СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Язык - мой друг или враг?!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Язык каждого народа живёт и изменяется. Слова наполняются новым содержанием, в том числе и негативом духовно-нравственного кризиса. Под воздействием сквернословия мутируют цепочки ДНК. Противостоять этому можно лишь красотой и высоким смыслом русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Язык - мой друг или враг?!»

8


Денисенко Ирина Михайловна, учитель технологии ГКОУ РО Волгодонской специальной школы-интерната «Восхождение».

г. Волгодонск Ростовской области.



Классные часы (7-9 классы).

Тема «Язык мой – друг или враг?»

(Приложение 1. Слайд 1.)


Цель: Формирования культуры речи школьников.


Задачи: 1. Показать значение, роль и свойства слова.

2. Развивать логическое мышление, память.

3. Содействовать формированию ориентации школьников на непреходящие ценности российской культуры.



  1. Занятие «Слова на века».


Язык каждого народа (как и отдельного человека) своеобразен. Он, как и народ живет, изменяется, растет. Слова наполняются новым содержанием, вбирают богатый исторический смысл. Язык, идущий из глубины столетий – лучшее произведения народа. Великое чудо: маленькие буквы – и громада многовековой культуры русского народа (Слайд 3).

Из Библии мы знаем, что, словом Бог сотворил всё. Так же в дар человеку Он дал слово как орудие сотворчества. Именно человек должен был наречь всякую душу живую, дать ей имя.

Примером того, как можно было словом решать судьбу всего русского народа, является деятельность святого благоверного князя… Святой князь сказал: «Тебе поклонюсь царь, ибо тебя почтил царством Господь Бог; идолам же не поклонюсь, поелику Богу Единому поклоняюсь, Которому служу» (Слайд 4). Ребята, о каком князе идёт речь?!

Да, ребята, вы правильно сказали – это святой благоверный князь Александр Невский. Ему был посвящён у нас отдельный классный час. Но нам нужно ещё раз вспомнить об этом святом князе.

Многих врагов победил князь Александр Невский. Он был непобедимым, но не возгордился. Смиренно Невский герой склонился перед ханом. Прекрасный, кроткий облик русского князя смягчил сердце владыки Золотой орды. «Истину мне сказали, что нет князя подобного ему» - заявил Батый своим вельможам.

Позже брат князя дерзко вел себя с сыном Батыя. И, чтобы предотвратить кровопролитие, князь Александр снова ездил в орду отмолить русский народ. Всего 4 раза ездил свт. благ. князь Александр в Орду. В последний раз ехал назад, смертельно заболел, принял монашество с именем Алексий. После его смерти митрополит сказал «Чада мои, закатилось солнце земли Русской». (Слайд 5).

Давно это было. Но вы-то знаете ребята, что святой благоверный великий князь Александр Невский по итогам голосования в нашей стране был объявлен именем России.

Прошло уже несколько столетий. И, кажется, мы должны быть мудрее наших предков. Но темы о слове, языке сейчас стали ещё более актуальными для нас.

А сейчас, ребята, мы прочитаем современный рассказ Бориса Ганаго (Слайд 6) «Слова на века», название которого дало название теме нашего сегодняшнего занятия. (Приложение 3).

О важности слова, речи, языка послушаем цитаты из Библии, изречения святых отцов, русских педагогов, народные пословицы. (Раздать детям карточки, параллельно показывая цитаты на интерактивной доске. Попросить объяснить, как они понимают эти выражения).


Цитаты из Библии (Слайд 7):

«Удар бича делает рубцы, а удар языка сокрушает кости; многие пали от острия меча, но не столько, сколько павших от языка». (Сирах 28. 20.21), (Слайд 8).

«Смерть и жизнь – во власти языка…» (Прит. 18.22), (Слайд 9).

«Кто хранит уста свои, тот бережёт душу свою. (Прит. 18.22), (Слайд 10).

«Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость». (Прит. 15.1), (Слайд 11).

Изречения святых и современных богословов:

«Известно, что врачи узнают, здоров человек или болен, осматривая язык, можно сказать, что наши слова служат верным признаком добрых или худых расположений нашей души» (святитель Тихон Задонский), (Слайд 12).

«Воздержание языка показывает человека мудрого» (преподобный Авва Исайя), (Слайд 13).

«Слово есть видимое обнаружение ума» (Николай Васильевич Маслов, доктор педагогических наук, Президент фонда святого благоверного князя Александра Невского), (Слайд 14).

Из книги Владимира Ивановича Даля «Пословицы русского народа» (Слайд 15):

Мал язык – горами качает.

Язык – телу якорь. (Слайд 16).

Слово – не воробей, вылетит - не поймаешь.

Ласковое слово и кошке приятно. (Слайд 17)

От языка не уйдёшь. Язык везде достанет.

Слово не стрела, а сердце язвит. (Слайд 18).

Не ножа бойся, языка. Бритва скребет, а слово режет.

Гнилое слово – от гнили в душе. (Слайд 19).

Добрым словом и бездомный богат. (Слайд 20).


Подвести итог занятия:

Сегодня мы убедились как важно слово в нашей жизни. Словом человека можно убить, а можно – вернуть к жизни. Слово часто решает судьбы народов. Кстати, как называется профессия человека, который это должен делать? – Дипломат.

Пожалуйста, давайте через слово будем беречь друг друга.


Сегодня мы не закончили обсуждение данной темы, а продолжим на следующем классном часе


II. Занятие «Язык мой – друг или враг». (Приложение 2. Слайд 1).


На прошлом занятии мы с вами много говорили о значении, свойствах и роли слова.

Прошу поделиться своим мнением по данному вопросу.

Краткие высказывания детей:

- словом можно убить и исцелить человека;

- дипломаты словом решают судьбу страны;

- своим языком выдаёшь свой ум.

Вспоминаем народные пословицы о языке и слове.

Напоминаю высказывание «Гнилое слово – от гнили в душе».

Нельзя обойти этот вопрос. Нужно чтобы вы знали, как вредят человеку самые мерзкие, самые отвратительные слова, которые только могут быть и которые сейчас занимают в нашей жизни столь «почетное» место. Как вы думаете, о чем пойдёт речь? Да, о мате, о котором я уже от многих слышу: «я просто не обращаю внимание». И это же, конечно, от незнания.

У нас по городскому телевидению в православной передаче «Фома» проводили опрос мнения наших горожан о сквернословии. Оказалось, что никто даже не подозревал, что это грех. А в словаре В. И. Даля сказано, что всякая скверна – мерзость перед Богом (Слайд 2).

Так откуда же это пошло, откуда взялась эта мерзость?!

Во времена монголо-татарского ига для надругательства над святынями русских и были придуманы эти слова. Кстати, раньше за такие слова на Руси очень наказывали – публично пороли. (Слайд 3) Сейчас тоже предусмотрены штрафы за нецензурную речь в общественных местах (Слайд 4). Вы должны об этом помнить.

Хочу также напомнить, что существует не только видимый, но и невидимый мир. Нас слышат святые, ангелы, Божья Матерь, и, конечно же, сам Бог. Можно ли ожидать их покровительства и помощи в наших проблемах, в т.ч., учебе, здоровье и т.д. Т.о. мат – это прямое обращение к темным сатанинским силам. Нужно ли это нам?!

Сегодня я хочу рассказать вам мнение ученых по данной теме.

Вы слышали о том, что растения реагируют на слова, на музыку?! (Многие слышали – таков ответ детей).

Несколько лет назад учеными проводились эксперименты с растениями, в частности с семенами растения арабидопсиса (Слайды 5-6). Результаты исследования ужаснули ученых. Сквернословие подобно облучению в 40 тыс. рентген: порвались цепочки ДНК, перепутались хромосомы и гены. Большинство семян погибло. Удивительно, что результаты экспериментов зависели не от громкости произнесенных слов, а от смысла сказанного. Поскольку генетические аппараты всех живых существ работают по универсальным законам, то сквернословие, проклятие, ложь, дурные мысли и слова так же негативно действуют на человека. Это же подтверждено группой специалистов в области молекулярной биологии Института Управления Российской Академии Наук под руководством П.П. Гаряева: человеческая речь влияет на структуру молекул ДНК, заставляя их менять свою форму. У человека постоянно употребляющего нецензурные выражения мутируют и деформируются хромосомы. Т.о. разрушается не только организм самого матершинника, но и наносится вред его возможному потомству (Слайд 7).

Интересные результаты были получены учеными, работающими по методу Семёна Давидовича Кирлиан (Слайд 8). Суть этого метода в том, что любой объект, помещенный в электромагнитное поле, начинает испускать свечение (Слайд 9). У человека цвет и интенсивность этого свечения зависит от его психоэмоционального состояния и от состояния здоровья. Это свечение назвали биополем. У здорового человека биополе не имеет разрывов и выглядит как ровная радужная оболочка, окружающая его тело в форме яйца. У больных людей она имеет разрывы, которые возникают так же и при сквернословии (Слайд 10). Т.о. мат разрушает здоровье и психику человека.

Что интересно, добрые слова и молитвы исцеляют душу и тело. Даже «простое» спасибо улучшает настроение и общее самочувствие.


Давайте рассмотрим структуру языка (Слайд 11):

1-ый – сакральный слой (общение с Богом).

2-ой – высокий (поэтический) слой.

3-ий – разговорный слой.

4-ый – низкий слой (сленги, сквернословие, слова-паразиты).

Убирая сверху послойно, выходит на поверхность язык подворотни (низкий 4-ый слой). И вот уже мат льется отовсюду.

Именно язык, речь являются средством материализации пошлости. Только при общении внутренняя распущенность преобразуется во внешнюю. Сначала духовно нищий человек обедняет свой язык, исключая из лексики ненужные, по его мнению, слова и синтаксические конструкции, затем происходит обратный процесс: примитивная речь обуславливает дальнейшую деградацию личности (Слайд 12). И вот тогда на потребу погружающемуся в полную топь гражданину появляется соответствующая продукция культуры и искусства, а словечки из сленга попадают в тексты песен и на страницы изданий. Кстати, беспризорники в колонии Антона Семёновича Макаренко (Слайд 13) при девочках не позволяли себе нецензурные выражения.

Так как вы думаете, можно ли не обращать внимания на сквернословие?! Люди, речь которых не поднялась выше 4-го и 3-го уровня никогда не получат доступ в высшие круги культуры. Они не только не будут разбираться в подлинном искусстве, они не смогут быть и руководителями в работе.

Мне бы очень хотелось, чтобы у нас никогда не было повода возвращаться к этой теме.

А сейчас, чтобы сгладить неприятные впечатления от нашей беседы ребята прочтут нам три замечательные стихотворения. (Приложение 4).



Разве не улучшилось настроение от прекрасной поэзии?!


А теперь ребята прочитаем и оставим себе памятку отца Артемия Владимирова (Слайд 14): «Язык мой – друг или враг?» (Раздать детям распечатанную памятку – см. приложение 5), (Слайд 15).

Подвести итог занятия: Вы многое узнали о свойствах, роли и значении слова. Надеюсь, ваш выбор теперь будет осознанным и верным.























Приложение 3.

С л о в а н а в е к а


Славик никак не мог запомнить стихи, заданные на завтрашний день. Учил, учил, а они всё из головы выскакивали. «И зачем их только нам задали? – морщил он лоб. – Хоть бы Пушкин или Лермонтов, а то стих какого-то Бунина зубрить надо». Название сразу запомнилось: «Слово», а дальше – никак.


Молчат гробницы, мумии и кости,

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.


И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.


Повторял, повторял Слава, потом вздохнул и бросил. Всё, двойка обеспечена! Литераторша обязательно спросит. Она всегда чует, когда не приготовишь. Насквозь видит. Ведьма! Если бы она заболела и урок отменили – вот здорово было бы!

Вообще-то Славик не хотел другим зла. Он любил мысленно странствовать: то к папуасам слетает, то на дикий Север к моржам его занесёт, то на пирамиду вскарабкается. Как-то по телевизору говорили, что в пирамиде особыми приборами расслышали разговор жрецов. Их уже нет, а голоса звучат. Они что-то там обсуждали при захоронении фараона. Прошли века, исчезли жрецы, государство, а слова остались, витают, живут. Вот здорово! Славик задумался об этой тайне.

Вдруг он оказался у каких-то невиданных ворот. Ему захотелось пройти в них, однако они были закрыты. Слава толкнул дверь, но она не открылась, и тут зазвучал голос:

- Святослав! Ты находишься у входа в необыкновенную страну: в ней сбывается каждое произнесённое слово. Но сюда, ты же сам понимаешь, не всех можно пускать. Прежде чем открыть эти врата, мы испытываем всё, что человек успел не только сказать, но и то, что было в его мыслях. Знаешь ли, что сказанное слово живёт всегда?

- Нет… Не знаю, - растерянно признался мальчик.

- Знаешь ли ты, что может совершить слово?

- Нет… Не знаю, - ещё больше смутился Слава.

- А какими бывают слова, ты знаешь?

- Какими-какими… Разными…

Вдруг зазвучала красивая музыка, и на фоне неба загорелись разноцветные буквы. Славик стал читать: «Слово – семя, сеющее добро. Словом можно умудрить, исцелить, освятить. Словом можно отравить душу, ранить, развратить, посеять зло. Каков язык – такова и душа».

И опять зазвучал голос:

- В страну тьмы и жути попадают говорящие плохие слова. Не говорил ли ты их?

- Нет, не говорил! – заверил Слава.

- Как не говорил? А это кто сказал?

И вдруг на небе возникли чёрные буквы: «Ведьма! Если бы она заболела и урок отменили – вот здоров было бы!»

Слава поник головой.

- Не падай духом! У тебя ещё есть возможность смыть свои злые слова покаянием. Без покаяния мы не сможем впустить тебя в эту страну.

- А что там? – не удержался Славик.

- Нет таких слов, чтобы описать её. Хочешь ли ты туда попасть?


Утром Слава пришёл в школу, а урок действительно отменили. Учительница литературы заболела.

Б. Ганаго




Приложение 4.

А.В. ПЛЕТНЕВОЙ


Чему бы жизнь нас ни учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

И увядание земное

Цветов не тронет неземных,

И от полуденного зноя

Роса не высохнет на них.

И эта вера не обманет

Того, кто ею лишь живет,

Не все, что здесь цвело, увянет,

Не все, что было здесь, пройдет!

Но этой веры для немногих

Лишь тем доступна благодать,

Кто в искушеньях самых строгих,

Как вы, умел, любя, страдать,

Чужие врачевать недуги

Своим страданием умел,

Кто душу положил за други

И до конца все претерпел.

Тютчев Ф.И.


НАШ ВЕК


Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит…

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры… но о ней не просит.

Не скажет ввек с молитвой и слезой,

Как ни скорбит пред замкнутою дверью:

«Впусти меня! – Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью!..»

Тютчев Ф.И.




АНГЕЛ


По небу полуночи Ангел летел,

И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов;

О Боге Великом он пел, и хвала

Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез.

И звук его песни в душе молодой

Остался – без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна,

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

Лермонтов М.Ю.




Приложение 5.

Язык мой – друг или враг?

Отец Артемий Владимиров.


Мне хотелось бы предложить вам три малых золотых правила языка. Кто исполнит их, перестанет грешить языком, что согласитесь вещь немаловажная.

Правило первое. «Думай, что говоришь». Иными словами, взвесь в уме то слово, которое находится на кончике твоего языка. Подумай, как следует, а потом лишь говори. И никогда не пожалеешь.

Правило второе. «Не говори того, чего не думаешь». Не лукавь, не криви душой. Лучше промолчать, чем сказать неправду.

Правило третье. «Не всё, что думаешь, говори». Это правило не призывает нас, как может быть, некоторым показалось, к лицемерию и приспособленчеству. Но оно советует правильно оценивать собеседника и его душевное расположение. А готов ли он сегодня услышать от тебя те слова, которые мирно лягут на его сердце три дня спустя? А принесёт ли ему пользу то, что ты намереваешься ему сказать? А нужно ли ему слышать твоё мнение по этому вопросу? А не подведёшь ли ты кого, не выдашь ли чужую тайну своим неосторожным словом? И десятки других «А» могут оправдать это правило. Словом, не всё, что думаешь, говори.

Некоторые риторы сводили три упомянутых правила в одну золотую формулу мудрой речи: «Думай, что говоришь, кому говоришь, зачем говоришь, где говоришь, и какие из этого будут последствия».


Закончим наши размышления о языке и слове простым пожеланием: «Друзья! Больше читайте добрых, умных, хороших и в первую очередь святых книг! «С кем поведёшься, от того и наберёшься», – говорит не напрасно русская пословица. Пусть вашим девизом отныне будет древнее изречение: «Ни дня без строчки». Хотя бы прочитанной строчки, которая отойдёт в золотой запас вашей памяти».



Библиография:

1. Ганаго Б. «Детям о слове». Минск. Белорусский экзархат, 2006.

2. Даль В. «Пословицы русского народа». М., Государственное издательство художественной литературы, 1957.

3. Детский календарь 2008 год.

4. Маслов Н. В. «Толковый педагогический словарь. М., «Самшит-издат», 2006.

5. Осетров Е. Аз свет миру. М. Детская литература, 1989.

6. Святые земли русской издание к XV международным Рождественским образовательным чтений. М., 2007.

7. Схиархимандрит Иоанна (Маслова) «Симфония». М., «Самшит-издат», 2003.