Использование ТСО в образовательном процессе
Главные положения отмеченные в государственном стандарте
- Аудиовизуальная информация : природа, источники, преобразователи, носители.
- Аудиовизуальная культура : история, концепции, структура, функционирование.
- Аудиовизуальные технологии : фотография и фотографирование; оптическая проекция (статическая и динамическая), звукозапись (аналоговая и цифровая); телевидение и видеозапись (аналоговая и цифровая); компьютеры и мультимедийные средства.
- Аудиовизуальные технологии обучения : типология аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий; типология учебных видеозаписей; банк аудио-, видео-, компьютерных материалов; дидактические принципы построения аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий.
Основные понятия занятия :
- Информация ( от латинского informatio -разъяснение, изложение) - совокупность сведений, данных, передаваемых людьми устно (в форме устного повествования), письменно (в виде текста, таблицы, рисунка, чертежа, условных знаков, обозначений) либо другим способом (например, с помощью звуковых или световых сигналов, электрических или нервных импульсов).
- Информационные и коммуникационные технологии ( ИКТ)- обобщенное понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер и мультимедийная техника, снабженные соответствующими программным и методическим обеспечением а так же и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
- Средством обучения называют совокупность предметов, приспособлений, изданий и других материалов, используемых в ходе обучения.
- Технология – это совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, при которых происходит качественное изменение обрабатываемых объектов.
- Информационная технология (ИТ ) – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации /
- Основу ИТ составляют : появление новых средств накопления информации на машиночитаемых носителях (магнитные ленты, кинофильмы, магнитные и лазерные диски, карты памяти и т.д.)
- развитие средств связи , обеспечивающих доставку информации практически в любую точку земного шара без существенных ограничений во времени и расстоянии, широкий охват населения средствами связи (радиовещание, телевидение, сети передачи данных, спутниковая связь, телефонная сеть и др.)
- возможность автоматизированной обработки информации с помощью компьютера по заданным алгоритмам (сортировка, классификация, представление в нужной форме и др.)
- ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО) - средства обучения, состоящие из экранно-звуковых носителей учебной информации и аппаратуры, с помощью которой проявляется эта информация.
- АУДИОВИЗУАЛЬНЫЙ (от лат. audio - слышу и visualis – зрительный, видимый) - основанный на одновременном восприятии слухом и зрением.
- МОДЕЛЬ – упрощенное описание реальных технических объектов.
Понятие технических средств обучения (ТСО)
Технические средства обучения представляют собой комплекс светотехнических и звуковых учебных пособий и аппаратуры, служащий для активизации процесса обучения
аудиовизуальные средства (пособия)
Аудиовизуальные средства обучения обеспечивают образное восприятие изучаемого материала и его наглядную конкретизацию в форме наиболее доступной для восприятия и запоминания.
Информатизация образования
- Информатизация образования - область научно-практической деятельности человека, направленной на применение технологий и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающее систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания .
Задачи ТСО в педагогической деятельности
разнообразят формы обучения, расширяют количество и доступность различных источников методической информации, обеспечивают удобство её получения и использования
рационализируют и ускоряют процессы познания изучаемых дисциплин
помогают эффективно усваивать теоретические и практические материалы
способствуют овладению современным техническим, экономическим мышлением и навыками организационной деятельности
поднимают образовательный общекультурный уровень обучаемых людей, способствуют их эстетическому воспитанию
облегчают усвоение методологических подходов к познавательной и профессиональной практической деятельности, более полно освещают основные черты творческой работы, пути поиска эффективных решений возникающих проблем
повышают готовность людей разных возрастных категорий к саморазвитию
позволяют уменьшить противоречие между возрастающим потоком информации и ограниченным временем на её изучение
Условная классификация ТСО
Виды технических средств обучения
Светотехнические
Звукотехнические
Средства
программированного
обучения
учебные CD , магнитофонные записи, грампластинки, радиопередачи, лингафонное оборудование
обучающие программы, обучающие машины и др.
телепередачи, учебные кино- и видеофильмы, диапозитивы и диафильмы
Сайты, блоги, базы данных, форумы, чаты, тестовые модули и пр.
Web- технологии
Компьютер и Интернет: учебно-педагогические возможности
- Разработка комплекта электронных учебных материалов, объединенных предметной тематикой или методической базой преподавания.
- Разработка пакета тестового материала в электронном виде.
- Разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем.
- Комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы).
- Разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету)
- Создание главы или страницы электронного учебника.
- Создание терминологического словаря по предметной теме, главе.
- Создание сборника предметных кроссвордов.
Технология разработки занятия с использованием ПК
- 1. Анализ учебной программы . Выбор тем и конкретных занятий, на которых наиболее целесообразно использование компьютерных технологий.
- 2. Анализ выбранного урока . Выбор средств обучения. Определение последовательности их использования. Формулировка заданий для учащихся по использованию средств обучения.
- 3. Требования к подготовке дидактического материала . Отбор информации. Выбор программного обеспечения для создания дидактического материала.
- 4. Разработка структуры занятия . Последовательное разложение материала на смысловые блоки. Выделение блоков, при изучении которых планируется использование компьютерных технологий.
Требования к преподавателю при использовании ТСО
находить наиболее рациональное применение как отдельных видов технических средств обучения, так и их комплексного сочетания
соблюдать строгое логическое построение, последовательность и предельную ясность в демонстрации рассматриваемых предметов, явлений и процессов
обращать внимание обучаемых на самые важные, существенные признаки предметов, явлений или процессов при их всестороннем изучении
выделять главное в содержании информации; по возможности исключать из визуального и звукового ряда посторонние предметы и звуки, не относящиеся к изучаемому процессу и отвлекающие внимание обучаемых людей от сосредоточенного рассмотрения основного в данной теме
соотносить длительность показа и разъяснения отдельных фрагментов учебного материала с их сложностью и значимостью в изучаемой теме, а также с психологическими особенностями восприятия нового материала аудиторией при первоначальной его демонстрации
Требования к преподавателю при использовании ТСО
не допускать перегрузки занятий экранно-звуковыми средствами
приучать учащихся к самостоятельной работе с применением новейших технических средств обучения, умению извлекать с их помощью нужный учебный материал, осмысливать и перерабатывать его
опережать контингент своих слушателей в части освоения новой техники и современных средств обучения, настойчиво внедрять полученные знания в практику своей работы и в педагогическую деятельность преподавательского состава учебного заведения
быть образцом высокой культуры для всех окружающих, систематически пополнять и развивать знания и навыки учащихся в области этики и эстетики; стремиться к воссозданию образа высококультурного российского интеллигента
Преподаватель должен помнить, что сами по себе технические средства обучения не подменяют его, как педагога, в процессе воспитания и наделения знаниями учащихся, а лишь оказывают вспомогательную, хотя и очень существенную, роль.