МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 72»
Интеллектуальная игра по экологии
«Сохраним природу вместе»
(для третьих классов)
Провела учитель начальных классов МОУ «СОШ № 72»
Фадеева Татьяна Петровна
Организационный момент.
-О каком доме говорится в стихотворении?
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
Зовётся этот дом.
Девиз мероприятия:
Мы должны охранять природу!
Мы хотим охранять природу!
- Как называется наука о нашем общем доме?
«Экология» образовалась из 2х греческих слов: «экос» - дом и «логос» - наука, учение. Наука о нашем собственном доме, о Земле, о законах по которым мы должны в нём жить. В природе всё взаимосвязано. Поэтому то, что человек делает в природе, должно быть всегда хорошо продумано. Если люди не продумывают заранее свои поступки в природе, они могут нанести ей большой вред.
1-й конкурс. «Узнай растение»
- Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.
1. Какие деревья называют вечнозелеными? (ель, сосну)
2. Какие деревья с белой корой? (береза, осина)
3. Какая ягода бывает красной, белой, желтой, черной? (смородина)
4. Какой газ необходим для дыхания растений? (кислород)
5. Какой цветок называют – царицей цветов? (роза)
6. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (клён)
7. У каких деревьев листья осенью красные? (клен, рябина)
8. Листья какого дерева и без ветра трепещут? (осина)
-Молодцы, ребята!
2-й конкурс. «Кто больше составит слов-существительных из слова ПРИРОДА». (У каждой команды лист и карандаш.)
3-й конкурс. «Составь растение»
СОЛОТ, ОЗАР, КОКЛЬЛОЧИКО, ЫНДЛАШ, ЮПАНЛЬТ, РАТСА, ОПНИ, ХСОЛПУДНО
4-й конкурс. «Какие листья, плоды и на каком дереве они растут»
Лист березы - березовый.
Лист липы –
Шишка ели –
Плод дуба –
Лист дуба –
Лист ивы –
Шишка сосны –
Плод яблони –
5-й конкурс. «Узнай животное»
-Каждая команда слушает свой вопрос.
1. Какая птица живет дольше всех? (ворон)
2. Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (едкая жидкость)
3. Кого называют хозяином тайги? (медведь)
4. Когда ёж не колется? (когда только родится)
5. Каким грибом лечится лось? (мухомор)
6. Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
7. Умываются ли звери? (да)
8. Какая птица выше всех летает? (орёл)
9. Какой зверь похож на ежа? (дикобраз)
10. Птенцы какой птицы не знают свою мать? (кукушка)
11. Умеют ли слоны плавать? (да)
12. Где у кузнечика ухо? (на ноге)
Игра «Прилетели птицы»
-А сейчас отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать. Начинаем
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
(Дети хлопают.)
-Что неправильно? (мухи)
-А мухи – это кто? (насекомые)
-Вы правы. Ну что же, продолжим:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
(Дети хлопают.)
-Начинаем снова:
Прилетели птицы:
Голуби, куницы.
Если дети не обращают внимание на куниц, учитель объявляет счет: «Один ноль в мою пользу. Куницы – вовсе не птицы».
Игра продолжается:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Страусы, чижи…
Если дети не реагируют на страусов, еще одно штрафное очко. Ведь у страусов крылья почти полностью исчезли, и они летать не могут.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки…
(Дети хлопают.)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди, скворцы…
Все мы молодцы!
6-й конкурс. «Отгадай по описанию»
1. Сюда, под старый ореховый куст, он пришёл под утро с «жиров». Там тревожно прислушиваясь, он обгладывал молодые побеги ивы, осины. Пожировав, он начал петлять, потом отпрыгнул раз, другой в сторону, снова спетлял и залег под куст головой к ветру – уснул, не закрыв глаза. (заяц)
2. Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые «головки», а с «головок» сметают легкие пушинки. (одуванчики)
3. Снаружи жилище этих трудолюбивых насекомых – просто куча хвоинок и мелких веточек. А внутри – настоящий многоэтажный город с улицами, переулками, перекрестками. Кто жители этого «города»? (муравьи)
4. Верхняя сторона листьев этого растения – холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – теплая и нежная, как родная мать. Как называется этот цветок? (мать-и-мачеха)
7-й конкурс. «Собери пословицу»
Грибок к грибку – наберешь и лукошко.
8-й конкурс. «Экологическая задача».
- Подумайте, что ребята сделали неправильно, исправьте их ошибки. Объясните.
Задача:
-Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костер, - предложил Алик.
-Зачем здесь? Идемте вот под то дерево, там удобнее, - возразили девочки.
Мальчики пошли туда, куда они показали, выкопали яму, а землю откинули подальше, чтобы не мешала.
9-й конкурс. «Правила друзей природы»
-Вспомните правила друзей природы и запишите.
Подведение итогов.
-Молодцы! Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.