Игра «Музыкальная шкатулка»
1-4 классы.
(Дидактическое и развивающее мероприятие, направленное на знакомство детей с миром музыки, инструментами, нотами и творчеством композиторов).
Основные варианты игры:
Цель – развитие речи, слухового восприятия и знакомство с музыкальными инструментами.
Задачи:
- Обогащение словарного запаса (название инструментов, звукоподражания).
- Развитие воображения через восприятие классической музыки (например- «Вальс цветов» П.И. Чайковского).
- Угадывания инструментов по звучанию гармонь, балалайка, скрипка и др.)
Разминка «Угадай звук»
*Описание (дети слушают аудиозаписи музыкальных звуков (скрипка, барабан, флейта , гитара и др.) и угадывают их.
*Усложнение – к какой группе относится данный музыкальный инструмент, название композитора, который написал для этого инструмента (скрипка- А.Вивальди).
2. Музыкальные загадки:
Гармонь, гитара, балалайка.
Их общим словом называй-ка! (Инструменты)
Звенит струна, поет она,
И песня всем ее слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовем... (гитарой)
Инструмент зовем роялем,
Я с трудом на нем играю.
Громче, тише, громче, тише —
Все игру мою услышат.
Бью по клавишам я рьяно,
Инструмент мой — ... (фортепиано)
Три струны, играет звонко
Инструмент тот — «треуголка».
Поскорее узнавай-ка,
Что же это? (Балалайка)
За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких... (ложках)
Вышел в поле пастушок,
Заиграл его... (рожок)
3.Нотный бой (2-4 класс)
* Правила- на доске нарисовать нотный стан, дети по очереди называют ноты и ставят их на стене (заранее подготовить карточки с названием нот), побеждает тот, кто правильно назвал и разместит больше нот на нотном стане.
4. «Угадай мелодию»
* Формат-включаются фрагменты известных детских песен или мелодий мультфильмов («Чунга- Чанга», «Песенка Львенка и Черепахи), при этом можно коллективно спеть.
- для 3-4 классов можно добавить классику (П.И.Чайковский «Танец Феи Драже», Э.Григ «В пещере горного короля»).
5. «Живые инструменты»
*Задание-дети изображают игру на разных инструментах (имитация движений, в остальные угадывают.
6. «Музыкальный алфавит»
*Правила- на каждую букву алфавита назвать музыкальный термин или инструмент. (А- арфа, Б-балалайка, В- волторна, Л- Лад).
7. «Собери оркестр» (командная игра, 2-4 классы)
*Инвентарь-карточки с инструментами (струнные, духовые, медно-духовые, ударные). Ребята должны быстро рассортировать их по группам.
8. «Ритм- эстафета»
*Правила-учитель отстукивает ритм (3 хлопка+2 притопа) дети повторяют. Постепенно ритм усложняется.
9. «Кто композитор?» (3-4 класс)
*Формат-учитель показывает портреты композиторов (П.И. Чайковский, Н.А. Римский –Корсаков, С. Прокофьев, А. Вивальди и др.), дети называют их имена и известные произведения.
10. Творческое задание «Звуковая сказка»
*Идея-дети озвучивают короткую сказку («Колобок», «Теремок») с помощью шумовых инструментов (бубен- медведь, заяц-трещотки и др).
Дополнительные идеи:
Для 1 класса – раскраски с инструментами + подпись названий
Для 4 классов – викторина «Великие оперы и балет»