Игра- путешествие «Просторы Севера» для учащихся 1 класса
Тип занятия - познавательная, творческая игра-путешествие.
Форма – состязание команд.
Краткое описание – Путешествуя на оленей упряжке по бескрайним просторам Севера, команда делает остановки и должна выполнить задание. Тем самым на остановке, выполнив задание команда получает чумик (букву) . В конце игры складывая все чумики (буквы), команда получает слово-пароль – ЯМАЛЕЦ!
Педагогические возможности – игра развивает познавательные интересы школьников, воображение, творчество. Расширяет и углубляет их знания о малой родине. Воспитывает чувство ответственности за коллективное дело, сплачивает коллектив.
Цель: сохранение и пропаганда культурных ценностей и традиций своих предков.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
- Приобщение к культуре и обычаям и традициям народов Ямала.
- Воспитание (возрождение) патриотизма любви к своему народу, родному краю.
- Развитие творческих способностей у учащихся через пробуждение и поддержку интереса учащихся к изучению родного края.
- Воспитание и поддержание толерантного отношения учащихся народов Севера к представителям разных народов.
Оборудование:
Компьютер, медиапроектор. Игра строится по схеме презентации, созданной в программе Power-Point. Текст вопросов выводится на экран в виде ряда слайдов.
На слайде обозначена тема занятия
Фонограмма песни Л. П. Лонгортова «Ас нопатты тылащан»
Раздаточный материал в конвертах.
Буквы (чумики) для каждой команды (ЯМАЛЕЦ)
Ход занятия
Приветствие учащихся.
1 слайд. Звучит фонограмма песни «Ас нопатты тылащан» в исполнении Леонида Петровича Лонгортова.
Учитель читает стихотворение «Здесь начало России – в этом снежном краю».
Дороже нет родного края,
Где отчий дом, семья, друзья.
Его я славлю, воспеваю – Ведь это Родина моя!
Малый кружочек на карте районной,
А вот покрупнее кружок…
Всё это дорого, всё сердцу близко,
Всё это наше, родное, дружок!
Ведущий: Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на нашем занятии?
- Правильно про район, наше село, потому что 10 декабря День Района и Округа. И это день официально празднуется один из самых главных праздников на Ямале – День Района и Округа. Он является одним из самых знаменательных дат ямальского календаря. Этот праздник объединяет наш район и многонациональный округ своими традициями и богатой культурой.
- Давайте не забывать, что любовь к Отечеству начинается с малого: с любви к малой родине, к своему поселку, двору, народу, проживающему рядом с вами. Так вот, наше занятие я посвящаю нашей малой родине, Шурышкарскому району.
2 слайд. Ребята, а вы любите путешествовать? (Да). А на чем вы путешествуете?- И сегодня я приглашаю вас в путешествие по бескрайним нашим просторам Севера на оленях. Ну, что ж садитесь, сейчас я вас покатаю! (Звучит песня «Мы поедем, мы помчимся»)
- Объясняется ход игры-путешествия «Просторы Севера».
Для того, чтобы играть было интереснее и веселее, разделимся на две команды. (2 команды рассаживаются за столы, в одном – белый олень, на 2 – серый).Они будут вашими вожаками. Выполнив задание, вы получите чумик с буквой. И в завершении у вас должно получиться какое-то слово.
3 слайд. Итак, первый конкурс называется «Вот моя деревня, вот мой дом родной!»
Задание: Назовите села и деревни нашего Шурышкарского района. Я буду зачитывать на родном (ханты) языке названия как они произошли, а вы мне будете говорить на русском языке. А будет легко, так как они созвучны с русским произношением.
Восяхово – Вась ёхан ов
Устье-Войкары – Ёхан ов
Вершина-Войкары – Ёхан курт
Мужи – Поп вош, Живун
Овгорт – Ов курт
Лопхари – Лупхар
Шурышкары – Лор вош
Киеват – Кев ават
Ханты- Мужи – Ханты Муши
Азово – Ас ов
Пилтяр – Питы лор
Салехард – Обдорск, Пулнават
- Молодцы! Запомните, пожалуйста, названия наших сёл и деревень.
- За эту работу вы получаете один чумик с буквой.
4 слайд. 2. Богатства природы. Как же прекрасен этот мир. Богат наш край, в его недрах неоценимое богатство – нефть и газ, птицы и животные и много и многое другое.
!!! На доске вывешаны животные, птицы, насекомые, рыбы, но без хвостов.
(В конвертах на 2 команды разделены хвосты)
Задание: Чей же это хвост? (Белка, Мышка, Заяц, Рыба, Насекомое, воробей, олень и др)
- Молодцы, получаете еще чумик с буквой.
5 слайд. Читаю стихотворение «Птица счастья»
Если рыба ходит в море,
Надо вслед за рыбой плыть.
В голубом морском просторе
Рыбу неводом ловить.
И держать в порядке снасти,
И не тратить лишних слов,
Чтобы чайка – птица счастья
Прокричала: - Есть улов!
Задание: Собрать пазлы. (Лебедь и ворона)
- Замечательно, получаете чумик с буквой!
6 слайд. – Сейчас мы делаем остановку у нашей величественной реки Обь.
Смотрите, как у берега Оби
В живой воде под вечер, пляшет рыба, -
Взлетая, изгибается дугой,
Сверкают брызги рыбьей чешуёй.
Игра «Рыбаки». Задание: поймать на удочку рыбку и отгадать загадку.
Старика волшебника то одевают, то раздевают. (чум)
Без рук, без ног ходит и следов не видно. (рыба)
Кто по снегу, по траве носит лес на голове? (олень)
К небу тянется чудак, не дотянется никак. (дым)
Поднялись ворота, всему миру красота. (радуга)
6. С неба летит – пляшет.
Все, что есть в тундре – прячет.
А в чум попадет – плачет. (Снег).
7. У порога чума доброе существо рычит. (Собака)
8. Пять остяков в одном чуме живут. (Рукавицы)
9. Голова костяная, туловище деревянное, хвост железный. (Хорей)
10. С молчаливым молчит, с крикуном – кричит, а самого не увидишь. (Эхо).
- Молодцы, хорошо отгадываете наши северные загадки.
Получаете чумик с буквой!
7 и 8 слайд. Конкурс. Пойдём со мной, в наш тихий лес.
Там есть черника и морошка…
Задание: Отгадай! Какая это ягода! (С каждой команды приглашаются по 2 человека. Одному завязывают глаза шарфом, а второй даёт пробовать ягоду (морошка, клюква, черника, голубика, смородина, брусника). Отгадать по вкусу. Какая это ягода?
- И за это вам даётся чумик с буквой.
9 слайд. 7). За что я люблю свой край. Какой он? Игра «Кластер!»
Каждая команда по очереди называет имя прилагательное на каждую букву. Например: СЕЛО МУЖИ
С– северный, суровый
Е – единственный,
Л – любимый
О – очаровательный
М – мужевский, могучий
У – умный, уважаемое
Ж - желанный
И – интересный
И за это получаете чумик с буквой
- Ну, что ж наши олени немного подустали вас катать по просторам нашего края. Пусть отдыхают, а мы будем собирать слово!
10 слайд. Собрав все чумики (буквы), команда собирает слово-пароль (ЯМАЛЕЦ), говорит, что это такое. На этом игра заканчивается. Победители (самые активные) получают призы. Поощрительными призами награждаются все участники игры.
Игра «Кот в мешке». Слово вы отгадали ЯМАЛЕЦ. Задание: Вытащить с мешка какой-то предмет и сфотографироваться, так как ты Ямалец!
Я желаю вам искренне любить свою Родину и гордиться ее достижениями.
Я хочу, чтоб край мой милый
Стал еще прекрасней,
Я хочу, чтоб люди жили
В радости и счастье.
- Спасибо, за занятие! Молодцы! До новых встреч!