Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №39»
Игра-соревнование
« Математический штурм».
Для учащихся 5-х классов.
Учитель математики:
Михнина Елена Анатольевна.
г.Смоленск
Цели и задачи:
-формирование познавательного интереса к предмету математики у обучающихся;
- развитие творческих способностей, наблюдательности и сообразительности у обучающихся ;
- выявление знаний и умений у обучающихся в нестандартных ситуациях и поддержанию атмосферы соревнования;
- воспитание культуры коллективного общения, умения управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива (команде).
План мероприятия:
Приветствие команд.
Конкурс «Разминка».
Конкурс «Математический коврик».
Конкурс болельщиков.
Конкурс капитанов.
Конкурс «ребус»
Конкурс болельщиков.
Конкурс «Считай, смекай, отгадывай».
Подведение итогов.
Награждение победителей.
Литература:
А.А.Мазаник «Реши сам».
Ю.Нестеренко, С.Олехин,М.Потапов : «Лучшие задачи на смекалку».
Ф.Ф.Нигибан,Е.С.Канин «Математическая шкатулка».
Я.И.Перельман «Живая математика».
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы проводим конкурс, который называется
«МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ШТУРМ»!
Игра-соревнование в остроумии и знании!
Да, путь познания не гладок.
Но узнаем мы со школьных лет
Загадок больше, чем отгадок,
И поискам предела нет!
Мы приглашаем подняться на сцену и занять свои места три команды!
(по 7 человек в команде)
Команда 5 класса А! (поднимаются на сцену и садятся за стол).
Команда 5 класса В! (поднимаются на сцену и садятся за стол).
Команда 5 класса Г! (поднимаются на сцену и садятся за стол).
Теперь мы поприветствуем жюри:
Палехина Марина Васильевна- учитель математики, главный математик школы –руководитель МО кафедры «математика и физика»;
Хоняк Татьяна Михайловна- библиотекарь школы, хранитель ученических познаний!
Иван- ученик 7 класса А.
Начинаем нашу игру со знакомства с командами!
(Каждая команда придумала себе название, девиз и приветствие!)
5 класс А:
5 класс В:
5 класс Г:
Жюри оценивает представление команд 0т 1 до 5 баллов!
Чтобы все решали без заминки, проводим конкурс под названием «РАЗМИНКА»!
В этом конкурсе, ребята, от вас требуется внимательность, быстрота мысли, сообразительность и смекалистость!
У меня шесть задач на карточках! Капитаны команд по очереди подходят и вытаскивают одну карточку с задачей и зачитывают ее вслух. Команде на обдумывание 30 секунд! Если команда дает правильный ответ, то она получает 1 балл, если неправильный, то на эту задачу может ответить другая команда и получить в свою копилку полбалла! Если ни одна команда ответа не дает на задачу, отвечают болельщики! И получают жетон! Для каждой команды предназначено по две задачи!
Команды готовы?-ДА!
А болельщики?! –ДА!
Вы болельщики болейте
И азарта не жалейте
Оли и Алеши хлопайте в ладоши!!!!!
Тексты задач:
Ребята пилят бревно на части определенной длины.
Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту.
За сколько минут они распилят бревно 5 метров на пять частей?
( за 4 минуты)
Какой по счету будет седьмая книга в ряду из 13 книг, если считать справа налево?
( седьмая)
Сколько понадобится цифр, чтобы записать все числа от 0 до 99?
( 10. Это 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9)
На уроке физкультуры ученики выстроились в шеренгу на расстоянии 1 метр друг от друга . Вся шеренга растянулась на 25 метров.
Сколько было учеников?
( 26 учеников. Между двумя учениками 1м, между тремя 2 метра и т.д.)
Из пункта А в восточном направлении до пункта В самолет долетел за 80 минут, а из пункта В в западном направлении до пункта А -за 1 час 20 минут. Почему?
(80 мин =1 час 20 мин)
Сколько получится десятков, если два десятка умножить на два десятка?
(40 десятков! 20*20= 400 или 40 десятков)
Молодцы, ребята, вы активно работали в этом конкурсе и сейчас жюри подведет итоги этого конкурса!
( Жюри объявляет результат конкурса!)
Следующий наш конкурс «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КОВРИК»!
(Один плакат с «ковриком» мы вывешиваем на всеобщее обозрение зрителям и когда решат его команды, мы заполним числами пустые клетки, а ещё три «коврика» вручаем командам).
4 | + | | - | | = | 2 |
+ | | - | | + | | + |
| - | 2 | + | 0 | = | |
- | | + | | - | | - |
| + | | - | 6 | = | 6 |
= | | = | | = | | = |
1 | + | 5 | - | | = | 3 |
4 | + | 7 | - | 9 | = | 2 |
+ | | - | | + | | + |
9 | - | 2 | + | 0 | = | 7 |
- | | + | | - | | - |
12 | + | 0 | - | 6 | = | 6 |
= | | = | | = | | = |
1 | + | 5 | - | 3 | = | 3 |
Капитаны команд сейчас получат математические «коврики».
Ваша задача: в пустые клетки математического «коврика» вписать числа так, чтобы все восемь примеров (по столбцам и строкам) были решены правильно!
Оценивается быстрота и правильность!
Жюри выставляет оценку по пятибалльной системе!
Команды заняты, а мы проведем
КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ !
1. Ребята, назовите, книги или кинофильмы, в названиях которых содержатся числа. Тот кто последний назовет книгу или кинофильм получит награду. Итак, кто первый?
(«Тысяча и одна ночь», «Три орешка для золушки», «Два капитана», «Три толстяка», « Белоснежка и семь гномов»,и т.д.)
(Победителю конкурса вручается жетон).
( Если команды не справились с заданием, то можно продолжить конкурс болельщиков.
1.В каком месяце ывает 28 дней? – (в каждом)
2. Правило, записанное с помощью букв?- (формула)
3. Русский математик, первая женщина академик? –(С.В. Ковалевская)
4. Фигуры совпадающие при наложение? –(равные))
Команды сдали «заполненные» математические «коврики» в жюри и объявит результаты за конкурс.
(Жюри объявляют результаты).
Конкурс КАПИТАНОВ.
Почему корабли не садятся на мель,
А по курсу идут сквозь туман и метель?
Потому что, вы заметьте –ка
Капитанам помогает АРИФМЕТИКА!
Приглашаем выйти капитанов.
(Капитанам на головы одеваю полоски с примерами и в руки даю маленькое зеркало).
Ваша задача: дать правильный ответ как можно быстрее и принести команде 1 балл!
15-(9+3)= |
13-(5+2)= |
21-(8+1)= |
Первый ответ есть и 1 балл в копилке команды!
Подождем ответов других капитанов и начнем следующий конкурс.
Конкурс ЗАШИФРОВАННЫЙ РЕБУС.
Сейчас я раздам вам по свертку с ребусами.( а для зрителей вывешу тоже плакат с ребусами)
Ваша задача: расшифровать два ребуса по двум действиям в которых одинаковым буквам соответствуют одинаковые цифры (в обоих примерах!).
Первый правильно разгаданный ребус принесет команде 5 баллов!
АБВ АБВ
+ВВ * ВВ
------ ---------
ААВ АБВ
АБВ
------------
АГАВ
( Ответ: 321 и 11)
Пока команды «ломают голову» над ребусом, болельщиков прошу назвать как можно больше терминов на букву «П», кто последний назовет термин на эту букву, тому жетон!
Первая команда отгадала и получает 5 баллов в свою копилку если правильно, а если нет, то подождавши другие команды, выбираем правильные ответы и жюри объявляет результат конкурса. Если победителей конкурса из команд нет, то ждем ответа болельщиков и вручаем жетон победителю!
Переходим к конкурсу: «Смекай, считай, отгадывай!»
Перед вами ленточка в разноцветными фложками:
Красный флажок: СЧИТАЙ
Желтый флажок: ОТГАДЫВАЙ
Зелёный флажок: СМЕКАЙ
Под каждым флажком задача! Капитаны команд, по очереди, выходят и снимают флажок любого цвета, по желанию, т.е. к чему его команда готова: смекать, считать или отгадывать! Зачитывают задачу и за минуту дают ответ, если ответ правильный, то 1 балл в копилке команды, если нет ответа у команды, то отвечает команда соперников и получает полбалла, если и у команд нет ответа, то болельщики отвечают и получают жетон!
КРАСНОГО цвета флажки с задачами:
Число 100 записать с помощью пяти пятерок и любых арифметических действий.
Плакат с цифрами (отвечающей команде и зрителям):
ОТВЕТ:
Или со скобками ответ: (5+5+5+5)*5=100 или 5*5*(5-5/5)=100
Записаны порядку цифры 2 3 4 5 6, не меняя порядка цифр, вставьте между ними знаки арифметических действий так, чтобы в результате получилась единица.
Плакат с цифрами (отвечающей команде и зрителям):
Ответ:
2*3-4+5-6=1
ЖЕЛТОГО цвета флажки с задачами:
На двух руках 10 пальцев. А на 10 руках сколько пальцев?
Ответ: 50
У трех маляров был брат Поликарп, а у Поликарпа сестер не было. Как это могло случится?
Ответ: Маляры были сестрами.
ЗЕЛЕНОГО цвета флажки с задачами (ШАРАДА- это особая задача. В ней надо отгадать слова, но по частям):
К названию животного поставьте одну из мер- получишь полноценную реку в бывшем СССР.
Ответ: ВОЛ-ГА
За мерой ноту вставишь вдруг, и целое найдешь среди имен подруг.
Ответ: ГА-ЛЯ.
Наша игра подходит к концу. Жюри подсчитывает баллы.
Прошу всех болельщиков с жетонами пройти на сцену и стать к своей команде!
У кого больше болельщиков получили жетоны, той команде дополнительный балл посчитает жюри.
Вот закончилась игра
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в турнире отличился?
(Выступление члена жюри. Подведение итогов. Награждение команды-победителя)
Благодарю за участие все команды, всех болельщиков! Вы все сегодня хорошо работали, были смекалистыми, внимательными и нас очень порадовали!
Спасибо членам жюри за их работу и поддержку!
Любите математику
И вы поймете вдруг,
Что, правда: «Математика-
ЦАРИЦА всех наук!»
4 | + | | - | | = | 2 |
+ | | - | | + | | + |
| - | 2 | + | 0 | = | |
- | | + | | - | | - |
| + | | - | 6 | = | 6 |
= | | = | | = | | = |
1 | + | 5 | - | | = | 3 |
15-(9+3)= |
13-(5+2)= |
21-(8+1)= |