СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Языковая игра в загадках

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                                     

Просмотр содержимого документа
«Языковая игра в загадках»






Языковая игра в загадках































Содержание


Введение

Глава I.

1.1. Происхождение и появление в русском языке первых загадок.

1.2. Типы загадок в зависимости от указанных признаков предмета или явления.

Глава II.

1.1. Использование разнообразных художественных средств в построение загадок.

1.2. Разнообразные игры и игровые формы с загадками.





















Введение

Загадка – жанр народного творчества, который, как и пословицы и поговорки, также относиться к малым фольклорным формам. Ценность загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности. Яркие, конкретные, красочные художественные образы загадок помогают по-новому взглянуть на окружающий мир, развивают поэтический взгляд на действительность, способность анализировать её и, следовательно, логически мыслить. Благодаря таким поэтическим средствам, используемых в загадках, как метафора, метонимия, олицетворение, гипербола. С самыми простыми предметами происходят волшебные превращения: початок кукурузы становится башней, морковь – девицей с косой. Подчеркивая эту особенность загадок, М. А. Рыбникова писала: «Загадка – ключ словесного образа, зерно поэзии, метафора».

Метафора и сравнение в загадках отличаются от метафор и сравнений в других литературных и фольклорных жанрах тем, что здесь они даются в форме занимательной игровой задачи, и внимание слушателя или читателя специально направлено на необходимость отгадки, сопоставления и сравнения. Следовательно, сама художественная специфика загадки является той ступенькой, которая поднимает человека по лестнице, ведущей к пониманию поэтического образа, развитию художественного мышления и творчества.

Загадки по своему содержанию отражают историю становления и развития народных культур. В этом и состоит их особая ценность. Они формируют первые представления о единстве мира и его закономерностях. В отличие от пословиц и поговорок они направлены на нахождение тождества или сходства различных предметов и явлений.

Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа. Не случайно без них не обходится ни один детский праздник.

Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления. Тем не менее учителями школы мало времени уделяется изучению жанра загадок в системе русского фольклора. Поэтому мы считаем, что данная тема актуальна.

Целью нашего исследования является выявление особенностей языковой игры в тексте русских загадок.

Для достижения этой цели необходимо выполнить ряд задач:

  1. Раскрыть историю происхождения загадки;

  2. Проанализировать роль языковой игры в тексте русских загадок;

  3. Показать богатство, точность, меткость слов в загадках;

  4. Исследовать языковую игру как средство выразительности;

  5. Выявить возможности использования загадок на уроках русского языка.

Объектом исследования является языковая игра и ее разновидности.

Предметом - методы, приемы работы с загадкой.

Работа совершалась поэтапно, в ходе работы использовались следующие методы:

1) описательный;

2) аналитический;

3) систематизирующий;

4) статистический;

5) обобщение полученных результатов.





Глава I

1.1. Происхождение и появление в русском языке первых загадок.

Слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.

Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Многие из них обязаны своим происхождением письменности. Особенно много таких загадок у нас должно было появиться с того времени, когда в нашу литературу проникли переводные произведения, заключавшие в себе мудрые «вопросы» и «ответы» на них (с XI в.)


Загадки на Руси приурочивали к празднованию Нового года, потому что в пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова, так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год, засыпала природа, прекращалось сокодвижение, затихали природные силы, люди могли немножко повеселиться, отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивались эти праздники загадок.

К.П. Герд так описал вечера загадок в селах: «Здесь загадывание происходит по определенной системе. Оно начинается с загадок о человеке и кончается загадками о природе. Предметом первых загадок является человек, части и функции его тела, одежды и т.д.; затем следуют загадки о доме и предметах, которые находятся в нем; потом идут подряд двор, огород, сад, пасека, поля, леса, и все это завершается явлениями природы».

Исследователь загадок К.П.Герд пишет, что название загадки на удмуртском языке переводится, как «слово необходимое для разговора».

Такую важную роль отводили загадкам в Древней Руси.

Большинство возникших давным-давно загадок воспринимаются нами как вполне современные. Например, загадка о репке: «Кругла, а не месяц; желта, а не масло; с хвостом, а не мышь» - одинаково воспринимались и в глубокой древности и сейчас.

Появление на свет первых загадок ученые связывают с возникновением явления в жизни древних – с иносказательной тайной речью. Ею пользовались наши далекие предки в военных, дипломатических делах, а также в хозяйственной повседневной жизни. Здесь ее необходимость обуславливалась, помимо других причин, многочисленными запретами, существовавшими в связи с верованиями древнего человека в то, что природа может влиять на его судьбу. Люди древнейших эпох были уверены, что иносказательной речью можно не только обмануть животных или растения, которые якобы способны понимать человеческий язык, но и воздействовать на природу. Именно поэтому тайная речь, построенная на замене одних понятий другими, нашла такое широкое распространение у человека далекого прошлого. Животные, а также предметы не назывались собственными именами, дабы не спугнуть или не навлечь на себя или на домашний скот беду. Люди были уверены, что животные и лесные звери прекрасно понимают человеческую речь.

Знаменитый путешественник XVIII в. С.П.Крашенинников отметил остатки древней тайной речи у русских охотников по соболю. Руководитель, избранный артелью, назначал себе помощников и, как пишет С.П.Крашенинников, наказывал им: «…смотреть за своей чуницею (группа охотников) накрепко, чтобы промышляли правдою, ничего бы про себя  не таили и тайно бы ничего не ели, чтобы по обычаю предков своих ворона, змею и кошку прямыми именами не называли, а называли б верховым, худою и запеченною. Промышленные сказывают, что в прежние годы гораздо больше вещей странными именами называли, например: церковь – востроверхою, бабу – шелухою, корову – рыкушею, овцу – тонконогою. И в русских народных сказках – волк не иначе, как серый, лиса – Патрикеевна, медведь – Косолапый.

Как свидетельствует С.П.Крашенинников, свинью сибирики-охотники назвали низкоглядой, т.е. смотрящей вниз. Подставленное слово точно воспроизведено в загадке про свинью: «По земле ходит, неба не видит». Название коровы на охоте тоже было под запретом. Вместо коровы говорили «рыкуша», т.е. рыкающая, ревущая. В загадке, записанной в Полесье, говорится: «У рыкули четыре кули, а у гнули – две». («У коровы четыре сосца, а у кобылы – два»). В прочих вариантах корова названа так: рога, роговая, рогов, торбан, мыков и т.д. Важно, что эти слова точно совпадают с тем, что находится в загадке.

В Орловском крае крестьянин не говорил: «Иду домой». Это означало бы «на погост, на кладбище». Вместо этого говорили: «Иду по двору». У восточных славян много слов, обозначающих радугу. У белорусов радуга зовется веселухой, поручием и коромыслом. С названием радуги связана загадка: «Крашеное коромысло через реку повисло».

Как предполагают ученые, загадки являлись в древности средством обучения молодежи иносказательной речи, запоминания тайных слов. На ранней стадии развития человеческого общества загадки служили средством передачи сведений об окружающем мире старшего поколения младшим.

Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам.

Загадка – это жанр народного творчества, в котором нашли свое отражение быт и нравы русского народа, окружавшая его природа. Это самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слов.

Загадка не утратила свою ценность и в наше время. Особенно велики роль загадки в начальной школе и роль учителя, который должен раскрыть богатства этого жанра, научить вдумываться в каждое слово загадки, чтобы целенаправленно подходить к разгадке, к умению самому составлять загадки. Это обогащает словарь учащихся, учит точности, меткости, образности языка. Учит сравнивать, сопоставлять, рассуждать, наблюдать над тем, что тебя окружает.

Чтобы этому научить, учитель должен показать типы и свойства загадок, их педагогическую ценность, разнообразие средств художественной выразительности в построении загадок. И как итог –     научить составлять свои загадки.

Вероятно, к числу древних загадок надо отнести те, которые предлагаются русалками в песнях: «Да что растет без коренья (камень), да что растет без цвета (папоротник), да что бежит без повода (вода)».

Возможно, что древними загадками являются и те, в которых речь идет о стихиях природы и которые, следовательно, были навеяны мифическими представлениями. Таковы следующие загадки: «Что без огня горит» (солнце), «Красная девушка по небу ходит» (солнце), «Из окна в окно – золотое веретено» (солнечный луч), «Два быка бодутся, вместе не сойдутся» (небо и земля), «Шли козы мостом, увидели зарю, попадали в воды» (звезды), «Конь бежит, земля дрожит» (гром).

Некоторые загадки имеют отношение к хозяйственной деятельности древнерусских славян. «Месяц Новец днем в поле блестит, к ночи на небо слетел» (серп), «Баба – яга вилами нога, весь мир кормит, сама голодна» (соха).

Загадки наряду с большинством других устных произведений преследовались духовенством. По окружной грамоте Алексея Михайловича загадывающие загадки также осуждаются, как и поющие бесовские песни.


Определение жанра загадки.

При определении жанра загадки мы столкнулись с противоречием: с одной стороны никто не ошибётся в отношении жанровой принадлежности загадок, с другой стороны – определений жанра много и порой они противоречат друг другу.

Ожегов С. И. в «Словаре русского языка» толкует смысл слова «загадка» так: «Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке».

Энциклопедический словарь издательства «Большая советская энциклопедия»: «Загадка, замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа, выраженные в краткой и занимательной форме, иногда стихотворной».

Литературоведы по-разному определяют загадку как малый жанр устного народного творчества. « Загадка - иносказательное описание какого-либо предмета, данное обычно в форме вопроса» - писал В. И. Чичеров.

П. Г. Богатырёв определял так: « Загадка как художественное произведение представляет собой иносказательное изображение предмета или явления на основании черт сходства между скрытым предметом и тем, который его заменяет».

У А. Квятковского своё определение: « Загадка - замысловатое поэтическое выражение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном, уводящем в сторону виде. Загадка является своеобразной формой остраннения и строится обычно на принципе замедленной метафоры (вернее - симфоры), каламбурного алогизма и затруднённого параллелизма».


Аристотель определял загадку как хорошо сформулированную метафору.


В.П.Аникин писал: «Определяя загадку по существу её жизненного назначения, по её смыслу, можно сказать, что загадка- это поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью раскрыть ему глаза на поэтическую красоту и богатство предметно-вещественного мира».

М.А.Рыбникова утверждала: »Загадки в их тематике образуют круг примитивного мироведения загадка, давая конкретный предмет, опознаёт его в его происхождении, в его назначении и в диалектике его жизни. Загадка играет соединением предметов, их взаимодействием, соотношением. Свежая, сохранившаяся загадка звучит повествованием, диалогом, встаёт метонимией или метафорой».

У Митрофановой В.В.: «Загадка – краткое, требующее отгадки, опирающееся на иносказание ( чаще всего метафору во всех её проявлениях ) поэтическое произведение о явлениях природы и предметах, окружающих человека в его повседневной жизни и труде».











Педагогическая ценность загадок.

Уже  в начале XIX века загадка воспринималась как игра, как умственное состязание молодежи, но параллельно бытовала в репертуарах и взрослых и детей, была введена в учебную литературу. Это было фактом признания ее педагогической ценности.

Педагогическую ценность загадок исследователи видели в том, что она знакомит ребенка «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, повышает способность и определенность мышления и воображения. Помогает активизировать внимание, умение понимать и чувствовать художественный образ, развивает речь, любознательность, тренирует память.

Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, укрепляет в нем чувство собственного достоинства, является очередной ступенькой в развитии его мышления. Если же загадка не разгадана, это вызывает в нем жажду познания, чтобы сравняться с другими, «не быть хуже других». Загадка, таким образом, стимулирует умственную деятельность детей, прививает вкус к умственной работе.



Загадка, по словам К.Д. Ушинского «доставляет уму ребенка полезное упражнение». Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизирующей и тренирующей умственные силы ребенка, отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приручая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству.




























1.2. Типы загадок в зависимости от указанных признаков предмета или явления.

Все загадки можно разделить на группы в зависимости от указанных признаков предмета или явления.



1. Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков, например:

Он и сочен, и душист, а снаружи золотист.

Много долек в нем, друзья, будем кушать все и я.  (Апельсин)

Растет у окошка в глиняной плошке

Зеленый ежик без головы и без ножек. (Кактус)

Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач.

На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч. (Арбуз)

Эта загадка основана на трех признаках, свойственных арбузу (цвет, вкус, форма). Решение загадок подобного вида основано на анализе (выделение всех признаков) и синтезе (объединение их в единое целое).



2. Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному – двум признакам восстановить целостный образ)

Например:

Голубая простыня весь свет одевает. (Небо)

В поле сережки на одной ножке. (Овес)

Один костер весь мир согревает. (Солнце)

Между веток новый дом, нету двери в доме том.

Только круглое окошко – не пролезет даже кошка. (Скворечник)

Под ногой шуршат, шуршат.

Скоро будет голый сад. (Листья)

Чтобы решить подобные загадки, необходимо выделить отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими, не названными в загадке.



3. В загадку включено отрицательное сравнение.

Например:

Не зверь, не птица, а нос, как синица.  (Комар)

Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Ветер)

Не ездок, а со шпорами. Не сторож, а всех будит. (Петух)

Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха. (Орех)

Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река)

Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные, и в то же время в чем-то сходные предметы, явления, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в другом сочетании.



4. Загадки, в описании которых использованы метафоры.

Например:

Рукавом взмахнул – деревья пригнул. (Ветер)

На пяти проводах отдыхает стая птах. (Ноты)

Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился и отдельно поселился.  (Рукавица)



На четыре ноги надевали сапоги.

Перед тем как надевать, стали обувь надувать. (Колеса)

Разгадывание этих загадок предусматривает расшифровку метафоры. Для этого необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.



5. Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего.

Этот тип загадок включает:

      а) Шарады – слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово;

Например:

Мой первый слог – предлог, и во втором мы проживем все лето,

А целое от нас и вас давно уж ждет ответа. (За-дача)

Первое – нота, второе – игра,

 Целое встретится у столяра. (До-лото)

Корень мой находится в цене;

В очерке найди приставку мне;

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале. (О-цен-к-а)

В списке вы мой обнаружите корень;

Суффикс – в собрании встретите вскоре;

В слове рассказ вы приставку найдете;

В целом – по мне на уроки пойдете. (Рас-пис-ание)

Его корень в слове вязать;

Приставка в слове замолчать;

Суффикс в слове сказка,

Окончание в слове рыба. (За-вяз-к-а)

  

б) Метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово;

Например:

С «Ч» - над морем я летаю,

С «Г» - в машинах я бываю. (Чайка-Гайка)

С буквой «Ф» - сюртук парадный,

Государство с буквой «И»,

С «Б» - товар низкоразрядный

Нормам ГОСТа вопреки. (Фрак-Ирак-Брак)

С «Г» -  он будет частью слова,

С «И» - немного схож с пластом,

С «Н» - не конь и не корова,

Хоть с ногами и хвостом. (СлоГ-слоЙ-слоН)

Их, пожалуй, каждый знает:

«Г» - сродни овсу и ржи,

С «Ш» - прислушаться заставит,

С «П» - сухим его держи! (Горох-Шорох-Порох)

Его легко в полях отыщешь,

Он под землею строит «дом».

Но «И» на место «О» напишешь –

И в краску превратится он. (Сурок-сурик)

 

в)  Анаграммы – это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот – ток) или при перестановке слогов и букв (сосна – насос);

Например:

Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои и целый лес ты мною свалишь. (Липа – пила)

Найдешь загаданное слово в названье «жителя морского».

А как прочтешь наоборот –  под парусами он плывет. (краб – барк)

Его любой легко найдет, он – музыкальное творение,

А прочитай наоборот –  он – след на коже от ранения. (Марш – шрам)

Вот вам повозка (не телега), но если в ней, взяв букву слева,

Перенести на правый бок, то будет русских яблок сорт. (Сани – анис)

Мы им всегда обозначаем  товаров качества разряд,

Но если справа прочитаем – то получится – канат. (Сорт – трос)

        

г) Логогрифы – слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза – роза);

Например:

Известное я блюдо, когда прибавишь «М»,

Летать, жужжать я буду, надоедая всем. (Уха – муха)

Кто части мотоцикла знает, тот слово это разгадает.

А если букву «Д» прибавит,

На сцене можно будет ставить. (Рама – драма)

Им покрыть бы крышу мог тот, кто дом иль дачу строит,

А впишите в центр предлог –  будет дерево с листвою. (Толь – тополь)

   Название зверя разыщите  и букву «Р» в него впишите,

Вновь образованное слово –

Произведение Рыбакова. (Котик – кортик)

Вы легко ее найдете, есть она в любой столовой,

Букву в центре зачеркнете –

Превратится в корм бобовый. (Вилка – вика)

д) Загадки, в которых при перестановке ударения получается новое слово;

Например:

Я – травянистое растение с цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение, и превращаюсь я в конфету. (Ирис – ирис)

Я – сборник карт; от ударения зависят два моих значения.

Захочешь – превращусь в название

Блестящей шелковистой ткани я.  (Атлас – атлас)

Мы – для пильщика подставка, мы – для кучера сиденье.

Но попробуй-ка, поставь-ка нам другое ударение –

Осторожней будешь с нами: забодаем мы рогами. (Козлы – козлы)



6. «Загадки – складки». Эти загадки легко разгадываются, так как ответ напрашивается сам собой в рифму. Такие загадки подготавливают детей к восприятию более сложных загадок.

Например:

Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик,

Дружно капли заплясали. Это значит… (Дождик).

На дворе в кадушке заквакали подружки,

Потом прыг из ушата…Кто же это?  (Лягушата)

Лесной барабанщик, длинноухий трусишка,

Обожает морковку... Кто это? (Зайчишка)

Она весну встречает – сережки надевает,

А платьице в полоску. Ты узнаешь… (Березку)

7. «Загадки – шутки»

Какое личное местоимение можно добавить к другому личному местоимению, чтобы получить много крупных плодов?  (Ты-к-вы)

Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево?  (оно, тот)

Какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево?  (он – но)

К какому местоимению нужно прибавить шипящую букву, чтобы получилось название ряда помещений, расположенных в доме на одном уровне?  (Эта-ж)

В каком местоимении два звука, но одна буква?  (Я)

8. Фонетические загадки

Мама, папа или бабушка?

Кто из них споткнулся о старика Хоттабыча и шлепнулся на пол?

(В отгадке есть и звонкие, и глухие согласные звуки)

Гусли или балалайка?

Какой музыкальный инструмент люди придумали раньше?

(В отгадке ударный слог третий)

Налим или сом?

У какой рыбы нет чешуи?

(В отгадке все согласные звуки звонкие)

Илья Муромец или Алеша Попович?

Кто из них грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать?

(В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных)

Твист или вальс?

Что танцевала Пеппидлинныйчулок с ворами, забравшимися к ней в дом?

(В названии танца есть буква, которая звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость согласного)

Пулька или Пончик?

Это коротышки из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них требовал, чтобы ему варили суп из конфет и кашу из мармелада?

(В имени коротышки звуков меньше, чем букв)

   Начальный этап работы с загадкой на уроке русского языка начинается именно с показа разнообразных типов загадок, чтобы учащиеся видели, насколько богат и разнообразен язык даже в таком маленьком жанре, как загадка.

  Существуют множество разнообразных видов загадок. Загадки о технике можно использовать во время прогулок по городу или поселку, на экскурсиях на стройку. Загадки о транспорте уместны при изучении правил дорожного движения. Рассказывая об инструментах, с помощью загадок можно проверить, как дети усвоили новые знания. Для этого, загадывая загадку об инструментах, следует, предложить ребятам найти отгадку среди расположенных на столе инструментов.













Глава II.

1.1. Использование разнообразных художественных средств в построении загадок.

Все загадки построены на парадоксе. Слово «парадокс» означает неожиданное явление, противоречащее здравому смыслу и расходящееся с общепринятым мнением. И действительно, загадки строятся необычно, а быстрые отгадки являются, как правило, всегда ложными, ибо они нестандартны.

В загадках используются разнообразные художественные средства: сравнения, противопоставления, отрицания, гиперболы, эпитеты. Но чаще всего душой загадки является метафора. Она дает возможность скрытому сравнению, сопоставлению весьма далеких предметов, явлений, действий. Метафора загадок необычна, парадоксальна, фантастична. Она привлекает к себе внимание, взрывает устоявшееся представление о мире. Разве может быть живое существо без рук, без ног и чтобы рисовало? Может – мороз.

Метафоры строятся так, чтобы заманить отгадывающего в ловушку. Например:

Что за зверь в зиму ест, а летом спит,

Тело тепло, а крови нет, сесть на него, сядешь,

А с места не свезет?

Нас сразу же заставляют идти по ложному пути, ища отгадку среди зверей. Медведь? Но он зимой спит. Крови нет у рыбы, но она холодная. А отгадка проста – русская печка.

Вот этот метафорический принцип раскрытия сущности мира, окружающего человека, - один из основных приемов построения загадок.

Еще одной важной особенностью загадок является то, что отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. Например:

Стоит на крыше верхолаз

И ловит новости для нас. (Антенна)

Владение внутренним механизмом построения загадки позволяет педагогу обучать детей отгадывать загадки: понимать их содержание, находить оптимальные пути решения, приемы отгадывания, объяснять и доказывать правильность отгадки, а также учить школьников придумывать загадки самим.

Способы построения загадок позволяют педагогу оказывать помощь детям по определению последовательности мыслительных действий в процессе отгадывания.

Алгоритм поиска отгадки, выработанный детьми под руководством учителя:

1)     определить, что и где нужно искать;

2)     выделить и объединить возможные признаки;

3)     выдвинуть предполагаемую отгадку;

4)     доказать правильность отгадки.















































1.2. Разнообразные игры и игровые формы с загадками.

Наиболее эффективно будет запоминаться предложенный на уроке материал, если он будет проведен в загадках и играх-загадках.

В процессе всей учебной работы школьников учитель «вмешивается» в их речь. Он обращает внимание на то, чтобы дети правильно произносили слова, верно ставили ударение, выбирали слова, наиболее точно выражающие мысли, учит построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы. Без специальной работы над содержанием и его речевым выражением дети научатся лишь болтать, не задумываясь над содержанием и его грамотным оформлением, а это не только бесполезно, но и вредно для общего и речевого их развития.

А развитая речь, или, как говорил К.Д. Ушинский,  дар слова ребенка, - это почти то же, что развивать его мышление, потому что речь тесно связана с мыслью. Развитая речь без развития мышления – это, значит, воспитывать у детей болтливость, умение говорить, не заботясь о содержании. Поэтому забота о содержательности, о логической последовательности и правильности детских высказываний должна быть одной из первых забот учителя при работе с детьми над их речью. Речь нужно развивать все время, опираясь на мышление. Надо сделать так, чтобы одновременно с заботой о речи возбуждать у детей работу мысли. А это значит, что надо, чтобы ребенок внимательно наблюдал, старался понять, запоминать, чтобы его наблюдения были связаны с анализом, нахождением сходств и различий, классификацией, общением, систематизацией, объяснениями и доказательствами. Лишь при этих условиях у ребенка разовьется полноценная речь.

Очень важно, чтобы дети вникли в суть темы, поэтому на разных этапах урока, для поддержания интереса у детей, нужно включать разнообразные загадки или игровые формы загадок.

Загадка – это задачка, которую надо решить. Это поэтическое описание предмета, главных его черт. Как же избежать ошибки при отгадывании загадок? Для этого необходимо:

- внимательно слушать;

- подумать над каждым признаком отгадываемого предмета;

- не торопиться, а внимательно взвесить все признаки.

Этап закрепления и повторения правописания безударных гласных (словарно-орфографическая работа).



Приложение

Индивидуальные игры

1.     «Загадки – трафаретки»

На плотном листе или картоне вырезаются круглые или прямоугольные отверстия соответственно тем клеткам, куда должны вписываться буквы слова – отгадки. Найдя буквы, играющий вписывает их в отверстия на листе бумаги, подложенному снизу. Следующий  играющий должен подложить под трафарет чистый лист бумаги и закрепить его. За каждое правильно отгаданное слово начисляется определенное количество очков (выдается жетон, фишка). Пример:

«Шесть раков»

Этот рак из сатина сшит, (Рубашка)              

Этот рак на луну летит, (Ракета)

Этот рак – долгожданный день, (Праздник)

Этот может вспорхнуть на пень, (Куропатка)

Этот рак сторожит дворец, (Охранник)

Этот – кисленький леденец. (Карамелька)

«Шесть ос»

На этой осе в сентябре позолота, (Осина)

А эта растет на лугу у болота, (Осока)

А эта оса на Луну улетает, (Космонавт)

Эта на солнце худеет и тает, (Сосулька)

С этой спит в колыбельке малыш, (Соска)

Эта по классу крадется, как мышь. (Подсказка)



2.     Кроссворд загадок

Используя этот вид работы, можно подобрать материал таким образом, что образуется тематическая группа слов, повторяются изученные ранее и происходит знакомство с новым словарным словом. Сначала детям предлагается разгадать загадки.

        Отгадки сначала обосновываются указанием на эпитеты, метафоры, сравнения, затем подчеркивается точность, меткость подобранных троп и записываются в специально подготовленную схему ребуса таким образом, что в выделенной колонке появляется слово, с которым должны познакомиться на уроке.

   3. «Начни с…»

В этом кроссворде известно, с какой буквы начинается слово-отгадка.

Начинайте с буквы «М»:

Кто в глухом лесу живет, неуклюжий, косолапый,

Летом ест клубнику, мед, а зимой сосет он лапу? (Медведь)

Начинайте с буквы «К»:

Льется речка – мы лежим, лед на речке – мы бежим. (Коньки)

Начинайте с буквы «П»:

Что стоит в конце страницы,

 Украшая всю тетрадь?                                    

 Чем вы можете гордиться?

 Только лишь оценкой… (Пять)

Начинайте с буквы «С»:

Висит за окошком кулек ледяной.

Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)

4.     Рифмованное упражнение «Чьи иглы?»

Необходимо составить загадки так, чтобы слова: «игла», «иголка», «иглы» были использованы в разных значениях.

Пример:

Я уколов не боюсь, если надо, уколюсь. (Игла)

Ель на ежика похожа: еж в иголках, елка тоже. (Иголки)

Конь стальной, хвост льняной. (Иголка)

Утка ныряла, ныряла и хвост потеряла. (Иголка)

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж с иголками)

Ползун ползет, иглы везет. (Еж с иголками)

5. Рассыпанные загадки

Из слов, написанных на отдельных карточках, сложить загадку и разгадать ее. Игра начинается со стихотворения – зачина:

Со страницы книжки в гости к вам я шла,

Чтобы разгадали вы меня, друзья!

Очень торопилась, и случилось так,

На куски разбилась, не собрать никак!

Помогите, помогите! Из кусков меня сложите!

А потом, вы разгадайте, помните меня и знайте!

Образец подбора карточек к загадке:

 1) Ночью… летает…огнем…мерцает…а дыма…нет (светлячок).

2) Мелким…шажком…бежит…босиком…серый…свитерок…обвивает…ветерок (заяц)



6. «Восстанови загадку»

Загадки предлагаются не полностью, а лишь отрывки из них. Отрывки написаны на карточках, которые раздаются по классу. Необходимо восстановить загадку по одному фрагменту и отгадать.

… без застежек. (Сто одежек и все без застежек – КАПУСТА)

…ворота открывает. (Без рук, без ног, а ворота открывает – ВЕТЕР)

Два братца… (Два братца пошли в реку купаться – ВЕДРА)

…сухим остался. (В воде купался, сухим остался – ГУСЬ)

Висит сито… (Висит сито, не руками свито – ПАУТИНА)

… одним цветом. (Зимой и летом одним цветом – ЕЛЬ)

7. Чайнворд загадок «Змейка»

Эта игра, в которой слова-отгадки должны следовать одна за другой в виде цепочки слов. Последняя буква первого слова является первой буквой следующего слова.

Например:

1.     Красный, сахарный; кафтан зеленый бархатный. (Арбуз)

2.     Сторож плохой: слепой, глухой, не тронешь – молчит, а тронешь – кричит. (Звонок)

3.     Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, а с водой не знается. (Кот)

4.     Кланяется, кланяется,

Придет домой, растянется. (Топор)

5.     Без тела живет, без языка кричит. (Радио)

6.     На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки,

Ветерок прошуршал и развеял этот шар. (Одуванчик)

АРБУ-З-ВОНО-К-ОТ-ОПО-Р-АДИ-О-ДУВАНЧИК



       Эти индивидуальные формы игр можно использовать при организации соревнований между детьми, их можно использовать и в качестве групповых, на скорость разгадывания загадок-трафареток, кроссвордов, чайнвордов. Можно посадить на трон фею Загадку, которая вручит призы лучшим отгадчикам.













Групповые игры

1.     Лото загадок.

Это наиболее простая игра в загадки, так как играющий имеет отгадки и их нужно только узнать в загадках. Игра основана на игровом принципе лото: тексты загадок пишутся на отдельных карточках, а рисунки, являющиеся ответами на эти загадки или сами слова-отгадки помещаются в клетках больших карт.

Нашумела, нагремела,

Все промыла и ушла.

И сады, и огороды

Всей округи полила.

 



2.     Викторина загадок «Кто? Что?»

Разгадывание таких типов загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы. В основе этой игры лежит проверка знаний, находчивости.

Эта викторина проводится аналогично телевикторине «Что? Где? Когда?» Ее можно проводить в двух вариантах.

I вариант (с индивидуальным ответом)

Из бумаги заготавливается круг диаметром 30-50 см., рассеченный на сектора по количеству играющих. Загадки, написаны на карточках (по 2-3 карточки на каждый сектор) и волчок со стрелкой.

Круг кладется на стол, вокруг которого рассаживаются играющие. Каждый напротив своего сектора, на каждый сектор кладется стопкой по 2-3 карточки с загадками, надписью вниз. Назначается ведущий, который заводит волчок, следит за ходом игры и выступает в качестве арбитра.

Очередность ответа определяет стрелка волчка. Время на обдумывание ограничивается одной минутой. За правильную отгадку игрок получает два очка. В случае затруднения ему может помочь с ответом сидящий рядом игрок. Если он не знает отгадки, то это право предоставляется следующему играющему. Когда загадку никто не может отгадать, то ведущий может предложить играющему неявную подсказку. За правильный ответ после подсказки играющий получает одно очко. В заключении игры ведется подсчет очков. Победителем объявляется набравший большее количество очков. 

II вариант (с коллективным ответом)

Играет команда отгадывающих («Смекалистых») в составе 6-8 человек против команды загадывающих («Любознательных»). Для организации игры необходимо  то же игровое обеспечение. Загадки для «Смекалистых» готовит команда «Любознательных» заранее, наиболее удачные загадки отбираются для игры.

Стрелка волчка разыгрывает первую загадку. Команда сообща ищет на нее отгадку. По истечении минуты представитель команды должен называть отгадку. За правильный ответ команде присуждается два очка. В случае неверного ответа два очка назначаются команде «Любознательных». Если правильный ответ был дан командой без минутного обсуждения, ей присуждается дополнительное очко.

Один раз за всю игру команда «Смекалистых» может попросить помощи. За правильный ответ после подсказки команде присуждается одно очко.

В заключение игры подсчитываются очки и подводятся итоги. Команда, набравшая большее количество очков, объявляется победителями игры.

3.     «Поле чудес»

Основное его предназначение – активное и интенсивное припоминание, перевод загадок из долговременной памяти в оперативную, актуализация процессов узнавания и воспроизведения.

Форма проведения практикума похожа на игру «Поле чудес», но, в отличие от условий телевизионной игры, игрокам необходимо отгадать не слово, а загадку. Участникам сообщается, о чем речь в загадке. Каждая команда поочередно отгадывает загадку. Часто учащиеся отгадывают, не открывая ни одного слова. Такой успех оценивается в десять баллов. Если сразу отгадать не удается, то капитан просит открыть одно слово. Если и это не помогает, открывается еще одно слово и т.д. За каждое открытое слово снимается по одному баллу. Игра проходит очень увлекательно.







Игры на развитие эмоциональности речи

В загадке каждое слово важно. Поэтому его нужно произносить четко, ясно, с логическим ударением, выдерживая паузы. А для того, чтобы рассказчика было приятно слушать – важно, чтобы речь была живой, эмоциональной и выразительной. К сожалению, нашу устную речь мы передаем скучным, маловыразительным языком. Многим нужно учиться говорить «своими словами». Условия, в которых происходит беседа, содержание разговора обычно подсказывают, какие слова нужно употреблять – тождественные или шутливые, высокие или обычные. Общая культура речи включает в себя звуковую культуру: правильное произношение слов и фраз, нормальное речевое дыхание, а также умение использовать громкость голоса, темп речи, различные интонационные средства выразительности. Богатство интонаций появляется благодаря умению изменить силу, высоту, тембр голоса, пользоваться паузой и логическим ударением, изменять в соответствии с ситуацией темп и ритм речи. Для выработки всех этих качеств учащимся предлагаются следующие игры:

1. «Бабка»

Все становятся в ряд. Первый участник  загадывает загадку, но отвечать должен только второй участник. Затем второй загадывает третьему и т.д. Можно устраивать соревнования из двух команд.

Важно, чтобы все загадки загадывались эмоционально, произносить загадку с целью подзадорить, озадачить кажущейся противоречивостью признаков, названных в загадке, заинтересовать необычностью описываемого предмета и т.д. Загадывать загадку – значит, как бы задавать задачу.

Оценивается не только правильность отгадки, но и прочтение самой загадки.

     2. «Города»

В эту игру дети играют небольшими группами. Каждый играющий группы берет себе несколько городов и записывает, чтобы не забыть на листе бумаги. Названия городов не должны повторяться у играющих, чтобы не возникло путаницы.

Одного из играющих выбирают ведущим. Он должен загадывать загадки. Важно, чтобы загадки загадывались выразительно, с интонацией.

В противном случае ведущего меняют. Играющие по очереди подходят к ведущему и тихо говорят отгадку. Кто не сумеет отгадать или отгадает не верно, отдает загадчику один из своих городов. Когда все участники игры дадут ответ, ведущий загадывает новую загадку и т.д.  После последней загадки ведущий смотрит, сколько у него осталось городов. Игру можно продолжить с другим отгадчиком. Тот, кто отгадает загадку правильно, может получить обратно город, который он сдал. Побеждает тот, у кого осталось больше всего городов. Он получает оригинальный остроумный приз, а проигравшему, предлагается рассказать стихотворение.









3.     Лотерея загадок

Игра заключается в разгадывании или придумывании загадок. Загадка, или предмет, или слово, с которым необходимо ее придумать, выбирается методом лотереи. Для этого загадки и задания пишутся на отдельных листочках, сворачиваются и помещаются в мешочек, откуда и достаются играющими.

Игровая задача состоит в придумывании загадки с выбранным словом. Важно, что учитывается не только насколько интересно составлена загадка, а также качество ее составления и прочтения.

4.     Вертолина загадок

Игровая задача заключается в подборе или придумывании загадки, отгадка, которая начинается с буквы, выпавшей на вертолине.

Устройство игры: на щитке свободно вращается шестигранник с небольшим окошечком. Под ним располагается круг, неподвижно прикрепленный к нему. На нем написаны все буквы алфавита, кроме тех, с которых слова редко начинаются. Играющие раскручивают шестигранник. На букву, оказавшуюся в окошечке, играющие должны придумать слово, которое является отгадкой загадки, которую необходимо вспомнить или придумать свою. Оценивается не только скорость ответа, но и сама загадка.

Например, когда в окошечке показалась буква «И», раздалось слово «игла». В ответ – загадка: «У вострушки хвостик в ушке». 

Эти разнообразные игровые формы с загадками способствуют поддержание интереса у детей к урокам русского языка. А есть интерес – будет и результат.





Отгадка и текст загадки, их использование на уроке русского языка при изучении орфографии и грамматики

 

Для работы на уроке можно использовать как отгадку, так и саму загадку. Они учат учащихся думать, размышлять, восхищаться и наслаждаться точностью и меткостью русского слова, его образностью, выразительностью.

Задания к загадкам помогают раскрыть межпредметные связи, расширяют развивающие и познавательные возможности урока.





Например:

а) Громыхнул далекий гром, тучка брызнула дождем.

 И в пол неба вдруг повисло против солнца коромысло. (Радуга)

-        Как вы определили, что это радуга?

-       Сколько цветов у радуги? Назовите их.

-       С чем сравнивается радуга? Почему?

-       Составьте с существительным радуга словосочетания, предложение.

-       К какому склонению относится существительное радуга?

-       Вставьте пропущенные буквы: к..р..мысло.

-        Какое правило вы использовали при написании существительного тучка?

б) Ножка толстая и шляпка, друг лесов и друг полей.

Убегает без оглядки от корзинок он быстрей. (Гриб)

-         Какие виды грибов вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?

-         Почему в загадке гриб называется другом лесов и полей?

-         Какое выражение в загадке вызвало у вас улыбку? Почему?

-          Какое значение имеет ярко-красный цвет гриба?

-         Какой звук мы слышим на конце существительного гриб? А какую букву пишем? Почему?

-         Вставьте пропущенные буквы и объясните правильность написания слов: л..сов, п..лей, уб..гает, к..рзинки.

в) Серый и голодный он живет в лесу.

     Разрешите, я вам стадо попасу. (Волк)

-         Какими качествами обладает волк?

-         Как изображается волк в русских народных сказках?

-         Какие качества волка отмечены в этой загадке?

-         Какая строчка звучит иронически? Почему?

-         Составьте словосочетание с существительным волк.

-         Составьте с этим же существительным простое предложение и начертите его схему.

-         Вставьте пропущенные буквы в слова г..лодный, ж..вет, в л..су.

г) На зеленые луга вышли птицы: Га – га – га!

Серые, и важные, и бойцы отважные!

-Какую русскую народную сказку о гусях вы знаете?

-А хорошо ли летают домашние гуси? Почему?

-Верно ли охарактеризованы гуси в загадке?

- Вставьте пропущенные буквы в слова з..леные, б..йцы.

д) На высоком косогоре стоит девица в уборе.

Белоствольная краса, зеленеет чуть коса. (Береза)

- С кем сравнивает автор березку? Какие он использует для этого средства выразительности?

- Определите склонение существительного береза.

- Образуйте от существительного береза новые слова с помощью суффиксов       

-к- и - ов-

- Вставьте пропущенные буквы в слова на высок..м к..с..горе, ст..ит кр..са, к..са.



е) С неба падал легкий пух, он похож на белых мух.

Запушил леса, поля – стала белой вся земля. (Снег)

- Как вы догадались, что это снег?

- В каком месяце выпадает первый снег?

- Какие зимние праздники вы знаете?

- Вставьте пропущенные буквы в слова запуш..л, п..ля, б..лый, з..мля.

ж) На себе ношу свой дом,

Чистота, порядок в нем. (Улитка)

- Почему вы решили, что это улитка? Подтвердите словами загадки.

- Составьте простое предложение со словом улитка.

- Подберите синонимы к слову дом.

- Вставьте пропущенные буквы в слова н..шу, ч..стота.

з) В заболоченном краю на одной ноге стою. (Цапля)

- Чем питается цапля?

- Выполните фонетический разбор слова краю.

и) Любит мед, в лесу живет.

Бурый цвет ему идет. (Медведь)

- Где водится бурый медведь?

- Какие русские народные сказки о медведе знаете?

- Выполните фонетический разбор слова мед.

- Вставьте пропущенную букву в слово в л..су.



Безударные гласные в корне слова.

 Встретившись с трудностью в написании гласной, дети произносят слова, которые помогают им сосредоточиться:

Если буква гласная вызвала сомнение,

То ее немедленно ставь под ударение.



Меня пьют, меня льют. Всем нужна я. Кто я такая? (Вода)

Два брата, а друг друга не видят. (Глаза)

Хоть сама и снег и, и лед, а уходит – слезы льет. (Зима)

Летом зеленеет, осенью желтеет. (Трава)

Первоклассники с удовольствием отгадывают загадки, обосновывая выбранный вариант отгадки, ищут их сами, учат наизусть. Безударную гласную находят не только в отгадке, но и самом тексте загадки.

Во втором классе задания усложняются: необходимо списать загадку с доски, вставить пропущенную букву, подобрать родственное слово, подчеркнуть в тексте проверяемую безударную гласную выписать слова с проверяемой безударной гласной, обозначить в них орфограмму, поставить знак ударения, подчеркнуть ударную гласную, выделить корень. Эти задания отрабатывают умения видеть орфограмму, решать орфографическую задачу, используя алгоритм.

- Отгадай загадку, проверь написание (запиши проверочное слово),

запиши отгадку.

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой  спит в избушке снеговой. (Медведь)



На березке теремок, не висит на нем замок,

Дверь открыта для жильца, говорливого скворца. (Скворечник)



Рыжая, с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом. (Лиса)

По земле ползет, а к себе не подпускает. (Змея)

На дереве в лукошке подрастают крошки. (Птенцы)



Летом папа наш привез в белом ящике мороз.

А теперь мороз седой у нас летом и зимой

Бережет продукты: мясо, рыбу, фрукты. (Холодильник)







«Дополни словечко»

Целый день «уа-уа» вот и все…(слова) Е.Благинина

И сейчас же щетки, щетки затрещали, как…(трещотки) К.Чуковский

Серый волк в густом лесу, встретил рыжую…(лису) С.Маршак

Ходит по лесу хорек, хищный маленький…(зверек) С.Маршак

Где обедал воробей? В зоопарке у …(зверей) С.Маршак

Вон по бульвару гуляет тигрица – Лилля ни капли ее не… (боится)

Безударная гласная «О», проверяемая ударением.

На шесте дворец, во дворе певец, а зовут его… (Скворец)

Всю ночь летает, мышей добывает,

А станет светло, спать летит в дупло. (Сова)

Отгадки скворец, сова ученики записывают на доске, ставят в них ударение, подбирают проверочное слова (скворушка, совы) и делают вывод: безударная гласная «о» проверяется ударением.

Безударные гласные, не проверяемые ударением.

За кудрявый хохолок лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус, как сахар, сладкая. (Морковь)



Телятки гладки, привязаны к грядке. (Огурцы)

Сто орешков, да усы кисточкой. (Горох)

Круглый, как мяч, с виду зеленый, на вкус сладкий. (Арбуз)



Неказиста, мелковата, а придет на стол она,

Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картофель)

Был ребенок – не знал пеленок,

Стал стариком – сто пеленок на нем. (Капуста)

В словах-отгадках дети ставят ударение, пытаются проверить их и приходят к выводу: написание этих слов нужно запомнить (как и написание родственных слов). Запомнить подобные «трудные» слова помогут слова-отгадки с безударной «Е».

Без рук, без ног, а двери отворяет. (Ветер)

Стояли в поле сестрицы, платья белены, шапочки зелены. (Березы)

Не воин, а со шпорами, не сторожем стоит, а всех рано будит. (Петух)

На раскрашенных страницах много праздников хранится. (Календарь)

Чу – щу, ча – ща

Отгадай загадку.

Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу –

Когда спать, когда, вставать,

Когда работу начинать. (Часы)



Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник)

Хвостиком виляет, зубаста, а не лает. (Щука)



Голова огнем пылает, тело тает и сгорает.

Я полезной быть хочу: лампы нет – я посвечу. (Свеча)



Разошлись мальчики в темные чуланчики.

Каждый мальчик в свой чуланчик. (Перчатки)





Жи – ши

Бегут по дорожке доски да ножки. (Лыжи)

Где упрется хвостом, станет дырка потом. (Шило)



Странная звездочка с неба упала.

Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка)



Вот иголки и булавки выползают из-под лавки,

На меня они глядят, молока они хотят. (Ежик)

Парные звонкие и глухие согласные

Отгадай загадку. Выпиши другие слова на это же правило.

Белая скатерть все поля покрыла. (Снег)

Зимой на земле лежало, весной в реку побежало. (Снег)

Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)

Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка)

 

Скачет зверюшка, не рот, а ловушка                                 

Попадут в ловушку и комар, и мушка. (Лягушка)

Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (Лед)

Толстый тонкого побьет–тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток,гвоздь)

Бьют парнишку по фуражке, чтоб пожил он в деревяшке. (Гвоздь)

За тобою он плетется, хоть на месте остается. (След)





На дворе переполох: с неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина, у нее теперь ангина. (Град)



Если хорошо заточен, все легко он режет очень,-

Хлеб, картошку, свеклу, мясо, рыбу, яблоки и мясо. (Нож)



Пройдусь слегка горячим я, и гладкой станет простыня.

Могу поправить недоделки и навести на брюках стрелки. (Утюг)



От врагов его защита на одежде вся пришита.

Как свернется – не возьмешь. Вот какой колючий…(еж)



Вот так чудо! Чудеса! Подо мной два колеса!

Я ногами их верчу и качу, качу, качу. (Велосипед)



Длиннохвостая лошадка привезла нам каши сладкой.

Ждет лошадка у ворот – открывай по шире рот! (Ложка)

Непроизносимые согласные

Отгадай загадку, запиши отгадку. Подбери проверочное слово, составь предложение, рассказ.

День и ночь стучит оно, словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук. (Сердце)



То это за дорога? Кто по ней идет – тот хромает? (Лестница)



Двойные согласные

Отгадай загадку. Выпиши другие слова на это же правило.

По асфальту идет дом, ребятишек много в нем,

А над крышей вожжи, он ходить без них не может. (Троллейбус)



День и ночь стоит на крыше этот чудо-постовой:

Все увидит, все услышит, всем поделится со мной! (Антенна)



Плещется теплая волна в берега из чугуна.

Отгадайте, вспомните: что за море в комнате? (Ванна)

Мягкий знак

Отгадай загадку, запиши отгадку.

Мала я, никому не мила. (Мышь)

В воде купался, сухим остался. (Гусь)

Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)

Девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)

Крыльями машет, а улететь не может. (Мельница)

Кто на свете всех сильнее? (Муравьи)

Попало наше тесто в горячее место.

Попало – не пропало, румяной булкой стало. (Печь)

Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Вьюга)



Когда учащиеся получают богатый материал об особенностях загадки, научатся их отгадывать не механически, а путем логического, последовательного рассуждения, правильного обоснования своего выбора, тогда можно переходить к следующему творческому этапу – это к самостоятельному составлению загадок.












































Методика работы над составлением загадки

 

          Загадка это иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления. Сочинение таких «поэтических описаний» полезно и посильно детям.

          Мышление младших школьников конкретно, их видение мира предметно. Сочиняя загадку, они получают возможность сконцентрировать свое внимание на конкретном, реально воспринимаемом или воссозданном в воображении предмете. При этом важно иметь в виду, что младшие школьники еще не владеют достаточным опытом восприятия объектов. Поэтому проведение наблюдений на начальных этапах обучения предполагает внимание не ко всему комплексу признаков, а к отдельным из них, самым ярким, наиболее существенным для данного предмета или явления, притом внешнее легко воспринимаемым. Сочинения-загадки потому и полезны, что в ходе их подготовки ученик учиться рассматривать предмет (реальный или воображаемый) и выявить его отличительные признаки.

          Другой аргумент в пользу загадки как жанра школьного сочинения связан с особенностями её строения. Загадка предполагает либо замену одного предмета другим, близким, похожим по каким-то признакам или действиям, либо описание признаков (действий) скрытого предмета.

           Загадка – это всегда образ, в основе которого лежит метафора, метонимия, олицетворение, перифраз. Эта особенность загадок позволяет в процессе работы над ними развивать у детей образное видение мира, а следовательно, и образность речи.

           И еще одно достоинство загадки – это так называемая малая форма словесного поэтического творчества, т.е. это всегда короткое произведение, что весьма существенно для младшего школьника.

          Какова же методика обучения сочинению загадок?

          Работа над составлением загадок проводится в несколько этапов:

1. Отгадывание загадок с целью понять, как строится произведение этого жанра, в чем заключается его специфика. Внимание детей привлекается к двум особенностям загадок: где называется не сам предмет, а другой, похожий на него и, где указываются самые яркие отличительные признаки предмета.

2. Наблюдение. Рассматривание предмета с целью выявить его наиболее существенные признаки, а также найти похожий предмет, который можно было бы использовать для иносказания.

3. Сочинение загадок, сначала коллективное, затем самостоятельное.

Фрагменты уроков обучения сочинению загадок.

1.     Отгадывание загадок

- Вы любите и умеете отгадывать загадки, а сегодня вы будете сами их сочинять. Но сначала надо понять, как «устроена» загадка. Отгадайте загадку «Держит девочка в руке облачко на стебельке»  (Одуванчик)

- Как вы догадались, как узнали? (Одуванчик похож на облачко, только про него сказано, что это облачко на стебельке)

- А чем похож? (Одуванчик такого же цвета, он кажется таким же мягким, пушистым, как облако)

- Вот, оказывается, что особенного в загадке, в ней совсем не называется предмет, или называется не тот, который загадывается, а другой похожий на него. Отгадывая загадку, мы обращаем внимание на признаки предмета. Проверим этот вывод. Послушайте еще одну загадку: «В огороде у дорожки стоит солнышко на ножке».

Работа проводится по тому же плану, что и в первом случае: дети отгадывают загадку (подсолнух), затем обосновывают отгадку, в конце учитель подтверждает, что и в этой загадке назван не сам предмет, а другой, похожий, дети находят отгадку по признакам этого предмета.

2.     Наблюдение.

- А теперь, когда вы поняли, как устроена загадка, попробуйте сами сочинить свою загадку. Пусть ваша первая загадка будет вот об этом цветке. Что это за цветок? (на доске открывается красочная картинка, на которой нарисован ландыш)

- Всмотритесь в рисунок, вспомните цветок, который, наверное, держали в руках. Что в нем особенного? Назовите его главные признаки. (Много цветков на одном стебельке, вкусно пахнет, душистый, цветочки бывают только белые).

- Итак, главные признаки цветка, на которые сразу обращаешь внимание, как только берешь его в руки, - душистый, много цветочков на одном стебельке, все цветочки белые.

- Вы назвали все признаки. Но у нас нет еще одной важной детали, нужной в загадке. Какой?  (Мы не говорили, на что похожи цветочки ландыша)

- На что похожи цветочки ландыша? (На горошки, на шарики, на фонарики, на чашечки, на колокольчики, на бубенчики) Все записывается на доске.

3.     Сочинение загадки

- С чего начнем, с чем будем сравнивать? (С горошками)

- Назовем признаки этих горошков. Какие они? (Белые, душистые)

- Вот и первая строчка загадки: «Белые душистые горошки…»

- Нужны еще какие-то признаки. О чем нужно сказать? (О стебельке)

- На что он похож? (На ниточку, на ножку)

- Вот это уже хорошо: горошки на ножке. Но надо горошки как-то «прикрепить» к ножке. Подыщите новое слово. (Качаются, висят, растут, сидят)

- Предлагайте вторую часть загадки. (Растут на одной ножке, висят на одной ножке, висят на зеленой ножке)

- Вот у нас получилась загадка: «Белые душистые горошки висят на зеленой ножке».

Учитель дописывает загадку на доске, а дети выбирают понравившийся им вариант и записывают его в тетради.

- Вы говорили, что цветки ландыша похожи не только на горошки, но и на шарики. Попробуйте указать признаки шариков. Какие они? (Белые, душистые)

- Начнем загадку: «Белые душистые шарики…»

Ученики предлагают варианты типа «висят на стебельке как фонарики».

- Сравним с бубенчиками. Бубенчики – это не металлические шарики. Когда их потрясешь, они звенят.

- На какие признаки нужно указать, сочиняя загадку? (Белые, душистые, как будто звенят) А теперь сочините самостоятельно свою загадку.

Результаты самостоятельного сочинения загадок:

«Белые душистые бубенчики на стебельке висят,

Белые бубенчики от ветерка звенят».



«Белые душистые бубенчики на одной ножке висят

И неслышно звенят».



«Белые душистые бубенчики на зеленой ножке висят,

нежно, весело звенят».

Возможен и другой вариант. Для того чтобы младшие школьники могли правильно составлять загадки, им необходимо знать важные признаки загадок. Для этого каждому ученику раздаются памятки.

«Памятки к работе над загадками»

1.     Загадка – малое по форме (размеру) литературное произведение.

2.     Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме.

Скрытый вопрос – «Никого не обижает, а ее все толкают» (Дверь)

     Явный вопрос – «Что вниз вершиной растет?» (Сосулька)

3.     Цель создания загадки: поставить собеседника в затруднительное положение, заставить подумать.

4.     В загадке используются образные слова и словосочетания.

Метафора – употребление слов в переносном значении. Например: Под крышей белый гвоздь висит. Сосулька сравнивается с гвоздем.

Олицетворение – сопоставление предмета, явления с человеком, животным. Например: часы – ходят.

Эпитет – определение, прибавляемое к названию предмета для большой художественной выразительности. Например: Повернулось к солнцу золотое донце. (Подсолнух)

Сравнение – сопоставление одного предмета, явления с другим. Например: Кругла, как шар, красна, как кровь.

5.     Загадка часто строится на перечислении признаков предмета, явления. (Величина, форма, цвет, звучание, движение)

6.     Использование в загадках однородных членов предложения. Например: Маленький, удаленький сквозь землю прошел, красну шапочку нашел.

7.     Загадку можно строить на основе отрицательного сравнения.

8.     В целях создания замысловатого вопроса в загадке используется многозначность слова. Например: Одной ручкой всех встречает, другой ручкой провожает.

9.     Загадка может иметь форму диалога. Например:

- Это черная?

- Нет, красная?

- А почему белая?

- Потому что зеленая.

10. В загадках встречается рифма – взойдет-упадет.

11. Используется звуковая подсказка. Когда звучание слова помогают найти отгадку. Например: Маленький шарик под лавкою шарит. (Мышь)

Ученики делают выводы: чтобы сочинять загадки, надо использовать  приемы, написанные в памятки. В доказательство этого учащимся предлагаются тексты народных и литературных загадок для сравнения.

Литературная:                                                 Народная:

Стоит девица, ой, нарядная,                          Стоит красавица на поляне

Вся-то стройная, вся-то ладная.                    В белом сарафане,

Белый черным шит сарафан на ней               В зеленом полушалке.

Ветер к ней спешит, чешет кудри ей.

Зелена коса развивается,

В ярком солнышке купается.

(О.Тарнопольская)

Прежде чем строить метафорическую загадку, необходимо научить учащихся составлять загадки на противопоставление и сравнение.

Например:Стрекоза      На кого похожа?

Какая? Что делает?                                       Кто делает так же?

Большеглазая                                                лягушка, рыба, птица,

Летает                                                            жук, сверчок, сорока,

Стрекочет                                                     дятел, ежик.

Ловит насекомых

Большеглазая, а не лягушка. Большая, как рыба. Летает, а не птица. Летает, как жук. Стрекочет, а не сверчок. Стрекочет, как сорока. Ловит насекомых. А не дятел. Ловит насекомых, как ежик.

Малина

На что похожа?                                             Чем отличается?

Ежевика                                                         красная

Костянка                                                       растет кустарником

Морошка                                                       не растет на болоте

Гранат                                                            без кожуры



Как ежевика, но красная

Как костянка, но растет кустарником

Как морошка, но не растет на болоте

Как гранат, но без кожуры.

И сравнение, и сопоставление одновременно.

Четыре ступени составления загадки.

1.     Отстранение (никогда не видел)

Для слова, которое мы хотим загадать, нам необходимо дать точное определение, как будто для человека, который никогда этот предмет не видел.

Для сравнения дается определение из словаря.

Печь – это сооружение из кирпича, в котором разводят огонь для отопления и приготовления пищи.

2.     Сравнение (на что похожа)

Дети сравнивают предмет с чем-то известным и пытаются найти сходство по каким-нибудь признакам или по назначению.

Печь похожа на: дом из кирпича, пароход с трубой, паровоз, горячий утюг, старый самовар (с сапогом)

3.     Рассказ-загадка (загадочное определение)

Используя одно из сравнений, составить определение, которое уже является загадкой, хотя и в прозе.

В доме есть кирпичный дом, который его греет.

Белый пароход с трубой на кухне, который нужен для приготовления пищи.

4.     Стихотворная форма.

Теперь необходимо облечь загаданное определение в максимально привлекательную форму.

В доме стоит пароход,

В нем бабушка варит компот.

 

В углу дома стоит дом,

Бабка щи варит в нем.

Домик этот греет дом,

Да и спать можно на нем.

 

Белый дом, в нем огонь.

Жарит, парит, пищу варит.

 

Пароход дымит, дымит,

Значит бабушка суп варит.

          После ребята выделяют предмет в классе и определяют самые важные приметы. Например: глобус.

«Глобус похож на яблоко, шар, мяч, арбуз, так как он круглый. Значит можно сравнивать его с любым из этих предметов»

«У глобуса, если сравнивать его с другими круглыми предметами, интересная окраска. Каждый цвет соответствует своему значению: голубой – моря, океаны; зеленый – равнины; желтый и коричневый – горы»

«Глобус – круглый, потому что это модель земного шара. Наша планета имеет форму шара. Наблюдая, как вращается глобус, мы можем видеть перед собой разные страны, города, моря».

Используя эти признаки и приемы описания, сравнения, противопоставления, ребята делятся на группы и составляют загадки.

1-я группа: Этот шарик повернешь – в любой город попадешь,

А рукою поведешь – океан за миг пройдешь.

2-я группа: Стоит Антошка на круглой ножке.

Новая рубашка в заплатах:

Где сыро – голубая,

Где высоко – желтая,

Где низко – зеленая.

3-я группа: Круглый, но не мяч, цветной, но не радуга,

Умный, но не книга, вращается, да не колесо.

Затем ребятам предлагается проанализировать сочиненные тексты и доказать, что это загадки. Выясняют, что предмет не назван, он сравнивается, описывается, противопоставляется. Называются его главные признаки: круглый, повернешь – вращается, на одной ножке, цветной.

В ходе составления загадок у учащихся вырабатывается положительный мотив к занятиям словесным творчеством, овладению приемами художественной речи.





Литература

  1. Богатырёв П. Г. «Русское народное поэтическое творчество». М. – 1956.-145с.

  2. Богатырёв П. Г., Гусев В. Е., Колесницкая И. М., и др. «Русское народное творчество». М.: Изд. «Высшая школа», 1966г.

  3. Богатырёв П. Г. «Русское народное творчество». Москва. Высшая школа. 1966, с.128.

  4. Герд К.П. К изучению загадок.–Тр.науч. о-во по изучению Вотского края. – М.: Феникс, 1927, вып. 5,-124 с.

  5. Григорьева М.Н. Учимся сочинять загадки.// Начальная школа. – 2003.-33с.

  6. Запорожец И.В. Сочини загадку. // Начальная школа. – 2003.-38с.

  7. Карпенко М.Т., «Русские народные загадки, пословицы, поговорки». М.:Просвещение,1988г.

  8. Карпенко М.Т., Сборник загадок: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988г.

  9. Квятковский А. П. «Поэтический словарь». Москва. Советская энциклопедия. 1966, с. 110.

  10. Кравцов Н. И., Лазутин С. Г. «Русское устное народное творчество». М.: Изд. «Высшая школа», 1983г.

  11. Круглов Ю. Г. «Русские народные загадки, пословицы, поговорки». М.: Просвещение, 1990г.

  12. Круглов Ю. Г. «Русское народное творчество». Хрестоматия. Москва. Высшая школа. 1986.-176 с.

  13. Львов Р.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб.пособие для студентов высших пед.уч. заведений. Изд. центр «Академия», 2002. – 357с.

  14. Мартынов А. Н., Митрофанова В. В. «Пословицы и поговорки». М.: Современник, 1986г.

  15. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987.- 100с.

  16. Митрофанова В.В. «Русские народные загадки». Ленинград. Наука. 1978.-208с.

  17. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: «Академия развития», 1997.-92с.

  18. Новикова А.М., «Русское народное поэтическое творчество». М.: Изд-с. второе, 1978.-254с.

  19. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Москва. 1997.-166с.

  20. Рыбникова М. А. Загадка, ее жизнь и природа. – М.:АСТ, 1967-22 с.

  21. Садовников Д. А. «Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач». Москва. Терра. 1996.-15с.

  22.  Сидорова С.А. Игры в загадки на уроках русского языка. // Начальная школа.- 2004.- №10. – С.44

  23. Соловейчик Н.С. Работа с загадками. // Начальная школа. – 1982.-37с.

  24.  Тупичкина Е.А. Игра с детьми в загадки. // Начальная школа. – 1990. - №6.-59с.

  25. Укдзенкова А.В. Русский с увлечением. – Екатеринбург: «АРДЛТД», 1998.-15с.

  26. Ульяницкая Л.С. Об использовании  загадки  учителем  начальных классов. // Начальная школа. – 1990.-22с.

  27. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка. // Пед. Соч. В 6 т. - М., 1989. - Т. 4.-65с.

  28. Фролова К.Д. Загадки от А до Я. (серия «Нескучай-ка»). -С-П., «Тритон», 1997. - 260 с.

  29. Чичеров В. И. «Вопросы теории и истории народного творчества. Москва». Советский писатель. 1959.-322с.

  30. Энциклопедический словарь. Издательство «Большая советская энциклопедия», М.-1953.-622с.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!