СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры на лыжах, как средство развития координационных способностей лыжника

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игры на лыжах, как средство развития координационных способностей лыжника»


Научно исследовательская работа

«Игры на лыжах, как средство развития координационных способностей лыжника».

Исполнитель Евсеев Сергей..

Актуальность. В последние годы российский лыжный спорт интенсивно развивается. Об этом свидетельствуют успехи российской сборной на последних чемпионатах. Занятия лыжами оказывает на организм лыжника положительный тренирующий и оздоровительный эффект.

Лыжи — циклический вид спорта, требующий проявления в основном прекрасной координации движений. Передвигаясь по дистанции, лыжник многократно, до нескольких десятков тысяч раз повторяет определенные движения, мышцы сокращаются с оптимальной, далеко не предельной силой. Лыжи предоставляют огромные возможности для развития координационных способностей детей 6-11 лет.

Однако для дальнейшего развития лыжного спорта требуется совершенствование методов тренировок. Лыжнику необходимо выполнять, как можно больше новых упражнений для развития физических качеств, в том числе и координационных способностей.

Физическая подготовка одна из важнейших видов в спортивной тренировке лыжников. Спортсмены, у которых высокий уровень физической подготовленности легче добиваются поставленной цели и высоких спортивных результатов. Развитие координационных способностей в процессе физической подготовки лыжников неотъемлемая часть учебно-тренировочного процесса.

Одним из важнейших средств развития координационных способностей лыжников являются игровые задания, в том числе игровые упражнения. Они включаются в основную часть учебно-тренировочных занятий и применяются как при развитии физических качеств, так и при обучении и совершенствовании техники передвижения на лыжах. 

Применение игр на лыжах очень разнообразно. Все игры и игровые задания на лыжах в зависимости от поставленных задач можно условно разделить на две группы: игры на развитие физических качеств; игры для обучения и совершенствования техники способов передвижения на лыжах, которые могут быть использованы для развития физических качеств. 

Объект исследования: процесс развития координационных способностей в лыжном спорте.

Предмет исследования: игры на лыжах, как средство развития координационных способностей лыжника.

Цель исследования: практически изучить процесс развития координационных способностей лыжника, при помощи игр на лыжах.

Задачи исследования:

  1. Подобрать и изучить литературные источники по выбранной теме.

  2. Изучить способы и подобрать тесты для определения уровня развития координационных способностей лыжника.

  3. Подготовить комплекс игр на лыжах для развития координационных способностей лыжников.

  4. Изучить методику спортивного отбора в спортивной тренировке лыжников.

  5. Сделать заключение.

Методы исследования:

  1. Анализ литературных источников.

  2. Анализ документов и материалов.

  3. Метод проекта.

  4. Метод логического заключения.

Работа содержит две главы. Первая глава под названием «Теоретические аспекты развития координационных способностей в лыжном спорте», представляет собой - анализ литературных источников по выбранной теме.

Анализ научно-методической литературы показал, что главная задача занятий лыжным спортом - достижение физического совершенства и наиболее высоких спортивных результатов, что и является основным отличием спорта от других видов занятий лыжами. Высокий уровень спортивных результатов требует постоянной и углубленной работы над развитием физических качеств в том числе, координационных способностей, в течение всего периода активных занятий лыжным спортом. В планах подготовки лыжников от новичка до квалифицированного спортсмена должна быть предусмотрена непрерывность физической подготовки.

Наиболее подходящими для решения этих задач являются подвижные игры, которые создают различные условия и тем самым повышают уровень развития координационных способностей. Игра – признанное средство общей и специальной физической, тактической и технической подготовки юных спортсменов. Поэтому они занимают место обязательных, вспомогательных упражнений подготовки юных спортсменов.

Вторая глава работы под названием – «Практическое изучение процесса развития координационных способностей лыжников при помощи подвижных игр» - представляет собой описание выполнения практической деятельности.

На первом этапе исследовательской деятельности необходимо изучить методику определения уровня развития координационных способностей лыжников, описывающую последовательность выполнения этапов работы по оценке показателей уровня развития координационных способностей лыжников.

На втором этапе исследовательской деятельности для проведения тестирования подготовлена батарея тестов, которая дает возможность определить уровень развития координационных способностей занимающихся, на текущий момент:

  1. Для оценки способности к равновесию подобран тест «Стояние на одной ноге в лыжной посадке».

  2. Для оценки способности к приспособлению и перестроению двигательных действий применялся спуск со склона на лыжах с преодолением препятствий.

  3. Для оценки способности к реагированию подобран тест преодоление на лыжах отрезка с общего старта.

На третьем этапе исследовательской деятельности анализ литературных источников и изучение опыта тренеров по лыжному спорту показали наиболее эффективные подвижные игры для развития координационных способностей, которые показывают динамику роста показателей в процессе физической подготовки лыжников.

Подвижные игры для развития координационных способностей лыжников:

  1. «Занять место»;

  2. «Нападение акулы»; 

  3. «Слалом с воротами»;

  4. «Охотники и утки на лыжах»;

  5. «Кто дальше»; 

  6. «На одной лыже»; 

  7. «Гусеница»; 

  8. «Пустое место»; 

  9. «Займи место»; 

  10. «Догонялки»; 

  11. «Пятнашки»; 

  12. «Слалом на равнине»; 

  13. «Воротца»; 

  14. «На трех ногах».

Заключение

Анализ литературных источников показал, что главная задача занятий лыжным спортом - достижение физического совершенства и наиболее высоких спортивных результатов, что и является основным отличием спорта от других видов занятий лыжами. Высокий уровень спортивных результатов требует постоянной и углубленной работы над развитием физических качеств в том числе, координационных способностей, в течение всего периода активных занятий лыжным спортом. В планах подготовки лыжников от новичка до квалифицированного спортсмена должна быть предусмотрена непрерывность физической подготовки.

Роль подвижных игр в спортивной подготовке юных лыжников трудно переоценить. По существу, здесь речь идёт об использовании наиболее эффективного в этих условиях игрового метода. Высокое его достоинство состоит в том, что он делает доступным изучение технически сложных упражнений. Одновременно использование игры обеспечивает комплексное совершенствование двигательной деятельности, где вместе с двигательными навыками формируются и развиваются координационные способности.

Координационные способности очень важны для лыжников, изучение литературных источников позволили определить самые распространенные игры для развития координационных способностей лыжника в процессе физической подготовки. Для определения уровня развития координационных способностей были выбраны специальные тесты.

В результате практических исследований была изучена методика использования подвижных игр, как одного из средств развития координационных способностей лыжников. Так же осуществлён подбор игр, изучены требования, предъявляемые в целом к подвижным играм. Содержание подвижных игр позволяет обосновать их выбор с целью повышения уровня развития координационных способностей лыжников.



На опубликованную работу было выдано свидетельство.