Игровое пособие «Поле чудес» как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
Актуальность:
Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Хорошо развитая речь, умение мыслить логически есть настоящее общение, успешность в обучении.
В последние годы увеличивается количество дошкольников с нарушением речи. У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе можно отметить недостаточный словарный запас, пассивность творческого воображения и мышления. Формирование творческого воображения, мышления, развития потенциала речевой активности ребёнка будет эффективнее через использование нетрадиционных игровых пособий.
На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование.
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.
Содержание педагогического опыта
В рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов при организации образовательной работы с детьми необходимо внедрение инновационных технологий. Так возникла идея создать пособие «Знатоки», основанное на принципах наглядного моделирования.
При создании данного пособия использовались модели, предлагаемые Т. А. Ткаченко, И. В. Скворцовой, а также общепринятые обозначения и схемы (например, обозначение красным цветом гласного звука, синим – твердого согласного, зеленым – мягкого согласного и др.). Остальные модели придуманы самостоятельно, совместно с детьми.
Для создания пособия был изготовлен круг, диаметром 50см, с помощью самоклеящейся пленки он был разделен на сектора, в каждый из которых была помещена модель того или иного задания, используемого на различных занятиях по речевому развитию. В центре круга – легко вращающаяся стрелка, что напоминает барабан в игре «Поле чудес».
Цель пособия «Знатоки»: развитие связной речи.
Игровые упражнения с детьми по кругу этого пособия решают следующие задачи:
- формируют понятие признак, действие, предмет,
-учат восприятию проявлений признака в конкретном объекте, нахождению причинно-следственных связей между объектами,
- развивают познавательную активность,
- развивают представления о сенсорных эталонах,
- обогащают активный и пассивный словарь ребенка,
- формируют способность решать проблемные ситуации.
На карточках пишем задания по секторам:
Сектор 1 - «Раздели слово на части» (деление слова на слоги)
Сектор 2 - «Назови детенышей животных»
Сектор 3 - «Скажи, живое или неживое»
Сектор 4 - «Назови слова-родственники» (образование однокоренных слов)
Сектор 5 - «Назови ласково».
Сектор 6 - «Употребление предлогов».
Сектор 7 - «Какое, какой, какая?»
Сектор 8 - «Четвёртый лишний»
Сектор 9 - «Назови четвёртое слово».
Сектор 10 - «Музыкальная пауза».
Сектор 11 - «Действие предмета».
Сектор 12 - «Веселый счет». (1, 2, 5)
Сектор 13 - «Один и много» и т.д.
Сектор «ПРИЗ» - сектор сюрпризов для ребят и возможность для педагога включить в занятие любое другое задание, которого нет на столе.
Удобство данного пособия в том, что все задания можно использовать на любом речевом материале, при работе с любой группой звуков.
Это универсальное пособие, которое можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.
Работать с пособием «Знатоки» не сложно.
- Дети сами выбирают задание, с помощью вращения стрелки.
Карточки являются так же достаточно востребованным и самостоятельным пособием, они очень удобны на индивидуальных занятиях в том числе по коррекции звукопроизношения.
Схема использования модели при работе над звукопроизношением: берем несколько слов на определенный звук и выполняем задание, затем на том же речевом материале выполняем другое задание (меняем карточку или поворачиваем стрелку).
Например: автоматизация звука Р, слова – рука, рыба, шар, сыр, ковер, нора, гора, дыра, перо.
Сектор «Скажи ласково» - ручка, рыбка, шарик, сырок, коврик, норка, горка, дырка, перышко.
Сектор «Один-много» - руки, рыбы, шары, сыры, ковры, норы, горы, дыры, перья.
Сектор «Мой или моя?» - рука, рыба, нора, гора, дыра - моя, шар, сыр, ковер – мой, перо - моё.
Самым большим достоинством данного пособия, помимо его универсальности, является то, что дети сами проговаривают формулировку задания, озвучивают свои действия, таким образом лучше осмысливая его. Например, дети говорят так: «Сейчас мы будем подбирать слово с похожим значением», «Мы образовывали новые слова, они более ласковые» или «Мы думали, как можно сказать про эти слова, мой или моя» и др. Конечно, такие ответы можно услышать ближе к середине или к концу учебного года, когда дети осваивают модели и эти ответы тоже являются результатом работы педагога.
Кроме всего выше сказанного хочется отметить, что детям дается возможность самим выбрать задание, которое они хотят выполнить, или, что добавляет элемент игры, довериться случаю и просто раскрутить стрелку. А ведь этого мы и добиваемся - повысить самостоятельность детей и за счет этого эффективность самих занятий.
Результаты:
Используя пособие «Знатоки», у детей обогатился словарный запас, сформировались навыки словообразования и словоизменения, усовершенствовались предложно-падежные конструкции. Ребята научились решать проблемные ситуации. К различным заданиям дети подходят творчески, фантазируя, изобретая, они придумывают, что-то новое и интересное.
Список литературы:
1. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : ВЛАДОС, 1998.
2. В первый класс - без дефектов речи: Методическое пособие / Ткаченко Т. А. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.
3. Программа развития и обучения дошкольника. 100 логопедических игр. Для детей 4-6 лет / Скворцова И. В. – СПб. : Издательский Дом «Нева», М. : «ОЛМА-ПРЕСС ОБРАЗОВАНИЕ», 2003.