СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Групповая работа на уроках чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Групповая работа на уроках чтения»



Групповая работа на уроках чтения

Проблема развития речи учащихся волнует каждого учителя начальной школы. Решению этой проблемы отводится время на уроках русского языка, чтения. Развития речи. Однако при всем нашем старании ученику на уроке предоставляется не более 25 секунд для активной разговорной речи (около двух минут навесь учебный день) .

Стоит ли после этого удивляться, если дети, страдающие небольшими дефектами речи, застенчивые от природы или отставшие по какой либо причине от своих товарищей, случается, неделями не произносят на уроках ни одного слова? А потом это незаметно становится привычкой и нормой отношений ко всему происходящему вокруг.

Решить эту проблему на уроках чтения помогает использование групповых форм работы. Впервые я использовала данную форму работы при обучении второклассников связному пересказу прочитанного.

Урок начинается с проверки домашнего задания. Дети работают в парах постоянного состава.

При этом, если задано выучить стихотворение наизусть, они декламируют его друг другу полностью, а если выразительное чтение текста, то первую часть его читает один ученик, а вторую – другой.. То же самое и с заданием отвечать на вопросы к тексту. Дети задают их друг другу по очереди и отвечают по очереди (происходит диалог со сменой спрашивающего и отвечающего). Таким образом, мы избегаем лишних повторов, и детям не становится скучно от того, что им приходится выслушивать свои же рассказы.

Эту работу я регламентирую при помощи песочных часов, отводя на нее от двух до четырех минут, что приучает детей не отвлекаться, избегать пространных рассуждений, работать над техникой чтения.

По окончании обязательно задаю вопрос: « Кто хочет сказать доброе слово об ответе товарищей?» Характеризовать ответы товарищей учу аргументировано, используя такие слова и выражения: «Как читал бегло, целыми словами, выразительно, без ошибок…» Затем спрашиваю: «А кто считает, что ваш товарищ так хорошо подготовился, что его должен послушать весь класс?». После этого один из учеников или пара детей, работающих вместе, отвечают у доски. Их ответ должен быть образцом для класса. Таким образом, выступление у доски становится для ребят особой честью и все стараются из всех сил, чтобы этой чести добиться.

Следующая часть урока включает в себя вступительное слово учителя и знакомство с новым произведением. Первичное восприятие нового произведения происходит путем чтения про себя со звуковым ориентиром, которым является магнитофонная запись. Таким образом, у детей работают как зрительный, так и слуховой анализаторы, и дальнейшая беседа выявляет хороший уровень понимания прочитанного.

После соответствующей словарной работы и раскрытия идейного содержания прочитанного я ставлю перед учащимися цель: научиться пересказывать данное произведение. При подготовке к уроку для удобства делю текст на четыре части и составляю план, который помещаю на доске за ширмой. Открыв план на доске, я предлагаю детям определить границы каждой части, которые они определяют в книге. Обсуждение каждой части ведется коллективно.

Теперь я прошу ребят сесть группами по четыре человека. Четверки готовы к работе.

Группам предлагается задание: распределить между собой части рассказа, прочитать его цепочкой (или про себя - каждый свою часть в зависимости от величины и характера произведений) пересказывать каждому свою часть так. Чтобы получился коллективный пересказ всего текста.

На выполнение этого задания уходит до десяти минут времени, при этом я нацеливаю учащихся на то, что важна работа группы в целом, а не каждого в отдельности.

Это привело к тому, что дети стали дифференцированно подходить к распределению частей текста. Дети стали овладевать навыками работы в команде.

Группы детей заканчивают работы почти одновременно. Две - три группы успевают выступить у доски. Оценивает их весь класс. Таким образом, каждый ребенок самостоятельно прочитал и пересказал часть текста и несколько раз выслушал весь рассказ в пересказе своих товарищей. Для домашнего задания задаю учащимся пересказывать весь текст, все произведение. Как правило, на следующем уроке чтения при проверке домашнего задания в парах не возникает трудностей с пересказом. И каждый ребенок. Зная, что ему обязательно придется отвечать. Непременно выполнит домашнее задание.

Не менее эффективна групповая работа при изучении произведений, которые можно читать по ролям. Предварительно выяснив у детей, сколько в рассказе или сказке действующих лиц. Выписываю их на доске. Затем детям предлагаю образовать группы и распределить между ее членами роли.

Учащиеся снова осуществляют дифференцированный подход: роль автора на себе берет с высокими показателями навыков чтения, а остальные роли распределяются по степени трудности. Далее начинается работа над выразительностью чтения. Дети читают произведения в группах, корректируя работу друг друга, затем выступает каждая группа со своим заданием. Таким образом, все учащиеся становятся свидетелями рождения маленького спектакля. Обсуждение работы группы проходит бурно. Многие хотят высказаться, отмечают скорость чтения, безошибочность, выразительность.

Организация групповой работы активизирует учебную деятельность , повышает эффективность урока. Каждый ребенок получает возможность активно говорить и читать о двух до четырех минут на уроке. Легко и свободно отвечать на вопросы, хорошо запоминать и пересказывать прочитанное.