СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Графические и цифровые диктанты по математике 5 - 6 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математический тренажёр предназначен для формирования у учащихся 5 - 6 класса навыков применения пройденного материала

Просмотр содержимого документа
«Графические и цифровые диктанты по математике 5 - 6 класс»

Графические и цифровые диктанты на уроках математики в 5 – 6 классах.

Еще К.Д. Ушинский советовал включить элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, является графический или цифровой диктант.Такие диктанты проводятся после изучения темы на уроках повторения и обобщения. Предлагаемый игровой материал является результатом работы, которая помогает сформировать ряд умений и навыков. Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.В организации графических диктантов придерживаются следующих требований:

1) правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал должен быть посилен для всех детей;

2) дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию;

3) диктант интересен тем, что в нем участвует каждый ребенок;

4) подведение результатов должно быть справедливым и четким.

На этих диктантах не ставятся отметки, хотя устное оценивание, конечно осуществляется. Результаты диктантов можно учитывать при выставлении отметки за урок. К тому же ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Система представленных графических или цифровых диктантов позволяет решить все три аспекта: познавательный, развивающий, воспитательный.

Познавательный аспект – формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Развивающий аспект – развитие мышления у учащихся в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное.

Воспитательный аспект- воспитание нравственных межличностных отношений.

Как известно, дети очень любят рисовать. И начинают тыкать карандашом в тетрадь, едва научившись стоять на ногах. Многие из них, придя в школу, рисуют везде: на партах, стенах, школьных рюкзаках, тетрадях, дневниках, обложках книг и т.д. Структура диктантов: диктант состоит из десяти утверждений, на которые нужно ответить «да» или «нет». В эти утверждения входят как вопросы теории, так и практики. Некоторые из утверждений правильные, а в некоторых допущены ошибки. Если ученик согласен с утверждением, то отвечает «да». Если не согласен – «нет». В графическом диктанте утверждение «да» изображается отрезком, «нет» изображается уголком. В результате получается график. Например:

В цифровом диктанте утверждение «да» изображается цифрой 1, а утверждение «нет» - цифрой 0. В результате получается десятизначное число, состоящее только из нулей и единиц. Например: 10011100010.

Проверка осуществляется сразу после проведения диктанта, можно с помощью документ камеры или проектора. Можно проверять самому ученику, можно поменяться ученикам тетрадями и работать в парах, т.е. проводить самопроверку или взаимопроверку. Ученики сразу видят результат своего труда. Сразу же необходимо разобрать вопросы учащихся, возникшие в результате написания диктанта.

Ниже представлены диктанты по всем темам курса математики 5 – 6 классов по учебнику Н.Я. Виленкина.

5 класс.

Диктант №1 по теме «Натуральные числа и шкалы».

  1. Числа, употребляемые при счете предметов, называются натуральными.

  2. Наименьшее натуральное число 0.

  3. Наибольшего натурального числа не существует.

  4. Любое натуральное число больше 0.

  5. Число 5 в записи числа 1502 означает 5 сотен.

  6. Единица длины в 1000 раз больше 1 сантиметра – 1 метр.

  7. В 1 тонне 1000 килограммов.

  8. В 1 тонне 100 центнеров.

  9. Точка с меньшей координатой лежит на координатном луче левее точки с большей координатой.

  10. Если цифры в пятизначном числе записать в обратном порядке, то опять получится пятизначное число.



Ответ:

Диктант №2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел».

  1. Числа, которые складывают, называются слагаемые.

  2. Чтобы найти неизвестное слагаемое надо к сумме прибавить известное слагаемое.

  3. Вычитаемое всегда меньше чем разность.

  4. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое надо к вычитаемому прибавить разность.

  5. Правильность выполнения вычитания проверяется вычитанием.

  6. Представление числа 6702 в виде 6000 + 700 + 2 называется разложением этого числа по разрядным слагаемым.

  7. 46 + 20 = 66 это буквенное выражение.

  8. Равенство а + ( в + с) = ( а + в) + с верно при любых значениях букв.

  9. 28 – ( 15 + с ) = 28 – 15 – с = 13 – с

  10. Выражение 4х – 15 называется уравнением.



Ответ:

Диктант №3 по теме «Умножение и деление натуральных чисел».

  1. 17 + 17 + 17 = 17 * 3

  2. 0 * 32 = 32

  3. 41 * 1 = 41

  4. Действие, с помощью которого по произведению и одному из множителей находят другой множитель, называется деление.

  5. 123: 123 = 1

  6. 327 : 0 = 0

  7. 402: 2 = 21

  8. При делении с остатком, остаток всегда меньше делителя.

  9. 3а + 17 + 4а + 14 = 7а + 31

  10. 2³ = 6

Ответ:



Диктант №4 по теме «Площади и объемы».

  1. .Путь, пройденный пешеходом со скоростью 7 км/ч, за 6 часов равен 42 км.

  2. Периметр прямоугольника со сторонами 2см и 3 см равен 6см.

  3. Периметр квадрата со стороной 4 см равен 16 см.

  4. S = a*b – формула площади прямоугольника.

  5. Если периметры прямоугольников равны, то равны и эти прямоугольники.

  6. Площадь квадрата со стороной 5 см равна 20 см.

  7. 420000 м² = 4200 а =42 га.

  8. V = a*b*c формула объема прямоугольного параллелепипеда.

  9. Объем куба со стороной 3 см равен 27 см².

  10. 1 литр = 1 дм³



Ответ:











Диктант №5 по теме «Обыкновенные дроби».

  1. В дроби 5/9 числитель равен 9.

  2. Дробь ¾ правильная

  3. Любое натуральное число можно представить в виде обыкновенной дроби.

  4. 9/4 = 2 ¼

  5. 13/12

  6. 3/5 + 4/5 = 7/10

  7. 77 : 10 = 7 7/10

  8. 4 – 3 5/9 = 1 5/9

  9. 4 3/5 + 2 4/5 = 7 2/5

  10. ¼ часа составляют 20 минут



Ответ:



Диктант №6 по теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей».

  1. 24 25/100 = 24,25

  2. 7,299 7,3

  3. Числа 10,45; 2,316; 2,314; 2,31; 0,915; 0,9078 расположены в порядке убывания.

  4. 33 целых 8 десятитысячных можно записать в виде 33,008.

  5. 5,02 + 3,8 = 8,1

  6. 7 – 0,13 = 6,87

  7. 1 – 0,48 = 1,48

  8. 3,3 + 12 = 4,5

  9. 12,88 ≈ 13

  10. 0,21 ≈ 0,3



Ответ:



Диктант №7 по теме «Умножение и деление десятичных дробей».

  1. Чтобы умножить десятичную дробь на 10 надо перенести в этой дроби запятуювлево на одну цифру.

  2. 7 * 0,02 = 0,14

  3. 0,6 * 0,5 = 3

  4. 5,5 * 0,1 = 0,55

  5. При делении десятичной дроби на 0,61 запятая в делимом переносится на одну цифру вправо.

  6. 3,6 : 1,8 = 2

  7. 0,72 : 3,6 = 2

  8. 5: 10 = 0,5

  9. 36 : 0,01 = 0,36

  10. 0,3 кг железа легче 0,3 кг ваты.



Ответ:





Диктант №8 по теме «Инструменты для вычислений и измерений».

  1. Процент – сотая часть числа.

  2. 8 % = 0,8.

  3. 0,54 = 54 %

  4. 50 % числа - это его половина.

  5. 75 % = ¾

  6. Прямой угол составляет 50 % от развернутого угла.

  7. Острый угол больше прямого угла.

  8. Тупой угол меньше прямого угла.

  9. Два дополнительных друг другу луча образуют угол 180 °.

  10. Острый угол меньше тупого угла.



Ответ:





6 класс.

Диктант №1 по теме «Делимость чисел»

  1. Делителем натурального числа a называют число, на которое а делится без остатка.

  2. 12 делитель 6.

  3. Число 1 является делителем любого натурального числа.

  4. Кратным натурального числа а называют натуральное число, которое делится без остатка на а.

  5. 6 кратное 12

  6. Число 520 делится на 2, на 5 и на 10.

  7. Число 75432 делится на 3 и на 9.

  8. Существуют числа, которые нельзя разложить на простые множители.

  9. Наибольший общий делитель чисел 24 и 36 является число 12.

  10. Наименьшим общим кратным чисел 6 и 8 является число 16.

Ответ:

Диктант №2 по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»

  1. Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь.

  2. 3/5 = 9/20.

  3. Числитель и знаменатель несократимой дроби – простые числа.

  4. Любые две дроби можно привести к одному и тому же общему знаменателю.

  5. 2/3 = 10/15; 4/5 = 12/15.

  6. Чтобы сравнить ( сложить, вычесть) дроби с разными знаменателями, надо: 1) привести дроби к наименьшему общему знаменателю; 2) сравнить ( сложить, вычесть) полученные дроби.

  7. ½

  8. ¼ + 1/5 = 2/9

  9. ¾ - ½ = ¼

  10. 3 2/7 + 5 3/14 = 8 5 /14



Ответ:

Диктант № 3 по теме «Умножение и деление обыкновенных дробей».

  1. 3/8 * 2 = ¾

  2. Чтобы умножить дробь на дробь надо: 1) найти произведение числителя и знаменателя этих дробей; 2) первое произведение записать числителем, а второе – знаменателем.

  3. ¾ * 5/7 = 8/11

  4. 1 2/7 * 1 ¼ = 45 /28.

  5. Чтобы найти дробь от числа , нужно разделить число на дробь.

  6. ¾ от 12 равно 9.

  7. 6 1/5 * 4 = 24 4/5.

  8. Два числа 5 и 1/5 взаимно обратные.

  9. 2/9 : 1/3 = 2/3

  10. Чтобы найти число по данному значению его дроби, надо его значение умножить на дробь.



Ответ:

Диктант № 4 по теме «Отношение и пропорции»

  1. Отношение двух чисел показывает, на сколько первое число больше другого.

  2. Отношение 12, 3 к 3 равно 4.1.

  3. Равенство двух отношений называется пропорцией.

  4. 18/3 = 30/4 – пропорция верная.

  5. Зависимость пути, пройденного автомашиной с постоянной скоростью, и временем ее движения является прямой пропорциональностью.

  6. Зависимость между возрастом человека и размером его обуви является обратной пропорциональностью.

  7. Отношение длины отрезка на карте к длине отрезка на местности называется масштабом карты.

  8. Если расстояние на местности в 20 метров изображено на плане отрезком в 1 см, то масштаб плана 1 : 2000.

  9. S = 2πr = πd формулы площади круга. C = πr² - формулы длины окружности.

  10. Если трое маляров выполняют работу за 4 дня, то шестеро маляров справяться с этой работой за 8 дней.

Ответ:

Диктант № 5 по теме «Положительные и отрицательные числа»

  1. Справа от начала координат на горизонтальной координатной прямой располагаются отрицательные числа, а слева – положительные.

  2. Число 0 не является ни положительным, ни отрицательным.

Точка А имеет координату 3, а В имеет координату – 3.

  1. Числа 5 и 1/5 называются противоположными.

  2. Натуральные числа, им противоположные и 0,называют целыми числами.

  3. ǀ- 5ǀ = 5; ǀ 5ǀ = 5; ǀ0ǀ = 0; это верные равенства.

  4. Любое отрицательное число больше положительного.

  5. 0

  6. Между числами - 2, 8 и 2, 8 располагаются пять целых чисел.

  7. Увеличение любой величины выражается отрицательным числом, а уменьшение – положительным.

Ответ:





Диктант № 6 по теме « Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»

  1. Любое число от прибавления положительного числа увеличивается, а от прибавления отрицательного числа –уменьшается.

  2. – 3.9 + 3,9 = 7,8

  3. -5,2 -3,7

  4. Чтобы сложить два отрицательных числа надо: 1) сложить их модули; 2) поставить перед полученным числом знак « - «.

  5. – 3/7 + (-2/7) = 5/7

  6. Чтобы сложить два числа с разными знаками.надо: 1) из большего модуля слагаемого вычесть меньший; 2) поставить перед полученным числом знак того слагаемого, модуль которого больше.

  7. 26 + ( -6) = 32

  8. -70 + 50 = 20

  9. Чтобы из данного числа вычесть другое, надо к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому.

  10. 9 – ( - 9) = 18.



Ответ:

Диктант № 7 по теме «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел»

  1. Чтобы перемножить два числа с разными знаками, надо перемножить модули этих чисел и поставить перед полученным числом знак « - «

  2. 0,7 * (-8) = 5,6

  3. Чтобы перемножить два отрицательных числа, надо перемножить их модули.

  4. – 8 * (-7) = 5,6

  5. Чтобы разделить отрицательное число на отрицательное, надо модуль делимого разделить на модуль делителя.

  6. – 7 : 5 = 1,4

  7. При делении чисел с разными знаками, надо модуль делимого разделить на модуль делителя.

  8. – 38 : 19 = -2

  9. 1/3 = (0,3) - периодическая дробь.

  10. Корень уравнения 4(Х -5) = 0 равен 5.



Ответ:

Диктант № 8 по теме «Решение уравнений»

  1. Если перед скобками стоит знак « +», то можно опустить скобки и этот знак « + «, сохранив знаки слагаемых, стоящих в скобках.

  2. 5 + (3,7 – 5) = 5 + 3,7 + 5 + 13,7

  3. Чтобы раскрыть скобки перед которыми стоит знак « -« , надо заменить этот знак на « + « , поменяв знаки всех слагаемых на противоположные, а потом раскрыть скобки.

  4. 7,2 – ( 3,2 – 5) = 7,2 – 3.2 – 5= -1

  5. -4 * ( -12х) = - 48 х

  6. В выражении 2х – 7х + 3х все слагаемые называются подобными.

  7. – 6а + 5а – х + 4 = а –х +4

  8. Корни уравнения не изменяются, если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю.

  9. Корни уравнения не изменяются, если какое – нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом знак.

  10. 6х + 10=5х + 1

6х + 5х = 1 +11

11х = 11

Х = 1

Ответ:

Диктант № 9 по теме «Координаты на плоскости»

  1. Две прямые, образующие при пересечении прямые углы, называют перпендикулярными.

  2. Перпендикулярные прямые пересекаются по углом 180 º.

  3. Две непересекающиеся прямые на плоскости называются параллельными.

  4. Две прямые, перпендикулярные одной и той же прямой, пересекаются.

  5. Через точку на плоскости можно провести две прямые параллельные данной прямой.

  6. Координатные прямые х и у, образующие систему координат, пересекаются под прямым углом.

  7. У точки А( - 3; 2) число - 3 ордината точки, 2 – абсцисса точки.





  1. О (0;0)

  2. С(-2;-2)

  3. В ( 2; - 3)



Ответ:



Литература.

  1. Виленкин Н.Я. Математика 5 класс, М.: Мнемозина,2007 г.,

  2. Виленкин Н.Я. Математика 6 класс, М.: Мнемозина,2007 г.,

  3. Чесноков А.С. Дидактические материалы по математике для 5 класса, М.: Классикс Стиль, 2003г.,

  4. Чесноков А.С. Дидактические материалы по математике для 5 класса, М.: Классикс Стиль, 2003г..