Лахмостова Светлана Александровна
педагог-психолог
МОБУ «Городская классическая гимназия»
Групповая работа в психологическом сопровождении
формирования личностных универсальных учебных действий
Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьника. В условиях введения ФГОС приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.
В Концепции Фундаментального ядра содержания общего образования, отмечено, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения знаний, умений и компетентностей.
Личностные универсальные учебные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
В Стандартах достаточно четко обозначены такие приоритеты образования, как формирование:
активной жизненной позиции;
самостоятельности в определении своих целей и планировании путей их достижения;
способности нести ответственность за свои действия;
осознанного подхода к выбору решений;
критичности в оценке своих поступков и окружающих событий и др.
Именно эти качества и характеризуют зрелую личность.
Формирование личностных УУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса и обеспечивает обучающимся личностный рост, включающий несколько этапов:
В ходе реализации ФГОС психологическое сопровождение в гимназии включает проведение в 1-5 классах еженедельных занятий на основе программы
Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я». Основная цель программы в 1-4 классах - помочь научиться понимать себя, найти свое место в школьной жизни, взаимодействовать со сверстниками, учителями, родителями. Цель занятий в пятом классе - помочь разобраться в своих чувствах и желаниях, на новом уровне научиться строить взаимоотношения с окружающими, справляться с трудными ситуациями, принимать на себя ответственность за свои поступки. Реализация этих целей способствует личностному становлению учащихся, повышению качества жизни ребенка в образовательном учреждении.
Качество жизни ребенка в школе (Е.А. Александрова, Е.А. Богачева) - это комплекс характеристик жизнедеятельности человека. Качество жизни тесно связано с понятиями «потребность», «ценность», «смысл»», «жизненная стратегия».
Выделяют два критерия качества жизни:
Субъективный - удовлетворенность базовых потребностей
Объективный - степень развития образовательной среды
Уровни качества жизни - интегральные категории (Голиков Н.А.): критический, недостаточный, достаточный, повышенный.
Критический – нарушение здоровья (инвалид), малая успешность во многих видах деятельности, подверженность насмешкам со стороны окружающих, низкое развитие общеучебных навыков, самоорганизации, самостоятельной деятельности.
Недостаточный уровень качества жизни - невозможность удовлетворить свои потребности по причине материальных затруднений, здоровья, несоразмерности потребности со здравым смыслом
Достаточный – позитивное отношение к жизни, адекватная самооценка, положительное отношение к жизни в значимых для развития средах (в семье, кругу общения, образовательном учреждении).
Повышенный уровень – наличие крепкого здоровья (психологических ресурсов, как внутренних, так и внешних), высокого результата в ведущем виде деятельности, сформированность УУД.
Повышение качества собственной жизни – способность жить, учиться, работать, общаться в гармонии с собой и окружающими людьми.
Каждое занятие программы носит развивающий и диагностический характер, помогает учащимся узнать, раскрыть, осознать различные стороны своей личности. Задания в холе занятий отражают их направленность. «Рисунок имени». «Какой Я?». «Мне нравится». «Я хожу в школу, чтобы…». «Портрет моего друга». «Мои ценности». «Если бы на пять минут я стал невидимым, то я …». «Мои цели». «Я могу». «Мои силы, мои возможности». «Мой путь к успеху». «Я и мой внутренний мир». «Я в будущем».
В групповой работе используются различные приемы развития личностных УУД. Беседы, чтение сказок, мини-исследования, игры, практическая работа, составление рассказов о себе и другие приемы позволяют раскрыть и развить индивидуальность личности, интеллектуальные и творческие способности детей, сформировать адекватную самооценку, позитивное отношение к самому себе, уверенность в себе, мотивационную основу учебной деятельности, внутреннюю позицию школьника, положительное отношение к школе, осмысленность.
Для отслеживания сформированности личностных УУД нами используется следующий инструментарий:
диагностический комплекс Соната-ДО для образовательных учреждений издательства «Учитель»
контрольно-измерительные материалы «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования» авторского коллектива «Школа 2100».
Изучаемые качества:
действия самоопределения – самопознание, самооценка, идентичность
действия смыслообразования – сформированная учебная мотивация, осознанность учения, личная ответственность, адекватное реагирование на трудности.
действия нравственно-этического оценивания – положительные нравственные качества, адекватное оценивание своих и чужих поступков (умение оценивать поступки с позиции нравственных ценностей, объяснять оценку поступка, определять важные для себя и окружающих правила поведения).
Данные диагностики дают возможность отслеживать динамику развития, показывают, прежде всего, насколько в учебном процессе обеспечивается достижение личностных УУД, что в свою очередь позволяет скорректировать дальнейшую деятельность по реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося и организации образовательно-воспитательного процесса.
Таким образом, информация, полученная в ходе мониторинговых исследований это:
основание для подробного изучения индивидуальной динамики качества развития
инструмент информированности педагогов и родителей о развитии и существующих трудностях и проблемах ребенка
По итогам отслеживания формирования личностных УУД заполняются протоколы результатов диагностики. Полученные результаты заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося, которая затем включается в Портфолио ученика. Для дальнейшей работы с результатами формируются групповые диагностические карты классов.
Формирование личностных качеств имеет большое значение для каждого ученика как для реализации в жизни, так и для благополучия всего общества.
Литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 № 1897 (ФГОСООО) и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6.10.2009 № 373 (ФГОСНОО).
ФГОСООО от 17.12.2010 № 1897. П. 9. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. 3-е изд. М.: Просвещение, 2013.
Якобсон П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. С. 188.