«Усть-Пустынская средняя общеобразовательная школа» -
филиал муниципального казённого общеобразовательного учреждения
«Куйбышевская средняя общеобразовательная школа»
Краснощековского района Алтайского края
Игра «Математический квест»
для учащихся 5-6 классов
Составитель: Кондаурова Ольга Андреевна,
учитель математики
2023г.
Положение о проведении игры
Общие положения
1.1Игра для учащихся общеобразовательных учреждений «Математический квест» (далее Игра) проводится для учащихся 5-6 классов общеобразовательных учреждений.
2. Цели и задач
2.1 Целью проведения Игры является популяризация школьных предметов и повышения интереса у учащихся.
2.2.Задачи Игры:
- выявление и поддержка творческих способностей детей;
- выявление уровня знаний учащихся, умение применять их на практике.
3. Порядок организации и определения победителей
3.1. В Игре участвуют команды учащихся 5-6 классов.
3.2. Порядок проведения:
1. Встреча участников Игры. Регистрация;
2. Представление правил Игры;
3. Игра команд;
4. Подведение итогов, объявление победителей.
3.3. Продолжительность игры (игра команд) 60 минут.
3.4. Победителем игры объявляется команда, набравшая наибольшее количество баллов. В случае равных результатов у нескольких команд, побеждает команда, которая быстрее выполнила задания.
4. Участники игры
4.1 Участниками Игры являются команды учащихся общеобразовательных учреждений района.
Состав команды:1 команда – 5 класс, 2 команда – 6 класс.
5. Условия участия
5.1. Каждой команде после представления правил Игры выдаётся маршрутный лист с указанием станций(номера кабинетов), где нужно выполнить задания из области занимательных наук и истории их развития. Время пребывания на станции не более 10 минут
5.2. Порядок прохождения станций, указанный в маршрутном листе, изменять нельзя.
Материалы для проведения игры
Маршрутный лист
команда _______
№ | Название станции | № кабинета | Кол-во баллов | Подпись ответственного на станции |
1 | Танграмм | | | |
2 | Осторожно, спички! | | | |
3 | Великие математики | | | |
4 | Геометрическая | | | |
5 | Мозговой штурм | | | |
6 | Ребусы | | | |
7 | Манускрипт | | | |
8 | Художественная | | | |
9 | Шифровальная | | | |
10 | Лабиринт | | | |
Всего баллов | |
Станция Танграмм
Команде выдаются комплект(ы) фигур головоломки танграмм и картинки-задания, которые нужно сложить. Время пребывания на станции – не более 5минут. 1 верно сложенная фигура – 1 балл.
Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю" - квадрат, разрезанный на семь частей. Говорят, что танграм был любимой игрой Наполеона, который, лишившись трона, в изгнании проводил долгие часы за этой забавой, «упражняя свое терпение и находчивость» Суть игры заключается в том, чтобы на плоскости из семи частей квадрата создавать самые разнообразные фигуры, силуэты предметов по образцу или замыслу.
Задание: За 5 минут собрать как можно больше фигур. Первое задание собрать квадрат. 1балл за каждую фигуру.
Станция Осторожно, спички!
Головоломки со спичками. Спички можно заменить карандашами, счетными палочками и т.п. 1 разгаданная головоломка – 1 балл.
Предлагается решить две задачи со спичками (лёгкая и сложная).
Оборудование: спички (сложенное задание).
Верно выполненное задание оценивается баллами. Макимум 5 баллов за каждую верно решённую задачу. Время 5 минут.
Соприкасающиеся друг с другом спички
Задание. Необходимо разместить 6 спичек так, чтобы каждая спичка соприкасалась с остальными пятью.
Ответ. Это задание требует подключения ваших творческих способностей, и выход за рамки плоскости – ведь спички можно класть друг на друга. Верное решение выглядит следующим образом. На схеме все спички действительно соприкасаются друг с другом.
Поле для крестиков-ноликов
Условие. Необходимо переложить 3 спички так, чтобы получить ровно 3 квадрата.
Ответ.
Станция Великие математики
«Математика ум в порядок приводит» А знаете ли вы великих математиков?
1 правильный ответ-1балл.
Вопросы:
Кто из писателей был автором книжки «Математика»? (Лев Толстой)
Кто из математиков принимал участие в кулачном бою на 58 Олимпиаде в 548 году до н.э.? (Пифагор)
Кто первым предложил нумерацию кресел в театре по рядам и местам? (Декарт)
Кто из ученых был первым астрономом? (Фалес)
Именем, какого математика названа теорема, которая помогает решить прямоугольные треугольники? (Пифагор)
Кто впервые приблизительно вычислил диаметр Земли? (Эратосфен)
Кого из великих математиков называют «Королем математики»? (Гаусс)
Кого из великих математиков называют «отцом алгебры»? (Виет)
В какой стране напечатана первая математическая книга? (Франция)
Кто из математиков составил таблицу простых чисел? (Эратосфен)
Кто из первых математиков сказал: «Не тронь моих кругов!» (Архимед)
Где родилась метрическая система измерения? (Франция)
«Геометрическая»
Найти площадь рекреации. Время на работу 5 минут. Максимальное количество баллов 5. Чем точнее ответ, тем выше балл.
Станция Мозговой штурм
Команде выдаётся лист с задачами. Время решения 5 минут. 1 правильный ответ – 1 балл.
Задачи:
1. В подъезде на первом этаже 2 квартиры, а на всех остальных этажах по 4 квартиры. На каком этаже находится квартира с номером 45? (ответ 12)
2. Какое наибольшее число карандашей можно взять в темноте из коробки с 10 красными, 8 синими, 8 зелеными и 7 желтыми карандашами, чтобы в ней заведомо осталось хотя бы по одному карандашу каждого цвета? (ответ 6)
3. В трех ящиках находятся мука, крупа и сахар. На первом написано "Крупа", на втором — "Мука", на третьем — "Крупа или сахар». Известно, что содержимое ни одного из ящиков не соответствует надписи па нем. В каком ящике находится крупа? (во втором)
4. Расставьте, где это требуется, знаки арифметических действий и скобки, чтобы получилось верное равенство 5 5 5 5=130
5. На двух полках стояло 72 книги. Когда с первой полки переставили на вторую 14 книг, то книг на полках стало поровну. Сколько книг стояло первоначально на первой полке? (50)
Станция Ребусы
Команды в течении 5 минут разгадывают ребусы. Правильный ответ – 1 балл.
Отгадайте ребусы
ЧИСЛО | ДВА |
МИНУС | ТРЕУГОЛЬНИК |
ТОЧКА | ЗНАМЕНАТЕЛЬ |
СУММА | ДЕЛЕНИЕ |
Транспортир | ЛИНЕЙКА |
угол | конус |
высота | ПОБЕДА |
Отгадайте ребусы
7. Станция«Манускрипт»Внимательно прочитайте и выполните задание. Если останется время – выполняйте дополнительные задания. За каждое верно выполненное задание получаете 3 балла. Время – 5 минут.
Задание: Найдите спрятанные в словах числа и подчеркните их.
В тридесятом королевстве жил Кристофер. Был он из семьи простого столяра. Большого состояния он не имел, так как работал сторожем. Однажды Кристофер решил сделать стрижку. Он преодолел большое расстояние пешком, прежде чем добрался до парикмахерской в подвале девятиэтажного дома. В парикмахерской было пусто и чисто. Стоимость услуги была приемлемой. После стрижки он стал похож на тритона, что вызвало у него неописуемый восторг. Ведь он опять собрался на Карнавал животного мира в Бостоне.
Дополнительные задания:1) подчеркнуть все числа в тексте, сосчитать их количество.2) подчеркнуть все числа в тексте, найти сумму всех однозначных чисел.3) подчеркнуть все числа в тексте, найти их сумму.4) подчеркнуть все числа в тексте, найти их сумму и разделить её на 5.
Ключ:
В тридесятом королевстве жил Кристофер. Был он из семьи простого столяра. Большого состояния он не имел, так как работал сторожем. Однажды Кристофер решил сделать стрижку. Он преодолел большое расстояние пешком, прежде чем добрался до парикмахерской в подвале девятиэтажного дома. В парикмахерской было пусто и чисто. Стоимость услуги была приемлемой. После стрижки он стал похож на тритона, что вызвало у него неописуемый восторг. Ведь он опять собрался на Карнавал животного мира в Бостоне.
1 – подчеркнуть все числа в тексте, сосчитать их количество. (20)
2 – подчеркнуть все числа в тексте, найти сумму всех однозначных чисел.
(20 –подчеркнуть, 3+7+3+2+9+3+3+5=35)
3 – подчеркнуть все числа в тексте, найти их сумму.
(20 – подчеркнуть, 3+7+3+2+9+3+3+5 + 100х12=1235)
4 – подчеркнуть все числа в тексте, найти их сумму и разделить её на 5.
Манускрипт это древняя рукопись. В переводе с латыни manus означает «рука», а scriptus — написанное. Манускрипты имеют большую историческую ценность, поскольку по ним учёные могут восстановить не только сам текст, но и устои того времени, когда он был написан.
Манускрипты часто имеют формат свитков, что позволяет им гораздо лучше сохраняться на долгие века. Именно древние свитки являются наиболее важными археологическими находками, поскольку помогают восстановить события и нравы тех далёких времён.
8.Станция«Художественная»
Участники, вам нужно нарисовать «Царицу Математики» используя геометрические фигуры и математические символы. Время на данной станции ограничено (пока жюри подводит итоги).
9.Станция« Шифровальная»
Расшифруйте с помощью предложенного ключа высказывания о математике.
Расшифруйте изречение о математике Г.Галилея.
Расшифровать пословицу или высказывание о математике
( побеждает команда которая быстрее по времени расшифровала задание). В маршрутном листе указывается время, за которое команды справились с заданием.
7-9 класс
Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М.В. Ломоносов)
5-6 класс
Ответ: Копейка рубль бережёт.
Станция«Лабиринт»
Необходимо провести дорожку в математическом лабиринте. За правильно выполненное задание, группа получает 3 балла.