СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра "Круглый стол" Сообщение по теме: "Понятие литературной ситуации в современной литературе".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игра "Круглый стол" Сообщение по теме: "Понятие литературной ситуации в современной литературе".»

Сообщение «Книга. Мой выбор».

Мы живем во время прогрессивных компьютерных технологий и эры Интернета. Играют ли сейчас книги важную роль в жизни современной молодежи? Вопрос актуальный и я сказал бы, болезненный. Потому что многие школьники ответят: «Нет, книга не играет такой большой роли в моей повседневной жизни, ведь все можно найти в Интернете». Или так: «Зачем утруждаться и читать книгу, если можно послушать ее аудиозапись или лучше посмотреть фильм».

Что касается моего личного мнения, то я не согласен со своими сверстниками. Для меня книга – это нечто  особенное, можно сказать даже святое. Сам процесс держания книги в руках, когда ощущаешь ее на ощупь, чувствуешь ее запах, всегда доставлял мне неописуемое удовольствие и  положительные эмоции. Читая хорошую книгу, я словно перемещаюсь в другое измерение, в другой мир, где много всего интересного, необычного и познавательно. Я считаю, что книги воспитывают человека не только интеллектуально, но духовно и нравственно. Хорошие, добрые книги вдохновляют читателя на добрые и достойные дела, укрепляют веру в себя, подталкивают к лучшему будущему. Когда читаешь книгу, то неосознанно начинаешь думать, размышлять, мечтать и фантазировать. Ты как будто уходишь от мирской реальности и живешь в мире иллюзий. И это такое прекрасное и необычное ощущение!

Выбор книг и жанров большое множество. Можно найти для себя все, что тебе интересно или подходит в данный момент. Классика, фэнтэзи, романы, детективы, интеллектуальные труды,  энциклопедии, психологические труды и множество другого.  Я очень люблю классику и психологические труды. Еще, я считаю, что очень ценны книги по саморазвитию. Такие книги необходимо читать и изучать, черпать для себя что-то новое и ценное.

Любимых книг у меня много. Выделю любимых авторов, таких как М. Булгаков, Ричард Бах, Паоло Коэльо. Их книги я могу перечитывать и каждый раз с большим удовольствием.

В моей жизни книга играет  серьезную и значимую роль. В книге я вижу вечного наставника и учителя. Могу смело сказать, что книга – это мой друг. Я знаю, что общаясь с таким мудрым другом, я становлюсь мудрее, взрослее, добрее и человечнее. К любимой книге всегда можно вернуться. Перечитывая ее, наслаждаясь ее обществом и знаниями. Это надежный друг, мудрый советчик,  который всегда придет на помощь.

Мне искренне жаль тех людей, которые не понимают значимость и богатство книги. Книги – это богатство и мудрость, это мир фантазии и любви. Книги научат многому: понимать и ценить других людей, беречь природу и окружающий мир. Из книг можно получить любые знание.

Мне очень хочется дать совет современным школьникам, не ленитесь, читайте, мечтайте и фантазируйте. Ведь в человеческих фантазиях нет никаких ограничений на спецэффекты и разнообразие образов и картинок. И это так здорово!















































СИТУАЦИЯ (лат.) - распределение всех действующих лиц произведения в их взаимоотношении к развитию действия. Являясь моментом развития интриги, С. порождает определенные условия, преодоление к-рых ведет действующих персонажен к взаимной борьбе, результатом чего оказываются новые обстоятельства, создающие новую С. Зарождение новой С. из решения конфликта ранее существующей С. делает сюжетное построение произведения совершенным:

Итак, вот знаковые произведения первого литературного десятилетия ХХ I в. – точнее, произведения, оставившие след в восприятии читателя нового столетия. Это:

1. Валентин Распутин. Повесть «Дочь Ивана, мать Ивана» (2003).

2. Владимир Личутин. Романы «Миледи Ротман» (1999-2001) и «Беглец из рая» (2005).

3. Юрий Поляков. Роман «Грибной царь» (2001-2005).

4. Вера Галактионова. Роман «5/4 накануне тишины» (2004).

5. Захар Прилепин. Роман «Санькя» (2006).

6. Борис Евсеев. Сборник рассказов «Узкая лента жизни» (2005).

7. Юрий Козлов. Роман «Реформатор» (1999-2001).

8. Владимир Кантор. Рассказ «Смерть пенсионера» (2008)









1

Понятие литературной ситуации в современной литературе

Современный литературный процесс XXI века сопоставляют с литературным процессом начала XX века – с серебряным веком и литературой 20 – х годов.
Виктор Астафьев на конференции по «Современной литературе» высказал мысль:

« Современная литература, основанная на традициях великой русской литературы, начинается заново. Ей, как и народу, предоставлена свобода».


Многим кажется, что развитие современной литературы остановилось. Однако многие авторы-современники продолжают рассказывать читателю о проблемах окружающего мира, о душах, мыслях, чувствах людей, заставляя человека задумываться о своей жизни. Положительной особенностью современной литературы является то, что в некоторых произведениях происходит общение писателя и читателей. Чтобы развивать свою личность и таланты, необходимо выбирать «правильные» для себя книги.

Говорить  об отсутствии пользы таких жанров литературы, как, например, иронический детектив, не совсем правильно. Такая литература не стремится научить человека порядочности, благородству или честности, не ставит на первый план любовь и человеческую душу. Произведения такого жанра служат для разгрузки психики читателя, они не обременяют его размышлениями после прочтения той или иной книги.

Современную литературную ситуацию можно охарактеризовать по нескольким позициям:


  1. в силу специфики литературного ХХ века, когда поле литературы нередко совмещалось с полем власти, частью современной литературы, особенно в первое постперестроечное десятилетие, стала так называемая «возвращенная» литература (в 80-90-е гг. вернулись к читателю роман Е.Замятина «Мы», повесть М.Булгакова «Собачье сердце», «Реквием» А.Ахматовой и мн. др. тексты);


  2. уже отмеченное нами вхождение в литературу новых тем, героев, сценических площадок (например, сумасшедший дом как место обитания героев пьесы В.Ерофеева «Вальпургиева ночь, или Шаги командора»);


  3. преимущественное развитие прозы по отношению к поэзии (долгое время было принято говорить об упадке в современной поэзии);


  4. сосуществование трех художественных методов, которые по логике вещей должны сменять друг друга: реализма, модернизма, постмодернизма.

«Современная литература — это попытка автора описать нашу сумбурную действительность, сдобрить нетривиальными героями с породистыми тараканами и приправить всё это извечными проблемами». По моему мнению, русская литература XXI века будет литературой смысла, поиском ответов на вечные вопросы бытия.

На смену литературе разрушения (постмодернизма) приходит русская литература созидания, продолжение и развитие традиций великой русской литературы.

Настала пора осознания, что литература —  не развлекательное чтиво, а предлагающая размышлять и действовать, постигать истину и совершенствовать себя, свою душу, что  литература — это живое слово, способное выразить сокровенное и преобразить человека, что литература, если она настоящая, способна изменять сознание людей, а значит и саму жизнь.

Писательство — не развлечение, а трудный поиск истины.

Задача литературы — формировать новые идеалы, вспоминая вечные истины, доказывать их необходимость и возможность!

            По словам М. Горького, «цель литературы — помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты».

Искусство слова — кое и есть литература — состоит в умении  помочь сердцу почувствовать, побудить разум мыслить, сделать человека соучастником беседы.

























































4 « поколения» современных писателей:
Сегодняшнюю литературу творят люди разных поколений: и те, кто существовал в недрах советской литературы, и те, кто начал писать совсем недавно. Выделим 4 « поколения» современных писателей:
1 поколение современных писателей. Писатели-шестидесятники, которые ворвались в литературу во время оттепели 1960- х годов, символы своего времени – В.Аксенов, В.Войнович, Ф.Искандер, В. Распутин. Сегодня – это признанные классики современной литературы, отличающиеся иронической ностальгией и приверженностью к мемуарному жанру.
2 поколение - авторы поколения 1970-х, дети победителей войны, советское поколение. Уже писали в условиях творческой несвободы. Это – В.Ерофеев, А.Битов, В.Маканин, Л.Петрушевская, В.Токарева. Для них актуальным и близким стала фраза «Человек хорош, обстоятельства плохи».
3 поколение. С перестройкой в литературу пришло новое поколение писателей – В.Пелевин, Т.Толстая, Л.Улицкая, О.Славникова, В.Сорокин. Начали работать без цензуры, свободно осваивая литературные эксперименты, затрагивали запретные ранее темы.
4 поколение. В конце 1990-х годов появляется другое поколение совсем молодых писателей. Русская литература открывает новые литературные имена таких ярких прозаиков, как – Д. Гуцко, А.Геласимов, И. Стогоff, С. Шаргунов, И. Кочергин, Р. Сенчин, З. Прилепин.
Особым явлением для литературной жизни 1990-х годов стал феномен литературных премий. Литературные премии ставят своей целью воздействовать на литературный процесс, открывать новые имена. В настоящее время в России существует несколько сот литературных премий. Я расскажу о некоторых, самых значимых. Итак, литературные премии.
В 1991 году по британскому образцу был основан Русский Букер – первая негосударственная премия в России после 1917 года. Цель премии – «привлечь внимание читающей публики к серьезной прозе, обеспечить коммерческий успех книг
. Премия «Букер», вручается за лучший отечественный роман года, написанный на русском языке, независимо от места его издания. Отличительная особенность: акцент на диссидентской литературе.
За 20 лет существования премии ее победителями стали такие известные писатели, как В.Аксенов, Г.Владимов, В.Маканин, Б.Окуджава, Л.Улицкая и другие. В 2010 году лауреатом премии стала писательница из Череповца Елена Колядина за исторический роман «Цветочный крест». К сюжету писательницу подтолкнула находка в архиве, в записи 17 века рассказывалось о том, как по обвинению в колдовстве была сожжена девушка по имени Феодосья.
Главным спонсором премии была энергетическая компания В.Р. Размер премии в 2010 году составил 600 тысяч рублей, финалисты получили по 60 тысяч рублей.
В 2001 году на 10 –летии празднования Русского Букера лучшим произведением за годы существования этой премии назван роман Г. Владимова «Генерал и его армия». В 2011 году Русский Букер будет награждать только Букером десятилетия, награду получит один из победителей 2001 – 2010 годов. Книга десятилетия будет объявлена в начале декабря.
«Нацбест» задумывалась как премия, отличающаяся от иных литературных премий тем, чтобы привлечь массового читателя. Книга должна стать бестселлером, то есть самой покупаемой и читаемой, лучший роман года. Девиз премии – «Проснуться знаменитым». Среди лауреатов премии писатели – Леонид Юзефович, Александр Проханов, Виктор Пелевин, Михаил Шишкин, Илья Бояшов, Эдуард Кочергин. В 2011 году лауреатом премии стал Дмитрий Быков за историко-мистический роман о литературной жизни 1920-х годов «Остромов, или Ученик чародея». Это его вторая премия, в 2006 году он уже был удостоен этой премией за автобиографический роман «Борис Пастернак».
29 мая 2011 года был объявлен лауреат премии «СуперНацбест», приуроченной к десятилетию премии. Победитель выбирался из числа книг – лауреатов премии за прошлые годы. Им стал З.Прилепин за книгу «Грех», победитель 2008 года.
Самая молодая литературная премия, основанная в 2005 году - «Большая книга». Самая значимая и главная литературная премия страны по величине вознаграждения. 1премия – 3 млн. рублей, 2 премия – 1,5 млн. руб., 3 премия – 1 млн. руб. Денежную составляющую в основном обеспечивает «Газпром».
Премирование не только художественных произведений, но и литературы в жанре нон-фикшн (беллетризованные биографии великих людей). Вторая в мире после Нобелевской. У «Большой книги» самый высокий рейтинг. Она «раскручивает» писательские имена. Она делает скромных писателей «медийными» персонами, приковывает к ним внимание. Во многом благодаря именно «Большой книге» современная литература «звучит», быть писателем становится модно.
Среди лауреатов «Большой книги» - Дмитрий Быков, Михаил Шишкин, Людмила Улицкая, Дина Рубина. В 2010 году лауреатами стали 1 место: П. Басинский, журналист, критик, автор художественного исследования «Лев Толстой: бегство из рая». Книга посвящена событию, случившемуся в Ясной Поляне 100 лет назад и потрясшему весь мир: 82 летний писатель граф Л.Н.Толстой ночью тайно бежал из дома в неизвестном направлении. С тех пор об уходе и смерти великого старца говорит весь мир. Это уникальный случай, когда глубоко семейный конфликт стал частью всемирной истории. На московской международной книжной выставке ярмарке книгу журналиста П.Басинского назвали лучшей прозой года.
2 место: молодой поэт и прозаик А. Иличевский с романом «Перс». Герой «Перса» молодой американский ученый – нефтяник Илья Дубов после скитаний по миру возвращается на Каспий, где прошло его детство. Вместе со школьным другом иранцем Хашимом, они переживают множество испытаний.
3 место: В.Пелевин, один из самых необычных писателей современности, свой роман назвал одной буквой «t». Фантазии на тему ухода Л.Толстого из Ясной Поляны.
В 2011 году в шорт-лист премии вошло 10 произведений, из 40 предоставленных длинным списком. Имена трех лауреатов станут известны в ноябре. (Претенденты - Ю.Арабов, Ю.Буйда, Д.Быков, Д.Данилов, С.Кузнецов, О.Славникова, А.Слаповский, С.Солоух, В.Сорокин, М.Шишкин).
90 – е годы подвергли реализм (господствующее направление в литературе) серьезному испытанию, посягнув на его абсолютный авторитет. Пережив «переходный период», литература стала развиваться интересней, в ней начался откровенный эксперимент, пришли новые темы и направления.
Сегодня литературный процесс включает в себя множество направлений: светский реализм, массовая литература, литература для клерков, блоггеровская литература, роман - антиутопия, постмодернизм.



Основные направления современной прозы
Постмодернизм
Постмодернизм как движение в литературе возникает на Западе в конце 1960- начале 1970-х годов. Фактически одновременно и в русской литературе стали появляться произведения Андрея Битова, Виктора Ерофеева, которые были причислены к постмодернистким.
Постмодернисты доказывали неразделимость коммунистической утопии и тоталитарного насилия, фиктивность веры в коммунизм как в высшую форму социального прогресса. Показывали кризис господствующей идеологии. Постмодернизм отвергает реалистическое представление о мире, равнодушие к любому идеалу, ироническое переосмысление культурных традиций.
История и в особенности русская история XX века стала объектом художественной игры в произведениях многих авторов-постмодернистов. Роман Войновича «Чонкин», Аксенова «Остров Крым», В.Шарова «Будьте как дети». Сегодня постмодернизм воспринимается уже не как альтернатива классической прозе, а как индивидуальная манера зрелых авторов.
Писатели постмодернисты конца XX – начала XXI века:
(Владимир Сорокин, Виктор Ерофеев, Михаил Шишкин, Анатолий Королев, Владимир Шаров, Евгений Попов, Эдуард Лимонов). Книги, адресованные людям сравнительно образованным, начитанным. Ярким представителем этого направления является В.Пелевин.

Модель мира в современной антиутопии
Этот жанр стал своеобразным откликом человека на давление нового порядка. Антиутопия, как правило, становится ведущим жанром именно на сломе времен, в переходную эпоху. Все события происходят после переворота, войны, революции, катастрофы и в каком-то определенном, ограниченном от остального мира месте. В антиутопии мир дан изнутри через чувства одного человека, важным становится конфликт личности и тоталитарного государства. Стремление героя нарушить, сломать, восстать, типичен для антиутопии.

«Женский почерк» в современной прозе

Последние тридцать лет не умолкают дискуссии о современной женской прозе, активно заявившей о себе в конце 1980-х годов. Появление на литературном горизонте столь ярких и разных писательниц, как Л.Улицкая, О.Славникова, Л.Петрушевская, В. Токарева, Д. Рубина сделало актуальным вопрос о том, что такое «женская литература». Женская проза говорит о традиционных ценностях, о высших категориях бытия: семья, дети, любовь. Одной из основных тем современной женской прозы является тема семьи. Внутренний мир человека, перипетии семейных отношений, проблема «отцов и детей» – темы произведений писательниц.
Дина Рубина пишет о любви, которая преображает мир, о верности и доброте. Ее герои, попадающие в сложные, порой безысходные жизненные ситуации, стремятся сохранить мужество и благородство. Главная героиня ее повести «Когда же пойдет снег» Нина встречает свою любовь накануне смертельно опасной операции.
Массовая литература конца XX века Характерная особенность нашей современной жизни – ее стремительный темп и море информации, ставят читателя в затруднительное положение, что выбрать из огромного количества газет, журналов, книг. Жанровое разнообразие массовой литературы, это, чтение развлекательное. Детектив, триллер, приключенческие романы, мелодрама, фантастика, фэнтези.

























Каков смысл названия повести «Двойная фамилия?»

Писатели – наши современники обращаются к «универсальным», общечеловеческим проблемам: «отцы и дети», «любовь и ненависть», «война и мир», «грех и расплата», «добро и зло». Их рассказы, повести, романы зачастую различны по тематике, контрастны по стилю. Но более значимым представляется то, что их объединяет: гуманистическая направленность и обращение к проблемам, всегда занимавшим русскую литературу.     Что же должно служитьориентиром в мире современной литературы для конкретного читателя? Часто, стоя перед книжными полками в магазине или в библиотеке, мы, глядя на разнообразие имён писателей и пестроту обложек, не можем сделать выбор. Поэтому наш урок и называется «Открытие имени».

Моё знакомство с творчеством Дины Рубинной началось с  сочинения, в котором я почитала: «Если вы возьмёте книгу Дины Рубиной, то вам посчастливится читать прекрасную русскую прозу иногда с легчайшим налётом старомодности».

И, действительно, чтение её произведений дало возможность испытать где-то чувство светлой грусти, где-то удивиться неповторимой авторской индивидуальности.

Повесть Дины Рубиной «Двойная фамилия» предлагает весь набор человеческих переживаний: нечаянная любовь, безудержная ревность, неизбежная смерть. Повесть предназначена для серьёзного осмысления.

Все учащиеся познакомились с произведением писательницы. Необходимо представить прочитанное произведение, используя следующие вопросы для анализа:

Ты мой сынок, моя надежда.
Как обо всем тебе сказать?
Как жаль, что уж нельзя, как прежде,
Тебя на ручках подержать..
Ты стал большим и очень взрослым,
И независимым совсем.
Решаешь сложные вопросы,
Справляясь с ворохом проблем.
Но для меня ты – прежний мальчик,
Такой, как много лет назад.
И улыбаешься, как раньше,
И смотрят ласково глаза.
Олег Бундур





Кто такой отец? – ответы детей и (интернет-мнение: «Отношение мужчин к ребенку, к женщине формируется с точки зрения вложений в человека: чем больше вложил, тем и роднее. Поэтому, если мужчина начинает плотно заниматься воспитанием малыша, то будет воспринимать его как родного, даже если рядом не стоял во время зачатия. Если же заботу проявлять не пришлось, даже родной ребенок может оказаться чужим для отца».

«Умные люди, испытывающие страстное желание иметь детей, вообще живут по правилу: чей бы бык не скакал, а теленок у меня во дворе растет. Дураки, следуя заветам дедов, бегают по генетическим экспертизам, портя отношения с женой, выясняя степень родства с собственным ребенком. Будьте проще. Вы получили шанс вырастить ребенка, научить его, и что-то вложить хорошее в его душу, частицу своего мировоззрения. Это же здорово. А продолжение рода будет в другом ребенке, который родится обязательно, но попозже)»

Какие проблемы поднимает автор текста?

В первую очередь, кого считать настоящим отцом: того, кто родил, или того, кто воспитал?

Затем в процессе чтения постепенно проступают философские проблемы: проблема свободы и несвободы, привязанности и безразличия, любви и ненависти, смысла жизни, благородства и жертвенности, человечности и жестокости, «надо» и «хочу», , веры в людей и безверия, способности к состраданию и чёрствости, права и бесправия, силы и беспомощности, предательства и прощения, отношение к женщине-матери,

В чём заключается дикость ситуации?

Почему Воздвиженский обращается во внутреннем монологе к сыну «мужик»?

Счастье ожидания сына!!! В чём оно?

Почему не ушёл?

Кто виноват? В чём виноват биологический отец?

Легче жить одному или в семье? – в семье больнее, труднее, сложнее. между людьми встают порой непредвиденные обстоятельства, которые проверяют человека на зрелость. порой обиды, столкновение интересов, непонимание, нежелание идти на компромисс…





Почему Воздвиженского волнует двойная фамилия?

Сообщение учащегося: Среди качеств, которые дети ценят в своих отцах, на первом месте идут такие, как рассудительность, ум, умение решать проблемы и ответственность отца за всю семью. Для ребенка очень важно отца именно уважать. Это большая ответственность. Если мать ребенок обычно любит «безусловно», то отца он всегда оценивает как личность. Например, большинству детей интересно знать о делах и успехах своего отца, важно гордиться ими.

В чём смысл и цель существования человека в произведениях писательницы?

Можно ли назвать героев книг Дины Рубиной современными? Почему?

В произведении Рубина предоставляет своим героям выбор? Если, да, то какой?

Прочитав повесть или рассказ, вам хотелось бы продолжить знакомство с творчеством писательницы и почему?

Кому бы вы рекомендовали прочитать то или иное произведение Дины Рубиной?

Ответы учащихся можно обобщить таким образом:

Конфликт с окружающими людьми, с собой... Он возник не в самом начале повести, когда герой узнал об измене жены. Поначалу интрига сохраняется: откуда у мальчика двойная фамилия? Какая история скрывается под ней? Мучительный выбор сначала предстоит Воздвиженскому, а затем мы почти к финалу повести узнаём, что страдали все, кто знает правду… Все, кроме мальчика Филиппа. Поэтому финал открыт… Как поведёт себя подросток, узнав правду?

Главный герой очень одинок в своём горе, но , по иронии судьбы, счастье настоящего отцовства доступно тоже только ему одному. Может, потому, что он один способен пожалеть женщину-мать в силу внутреннего благородства. Он пережил многое: чувство бесполезности и ненужности этому чуждому миру. Чувство безграничной любви к маленькому человеку пересиливает ненависть к жене, жалость к себе, эгоизм. Контраст (сильная — слабая, необходимая — ненужная, красивая — сухая, жизнь — смерть) помогает читателям понять внутренний конфликт Воздвиженского…

На сегодняшний день авторитет современного прозаика Дины Рубиной не вызывает сомнения. Ее книги издаются и переиздаются с завидным постоянством как в России, так и за рубежом. Каждое новое произведение писательницы становится объектом пристального внимания читателей и исследователей. Художественный мир произведений Дины Рубиной захватывает своим неповторимым колоритом, оригинальностью и яркостью образов.

В центре современных споров литературоведов и критиков стоит вопрос о статусе Дины Рубиной и ее творчества в литературном процессе. Одни говорят о постмодернистском характере ее прозы, другие называют Рубину в ряду русскоязычных авторов Израиля, третьи склоняются к тому мнению, что произведения писательницы не лишены черт так называемой "женской прозы". Единственное, что не вызывает споров — это то, что Дина Рубина — действительно выдающийся прозаик, создающий неповторимые и оригинальные произведения, сформировавший свой узнаваемый стиль и характер повествования. Ее произведения, как это часто бывает с вещами, созданными талантливым художником, не остаются в условных рамках того или иного явления, а всегда существуют на границе разных жанров, направлений и традиций.

Осмысление содержания: какова идея произведения?

Творческая работа, предполагающая отсеет на вопрос: «Чему вас научила повесть «Двойная фамилия» Дины Рубиной? О чем заставила задуматься?»

Варианты тем

1. Только что прочитано...

2. Что открыла мне повесть Д.Рубиной.

3. Самая яркая страница...

4. Искусство контраста в повести Д.Рубиной.

5. Художественные детали в повести Д.Рубиной.