Республиканский конкурс «Педагог года Донецкой Народной Республики» в 2024 году в номинации «Классный руководитель года»
История и современная жизнь города Волноваха
Тематическое направление
Я люблю свой город
Тема методической разработки
Автор: Соколова Я. Л.
учитель начальных классов
МБОУ «ВОЛНОВАХСКАЯ ШКОЛА № 6»
АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛНОВАХСКОГО
РАЙОНА
2024 год
Воспитательное мероприятие
ТЕМА: «Я люблю свой город»
Пояснительная записка:
Представленный материал способствует углублению знаний обучающихся МБОУ «Волновахская школа № 6» об истории и современной жизни нашего города, как о составляющей части нашего Донецкого края, всей нашей Родины.
Это воспитательное мероприятие необходимо для более подробного знакомства с достопримечательностями города, его историей.
Знание истории родного города, как элемент патриотического воспитания, формирует самосознания гражданина и причастность к ответственности за будущее города и страны в целом.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия: 9 – 10 лет (4 класс)
Цель: создать условия для расширения знаний обучающихся о родном городе и его достопримечательностях.
Задачи:
1.Обучающие:
- привлечь внимание учащихся к культурному и историческому наследию малой Родины;
формирование интересов к малой Родине;
- знакомство с историей города Волноваха;
- систематизация знаний детей о родном городе, его памятных местах;
- закрепление знаний о символике города Волноваха;
2.Развивающие:
-расширять кругозор обучающихся, изучая исторический материал о своем городе;
-развивать навыки ораторского искусства.
3.Воспитательные:
- привитие детям любви и уважения к своей малой Родине;
-побудить интерес к изучению истории своего города.
- воспитание патриотических чувств, гражданского сознания, гордости за свою страну.
Ожидаемые результаты:
1.Сформированность чувства сопричастности и любви к малой родине, к родному городу;
2.Участие учеников в гражданско-патриотической деятельности; 3.Положительная мотивация обучающихся к изучению родного края.
Форма проведения: виртуальная экскурсия.
Методы обучения:
1) Словесные методы (рассказ педагога, беседа, объяснение).
2) Наглядные методы (просмотр видеоролика, демонстрация флагов).
3) Работа в группах
Мероприятие проводится с использованием современных образовательных технологий: экскурсионная проектная деятельность.
Информационно-коммуникативные технологии:
- виртуальное путешествие;
- мультимедийные презентация;
- сопровождение материала в виде лекций.
Также методы беседы, дискуссий.
Оборудование и материалы: мультимедийная доска, слайды, сердечко, флажок, стихи, пазлы, музыкальное сопровождение, ватман с коллажем Волновахи.
Ход занятия
Организационный момент.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами оправимся в путешествие, но не в обычное, а виртуальное.
Послушайте песню и определите о чем пойдет речь, по чем мы сегодня будем путешествовать?
(Звучит первый куплет песни “С чего начинается Родина» на фоне презентации.)
2. Вступительная часть.
Уч-ль:Как вы думаете о чем сегодня будет идти речь?
Дети: О нашей родине.
Уч-ль:- Хлеб, которым человек кормится, земля, на которой человек живёт, мать, которая даёт жизнь…Без всего этого, человеку жить просто невозможно. Среди самого необходимого, самого дорогого, есть у человека Родина!
Уч-ль: Родина! Что это значит? Ребята, а что для вас означает это слово? Дети: (ответы…)
Уч-ль:
Это цветы, что растут в нашем крае,
Это заря, что горит не сгорая…
Родина – это глаза твоей мамы,
Полные слёз или в искорках смеха.
Родина. Слова не знаю чудесней,
В нём наши сказки и славные были,
Дедов далёкие грустные песни,
Те, что и мы до сих пор не забыли.
Родина – это земля у порога,
Где ты впервые узнал своё имя.
Родина – это большая дорога,
Та, по которой пойдёшь ты с другими.
Такими красивыми и понятными словами один из поэтов сказал, что такое Родина.
Учитель: Конечно, слово Родина, означает очень многое, и каждый понимает его по-своему. Родина – это и земля, и страна в которой мы родились. Это и мать, и отец твой.
- Родину ещё отчизной, отечеством называют, а дом родной – называют «отчим домом». Язык, на котором мы с вами говорим, для нас родной, он дан нам Родиной.
- Родина, это и цветы, и воздух, и даже небо, ведь даже оно не везде одинаковое. Есть родное небо – это то, под которым ты родился и живёшь. А давайте сейчас расскажем, какая для вас Родина и поиграем.
Игра «Передай сердечко и скажи словечко» - подобрать прилагательные к слову Родина.
(любимая, защищённая, хорошая, настоящая, свободная, родная, бескрайняя, единственная, огромная, прекрасная).
2. Сообщение темы мероприятия.
- Сегодня мы уделим внимание своей малой Родине. Она есть у каждого, и у каждого она своя, и у каждого она любимая. Назовите свою малую родину. (Город Волноваха).
- Но чтобы быть не просто жителями, а настоящими гражданами своего города, своей страны, нужно знать её историю, любить и беречь её.
Основная часть занятия.
Самостоятельное применение знаний.
Учитель:. У меня есть предложение поиграть в игру «Туристы – экскурсоводы». Сейчас будут появляться знаменитые памятные места нашего города, а вы должны рассмотреть их и назвать те места, которые вы знаете, видели, посещали – и будите нашими экскурсоводами, а остальные туристами.
Слайды: площадь Жоги, Летний парк, Городской Музей, Свято-Приображенский храм и т.д.
Учитель: Какие вы молодцы, столько знаете о своем родном городе! И все же давайте скажем, а какой наш город?
Дети: красивый, большой, чистый, зеленый, веселый и т. д.
Учитель: Велика Россия, необъятна. Нам дорог в ней каждый уголок. Есть в нашей огромной стране особая земля – земля, где мы родились.
Учитель: Но ребята, ведь наша Волноваха не сразу была такой. Вот посмотрите и послушайте историю возникновения города .
Исторические фото – слайды
Поселение основано как железнодорожная станция в 1881 г. во время строительства Екатерининской железной дороги. В начале XX в. в Волновахе было 45 дворов, проживало около 250 чел. К 1915 г. насчитывалось 108 дворов и 634 жителя. Имелись лавка, базар, частная пекарня, школа.
В 1895 г. на станции построили вокзал, в 1896 г. паровозное депо, в 1900 г. между Юзовкой и Мариуполем через Волноваху проложены вторые пути.
К 1905 г. станция стала узловой. В 1908 г. в Волноваху из Дебальцева была переведена школа артельных старост первая в России школа по подготовке мастеров (артельных старост) для строительства железных дорог. Развитию железнодорожного узла и поселка способствовала индустриализация страны. В годы первых пятилеток построены хлебозавод, завод безалкогольных напитков, пищекомбинат, типография.
Статус города Волноваха получила в 1938 г. Население ее в 1939 г. составляло 15,3 тыс. чел. Тут работали две средние и семилетняя школы, две больницы, поликлиника, детский сад, стадион, фабрика-кухня, Дворец культуры, три библиотеки, около 20 магазинов. В черте города находились два колхоза и совхоз.
За годы после Великой Отечественной войны Волноваха стала крупным центром пищевой промышленности и строительной индустрии.
Игра по группам «Собери пазлы – символика города».
Сообщения учащихся о достопримечательностях города:
В сквере, что напротив городского автовокзала, возвышается на пьедестале боевой танк «тридцать-четверка» с красной звездой на башне. Несмотря на его внушительный вид, сегодня, в мирное время, боевая машина никому не внушает страха, даже малышам. В этом сквере часто можно увидеть играющих детей, живущих в многоэтажках, расположенных вблизи. Те, кто чуток постарше, иногда даже вскарабкиваются на танк. Нередко здесь собираются и седовласые старики, вспоминая былое, правда, год от года их становится все меньше… Но весь сентябрь у памятника лежат букетики живых цветов -в знак глубокой признательности героям-танкистам, освобождавшим Волноваху в сентябре 1943 года. Об этом свидетельствует и памятная доска, прикрепленная к подножию пьедестала.
В годы Великой Отечественной войны Волноваха дважды была фронтовым городом, стойко перенося тяжелейшие испытания на прочность.
Дорогой ценой далась эта победа. При освобождении района погибло около 1300 человек, которые захоронены в 55 братских могилах — практически во всех населенных пунктах района.
На гранитных плитах большой братской могилы, что в центральном сквере Волновахи, высечены десятки фамилий: русских, украинских, армянских… Здесь, рядом со своими артиллеристами похоронен и их командир — подполковник А.А.Чижевский, рядом со своими солдатами — командиры подразделений В.Ф.Абрезанов и А.А.Нариманов. В честь воинов-освободителей в городе названы улицы Чижевского, Нариманова, Орлова, Каневского, Селиванова, Артеменко. Решением Волновахского городского совета звание «Почетный гражданин города» присвоено А.Д.Воробьевой, А.Д.Каневсому, А.З.Пивоварову, М. Ф. Орлову.
5.Итог занятия.
Учитель: Вы сегодня узнали много интересного о своем городе. А сейчас вставайте в круг. Мы поиграем с вами в игру «Что я знаю». Вы будете рассказывать о том, что узнали нового и интересного о городе Волноваха и передавать флажок по кругу следующему игроку.
Учитель: Молодцы. Вы много знаете информации о нашем любимом городе. Я хочу открыть вам один секрет: в мире много прекрасных мест, но лучшее то, где ты родился, где твой дом, и где живут твои родители.
6. Рефлексия.
Учитель: Ребята, хотелось, чтобы вы на будущее оставили свой лучик пожелания нашему городу (на ватмане нарисовано солнышко, в центре коллаж Волновахи, дети пишут на лучиках-ладошках свои пожелания и приклеивают.
Звучит песня о Волновахе https://zvu4no.org/tracks/Волноваха
Учитель: Ребята, я надеюсь, что это занятие вам понравилось?
Давайте же друзья любить свой город!
Ценить, беречь и украшать.
Учитель: И закончить наше занятие хотелось бы, перефразировав пословицу:
Родной свой край люби и знай, делами прославляй
и сказать так: « Родной свой город люби и знай, делами прославляй»
Спасибо за внимание. До свидания.