Уразалина Светлана Сапабековна
учитель русского языка и литературы
ГУ «Озёрная средняя школа»
отдела образования акимата Костанайского района
Язык как культурное наследие народа: перспективы развития и обучения в современной школе.
"...Казахстан уникален и силен своей многонациональностью. На его земле сформировалось уникальное поликультурное пространство… Поликультурность Казахстана - это прогрессивный фактор развития общества".
(Н.А.Назарбаев)
Казахский народ имеет древнюю культуру. Многовековая и многострадальная казахская земля за свою историю имела опыт общения со многими этнокультурами так или иначе соприкасавшимися с ее культурой. Казахский язык сохранивший свою идентичность, как основу своей культуры, тем не менее впитал в себя элементы языков многих этнокультур, также как и обогатил их средствами и своего языка. Тому в исторической науке языкознания множество примеров. Одним из этносов, с которым в силу исторического соседства происходило взаимопроникновение культур в течение многих веков, является русский народ.
Мы были свидетелями того, как при участии президентов Казахстана и России Н. А. Назарбаева и В.В. Путина был открыт памятник великому сыну казахского народа Абаю Кунанбаеву в России. С большим трепетом и особой любовью отмечается у нас в Казахстане юбилей великого поэта А.С. Пушкина. Эти знаковые события говорят об особом уважении и особом отношении двух дружественных народов к великому наследию своего прошлого, имеющего богатый опыт взаимосвязи культур и языков. Сегодня мы можем говорить о том, что богатая культура русского народа имела бесспорно большое влияние на культуру казахского народа. С самого раннего детства до глубокой старости жизнь человека связана с речью. Каждый из нас помнит нежные минуты своего детства. Ласковый голос мамы, милое журчащее пение колыбельных песен бабушки. Сказанное первое слово- это материнский, или родной язык.
«Родной язык! Что может быть подстать?
Родной язык - как ласковая мать…»
Родной язык - великий кладезь, он приобщает нас к прошлому, он носитель национальной традиции, источник вечного обновления.
Язык общения для нас открывает целый мир, необъятную Вселенную. Вновь и вновь вчитываюсь в слова Л. Успенского: «Новый человек родится с древними мыслями, с теми, что сложились в головах людей за тысячелетия до его рождения. Сам он обретает возможность общаться с правнуками, которые будут жить спустя века… И это благодаря языку. Гордость бытия – чувство, охватывающее меня и мое поколение. Сохранить и продолжить историю, развивать и приумножать культурное наследие народа посредством языка – наша главная задача. Ибо, исчезнет язык – исчезнет и народ.»
Наша республика – многонациональное государство. Исторически сложилась необходимость использовать в качестве языка межнационального общения русский язык наравне с государственным казахским языком.
Вот уже в течение двадцати лет мне предоставлена честь быть проводником культуры, литературы и традиций русского народа посредством одного из шести мировых языков на планете. Трудно не согласиться с высказыванием Андреаса Шлейхера,
советника Генерального секретаря ОЭСР по вопросам образовательной политики, что
«Мир быстро становится другим в связи с глобализацией и модернизацией, которые влекут за собой огромные проблемы для людей и общества. Школы должны подготовить учеников жить и работать в мире, в котором большинству людей необходимо сотрудничать с людьми разных культурных слоев, принимать во внимание различные идеи, перспективы ценности; в мире, в котором люди должны решать, как доверять и сотрудничать, несмотря на наличие различий, часто преодолевая при этом пространство и время с помощью технологий; и в мире, в котором их жизнь будет зависеть от вопросов, которые выходят за пределы национального и глобального плюрализма, подготавливая их к тому, чтобы они могли присоединиться к другим в жизни, работе и гражданской позиции». Преподавая русский в казахской школе, я всегда отмечаю, что изучить язык другого народа – значит прожить вторую жизнь.
Основной целью обучения русскому языку в школе с казахским языком обучения – приближение речи учащихся к речи его носителей. Это означает формирование и развитие лингвистических, речевых, коммуникативных умений и навыков. Необходимо пробудить интерес к изучению языка путем развития творческих способностей учащихся.
Какие же использовать формы, методы и приемы обучения, чтобы ребенок учился с охотой и желанием и одновременно развивал свои творческие способности?
Так, для младших классов среднего звена общеобразовательной школы(5-6 класс) наиболее подходящими являются уроки-путешествия, сказочные викторины, конкурсы, мастерские. Для учащихся более старшего возраста – диспуты, репортажи, интервью, пресс-конференции, ролевые игры, новоэтические семинары, «за круглым столом», литературные гостиные.
На мой взгляд, самыми ценными работами, завершающими изучение какой-либо темы, являются детские работы творческого характера. Я всегда стараюсь предлагать ребятам альтернативные творческие задания. Реализация системного подхода требует тщательного отбора эффективных методов и технологий обучения:
- личностно-ориентированный подход,
- деятельностный подход («учение через деятельность»),
- развивающее обучение,
- технология РКМЧП – «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Приёмы, используемые в рамках данных технологий, удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и способствуют формированию различных компетенций.
Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать приемы:
«Верные – неверные утверждения», «прогнозирование».
Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла чаще всего используются приемы: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».
Только после того как выстроены взаимоотношения и включены внутренние мотивационные установки, можно рассчитывать на активное изучение и освоение учеником нового опыта, знаний, способов действия. Ведь как бы не менялась цель обучения, но задачи урока остаются неизменными: воспитание и развитие личности, основным средством решения которых продолжает оставаться познавательная активность. Существуют различные приёмы эффективного урока:
- Прием составления маркировочной таблицы «ЗУХ»
- Стратегия «Отсюда - сюда» или «Зигзаг»
- «Корзина» идей, понятий, имен
- Прием «Лекция с остановками»
- Прием «Фишбоун»
- «Синквейн»
- «Эссе»
- «Кластер»
- Приём "Инсерт"
- «Стоп кадр».
Перспективы развития и обучения речи в современной школе определены в Государственном стандарте образования Республики Казахстан: «Формирование функционально грамотных людей –одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению, письму, говорению и слушанию, приобщению к началам национальной и мировой культуры.»
Очень радует тот факт, что изучение языков в современной школе начинается с первого класса, так как в раннем возрасте дети в процессе общения быстро воспринимают языки. На практике часто убеждаюсь в необходимости создания языковой среды для успешного усвоения речи.
Обучение общению на основе знаковой системы в новых казахстанских программах и учебниках отводится значительное место. И учитель и ученик должны знать, что хорошее знание грамматики необходимо для четкого логического, эмоционального способа оформления мысли. Именно поэтому в учебниках нового поколения в качестве центральной дидактической единицы выступает текст. От поисковых заданий, требующих размышлений в связи с заданной темой и осмысления ее содержания, учащиеся должны переходить к заданиям творческого характера – самостоятельному составлению текста.
Президент страны Н. А. Назарбаев поставил высокую планку перед отечественным образованием. Оно должно стать конкурентоспособным, высококачественным, таким, чтобы выпускники казахстанской школы могли легко продолжать обучение в зарубежных вузах.
Будущее нашего государства – это сегодняшние дети: дошкольники, школьники, студенты. Уже с детского сада они узнают культуру народов, изучают казахский, русский и основы английского языка. Это является одним из важнейших условий успешного вхождения ребенка в современный мир.
Главная цель, стоящая перед учителями и учениками школы, – это развитие поликультурной личности, которая знает историю и традиции своего народа, владеет несколькими языками, стремится к саморазвитию и самосовершенствованию.
Одним из важных факторов перспективного развития и обучения языка в современной школе является творческий подход, профессиональное мастерство самого учителя. Не побоюсь использовать сочетание слов как профессиональный азарт.
Учителю необходимо меняться для построения системы своей работы в школе так, чтобы с одной стороны она приносила удовлетворение самому учителю, с другой - отражала запросы учеников и их родителей, и при этом была ориентирована на успех. Сегодня педагогу необходимо постоянно изучать новые современные методики обучения, учиться самому: мыслить, слушать и слышать, смотреть и видеть, говорить и высказываться, а главное - чувствовать. Любить свою профессию и получать удовольствие от процесса и результата своего труда большое счастье.
Если сам любишь свой предмет, то и преподавать его будешь с любовью и интересом.
Литература:
«Концепция развития образования Республики Казахстан»;
Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана . Стратегия «Казахстан-2050», Астана,2012г.;
Закон Республики Казахстан от 11 июля 1997 года «О языках в Республике Казахстан»;
4. Концепция развития образования до 2015 года, Астана, 2004г.;
5. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования,2011г.