СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Графический портретный рисунок

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 6 классе. 

Цели:

- Закрепить знания учащихся, полученные на предыдущем уроке – приемы рисования головы человека;

- Систематизировать знания по жанру портрета, его разновидностям.

Просмотр содержимого документа
«Графический портретный рисунок»

Графический портретный рисунок (1 урок).

Цели:

- Закрепить знания учащихся, полученные на предыдущем уроке – приемы рисования головы человека;

- Систематизировать знания по жанру портрета, его разновидностям.


Задачи:


  1. Изучить пропорции лица, формировать умение найти координатные (опорные) точки лица, обучить технике рисования графическими средствами.

  2. Развивать наблюдательность, зрительную память, глазомер.

  3. Воспитывать интерес к человеку, умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека.


Оборудование и материалы:

Для учителя:

- иллюстрации с изображением портретов людей; видеофильм; таблицы пропорций лица; слова А.Кушнера из «Песни о картинах».

Для учащихся:

- бумага формата А4; графические материалы;

Ход урока:

1. Организационный момент.

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Лётчик или балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина

Называется - портрет.

А.Кушнер


Сегодня мы продолжим наш разговор об одном из жанров искусства – портрете. Научимся рисовать человека графическими средствами. Вспомним, что мы с вами знаем об этом жанре.

2. Систематизация и закрепление знаний.

Давайте, решим кроссворд, который поможет нам обобщить наши знания о портрете. (Листы с кроссвордом розданы всем ученикам класса )

Вопросы к кроссворду.

1.Вид портрета чаще всего используемый художникам, изображающий человека не в полный рост – (поясной)

2.Портрет, с которого на нас смотрят несколько лиц – (групповой)

3.То, что лежит в основе любого портрета – (пропорции лица)

4.Разновидность портрета, используемая в скульптуре – (бюст)

5.Портрет, который предполагает изображение человека, показывающее его общественное положение, выполняемый всегда на заказ – (парадный)

6.Портрет, раскрывающий индивидуальные особенности человека, его внутренний мир – (камерный)

7.Картина человека, написавшего свой портрет – (автопортрет)



- Так, что же такое портрет? Вспомните значение этого слова.(Портрет - жанр ИЗО, изображение человека или группы людей в произведениях живописи или скульптуры).

3. Объяснение нового материала.

Портрет, как жанр, сформировался в искусстве один из первых. Человек спешил увековечить себя в истории, оставить свой образ для потомков. Не только образ, но и внутренний мир, раскрыть свое духовное я. Язык изобразительного искусства организуется чувством художника, ритмом его эмоций, и он строит свой образ, стремится воплотить свои представления и находит нужные средства выразительности.

Портретный графический рисунок дает возможность более быстрыми в исполнении средствами передать индивидуальность человека.

- Какими материалами работают в графике? (Карандаш, тушь, ручка).

Сегодня на улицах города можно встретить художников, которые пишут графические портреты с натуры.

- Что помогает художнику передать настроение? Это эмоции, которые мы узнаем по мимике лица.

Посмотрите на эти изображение людей. Они показывают нам лица людей. Они, как и ваши минуту назад, выражают различные эмоции. Найдите эти эмоции на схематической таблице. А знаете ли вы, что ….. Чтобы разозлиться, обидеться нашему лицу приходится задействовать 64 лицевые мышцы, а чтобы улыбнуться – всего 17 мышц. Так что улыбаться намного легче – делайте это чаще!

4. Физкультминутка.

1. Исходное положение – стоя, руки опущены вниз. На счет «раз» - поднять руки вверх, потянуться; на счет «два» - вернуться в исходное положение (повторить 5 раз).

2. Исходное положение – стоя, руки опущены вниз. На счет «раз» - поднять правую руку вверх, левую ногу отставить назад, прогнуться; на счет «два» - вернуться в исходное положение; на счет «три» - поднять левую руку вверх, правую ногу отставить назад, прогнуться; на счет «четыре» - вернуться в исходное положение (повторить 5 раз).

3. Дадим отдохнуть глазам. Сидя, двигаем глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

- Молодцы!

Сейчас мы с вами посмотрим видеофильм о том, как необходимо выполнять графический портретный рисунок головы. Давайте с вами вспомним, с чего мы начинаем с вами свою работу над построением головы. Разметив на месте общую форму головы (голову нужно изображать меньше натуральной), намечаем вспомогательные линии. Линия глаз должна примерно делить голову пополам. Линия рта делит нижнюю четвертину головы. Приступаем намечать глаза. Парные формы головы рисуются одновременно. Не забываем, что расстояние между глазами равно длине глаза. Далее схематично намечаем нос, рот и уши. После чего детализируем их. Также не забудьте наметить брови, волосы. Когда рисунок ваш готов, вы убираете все вспомогательные линии ластиком. И приступаете к штриховке лица, а именно с помощью светотени прорисовываем более мелкие формы лица. При помощи той же светотени прорисовываем все лицо. ( По ходу объяснения демонстрируется видеофильм).

5. Практическое выполнение задания (индивидуальная помощь учащимся, выявление типичных ошибок, фронтальная работа, черновая работа).

Сегодня на уроке я предлагаю вам выполнить графический портрет, который будет отражать настроение. Вы должны представить, каким он будет: веселым, задумчивым, печальным и т.д.. Главное, делая зарисовку, добивайтесь большей выразительности. Помните, что в основе каждого портрета лежат пропорции лица. Сегодня на уроке вы выполняете только построение головы, а на следующем уроке выполните в карандаше все элементы лица.

6. Итог урока.

Сегодня вы на практике еще раз убедились, что изображая портрет человека необходимо соблюдать правила построения головы, знать пропорции лица. В своих работах вы применили эти правила. На следующем уроке мы продолжим эту работу в карандаше.

7. Домашнее задание.

Принести на урок графические материалы (карандаши разной твердости и мягкости, ластик).

Графический портретный рисунок (2 урок).

Цели:

- Создать условия для знакомства обучающихся с особенностями графического портрета.



Задачи:


  1. Обучить технике рисования графическими средствами.

  2. Развивать наблюдательность, зрительную память, глазомер.

  3. Воспитывать интерес к человеку, умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека.


Оборудование и материалы:


Для учителя:

- видеофильм; таблицы пропорций лица.

Для учащихся:

- бумага формата А4; графические материалы;



Ход урока:

1. Организационный момент.

(Приветствие, проверка готовности к уроку).



2. Актуализация знаний.

Беседа:

- Ребята, какие материалы использует в работе художник - график? (Графический карандаш и ластик).

- Вспомните, какие виды карандашей выпускают в России? (По степени твердости: твердые Т и мягкие М).

Для рисования сегодня на уроке нам наиболее подойдут мягкие карандаши от 1М до 5М и ТМ. Эти карандаши могут давать линии различной толщины, также по тону могут быть от светлого до почти четного цвета, что достигается штриховкой.

Вспомните еще раз приемы рисования головы человека, пропорции лица, опорные точки лица. (Просмотр видеофильма).

3. Физкультминутка.

1.Исходное положение - сидя, не опираясь на спинку стула. Наклониться вперед и коснуться руками носков ног (повторить 7 раз).

2. Исходное положение – стоя, руки опущены вниз. На счет «раз» - поднять руки вверх, потянуться; на счет «два» - вернуться в исходное положение (повторить 5 раз).

3.Тренировка наружных мышц глаз. Сидя, медленно переводим взгляд с пола на потолок и обратно (голова при этом неподвижна). Упражнение повторить 5 раз.

- Молодцы!

4. Практическое выполнение задания (индивидуальная помощь учащимся, испытывающим затруднения; контроль правильного выполнения приемов работы в графике, выявление типичных ошибок).

Сегодня на уроке вы продолжаете работать над портретом в карандаше. Вам необходимо сегодня выполнить штриховку лица.

5. Итог урока.

(Выставка работ и оценивание).

Ребята, сегодня вы были настоящими художниками-портретистами в графике. Подводя итог урока, предлагаю устроить выставку работ. Каждый из вас выразил в своих рисунках сегодня личное отношения к человеку портретируемому, показал его чувства. Конечно, не все работы совершенны, но ведь вы только учитесь правильно рисовать голову человека. По вашим работам видно, что сегодня вы сделали первый шаг в освоении графической техники изображения человека. Еще все у вас получится, все еще впереди!

6. Домашнее задание.

Подготовить сообщение на темы: Мирон «Дискобол», Леохар «Аполлон Бельведерский», Лисипп «Геракл, борющийся со львом», Тутмесон «Нефертити».