Игры для развития мышления детей дошкольного возраста
В течение всего дошкольного периода мышление ребенка стремительно претерпевает изменения, развивается. Этот процесс требует целенаправленного участия взрослого, который создает для малыша возможность получения нового опыта.
Особенности развития мышления у детей дошкольного возраста:
Первым у ребенка развивается наглядно-действенное мышление (от 6-7 месяцев до 3 лет). Малыши мыслят с помощью действий над предметами. Им нравится бросать игрушки, разбирать, ломать, нажимать на кнопки и т.д. Таким образом, дети накапливают опыт и устанавливают первые причинно-следственные связи (например, если мяч сильно бросить, то он далеко укатится). Для развития этого типа мышления хорошо подойдут игры с сортерами, занятия лепкой, а также игры с различными материалами (песком, водой, крупами).
Следующим формируется наглядно-образное мышление (от 4 до 7 лет). Благодаря образам, сохранившимся в памяти, ребенку уже не требуется совершать реальные действия с предметами. На развитие этого типа мышления особенно влияют такие виды деятельности, как рисование и конструирование.
Словесно-логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте на основе образного мышления, т.е. в 5-7 лет и продолжает свое развитие уже в начальной школе. К 5-7 годам дети уже могут рассуждать и оперировать некоторыми абстрактными понятиями (например, время, мораль, искусство и т.д.). Признаками логического мышления является умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, сравнивать и классифицировать.
Ниже приведены игры, помогающие развивать различные виды мышления у дошкольников.
«Назови предметы»
Участники по очереди называют слова на темы: «Овощи» «Мебель», «Одежда», «Растения», «Посуда». Взрослым нужно редварительно побеседовать с ребенком о том, что все слова можно разделить на группы, каждая группа имеет название, спросить ребенка почему, по его мнению, слова относятся к разным группам. В процессе ответов ребенка, помогать ему правильно формулировать свои мысли.
«Закончи слово»
Ведущий произносит первый слог слова, а игроки должны закончить его. По очереди каждому игроку ведущий кидает мяч, говорит первый слог, игрок ловит мяч и договаривает слово. Затем должен кинуть мяч обратно. Слоги: ра, го, по, зем, до, ла, ка и т.д.
«Закончи предложение»
Эта игра проводится аналогично игре «Закончи слово», только теперь игрокам нужно, поймав мяч, закончить предложение: летом тепло, а зимой …; птицы летают, а змеи …; осенью листья жёлтые, а летом …; сахар сладкий, а лимон …; днём светло, а ночью …; ворона каркает, а воробей …; шофёр водит машину, а летчик …
Второй вариант игры состоит в том, что игроки должны закончить начало фразы словами «из-за того, что», «потому что»: сегодня я замёрз, потому что…; у мамы хорошее настроение, потому что…; мальчик обиделся на друга, из-за того что… Если ребенок допускает ошибки, необходимо разобрать предложение и выяснить, почему подобранное слово или конец фразы, не подходят. Также необходимо помочь закончить правильно предложение.
«Отгадай и назови»
Необходимо назвать слово по его значению. Надпись на письме, посылке, телеграмме, которая указывает, куда и кому посылают письмо и т.д. (Адрес)
Место, где приготовляют лекарства и продают их. (Аптека)
Помещение для стоянки и ремонта автомобилей. (Гараж)
Фрукты и ягоды, сваренные в сахарном сиропе. (Варенье)
Тот, кто сражается с врагом. (Воин, боец)
Детёныш овцы. (Ягнёнок)
Лиственное дерево с белой корой. (Берёза)
Ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой. (Бутерброд)
«Добавлялки»
Дети слушают стихи-загадки и подбирают подходящее слово.
В реке большая драка: поссорились два…(рака).
- Где обедал воробей? – В зоопарке у…(зверей).
Ра-ра-ра – начинается…(игра). Ир-ир-ир – мой папа…(командир).
Ры-ры-ры – у мальчиков…(шары). Арь-арь-арь – на стене висит…(фонарь).
Ро-ро-ро – у Раи новое …(ведро). Ло-ло-ло – на улице…(тепло).
Ру-ру-ру – продолжаем мы …(игру). Лу-лу-лу – стол стоит в …(углу).
Ре-ре-ре – стоит домик на…(горе). Ша-ша-ша – мама моет…(малыша).
Ри-ри-ри – на ветках…(снегири). Шу-шу-шу – другу я письмо…(пишу).
Ар-ар-ар – кипит наш…(самовар). Жа-жа-жа – есть иголки у…(ежа).
«Что это такое?»
Детям предлагается объяснить, что означает то или иное слово. Например, «письмо – это бумага, на которой можно написать о себе и отправить в конверте по почте'». Наборы слов могут быть самые различные: лодка, журнал, платок, пароход; самолёт, молоток, книга, друг, ботинки и т.д.
«Говори наоборот»
Цель: развитие мышления, воображения.
Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.