Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
станция юных натуралистов п. Солнечный
Солнечного муниципального района
Хабаровского края
«Я иду в открытый космос»
Методическая разработка мероприятия
Автор:
Волкова И.С.
Педагог дополнительного образования
р.п. Солнечный
2025г.
Пояснительная записка
Место проведения: объединение «Космос» МБУДО СЮН п.Солнечный учебный кабинет.
Аудитория: воспитанники объединения школьного возраста 9-10лет-14 человек.
Методы и приемы: словесный, наглядный репродуктивный, игровые приемы, беседа, опрос.
Форма мероприятия: интерактивное с элементами игрового обучения и погружения в тематику.
Материалы и оборудование:
Готовая презентация;
Проектор, экран, ноутбук;
Шторы блек-аут, проектор звёздное небо;
Перчатки боксерские 2 пары, перчатки сварщика 2 пары, перчатки силиконовые медицинские 2 пары;
2 ручки листок, текст, тахометр 2 шт., карточки с картинками про космос.
Микроскоп, готовый микропрепарат (объект микроорганизма), карта определитель:
Металлический конструктор 2 комплекта, карточка схема к конструктору 2шт;
Хлеб и джем или конфитюр в тюбике, ложка 2 шт.
Цель: Погружение учащихся в космическую среду, знакомство с подвигом А.А. Леонова и развитие навыков командной работы и творчества через практическое задание.
Задачи:
Предметные: - Ознакомить детей с историей космонавтики, особенно с подвигом А.А. Леонова, его значением и вкладом в освоение космоса.
- Объяснить основные факты о выходах в открытый космос, условиях работы в космосе и особенностях деятельности космонавтов.
Метапредметные: - Развивать у детей интерес к науке, технологии, инженерии через практическое применение знаний и умений.
- Развивать у детей мелкую моторику и координацию движений через практическую деятельность (сборка конструктора, пазла).
Стимулировать творческое мышление детей, предлагая альтернативные варианты сборки конструктора или обсуждение возможных решений.
- Сформировать навыки командной работы и взаимодействия между детьми.
Личностные: - Развить у детей чувство восхищения и гордости за достижения человечества в области космонавтики.
- Создать атмосферу космического пространства, способствующую эмоциональному отклику и интересу у детей.
- Познакомить детей с трудностями и физическими ограничениями, которые могут возникнуть в условиях космоса (например, работа в больших перчатках).
- Способствовать развитию доверия и поддержки в группе.
Ожидаемые результаты:
- Учащиеся получат представление о работе в космосе и подвиге Леонова и его значении.
- Разовьют навыки работы в команде и креативного мышления.
- Испытают на себе сложности работы в условиях, приближенным к космическим, что сделает занятие более интерактивным и запоминающимся.
Таким образом, игровая технология "Космическое приключение" включает в себя погружение в историю, ролевую игру, практические навыки и взаимодействие в команде, что позволяет детям не только учиться, но и получать удовольствие от процесса. Это сделает мероприятие увлекательным и запоминающимся, а также повысит интерес к космосу и науке в целом.
Подготовка аудитории: Стулья в кабинете ставятся полукругом на достаточное расстояние от экрана. Класс затемняется, создавая атмосферу космической без звезды. Включается звуковое оформление (тихая космическая музыка или звуки космоса). Включается проектор звездное небо. Подготовлены две парты для двух команд.
Ход мероприятия
1.Организационно-мотивационный этап (10 мин)
Учащимся в коридоре завязывают глаза и по одному запускают в класс. Это поможет создать ощущение неопределенности, которое испытывали космонавты при первом выходе в открытый космос. Первого ученика на стул садит педагог, следующим помогают ребята, кто в классе.
2. Основной этап (теория 20 мин)
Педагог: какими были ваши ощущения, когда вы заходили в класс? Помогли ли вам другие участники?
Дети рассказывают, как им было двигаться с завязанными глазами.
Педагог: Я попытались немного смоделировать ситуацию первого выхода в открытый космос. Вы, конечно, знаете первого космонавта, а кто из космонавтов первый побывал в открытом космосе?
Дети отвечают кто, по их мнению, первый вышел в открытый космос.
Педагог:18 марта 1965 года впервые в мире был осуществлён выход человека в открытое космическое пространство.
Его совершил лётчик-космонавт СССР Алексей Леонов во время полёта на космическом корабле «Восход-2». На корабле он был вторым пилотом, а Павел Беляев — командиром.
Леонов находился вне корабля в условиях космического пространства 23 минуты 41 секунду.
https://rutube.ru/video/f158dd0fbdb984749d264de94c9c7bd0/?r=plemwd
видео первого выхода в космос.
Дети смотрят видео выхода Леонова в открытый космос.
Педагог: за первый в истории человечества выход в открытое космическое пространство Алексею Леонову была присуждена высшая награда — золотая медаль «Космос».
Когда пришло время возвращаться, возникла проблема — скафандр космонавта в условиях вакуума сильно раздулся и не влезал в шлюзовую камеру.
Леонов нашёл выход из ситуации: чтобы попасть внутрь корабля, требовалось уменьшить размеры скафандра, и это можно было осуществить, только выпустив излишки кислорода. Он начал выпускать из скафандра кислород, сантиметр за сантиметром протискиваясь в шлюз.
Также в процессе возвращения на Землю отказала техника, и космонавты не смогли посадить корабль в автоматическом режиме. Пришлось сделать дополнительный виток вокруг Земли, во время которого Беляев перевёл систему управления в ручной режим.
За успешное осуществление полёта его участникам присвоены высокие звания Героя Советского Союза.
Педагог: Вы знаете, какие этапы проходит космонавт, чтоб попасть в открытый космос?
Дети выказывают свое мнение по тому, что должны сделать космонавты перед выходом в открытый космос.
Педагог: Процесс выхода в открытый космос начинается за несколько часов. Космонавты надевают скафандры или средства передвижения за несколько часов до того, как покинут станцию. Также нужно время для повышения давления и выведения лишнего азота из тела.
Когда астронавты оказываются в открытом космосе без атмосферного давления, их кровь и другие жидкости начинают реагировать, вызывая образование пузырьков азота. Это становится препятствием для нормального кровообращения и может привести к летальному исходу.
Процедура вымывания азота (десатурация) проводится за счёт вдыхания чистого кислорода при нормальном давлении. В скафандре постепенно создаётся кислородная атмосфера с одновременным снижением давления.
Также эта процедура позволяет избежать проявления признаков декомпрессии после возврата космонавта из открытого космоса и наддува отсека.
Вход в шлюзовую камеру. Это небольшое изолированное помещение. В начале «задраивают люки», то есть выкачивают воздух из перехода между шлюзом и камерой, делая его герметичным. И лишь после этого открывают внешний люк.
Понижение давления в шлюзе. По завершении этого процесса космонавт покидает космическую станцию.
Космонавты, выходящие в открытый космос, прикреплены к кораблю с помощью 15-метрового троса. Скафандры космонавтов оснащены двумя разными типами двигателей, которые позволяют им маневрировать в космосе.
Педагог: Самым длительным выходом в открытый космос стал выход американки Сьюзан Хелмс 11 марта 2001, длившийся 8 часов 56 минут. Рекорд по количеству выходов (16) и по общей продолжительности пребывания (78 часов 48 минут) в открытом космическом пространстве принадлежит советскому и российскому космонавту Анатолию Соловьёву.
Дети смотрят презентацию.
Педагог: как вы думаете, какова важность выхода в открытый космос для космонавтики и науки?
1.Техническое обслуживание и ремонт космического оборудования. Космонавты проверяют состояние различных систем или заменяют неисправные детали.
2.Монтаж нового оборудования. Установка деталей, приборов или оборудования повышает эффективность работы космической техники.
3.Научные исследования. Космонавты собирают данные о воздействии космической среды на различные материалы и технологии. Впоследствии результаты этих исследований могут помочь улучшить проекты будущих космических миссий и оборудования.
4.Биологические эксперименты. Например, эксперимент «Биориск» на поверхности МКС оценивает возможность выживания различных организмов в космической среде и стойкость материалов к воздействию живых организмов.
5.Кроме того, опыт работы и жизнедеятельности человека в открытом космосе оказывает воздействие на эволюцию «земных» и космических технологий и техники. Результаты деятельности человека в открытом космосе применяются и в других сферах деятельности, например при создании сложных робототехнических систем, в медицине.
3.1. Основной этап (практика-1 вариант 30 мин.)
Педагог: перед вами карточки, вы выбираете себе одну. На каждой карточке написана роль и название команды «Восток» или «Союз»
Теперь у нас есть 2 космических корабля сс командой. Каждой команде необходим выполнить следующее задания.
Педагог: на выполнение каждого задания 2 минуты.
1.Пилотам командирам надо одеть перчатки боксерские и в них написать текст с карточки на листик.
2.Инженеры-испытатели. В перчатках сварщика соединить конструктор металлический по схеме.
3.Врачи-космонавты. Надеть силиконовые перчатки и померить давление бортовому инженеру команды.
4.Связисты. Объяснить без слов, что нарисовано на карточке своей команде по очереди. По пол минуты на карточку.
5.Бортовой инженер. Сбор в перчатках строительных металлического конструктора. По схеме за 2 минуты.
6.Специалист по научным экспериментам. Одеть силиконовые медицинские перчатки, определить по карте, что за объект в микроскопе.
7.Специалист по управлению ресурсами. Приготовить в перчатках бутерброды с джемом.
3.2. Основной этап (практика-2 вариант- 30 мин.)
Обе команды в больших перчатках должна собрать конструктор по 2 минуты на каждого участника команды. Конструктор может быть любой, главное для обеих команд одинаковое задание. Побеждает та команда, у кого больше будет собранных деталей.
4. Подведение итогов, выводы. Рефлексия (5 мин)
После завершения сборки конструкции ведется обсуждение:
- Как было работать в перчатках?
- Какие трудности возникли и как вы их преодолели?
- Как это связано с работой космонавтов?
Педагог: Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? Давайте поиграем в игру: «Правда или нет». У вас две карточки если вы считаете, что сказана правда, то поднимаем зеленую карточку. Если считаете, что высказывание не правдивое то красную карточку. Высказывания: Приложение 1
Вручение дипломов участникам мероприятия, поощрение команды победившей в практической части настольной космической игрой.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
https://www.roscosmos.ru/23337/ История освоения космоса выход Леонова в открытый космос.
https://alivespace.ru/otkrytyy-kosmos/ Каково это выйти в открытый космос
Приложение 1
Высказывания на рефлексию
1.18 марта 1965 года впервые в мире был осуществлён выход человека в открытое космическое пространство. (Да)
2. Леонов находился вне корабля в условиях космического пространства 41 минуту 23 секунды. (нет)
3. Когда пришло время возвращаться, возникла проблема — скафандр космонавта в условиях вакуума сильно раздулся и не влезал в шлюзовую камеру. (да)
4. Космонавты, выходящие в открытый космос, прикреплены к кораблю с помощью 50-метрового троса. (нет)
5. Процесс выхода в открытый космос начинается за несколько часов. Космонавты надевают скафандры или средства передвижения за несколько часов до того, как покинут станцию. (да)
6. Космонавты собирают данные о воздействии космической среды на различные материалы и технологии. (да)
7. Процедура вымывания азота (десатурация) проводится за счёт вдыхания чистого кислорода при нормальном давлении. В скафандре постепенно создаётся кислородная атмосфера с одновременным снижением давления. (да)
8. эксперимент «Биориск» на поверхности МКС оценивает возможность выживания различных организмов в космической среде и стойкость материалов к воздействию живых организмов. (нет)
9. Результаты деятельности человека в открытом космосе применяются используется только в космосе(нет).
10. Самым длительным выходом в открытый космос стал выход американки Сьюзан Хелмс 11 марта 2001. (да)
Приложение 2
Карточки для жеребьевки
Инженеры-испытатели. Они тестируют новые системы и оборудование, разрабатывают и внедряют инновационные технологии для будущих космических полётов. Восток | Инженеры-испытатели. Они тестируют новые системы и оборудование, разрабатывают и внедряют инновационные технологии для будущих космических полётов. Союз |
Специалисты по управлению ресурсами. Они следят за запасами топлива, воды, кислорода и других ресурсов, обеспечивая оптимальное их использование. Восток | Специалисты по управлению ресурсами. Они следят за запасами топлива, воды, кислорода и других ресурсов, обеспечивая оптимальное их использование. Союз |
Связисты. Они отвечают за связь с Землёй, передачу данных и информации. Восток | Связисты. Они отвечают за связь с Землёй, передачу данных и информации. Союз |
Врачи-космонавты. Они следят за здоровьем экипажа, проводят медицинские осмотры, оказывают первую помощь в случае необходимости. Восток | Врачи-космонавты. Они следят за здоровьем экипажа, проводят медицинские осмотры, оказывают первую помощь в случае необходимости. Союз |
Специалисты по научным экспериментам. Они проводят различные исследования в космосе, изучают влияние невесомости на живые организмы, исследуют космическое пространство и многое другое. Восток | Специалисты по научным экспериментам. Они проводят различные исследования в космосе, изучают влияние невесомости на живые организмы, исследуют космическое пространство и многое другое. Союз |
Бортовой инженер. Это специалист, который контролирует работоспособность всех систем корабля, устраняет неполадки и проводит профилактические работы. Восток | Бортовой инженер. Это специалист, который контролирует работоспособность всех систем корабля, устраняет неполадки и проводит профилактические работы. Союз |
Пилот-командир. Он отвечает за все аспекты миссии, принимает решения в критических ситуациях, руководит экипажем и координирует все действия. Восток | Пилот-командир. Он отвечает за все аспекты миссии, принимает решения в критических ситуациях, руководит экипажем и координирует все действия. Союз |
Карточки для задания связистов.
ракета | космодром |
планета | невесомость |
Солнце | звездопад |
Земля | созвездие |
телескоп | звездочёт |
космическая тарелка | Луна |
полёт | луноход |
10