СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Я хочу дружить с природой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот классный час посвящен году Экологии. На нем дети узнают понятие"экология", рассматривают проблемы. связанные с этой темой. В конце занятия отвечают на вопрос "Почему я хочу дружить с природой?"

Просмотр содержимого документа
«"Я хочу дружить с природой"»

Классный час во 2 классе по теме:

"Я хочу дружить с природой"

Цели: через эмоциональное восприятие создать условия для воспитания бережного отношения к природе, необходимости охранять птиц и зверей.

Оборудование: слайды картин художников-пейзажистов, фонограммы (по сценарию).

І. Настрой на работу.

-Давайте поздороваемся по разному:

  • как легкий весенний ветерок;

  • как летняя гроза;

  • как радостные лучики солнца.

- Познакомим с гостями. Откуда к нам приехали гости?

 2.Определение темы и цели классного часа

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм – 
С цветами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

(С. Смирнов)

- Назовите свой адрес.(…Планета Земля). Значит, наш общий дом – Земля. А наука, изучающая законы по которым мы должны жить в нашем общем доме называется экология.

Слово «экология» состоит из двух греческих слов: «ойкос» — «дом» и «логос» — наука. Значит, экология — это наука, изучающая законы, по которым мы должны жить в нашем общем доме, т.е. на планете Земля.

- Как вы думаете о чем же пойдет речь на нашем классном часу? Продолжите «Я хочу…»

- Определите тему и цель классного часа



(Звучит ритмическая музыка. Выходит группа ребят, ведёт непринуждённый диалог)

  1. Эй, вы там, как живёте?

  2. Хорошо живём.

  3. Школьные проблемы решаете?

  4. Решаем.

  1. А что, много проблем?

  2. Хватает.

  3. Как вам дышится?

  4. Отлично.

  1. Как вам плавается?

  2. Прекрасно.

  3. А как гуляется на природе?

  4. А где природа?

- Вот с такого вопроса мы и решили начать наш разговор о защите окружающей среды.

- Природа безмолвна, но на нашем классном часе мы дадим ей дар речи. Сейчас в эфире “Там-там новости”.

(Выходят мальчик и девочка, садятся к экрану телевизора. Фонограмма позывных.)

Мальчик: - Начинаем экстренный выпуск экологических новостей. Подсчитано, что за день на Земле исчезает 100 видов растений и животных. Сокращается площадь леса на 15 миллионов гектаров. Превращаются в пыль миллиарды тонн почвы. 60% болезней людей - это производные от состояния экологического напряжения.

Девочка: - “Покорять природу и не ждать от неё милости”– это лозунги не столь далёкого времени сделали своё недоброе дело. Из богатейшего набора фауны и флоры исчезли многие виды. Даже ландыш сегодня стал редкостью и воспринимается как чудо.

Мальчик: - Настало время задуматься над вопросом: выживут ли будущие поколения землян? Смогут ли дети ХХІ века купаться в реке, гулять в лесу, видеть звёзды и вдыхать аромат цветов?

Девочка: - Реки загрязнены нефтепродуктами и фенолом. При анализе воды из Катуни и Чуи обнаружено наличие ртути.

Мальчик: - А сколько бродячих собак и кошек в нашем селе! Какое же сердце надо иметь, чтобы выгнать своего ранее любимого четвероногого друга! Ребята! Прежде чем завести собаку или кошку, подумайте над тем, хватит ли у вас терпения воспитать их? Запомните слова писателя Антуана де Сент-Экзюпери: “Мы в ответе за тех, кого приручаем”.

Девочка: - У меня в руках Красная книга. Все знают, что в неё заносятся редкие и исчезающие растения и животные. Некоторые из них остались в единственных экземплярах. Нам бы очень хотелось, чтобы таких книг больше не выходило.

- Давайте вспомним растения, которые занесены в Красную книгу республики Алтай (Венерин башмачок, пятнистый олень, ландыш, мангул,….) (Дети показывают рисунки этих растений.)

3.Беседа «Нужны ли комары?».

Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

- Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Примерные ответы детей:

(- Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

- В природе всё находится в равновесии, всё связано.

- Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов).

- Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

Сценка «Сегодняшний лес»

Действующие лица: петух, сорока, медведь, заяц, лиса

Сорока: Откуда ты, дружок прилетел?

Петух: Из города

Сорока: Да тебя и не узнать. Ты, что, такой грязный?

Петух : А у нас в городе все такие. Сидим на заборе, а рядом с нами фабрика. Там такие выбросы! Вот и закоптились.

Сорока: Эх, дружок, ты думаешь нам в лесу лучше? Смотри, звери бегут.

Петух: Косолапый, куда бежите?

Медведь: На дальнее озеро, пить очень хочется.

Петух : Звери, да рядом же речка!

Медведь: Да в этой речке уже рыба не водится. Недавно фабрика какую-то жёлтую вонючую жидкость вылила. Так в нос шибает, не то, что испить, понюхать страшно. Вот и приходится идти к дальнему озеру. Хотя и там туристы набезобразничали

Заяц: Хозяйничают. На дрова деревья ломают, костры порой не тушат, того и гляди, пожар в лесу будет. Что мы делать будем?

Лиса: А сколько бутылок набили. Я на днях лапу порезала (показывает забинтованную лапу)

Сорока: И когда только люди успокоятся: себя и нас травить перестанут?

Петух : Жить хочется в чистоте, дышать свежим воздухом, пить чистую воду.

Заяц: Эх, тишины хочется. Смех, шум, машины – надоели!

Медведь: Вчера сплю под кустом, а мимо человек на железке с дымом промчался, а на голове – горшок. Я бежал, пока не свалился.

Лиса: Мне страшно, побежали отсюда! (звери убегают)

-Какие проблемы раскрывает нам эта сценка? Почему человеку не удается жить в ладу с природой?

«Облетевшее дерево»

-Чтобы подружиться с природой, я предлагаю вам стать волшебниками. Нам досталось вот такое облетевшее “деревце”. За каждый правильный ответ на нём будут “распускаться листочки”.

- Я хочу напомнить вам слова великого сказочника Г.Х.Андерсена: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”. Предлагаю I 3ад, которое мы посвятим цветам.

1 зад. Викторина “Ромашка”

- На каждом лепестке чудесного цветка ромашки записано задание.

1. “Есть такое твёрдое правило. Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок и сразу же приведи в порядок планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это скучная работа, но совсем не трудная”.

- Из какого произведения эти слова? (А.Сент-Экзюпери “Маленький принц”)

2. Эти простые цветы похожи на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Созревшие их семена собраны в лёгкий пушистый шарик. Дунешь на шарик - полетят в воздухе лёгкие семена.

- О каком цветке идёт речь? (Одуванчик)

3. О ней поют поэты всех веков,
Нет в мире ничего нежней и краше, 
Чем этот свиток алых лепестков,
Раскрывшийся благоуханной чашей

- О каком цветке идёт речь? (О розе)

4. Какой сказочный персонаж родился в цветке? (Дюймовочка)



- Чтобы любить природу, нужно её знать. Проведем конкурс “Знатоки природы”.

1. В России этого жучка издавна называли “солнышко”. Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный, - никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. (Божья коровка)

2. Время цветения этого кустарника апрель, май. Плоды созревают в августе. Они овальные, сочные, ярко – красные и сидят прямо на стволе и ветках. В названии этого кустарника упоминается всем известный хищный зверь. (Волчья ягода)

3. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению. Ежегодно они могут приносить с свой дом килограмм всякой добычи, около 100000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но они разводят, как пастухи массу тлей – в этом их вред, который, однако, очень мал по сравнению с пользой. (Муравьи)

Игра «Представь себя...». В конверте лежат карточки для игры. Я предлагаю желающим вытаскивать по одной, читать и выполнять соответствующее задание.

• Представь себя молодой березкой с только что распустившимися листочками, у которой сломан сук. Что ты чувствуешь? Расскажи.

• Представь себя букетом колокольчиков, выброшенным на лесную тропинку. Расскажи о своих ощущениях.

• Представь себя речкой, берега которой сплошь завалены консервными банками, рваными ботинками, автомобильными шинами, осколками бутылок и т.д. Что бы ты хотела сказать людям по этому поводу?

• Представь себя лесной поляной, которую только что покинули отдыхающие, не затушив до конца костер. Что бы ты крикнула им вдогонку?

• Представь себя птицей, в которую только что попал мальчишка из рогатки. Каково тебе? Расскажи.

  1. Рефлексия

 - Каждый из вас получил свой листочек, напишите на нем свое важное правило, которое должен соблюдать человек по отношению к природе.

- А теперь «оживите дерево». Пусть – это дерево бумажное, а не настоящее, но мы верим – настанет час, когда люди будут гордиться свежими листьями, росой и ночной прохладой, чистым небом и прозрачной водой. Ведь именно это- главное. Тогда человек с полным правом сможет считать себя хозяином на Земле.

(Дети читают стихотворения)

1. Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется природа.
Давайте же всегда её беречь!

2. В лучах ромашки солнечного цвета, 
Такие, что светлей на свете жить…
Природой называется всё это,
Давайте же с природою дружить!

3.Летят, звеня дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Всё это называется природа.
Давайте же сердца ей отдадим!

4. Прощальный вальс танцует с ветром лето, 
Дрожит в окне вечерняя звезда…
Природой называется всё это,
Давайте же её любить всегда!

- Ребята, я хочу вам напомнить слова А.Барто: “ Я сорвал цветок - и он завял, я поймал жука – и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”. Ребята, что значит, по-вашему, “прикоснуться к красоте природы сердцем”?

(Радоваться всему живому; улыбаться бабочкам и цветам; знать, что это нужно беречь, любить; ощутить эту красоту)

- Каждый ли человек может прикоснуться к красоте природы сердцем? (Каждый, если он только этого захочет, будет к этому стремиться, будет работать над собой)

-Так какой же вывод, мы можем высказать в конце классного часа?

-Я хочу дружить с природой, потому что…

 - И нам, ребята, необходимо как можно чаще прикасаться к красоте живой природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело. Спасибо всем за участие в нашем классном часу! Берегите природу!











Приложение

• Представь себя молодой березкой с только что распустившимися листочками, у которой сломан сук. Что ты чувствуешь? Расскажи.



• Представь себя букетом колокольчиков, выброшенным на лесную тропинку. Расскажи о своих ощущениях.



• Представь себя речкой, берега которой сплошь завалены консервными банками, рваными ботинками, автомобильными шинами, осколками бутылок и т.д. Что бы ты хотела сказать людям по этому поводу?



• Представь себя лесной поляной, которую только что покинули отдыхающие, не затушив до конца костер. Что бы ты крикнула им вдогонку?



• Представь себя птицей, в которую только что попал мальчишка из рогатки. Каково тебе? Расскажи.