием и помогает ученика его сформулировать: «Почему несмотря на могущество греческих полисов таких как Афины и Спарта, слабая Македония смогла стать самым сильным царством в Греции в сер. IV века до н.э.?». Учитель выводит на экран слайд с учебной задачей урока: «Почему слабая Македония в сер. IV века до н.э. смогла стать самым могущественным царством в Элладе?».

В презентации демонстрируются символы эпохи, а именно: изображения вооружения македонских воинов, македонской фаланги, изображение конных воинов гейтаров, реконструкции и схемы сражений и картины, посвященные тем событиям, а также деятелей той эпохи: Аристотеля, Демосфена, Филиппа Македонского, Александра Македонского

Учитель выводит на экран термины по теме урока: гейтары, «филиппики».



В презентации демонстрируются памятники эпохи, а именно: золотая монета Филиппа Македонского, древнегреческая статуя Демосфена и Александра Македонского, древнегреческая скульптура Филиппа II, вооружение македонян.

  1. Этап введение в новой материал и решения проблемного вопроса (25 мин).

План организации учебной деятельности:

  1. Причины упадка греческих полисов Афины и Спарты;

  2. Внутренняя и внешняя политика Филиппа II Македонского;

  3. Завоевательные походы Филиппа II Македонского;

  4. Конец и итоги правления Филиппа II Македонского, начало правления Александра Македонского.

Проведение урока состоит из введения в новый материал обучающихся, а также решения совместно с учителем проблемы и задачи урока.

Учитель: Уже при жизни Перикла в Греции начались междоусобные войны. И Афины, и Спарта стремились к господству над Грецией. Серия войн за господство в Греции между Афинами и Спартой получили название —  Пелопонесские войны (431—404). Эти войны закончились поражением Афин. Далее учитель предлагает вспомнить с помощью задания к каким последствия привела Пелопонесская война в Греции для греческих полисов:

Задание №1. Найдите ложные и верные утверждения по поводу Пелопонесской войны.

  1. Война носил сугубо личный характер, которую развязал афинский политик Перикл;

  2. В Делосский союз входили два главных полиса Афины и Спарта;

  3. Спарта стремилась за гегемонию в Элладе;

  4. Перикл старался укрепить Афины;

  5. Коринфиский союз во главе к

  6. оторого стояла Спарта была создан против власти Делосского союза;

  7. Война шла не на территории Греции;

  8. Война длилась долгие 27 лет и принесла разорения многим полисам Греции;

  9. Спарта одолела Афины и распространила свою власть на многие греческие полисы, в том числе и на сами Афины.

Далее учитель выводит на экран текс предлагая учащимся поработать с текстом посвященному той эпохи:

Задание № 2. Прочитайте текст и ответь на вопросы.

«В конце V —начале IV вв. до н. э. ослабление Афин и распад Афинского морского союза облегчил ускорение процесса объединения Македонии под властью одного царя. Во время правления царя Архелая на границах Македонии строятся крепости, в самой стране проводится сеть дорог, соединяющих различные области страны и начинается чекан медной монеты, указывающий на расширение внутреннего обмена.

Создается пышный двор в Эгах, куда привлекаются греческие художники, скульпторы и поэты. В Эгах строится театр греческого типа, и здесь доживает свои последние годы знаменитый афинский поэт Еврипид.

Полностью объединение Верхней и Нижней Македонии завершается при царе Филиппе, который в 359 г. до н. э. был провозглашен верховным правителем Македонии, а до этого времени управлял страной от имени своего малолетнего племянника, теперь устраненного от власти».

Вопросы:

1) Какую политику проводил македонский царь Архелай?

2) Кто объединил Македонию и в каком году он пришел к власти?

Далее учитель предлагает на основе материала учебник познакомиться с биографией македонского царя Филиппа II и выполнить следующее задание (раздаточный материал).



Задание №3. Прочитайте отрывок из текста и ответь на вопросы.

Основными целями, поставленными Филиппом для дальнейшего развития Македонии, после завершения процесса ее полного объединения, было укрепление границ царства и выход к морю, т. е. борьба с греческими колониями. Она была неизбежно связана с борьбой и против греческих государств. Столица Македонии была перенесена в город Пеллу.


Первой реформой, проведенной Филиппом, была военная реформа, состоявшая в создании мощной армии. В то время как в остальной Греции широко применялись наемные войска, армия Македонии состояла из свободных людей — земледельцев и пастухов, впервые призванных государством к постоянному несению воинской повинности. Военные подразделения пехоты назывались, как и в Греции, фалангами, но они отличались по своему построению и вооружению от греческих фаланг. Все воины македонской фаланги получили одинаковое вооружение: шлем, кожаный панцирь, небольшой круглый щит, короткий меч и длинное копье (сарисса), доходившее до 5,5 м. длины.

Македонская фаланга строилась в глубину на 16 рядов. Таким образом, каждый воин переднего ряда был защищен от врага шестью копьями.

Македонская конница, состоявшая из знати, также была реорганизована. Все всадники получили одинаковое вооружение. Конница первоначально состояла из 800 всадников, называвшихся гетерами (товарищами) царя; позже число ее значительно возросло.

Армия получила также новое техническое оснащение в отличие от греческой. Кроме обычных переносных (веревочных и деревянных) лестниц, македонская армия была снабжена катапультами, баллистами и подвижными башнями.

Вопросы:

  1. Чем отличалась греческая армия от македонской?

  2. В чем состояла цель военной реформы Филиппа II?

Далее учитель выводит на экран золотую монету Филиппа II Македонского и спрашивает обучающихся что это означает и как она связана с данной личностью. Что означает данная фраза, сказанная Филиппом II: «Осел, груженный золотом, возьмёт любую крепость».

Задание №4. Рассмотрите карту Древней Греции IV века до н. э. и скажите какие полисы Филипп II Македонский покорил.

Вопрос: Какие греческие полисы и территории, указанные на карте, завоевал Филипп II Македонский?

Потом учитель рассказывает про Демосфена используя текст параграфа учебника пункт 2. «Потеря Грецией независимости». Выводит на экран презентации схему сражения битвы при городе Херонея в 338 году до н.э.

Далее учитель говорит, когда Филипп в 352 г. до н. э. попытался вторгнуться через Фермопилы в Среднюю Грецию, Демосфен выступил перед народом с филиппикой, т. е. грозной речью, предупреждая о грозящей опасности. Оратору удалось убедить принять решительные меры, но к делу приступили вяло и непродуманно.

— Как вы понимаете выражение: «День этой битвы был концом греческой свободы»? (фронтальный опрос)

Учитель: Филипп не объявил себя царем. Он добился того, что греческие города поклялись ему в верности и признали своим военным предводителем. Немедленно началась подготовка похода македонян и греков на персов.

Далее учитель показывает на экране скульптуру Александра Македонского попутно рассказывая о его детстве и какую роль он сыграл в завоевании Эллады, также приводит отрывки из Плутарха предлагая обучающимся ответить на следующее вопросы.

Далее учитель рассказывает об Александре Македонском (выводит на презентацию слайд).

  1. Этап контроля-коррекции знаний (5 минут).

Обучающиеся отвечают на поставленную в начале урока проблему и учебную задачу. Тезисно записывают основные выводы в конспект.

Рефлексия. Учитель предлагает ученикам оценить свою работу на уроке и проводит фронтальную беседу.

Домашнее задание: повторить основные понятия и даты §41 для подготовки к промежуточному контролю и познакомиться с материалом следующего §42.

Дополнительно (по желанию учеников):

  • Доклад по персоналиям (личностям): Аристотель; Демосфен.

Технологическая карта урока:

1. Общая информация об уроке

Тема


Греко-персидские войны (§ 34 — 35. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск)


урока по календарно-тематическому планированию

Урок № 39

Предмет, класс

Всеобщая история. История Древнего мира, 5 «А» класс

УМК

1. Учебник: Вигасин, А. А. Все­об­щая ис­то­рия. Ис­то­рия Древ­не­го ми­ра. 5 кл.: учеб. для общеобра­зо­ват. орг. / А. А. Ви­га­син, Г. И. Го­дер, И. С. Свен­циц­кая; под ред. А. А. Искен­де­ро­ва. — 3-е изд. — М.: Про­све­ще­ние, 2017. — 303

2. Шевченко, Н. И. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. И. Шевченко. — М.: Просвещение, 2017. — 128 с. с.

3. Сорокина, Е. Н. Поурочные разработки по Всеобщей истории. История Древнего мира: к учебнику  А.А.Вигасина и др. — М.: ВАКО, 2020 г..

Тип урока

урок решения частной учебной задачи

Методы, приемы обучения, образовательные технологии

Проблемный, наглядный, частично-поисковый и практический методы обучения. Фронтальная, индивидуальная и групповая работа.

Цель

  • Образовательная целевая установка: анализ греко-персидских войн с 500 — 449 гг. до н.э.; выявление причин и итогов войны между греческими полисами и Персидской державой Ахеменидов.

  • Развивающая целевая установка: развитие способностей обработки и фиксации информации обучающимися, развитие творческого мышления и умений выделять главную информацию и анализировать её и из этого формулировать собственные выводы.

  • Воспитательная целевая установка: воспитание уважения к древней истории, памятникам литературы и искусства древности, к людям, жившим в те времена, а также к истории еврейского народа.

Формируемые УУД

предметные

метапредметные

личностные

- обучающиеся должны знать: понятие стратег, фаланга, триера, а также закономерности греческой борьбы с персами и её итоги;

- обучающиеся должны понимать: какими средствами и методами греческие полисы смогли отстоять свою независимость перед сильной державой Ахеменидов в кон.VI — нач. V вв. до н. э.;

- обучающиеся должны уметь: давать характеристику греко-персидским войнам их причинам и результатам, анализировать и трактовать информацию из исторических источников;


  • - способны осуществлять сознательную организацию и регуляцию учебной деятельность и учебного взаимодействия;

  • - умеют анализировать, синтезировать, доказывать, искать и выделять необходимую информацию, умеют выдвигать гипотезу и обосновывать свои суждения;


- формирование умения поиска информации и работы с данной информацией;

- воспитание уважения политической традиции и ценностей Великобритании;

- развитие умения аргументировать и отстаивать собственную точку зрения, давать оценку и уважать точки зрения других учащихся;

- понимают причины успешной и неуспешной учебной деятельности;

- понимают необходимость обучения, что выражается в преимущественно учебно-познавательных мотивах и стремлении к социальному способу оценки знаний;


Оборудование, дидактические материалы

Проектор, компьютер, презентация, учебники по всеобщей истории, раздаточный материал с заданиями

Источники информации, литература

  • ПостНаука (курс История Древней Греции) — https://postnauka.ru/faq/75486

  • Сергеевна, К. Ю.
    Хрестоматия по истории древнего мира [Текст] / Сост. Ю. С. Крушкол, Н. Ф. Мурыгина, Е. А. Черкасова. — Москва: Просвещение, 1975. — 272 с.

  • Ляпустин, Б. С. Древняя Греция: учеб, пособие для вузов / Б. С. Л япустин, И. Е. Суриков. — М.: Дрофа, 2007. — 526 с.

2. План урока

Этап урока

Виды, приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ресурсы

1. Организационный этап

Фронталь-ная беседа

Учитель создаёт необходимые условия для формирования у обучающихся положительного настроя для включения учеников в плодотворную учебную деятельность.

Ученики внимательно слушают учителя и задают вопросы, осуществляют подготовку личного учебного пространства к уроку и настраиваются на работу.


2. Актуализа-ция знаний и мотивация учебной деятельности обучающихся

Фронтальная беседа учителя и учеников с использованием проблемного метода обучения


Актуализация.

Учитель предлагает вспомнить о том, как развивалась греческие полисы в Элладе в кон. VI веке до н.э. и Персидская держава Ахеменидов. Проводит фронтальную беседу об экономическом, политическом и культурном развитии этих государственных образований.


Мотивация.

Учитель демонстрирует презентацию с общей иллюстрацией темы: лента времени, символы и памятники эпохи, термины.

Мотивация к уроку через исходное противоречие.

Учитель выводит на экран карту — «Греция и Персидская держава Ахеменидов в V в. до н.э.», как подводку к исходному противоречию предлагает повторить вывод, сделанный учениками в ходе фронтальной беседы. Учитель выводит слайд с противоречием — разгром персов в Марафонской и Саламинском сражениях. Учитель предлагает ученикам сформулировать исходное противоречие.

Учитель выводит на экран слайд с исходным противоречием и помогает ученика его сформулировать: «Почему несмотря на могущество Персидской державы Ахеменидов и её войска она проиграла мелким городам-государствам Эллады в нач. V в до н.э.?». Учитель выводит на экран слайд с учебной задачей урока: «Почему могущественная Персидская держава не смогла завоевать мелкие города-государства Греции в нач. V в. до н. э.?».


Ученики активно взаимодействуют с учителем, вспоминают пройденный материал и отвечают на вопросы учителя. В завершении фронтальной беседы, обучающиеся приходят к выводу о том, что в конце VI века до н. э. Ахеменидская империя была очень могущественной по сравнению с разрозненными греческими полисами.

Ученики внимательно слушают учителя, смотреть на изображения в презентации, рассуждают и выдвигают свои варианты ответа. Формулируют с помощью учителя исходное противоречие и учебную задачу урока.

Проектор и презентация (слайд с изображением основных фактов и событий развития Греко-персидских войн в Элладе в конце VI —в начале V вв. до н. э.), обучающиеся могут пользоваться учебником.



3. Информационно-аналитический этап



Практическая деятельность с применением проблемного метода, фронтальная беседа, работа в группах



План организации учебной деятельности:

  1. Причины и истоки греко-персидских войн;

  2. Марафонская битва и ее итоги;

  3. Вторжение войска персидского царя Ксеркса в Элладу. Фермопильское сражение;

  4. Саламинское сражение;

  5. Итоги греко-персидских войн.

Решение учебной деятельности состоит из выполнения учебных заданий.

Задание №1. Индивидуальная работы с контурной картой. Рассмотрите карту Ахеменидской Державы VI в. до н. э. и ответьте на вопросы:

  1. Какие государства входили в состав Персидской державы Ахеменидов? Были среди них греческие города в Малой Азии?

  2. С какими племенами воевали персидские цари? Как вы считаете для каких целей совершались данные походы?

Обучающиеся разбиваются на группы.

Задание №2. Прочтите отрывок, посвященный началу греко-персидским войнам и ответьте на вопросы:

  1. Какой город восстал против персидского владычества и где он находился?

  2. К кому за помощью обратились восставшие?

  3. Кто пришел на помощь к Милету, а кто нет и почему?

  4. В чем Дарий обвинил Афины?

Задание №3. Прочтите отрывок, посвященный походу царя Дария на Элладу и ответьте на вопросы:

1) Чего хотел Дарий от греческих полисов Эллады?

2) Какие полисы отказали в это требовании?

Задание №4. Используя текст § 34 — 35. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск. Заполните таблицу, посвященную греко-персидским войнам.

Персоналии: 1) Мильтиад и Дарий; 2) Леонид и Ксеркс; 3) Фемистокл и Ксеркс.

Тактика и стратегия и итог: А) Этот полководец воспользовался видение оракула: «Только деревянные стены спасут Афины» призвал сограждан своего полиса построить флот и объединиться всем полисам в союз для борьбы с персами; Б) Царь этого полиса-государства во главе союзников решил занять оборону в непреступно проходе для остановки продвижения персидского войска; В) Благодаря его смекалки и доблести его воинов греки смогли атаковать уставших персов только что прибывших к месту недалеко от Афин, не ожидав нападения.

Также в конце этого задания можно провести фронтальный опрос или беседу с обучающимся по итогам этих сражений и их значению («Как вдохновил подвиг «300 спартанцев» других греков на борьбу с персами?»; «Какой вклад в победу над персами сыграл афинский морской флот?» и т.д.).

Задание №5. Обучающиеся делятся на 2 группы (персы и греки). На основе текста учебника и выдержек строк греческого историка Геродота и поэта Эсхила, им необходимо написать в таблицу не менее 3 главных пунктов:

А) Греческие полисы (благодаря чему они смогли отстоять независимость.

Б) Персидская держава (в чем были главные ошибки и просчеты).









Вначале ученики работают индивидуально, а со второго задания разбиваются на группы. После выполнения каждого задания участвуют во фронтальном обсуждении заданий. Активно высказывают свою точку зрения, слушают точки зрения других учеников – соглашаются или оспаривают.



Раздаточный материал с заданиями, учебник

5. Этап контроля-коррекции

Фронтальная беседа

Учитель, в ходе фронтальной беседы, возвращает учеников к исходному противоречию и учебной задаче урока, предлагает им ответить на проблему урока. (также учитель демонстрирует презентацию с исходным противоречием).

Ученики отвечают на поставленную в начале урока проблему и учебную задачу. Тезисно записывают основные выводы в конспект.


Презентация, учебник, конспекты

7. Рефлексивный этап

Фронтальная беседа

Учитель предлагает ученикам оценить свою работу на уроке и проводит фронтальную беседа

Ученики активно взаимодействуют с учителем, высказывают свою точку зрения, оценивают свою работу


8. Домашнее задание

Индивидуаль-ная работа обучающихся

Учитель задает на дом повторить основные понятия и даты §35 для подготовки к промежуточному контролю и познакомиться с материалом следующего §36.

Дополнительно (по желанию учеников):

Доклад по персоналиям (личностям):

1) Устройство Афинского полиса в V в. до н.э.; 2) Делосский союз.



Учебник

Рабочая тетрадь / раздаточный материал