Игры и упражнения,
используемые на логопедических
занятиях для развития
связной речи.
Упражнения в связной речи: рассказы, пересказы и т.д. – представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, в них сливаются все умения – и в области словаря, и на уровне предложения, и по логике и композиции текста, и умение накапливать материал, и графико-орфографические умения.
Сформулируем общие задачи логопеда в работе по коррекции речи учащихся:
1. Обеспечить хорошую речевую среду для учащихся.
2. Обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, т.е. обеспечить речевую практику для учащихся.
3. Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи.
4. Создать на занятиях атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.
Работа над предложением.
Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. Предложение передает мысль ученика, в нем реализуется умение выбрать точное слово, образовать нужную форму, составить словосочетание.
Упражнения с предложениями могут быть разделены на три группы:
1. Упражнения на основе образца.
2. Конструктивные упражнения.
3. Творческие упражнения.
Дифференциация слов и предложений:
Упражнение 1
Является или не является группа слов предложением?
1. Пришла холодная осень.
2. День дождь идет весь.
3. Всюду лужи и грязь.
4. Деревья стоят голые.
5. Улетели давно перелетные птицы.
6. на холодно дворе.
7. В такую погоду нельзя гулять.
8. В лес у смолкли голоса птиц.
9. Скоро наступит зима.
Упражнение 2
Составь предложения из слов каждой строки.
Мама, куклу, Оле, подарила
Тропинке, птенец, по, прыгал
Упражнение 3
Прочитай и выпиши только предложения.
Наступила осень. На птица сидела ветка. Подул холодный ветер. Верхушка ель на дятел.
Упражнение 4.
Прочитай и определи группы слов, которые нельзя назвать предложением.
1. Наступила осень.
2. Летят на птицы юг.
3. Часто идет дождь.
4. Густой город туман затянул.
5. Дует резкий, холодный ветер.
6. По он несет сада дорожкам желтых груды листьев.
7. Вьется из сизый дымок труб.
8. Ребята сидят дома.
9. Скоро наступить зима.
Границы предложения.
Упражнение 5
Поставь точки.
За городом красивый парк в парке растут липы, клены и березки на клумбах цветут яркие цветы
Упражнение 6
Найти предложения с ошибками.
1. Я обидел товарища.
2. я толкнул прохожего.
3. Яударил собаку.
4. Я швырнул камень в птицу.
5. Я нагрубил сестре
6. Все ушли от меня.
7. Я остался один и горько заплакал,
8. Кто наказал его.
9. Он сам наказал себя.
Упражнение 7
Поставь точки. Расположи предложения так, чтобы получился рассказ. Озаглавь его. Спиши .
На тропинку выбежал колючий ежик был теплый день вдруг в кустах они услышали шорох мальчики гуляли в лесу
Упражнение 8
Определи правильность границ предложения. Спиши.
1. В субботу в классе. Не было Аллы Ивановой.
2. Группа школьников. Гуляет в аллеях парка.
3. Был жаркий день в саду под скамейкой. Спала собака Жучка.
4. После долгих, хмурых, холодных дней пришла. Весна светит и греет веселое солнышко.
5. Весной ребятишки пошли в рощу. За щавелем на сосне они увидели белку.
Упражнение 9
Выдели слова и предложения в слитном тексте.
ПАДАЮТЛИСТЬЯДУЕТВЕТЕРЛЬЮТДОЖДИ
Упражнение 10
Какой знак надо поставить в конце предложения?
1. Медленно плывут по озеру красивые лебеди…
2. Какие красивые у них шеи…
3. В другом конце пруда стоят удивительные птицы…
4. Вы узнали их…
5. У Пети поселился маленький лохматый щенок…
6. Как назвать малыша…
7. Почему ландыш белый…
8. В сумраке леса насекомым хорошо видны только белые цвета…
9. Учись разгадывать загадки природы…
Упражнение 11
Прочитайте. В каждой группе предложений найдите лишнее. Дайте ему характеристику. Лишние предложения напишите в порядке их выделения. Можно ли считать написанное текстом? Почему?
Громко поют птицы.
Медом пахнут луговые цветы и травы.
Когда это бывает?
Вы любите, слушать дождь?
О чем он вам сможет рассказать?
Прилетают птицы, ярко светит солнце.
Как чудесно весной!
Синеет высоко небо.
Бегут говорливые ручьи.
Упражнение 12
Прочитайте. Напишите предложения в такой последовательности, чтобы получился связный рассказ. Поставьте нужные знаки препинания - . ? !
Из-под них показался ежик( ) Какой он запасливый( ) На его иголках зеленели яблоки ( ) В кустах послышался шорох( )
Распределите предложения на две группы. Какой вид предложения отсутствует?
Охарактеризуйте его. Составьте вопросительное предложение к данному рассказу.
Упражнение 13
Прочитайте. Напишите текст; Поставьте знаки препинания и замените, где нужно, строчные буквы заглавными. Закончите текст восклицательным или вопросительным предложением.
Собака – это радость и забота ее надо кормить, обучать и выводить на прогулку тогда она становится другом
Варианты ответов:
У тебя есть собака?
Хочешь ли ты иметь собаку?
Ты любишь собак?
Как хорошо иметь такого друга!
Заведи себе собаку!
Упражнение 14
Прочитайте. Напишите предложения в такой последовательности: вопросительное, повествовательное, повествовательное, восклицательное.
Дятел стучит по дереву
Тихо шепчут молодые осины
Как хороши золотые листья в лучах осеннего солнца
Вам нравится в лесу
Можно ли назвать написанные предложения текстом? Обоснуйте свой ответ.
Упражнение 15
Прочитайте. К каждому повествовательному предложении составьте подходящие по смыслу вопросительное и восклицательное предложения.
Грянул гром.
Я прочитал сказку.
Прилетели птицы.
Варианты ответов:
Грянул гром. Вы боитесь грозы? Как страшно в грозу!
Я прочитал сказку. Какие книги ты любишь? Как хороши сказки!
Прилетели птицы. Как вы помогаете птицам? Охраняйте птиц!
Составьте схему к каждому виду предложений.
Упражнение 16
Составьте и запишите три предложения из данных слов. Поставьте нужные знаки в конце предложения.
Мальчики, они, кораблики, мастерят, делают, что, красивые, какие
Упражнение 17
Верно ли поставлен знак в конце предложения?
1. Пришла весна.
2. Из теплых стран летят стрижи, грачи и скворцы!
3. Почему нужно беречь птиц!
4. Они поедают вредителей полей, садов, лесов?
5. Почему школьники спешат повесить скворечники.
6. Птицы – наши верные друзья.
7. Ребята, не разоряйте гнезд?
8. Берегите природу и птиц.
Упражнение 18
Определи вид предложения: вопросительное, повествовательное, побудительное. (Логопед читает предложения вслух).
1. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам…
2. Переходи улицу только в тех местах, где имеются линии перехода или указатели..
3. Если нет тротуара, то иди только по левому краю дороги…
4. Можно ли перебегать улицу перед близко идущим транспортом…
5. Находясь на эскалаторе, держитесь за поручень…
6. Школьники, соблюдайте правила дорожного движения…
7. Нельзя ездить на подножках трамвая и автобуса..
8. Правила дорожного движения позволяют поддерживать порядок на дорогах…
Текст
Упражнение 19
Прочитайте. Напишите предложения каждой группы в смысловой последовательности. Что объединяет предложения между собой?
Прошел дождь. Промокли ноги. Появилась туча. Образовались лужи.
Наступило утро. Прошла ночь. Запели птицы. Стало светло.
Свисают сосульки. Солнце стало горячее. Капает с крыш. Пришла весна.
Упражнение 20
Является или не является группа предложений текстом?
1. В семенах репейника есть масло. Оно нужно для приготовления мыла. Из стеблей репейника делают бумагу.
2. В воздухе похолодало. Журавли появились в начале апреля. Хорошо скользить в лодке по глади озера!
3. У Пети на столе стоит большой глобус. Глобус стоит на черной ножке. Он похож на большую голову.
4. Март – первый весенний месяц. Долго задерживается в нашей средней полосе ненастная осень. Дождь, ветер, холод.
5. Енот – живой и веселый зверь. Перед едой он моет добычу. За это его прозвали полоскуном.
Упражнения развивающие мышление
Упражнение 21
Прочитайте предложение. Дайте ему характеристику. Распространите предложение, добавляя к нему при каждом повторе по одному слову и повторяя все ранее сказанные слова.
Шелестит ветвями береза.
Образец:
Шелестит ветвями белая береза.
Тихо шелестит ветвями белая береза.
Тихо шелестит гибкими ветвями белая береза.
Напишите предложение по памяти.
Упражнение 22
Прочитайте предложения. Что их объединяет? На какие две группы можно разделить предложения? Объясните смысл данных пословиц. Напишите пословицы первой группы по памяти.
Два сапога пара.
Одного поля ягода.
По одежде встречают, по уму провожают.
Упражнение 23
Прочитайте. Составьте предложения, используя в скобках подходящие по смыслу слова.
1. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
2. В городе всегда имеются (автомобиль, здания, толпа, улицы, велосипеды).
3. Сада не бывает без (растения, садовник, собака, забор, земля).
4. Спорт – это (медаль, оркестр, состязания, тренировки, стадион).
Справка:
1. Жидкая.
2. Здания, улицы.
3. Растения, земля.
4. Тренировки, состязания.
Упражнение 24
Прочитайте. Можно ли считать написанные слова предложениями? Обоснуйте свой ответ.
Сумерки. Ветер. Молния. Гром. Дождь.
Распространите каждое предложение, состоящее из одного слова, так, чтобы получился связный рассказ. Как бы вы его озаглавили?
Вариант ответа.
Быстро наступили сумерки. Ветер завыл и засвистел. Сверкнула ослепительная молния. Грянул гром. Хлынул сильным потоком дождь.
Упражнение 25
Соедините два предложения в одно.
С полей уже убрали рожь и пшеницу. Овес и ячмень тоже убрали.
Мальчики на пришкольном участке посадили кусты смородины. Девочки поливали грядки с клубникой.
Упражнение 26
Выразите одну и ту же мысль в нескольких вариантах предложения.
В марте с крыш капает, весна приближается.
Варианты предложений:
Приближается весна, с крыш уже капает.
Закапало с крыш, значит скоро весна.
Март наступил, а с крыш не капает.
Если с крыш закапало, значит, весна скоро.
Весна приближается, вот и с крыш уже закапало.
Основные виды творческих упражнений по составлению предложений следующие (расположены по степени самостоятельности и развивающемуся эффекту):
· Составление предложения по опорным словам \2-3 слова/;
· Составление предложения по одному опорному слову, чаще всего новому, отличающемуся особыми оттенками значений и выразительностью;
· По заданному обороту речи, фразеологизму, крылатому выражению;
· По предметной картинке;
· По сюжетной картинке;
· По узкой теме заданной логопедом или учащимися;
· Свободное составление предложения (Составить предложение любого вида и на любую тему).
Цель творческого составления предложений – активизация слов, сочетаний, оборотов речи, накопление своего рода речевых «заготовок», «деталей» для предстоящего рассказа или сочинения.
Игры и упражнения с компьютером
для развития связной речи
Неожиданные встречи
Развитие диалогической речи
касса
чек
весы
продавец
деньги
витрина
прилавок
покупатель
волна
остров
медуза
рыба
пальма
кит
корабль
моряк
шишка
малина
сосна
пенёк
ёжик
гриб
белка
тропинка
Маленькая
весело
заплакала
Саша
Улетел
воздушный
тяжелый
шарик
смеялся
Грустный
клоун
весело
ёжик
Уполз
колючий
пушистый
смотрит
старушка
Молодая
телевизор
Найди лишнее слово в предложении
ёлка
срубили
новогодняя
красивыми
огнями
сверкает
Составь предложение, найди лишнее слово.
Под водой плавают красивые
лебеди
рыбки
50
снежки
В голубом небе плывут
птицы
облака
51
корабли
Закончи пословицу
стол
дом
Только трудом держится
смех
ветер
51
Закончи пословицу
окна
погремушки
В каждой избушке свои
столы
птицы
51
Закончи пословицу
течет
Семья сильна, когда над ней крыша
одна
едет
золотая
51
Закончи пословицу
разваливается
Всякий дом хозяином
строится
рушится
держится
51
Закончи пословицу
дом
Коли в семье лад, так не надобен и
стол
клад
сват
51
Закончи пословицу
виду
Вся семья вместе, так и душа на
месте
работе
море
51
Закончи пословицу
разные
У мужа и жены мысли
одни
всякие
о деньгах
51
Закончи пословицу
горести
деньги
Есть дети, будут и
радости
разговоры
51
Ищи себе мужа для века и выходи замуж,
рассмотрев человека.
Только трудом держится дом.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Когда нет семьи, так и дома нет.
Семья-опора счастья.
Выбирай жену не в хороводе, а в огороде.
Есть дети-будут и радости.
Не бери тоской, бери лаской.
Мир в семье женой держится.
51
Семья-опора счастья.
Когда нет семьи, так и дома нет.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Ищи себе мужа для века и выходи замуж,
рассмотрев человека.
Выбирай жену не в хороводе, а в огороде.
Не бери тоской, бери лаской.
Есть дети-будут и радости.
Мир в семье женой держится.
Только трудом держится дом.
51
- Из двух вариантов выбери тот, на котором текст.
Наступила зима. У Ани живёт маленький щенок. Утром я завтракаю и иду в школу .
В нашем лесу много грибов. Грибы растут под деревьями. Грибы скрывает от нас трава. Интересно искать грибы в траве .
51
- В тексте допущены грубые речевые ошибки. Какие?
В нашем лесу много грибов. Грибы растут
В нашем лесу много грибов . Грибы растут
под деревьями. Грибы скрывает от нас трава. Интересно искать
под деревьями. Грибы скрывает от нас трава. Интересно искать
грибы в траве .
грибы в траве .
51
- Расставь предложения по порядку.
Отец похвалил его за правду.
Он решил узнать, кто разбил чашку.
Мальчик сказал правду.
Пришёл отец.
Мальчик разбил дорогую чашку .
51
Мальчик разбил дорогую чашку .
Пришёл отец.
Он решил узнать, кто разбил чашку.
Мальчик сказал правду.
Отец похвалил его за правду.
- Запиши текст самостоятельно, проверь.
51
51
51
51
51
51
51
51
51
51
Создание «горячих зон» с помощью триггеров
«Триггер» (англ.) – спусковой крючок.
С помощью триггеров мы можем пользоваться технологией «горячих зон», когда не меняя слайд, мы изменяем какой-то его отдельный фрагмент. Мы сможем неоднократно воспроизводить на слайде один и тот же фрагмент.
показать
скрыть
продолжим
51
Триггеры
Триггер - это интерактивное средство анимации, позволяющее задать действие выделенному элементу, анимация запускается по щелчку. Использование триггеров (включателей) значительно расширяет возможности Power Point. Через него происходит запуск анимационного эффекта или группы эффектов. Триггер можно применить к любому объекту на слайде. Он, как и управляющая кнопка, срабатывает при наведении курсора по щелчку левой кнопки мышки, при этом в момент наведения сам курсор меняет внешний вид на «ладошку».
51
Успехов!
Жми сюда!
В освоении триггеров!
51