Игровая деятельность как средство развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста
Печерская И.И.
Павловский филиал ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж»
Необходимым условием развития диалогической речи детей пяти-шести лет является, по мнению Выготского Л.С., их взаимодействие с окружающим миром в различных видах деятельности, в процессе которых возникает потребность воспроизводить действительность с помощью различных способов ее обозначения и формируется функция замещения и обозначения, осуществляемая с помощью слова в процессе логического мышления. Игровая деятельность, считает ученый, имеет большое значение в овладении ребенком коммуникативными навыками [10, с. 97].
Усова А.П. разделяет данную точку зрения известного российского психолога и в своей научной статье отмечает, что в игровой деятельности дошкольник усваивает не только полученный речевой опыт, наблюдая за окружающими, но и использует имитацию взрослых отношений в общении со сверстниками. Дети, постоянно находясь в привычной для них обстановке, совместно восполняют свою жизненную потребность в коммуникации и решении поставленных педагогом речевых задач. Важную роль в формировании диалогических умений, по утверждению ученой, занимает игра, обеспечивающая непосредственное, мотивированное общение между ее участниками, лежащее в основе всего вербального развития ребенка [30, 322].
Большое значение автор придает играм, включающим сообщества детей по интересам, несомненным достоинством которых является создание благоприятного для них эмоционального фона, располагающего к данному виду деятельности, воспитателю и его заданиям. «Какие диалогические умения в первую очередь следует развивать у старших дошкольников и какие возможности для этого предоставляет жизнедеятельность коллектива?» - задается вопросом доктор педагогических наук Мудрик А.В. Его точка зрения такова: «необходимо прививать детям навыки речевого общения в игровой деятельности, что предполагает наличие большого запаса слов, образность и правильность речи; непосредственное восприятие устного слова и точную передачу идей партнеров своими словами; умение выделять из услышанного существо дела, корректную постановку вопросов, краткость и точность формулировок ответов на вопросы; логичность построения и изложения высказываний» [20, с. 33].
Существует огромное количество различных игр (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные и так далее), но педагогу необходимо выбрать конкретную, способствующую развитию диалогических умений ребенка-дошкольника, четко обозначить ее правила, осуществить организацию действий, стимулирующих поведение, требующих определенных усилий воли, умения контактировать со сверстниками, сдерживать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Для выбора игры необходимо знать уровень подготовленности детей, так как в процессе совместных действий они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями (о природе, окружающих предметах, социальных явлениях), совершать развивающие умственные операции, формировать личностные качества (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость в достижении поставленной цели, самостоятельность и другие).
Следует педагогам помнить, что дидактическая игра отличается от других тем, что выполнение в ней правил контролируется действиями. С целью доказательства данного высказывания обратимся к игре «Так бывает или нет?», по правилам которой необходимо заметить в стихотворении Лучезара Станчева, болгарского поэта, все небылицы, поэтому воспитатель организовывает так работу, что дети по очереди, подняв руку, называют их. Чтобы игра была захватывающей, и все дошкольники были задействованы в ней, педагог вводит действие, выбор которого зависит уже от его собственной выдумки и смекалки. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения: «Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!», «Давайте я считалочкой выберу водящего!», «Помните, когда мы играли «Горячо — холодно!», как интересно было!». Так любая игра становится дидактической, имея основные компоненты: задачу, правила и действия.
Особое значение для развития диалогического взаимодействия со сверстниками имеют словесные игры: «Знакомство», «Вызов врача», «Заказ пиццы по телефону», «Извинение» и другие, проводимые с небольшими подгруппами детей (два-три человека), в которых познавательно-речевые задачи решаются педагогом на материале языка (многозначные слова, грамматические формы, дифференцирование звуков и другое), а правила помогают организовать взаимоотношения дошкольников. В руководстве играми воспитатель пользуется преимущественно опосредованными (косвенными) приемами, способствует возникновению и укреплению устойчивых детских игровых объединений, формированию положительных межличностных отношений дошкольников, побуждает их слышать партнера, задавать вопросы, аргументировать свое высказывание, рассуждать, соблюдать очередность, применять правила поведения в совместной деятельности.
В педагогической практике важная роль отводится проведению сюжетно-ролевых игр, способствующих развитию диалогического общения. С точки зрения Добрович А.Б., их суть состоит в том, что любая коммуникативная задача (сформировать навык вступать в контакт, правильно вести беседу) решается участниками путем импровизированного разыгрывания определенной ситуации, которая воспроизводится несколько раз, позволяет дошкольникам поменяться ролями, предложить свои варианты поведения и внести оригинальные коррективы. Ролевая игра уникальна в своем роде, поскольку в значительной степени определяет выбор языковых средств, синтаксических конструкций, позволяет смоделировать разговор двух или нескольких лиц, другими словами, представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения [13, с. 205].
В данном виде деятельности дети самостоятельно выбирают тему, развивают сюжет на основе опыта, приобретенного при наблюдениях положительных сторон окружающей жизни (жизнь семьи, труд и отдых людей, яркие социальные события), а также знаний, полученных на занятиях (аттракционах), при чтении литературных произведений, сказок, просмотре соответствующих возрасту телевизионных передач. Старшие дошкольники, принимая участие в «мозговом штурме», «морфологическом анализе», разрешении различных проблемных ситуаций, овладевают в длительной сюжетно-ролевой игре умением сочетать с импровизацией плановость, разрабатывают общий порядок действий. Дети также нестандартно мыслят, выдвигают идеи по поводу создания оригинальных идей и образов, совершенствуют формы, виды и средства общения. Повторение впечатлений в разных комбинациях содействует образованию общих представлений, облегчает дошкольникам понимание связи между разными явлениями жизни, способствует развитию связной диалогической речи.
Игры-инсценировки – свободный пересказ литературных произведений по ролям – благоприятствуют совершенствованию у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных навыков. Ценность их заключается в сочетании репродуктивных реплик, заимствованных из текста рассказа или сказки, соответствующих общепринятым нормам, и проективных, придуманных и оформленных ребенком самостоятельно в связном высказывании. В играх-драматизациях используются потешки и стихотворения с диалогами, благодаря которым создается возможность воспроизводить содержание по ролям, именно в них дети проявляют желание действовать в наибольшей мере, инсценировать отдельные эпизоды или элементы, сымитировать текст с помощью игрушек, кукол, картинок, собственных выразительных движений. Педагогу необходимо учитывать индивидуальные проявления ребенка как субъекта игровой деятельности («сочинитель», «исполнитель», «режиссер»), чтобы обеспечить каждому форму самореализации в создании ярких образов персонажей, в организационном общении и управлении замыслами партнеров. А также поддерживать индивидуальную и совместную режиссерскую игру, в которой дошкольник может «озвучивать» роли нескольких персонажей один или с товарищем.
Передвигая фигурки настольного кукольного театра (или действуя другими видами кукол), ребенок разыгрывает спектакль, упражняясь в воспроизведении литературных диалогов или сочиняя свои «пьески». Педагог может руководить усвоением той или иной стороны коммуникативных навыков через подбор литературных произведений, при помощи подсказок, советов. А если дети не возражают против «зрителей» своих режиссерских игр, то воспитатель, проявляя внимание и заинтересованность, стимулирует их участие в словесном творчестве.
Педагог помогает также дошкольникам вносить разнообразие в театрализованные игры (драматизация по ролям, настольный театр, кукольный театр на ширме); использовать при подготовке спектакля куклы, самодельные игрушки, атрибуты, элементы костюмов, декорации, направляет свою деятельность на совершенствование художественно-образных исполнительских умений ребят, добиваясь интонационной выразительности, соответствующего образу эмоционального состояния. Воспитатель поощряет самостоятельную организацию детьми полюбившихся народных игр, продолжает знакомить с новыми действиями обрядового, тренингового и досугового характера, которые обогащают детей новыми образами, впечатлениями, эмоциями, способствуют раскрытию творческого потенциала, применению в непринужденной обстановке всего арсенала приобретенных коммуникативных умений и навыков [41, с. 174].
Дети старшего дошкольного возраста владеют разнообразными формулами речевого этикета («Могу я тебя попросить…»; «помоги мне, пожалуйста»; «будь добр, помоги…»; «благодарю вас»; «спасибо за все»; «спасибо, было очень интересно» и так далее), употребляют их без напоминания в процессе общения. В данной возрастной группе продолжается формирование культуры общения, педагог прививает дошкольникам хорошие манеры: называть взрослых по имени и отчеству, на «вы», а друг друга ласковыми именами; во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику; произносить слова, предложения без крика, но достаточно громко, чтобы партнеру по диалогу было слышно; не вмешиваться в реплики взрослых; быть общительными и приветливыми без навязчивости.
Воспитатель, являясь партнером в игре старших дошкольников, тактично направляет действия ее участников (советом, вопросом, напоминанием), подводит итоги, подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, а важными критериями в оценке являются внимание и дисциплинированность. При этом он отмечает для себя уровень сформированности диалогических умений каждого ребенка в целом, оценивая их ответы, реплики и разговор со сверстниками для последующей работы над областью, требующей особого внимания и вмешательства педагогического состава (психолога или лингвиста).
Таким образом, мы пришли к выводу, что игровая деятельность оказывает непосредственное влияние на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста. В процессе ее организации и проведения совершенствуются формы, виды и средства ситуативно-делового общения, формируются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, ответственность и ловкость. Кроме того, игровая деятельность - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения личного опыта. Дети, становясь участниками различных ее видов (дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных игр и так далее), глубже познают окружающий мир, события из жизни животных, растений и людей, совершенствуют навык в созданной речевой ситуации воплощать определенные переживания, а затем оформлять свое отношение к происходящему в диалогических репликах. Овладение дошкольниками коммуникативными умениями в игровой деятельности невозможно без освоения языковых вербальных и невербальных средств выразительности, воспитания культуры речи: чистого звукопроизношения, четкой дикции, правильной интонации, нужного темпа и тембра, оригинального оформления связных диалогических высказываний.
Особая роль в развитии выразительности речи старших дошкольников отводится сюжетным, театрализованным и режиссерским играм, которые способствуют совершенствованию навыков общения, так как новая роль (диалог персонажей) ставит ребенка перед творческим выбором и необходимостью пользоваться идеальными сценическими репликами, правильными и нормированными с точки зрения литературного языка. Дети организуют перечисленные игры «как творцы, сценаристы, режиссеры», самостоятельно развивают сюжет, управляют игрушками и озвучивают их, создают благоприятные условия для совершенствования коммуникативных умений. Данный вид деятельности прививает старшим дошкольникам устойчивый интерес к родной культуре, языку, литературе, театру как виду искусства.
Воспитатель выступает партнером в игровых действиях, создает благоприятную эмоциональную обстановку, позволяющую находить множество возможных решений проблемных ситуаций, аргументировать противоречивые суждения, осуществлять поиск нового, оригинального и непривычного, вступать в контакт со сверстниками в обстановке творчества и взаимопонимания, расширять границы познания собственного внутреннего мира и окружающей действительности. Педагог формирует у детей умения анализировать находящиеся в его распоряжении речевые ресурсы и использовать для решения конкретной проблемы необходимые языковые средства из приобретенного словесного арсенала. Следовательно, игровая деятельность оказывает благоприятное влияние на развитие у старших дошкольников коммуникативных навыков, способствует воспитанию интеллектуальной и творческой личности.
Список использованных источников
Арушанова, А.Г. Коммуникация. Развивающее общение с детьми 5-6 лет: метод. пособие / А.Г. Арушанова, Р.А. Иванкова, Е.С. Рычагова. - М.: Сфера, 2013. – 112 с.
Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей / А.Г. Арушанова. - М., 2005. – 272 с.
Арушанова, А.Г. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы / А.Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 6. – С. 86-89.
Арушанова, А.Г. Развитие диалогического общения: методическое пособие / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 126 с.
Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров: собр. соч. 1940-1960 гг. / М.М. Бахтин. – М.: Русские словари, 1996. – Т.5. – С. 159-206.
Бизикова, О. Развитие речи дошкольников в игре / О. Бизикова. - М: Скрипторий-2003, 2008. – 136 с.
Вершина, О.М. Особенности общения младших школьников / О.М. Вершина. – М.: Просвещение, 2009. - 246 с.
Ветрова, В.В. Ребенок учится говорить / В.В. Ветрова, Е.О. Смирнова. – М.: Знание, 1988. – 94 с.
Воронова, А.П. «Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3-6 л.) / А.П. Воронова, Шипицына Л.М., Защиринская О.В. и др. - М.: Детство-Пресс, 2010. – 384 с.
Выготский, Л.С. Мышление и речь./ Л.С. Выготский. - 5-е изд., испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2010. – 168 с.
Гуськова, А.А. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет: развитие моторики, коррекция координации движения и речи / А.А. Гуськова. - Волгоград: Учитель, 2012. – 188 с.
Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей / А.Б. Добрович. – М.: Просвещение, 1987. – С. 205.
Запорожец, А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры / АВ. Запорожец. – М.: Сфера, 2011. - 200 с.
Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста \ Н.В.Краснощекова. – 6-е изд. – Ростов н\Д: Феникс, 2011. – 251 с.
Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников: хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1999. – 560 с.
Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина; под ред. Рузской А.Г. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 383 с.
Лисина, М.И. Потребности и мотивы общения между младшими школьниками / М.И. Лисина, Р.А. Смирнова. – Минск, 2009. – 115 с.
Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. – М.: Гном, 2009. – 168 с.
Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик; под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2010. - 200 с.
Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками/ А.Г. Рузская. – М.: Педагогика, 1989. – 216 с.
Серебрякова, Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) / Н.В. Серебрякова, Л.В. Лопатина. – СПб.: СОЮЗ, 2000. – 192 с.
Смирнова, Е.О. Психология ребенка: учебник для педагогических училищ и вузов / Е.О. Смирнова. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 384 с.
Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. – 224 с.
Телегин, М.В. Воспитательный диалог: образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста / М.В. Телегин. - М.: МГППУ, 2004. – 288 с.
Телегин, М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного возраста / М.В. Телегин. - М.: МГППУ, 2006. – 272 с.
Телегин, М.В. Рождение диалога: книга о педагогическом общении / М.В. Телегин. - М.: МГППУ, 2009. – 224 с.
Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева – М.: Просвещение, 1972. – 280 с.
Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина — М.: Просвещение, 1995. – 291 с.
Усова, А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей/ А.П. Усова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 7. – С. 322.
Чулкова, А.В. Формирование диалога у дошкольников / А.В. Чулкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 220 с.
Шадрина, Л.Г. Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет: Методические рекомендации / Л.Г. Шадрина, Н.В. Семёнова. - М.: Сфера, 2012. - 65 с.
Шадрина, Л.Г. Особенности развития связной образной речи детей старшего дошкольного возраста и пути ее формирования / Л.Г. Шадрина, Е.Н. Судакова // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 3. - С. 220-228.
Шахнарович, А.М. Мышление, коммуникация, речевая деятельность: онтогенез языкового значения / A.M. Шахнарович // Коммуникация и мышление. – 1990. – C. 3-13.
Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения / С.Т. Шацкий. – М.: Педагогика, 1980. – 414 с.
Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2014. – 367 с.
Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 2013. – 368 с.
Якубинский, Л.П. О диалогической речи / Л.П. Якубинский; под ред. Л.В. Щербы. – СПб.: СОЮЗ, 2007. – 259 с.
Якубинский, Л.П. Язык и его функционирование. Избранные работы / Л.П. Якубинский. — М.: Наука, 1986. – 208 с.
Бартош, Н.Н. К вопросу о развитии диалогической речи [Электронный ресурс] / Н.Н. Бартош // Молодой ученый. — 2016. — № 6. — С. 737-739. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/110/26934/
Кузьмич, А.Д. Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / А.Д. Кузьмич // Молодой ученый. — 2018. — № 18. — С. 173-175. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/204/49999/
Пинхасова, Е.А. Условия развития положительных взаимоотношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре [Электронный ресурс] / Е. А. Пинхасова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2. — С. 97–101. — Режим доступа: https://moluch.ru
Сидор, Н.В. Активизация развития речи детей через лингвистические игры (из опыта работы) [Электронный ресурс] / Н. В. Сидор // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1. — С. 65–67. — Режим доступа: https://moluch.ru
Томина, Т.Н. Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр [Электронный ресурс] / Т.Н. Томина // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4. — С. 24–26. — Режим доступа: https://moluch.ru
3