СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В физическом образовании происходят перемены: а именно  становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. 

Просмотр содержимого документа
«Игры на уроках физики»

Гусейнова Диана Вячеславовна

Игровые технологии на уроках физики



Образование - это индустрия, направленная в будущее.

С.П.Капица


В настоящее время в России происходит смена образовательной парадигмы: иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

Большое внимание педагоги стали уделят сочетанию традиционных и новых педагогических технологий, применению современных методик и проверенных временем способов обучения. Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения.

Игровые технологии относятся к педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Игра является одним из основных видов деятельности человека, особенно ребенка в дошкольном и школьном возрасте.

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.


Функции игровой деятельности



преодоление трудностей



развлекательная


коммуникативная

диагностическая



коррекции


самореализации



внесение позитивных изменений в личностные показатели


межкультурная коммуникация






Значение игры состоит в ее процессе, благоприятном и эмоциональном для человека, развлекательно-рекреационных возможностях, в обучающих возможностях, в развитии творческих и организаторских способностей, в передаче опыта.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.

Основные черты игры





свободная развивающая деятельность

эмоциональная приподнятость, состязательность





творческий, активный характер

наличие правил, логическая последовательность





В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  1. в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

  2. как элементы более обширной технологии;

  3. в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

  4. как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).


Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Спектр целевых ориентаций игр:

    1. Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

    2. Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

    3. Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

    4. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Физика как школьный предмет имеет широкие возможности для применения игр в процессе обучения. Специфика предмета позволяет использовать практически все виды игр, в любом школьном курсе начиная от 7 класса и заканчивая 11 классом профильного уровня.

Игра должна быть доступной, цель игры - достижимой, а оформление - красочным и разнообразным. Обязательный элемент каждой игры - её эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовольствие от удачного ответа.

В играх проявляется элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся, к четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся.

В таких играх завоевание победы - очень сильный мотив, побуждающий к деятельности. Не всегда победителями игры становятся хорошо успевающие учащиеся. Часто много терпения и настойчивости проявляют в игре те учащиеся, у которых этого не хватает для систематического приготовления уроков.

Приведем некоторые примеры игр, которые легко и интересно проводятся на уроках физики, но, не смотря на свою игровую форму, имеют педагогические цели и результаты:


  1. «Эстафета» - игра применяется при проверке домашнего задания, когда учитель задает вопросы, а ребята, отвечая, передают «эстафетную палочку» следующему для ответа ученику в своем ряду. Таким образом, можно устроить соревнование между тремя рядами в классе.

  2. «Что лишнее и почему» - игра предусматривает тренировку умения учащихся выделять лишнее в группе слов слово и объяснять причины такого выделения. Пример: наблюдение, опыт, ампер, эксперимент

  3. «Найди физическую ошибку» - учитель составляет подборку физических объектов, у которых неправильно указывает их значение, которое должны определить дети, написав затем правильную версию объекта.

Пример: масса – метр; сила – ньютон, работа – джоуль, давление - паскаль. Другой вариант такой игры – это специально допущенная ошибка в тексте описания какого - то явления, только что изученного учащимися.

Пример: «Возмущения, распространяющиеся в пространстве, удаляясь от места возникновения, называются волнами. Упругие волны – это волны, в которых колебания происходят вдоль направления их распространения» (нужно – продольные волны).

Следующий пример использования специально допущенной ошибки может быть сформулирован так: из двух приведенных фраз определите –

А) верно только предложение под №1, Б) верно только предложение под №2,

В) верны оба утверждения, Г) оба утверждения неверны.

№1«Переход вещества из твердого состояния в жидкое, называется плавлением»

№2«Переход вещества из жидкого в твердое, называется деформацией»

  1. «Почта» - игра на распределение объектов, написанных на карточках (или на листе интерактивной доски, передвигаемых световым пером) по темам, приборам, законам и т.д. Амперметр – сила тока; барометр -…..; вольтметр -…..; и т.д.

  2. «Логическая цепочка» - игра на определение логики в продолжение предложенного ряда.

  3. « Узнай ученого физика по описанию его научной деятельности». Пример: французский физик и математик, создатель первой теории, которая выражала связь электрических и магнитных явлений. Ему принадлежала гипотеза о природе магнетизма, он ввел в физику понятие «электрический ток». (Андре Мари Ампер)

Вариант – «Узнай ученого по его портрету» (И. Ньютон)








  1. Игра – урок. Пример: виртуальная лаборатория, конференция, посещение технического музея, встреча ученых и т.д.

  2. «Кто быстрее». Игра может проводиться при работе с карточками заданиями по решению задач по определенным темам, когда учащиеся показывают полученные ответы, а «хронометрист» - другой учащийся по секундомеру определяет время окончательного показа объектов в группе учащихся.

  3. «Продолжи фразу» - игра, которая хорошо подходит для работы с терминами и определениями, когда учащиеся, видя их расшифровку продолжают фразы указанием термина. От площади соприкосновения тел максимальная сила трения покоя ….зависит (да, нет)

  4. «Бой знатоков физики» - хорошо применяется при проверке домашнего задания, когда ученик, правильно ответивший на вопрос учителя, сам начинает задавать вопрос другому ученику, то следующему и т.д. Побеждает тот, кто набрал больше карточек-баллов за правильные ответы. Примеры вопросов:

  • Почему стенки в некоторых нефтяных резервуарах делают более толстыми в нижней части?

  • В три одинаковые коробки запаковали по 20 ложек одинакового размера. В одной коробке находятся алюминиевые ложки, в другой - серебряные, а в третьей - стальные. Как, не раскрывая коробок, определить, где какие ложки запакованы?

  • Почему дверную ручку прикрепляют не к середине двери, а к краю, притом наиболее удаленном от оси вращения?

  • В какой воде и почему легче плавать: в морской или речной?

  • Пловец, неподвижно лежащий на поверхности воды, делает глубокий вдох и выдох. Как изменяется при этом положение тела пловца по отношению к поверхности воды?

  • Каким приемом человек может быстро удвоить давление, производимое им на пол?


  1. «Занимательная физика» - ребусы, кроссворды, чайнворды, загадки, шарады… – это игры, которые, несмотря на свою простоту и массовое использование, кажутся наивными некоторым взрослым, но очень нравятся своей доступностью и легкостью всем детям, их не боятся ученики любого уровня и темпа работы и с удовольствием выполняют задания. Примеры ребусов с физическим смыслом:












(вакуум)












(опыт)


( маятник)


Литература:


  1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816с.

  2. Семина Г.В. Игровые технологии на уроках физики. /Учительский портал/ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.uchportal.ru/

  3. Скибко Т.А. Игровые технологии на уроках физики. / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ИД «Первое сентября» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://festival.1september.ru/

6