Гусейнова Диана Вячеславовна
Игровые технологии на уроках физики
Образование - это индустрия, направленная в будущее.
С.П.Капица
В настоящее время в России происходит смена образовательной парадигмы: иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.
Большое внимание педагоги стали уделят сочетанию традиционных и новых педагогических технологий, применению современных методик и проверенных временем способов обучения. Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения.
Игровые технологии относятся к педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
Игра является одним из основных видов деятельности человека, особенно ребенка в дошкольном и школьном возрасте.
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Функции игровой деятельности
преодоление трудностей
развлекательная
коммуникативная
диагностическая
коррекции
самореализации
внесение позитивных изменений в личностные показатели
межкультурная коммуникация
Значение игры состоит в ее процессе, благоприятном и эмоциональном для человека, развлекательно-рекреационных возможностях, в обучающих возможностях, в развитии творческих и организаторских способностей, в передаче опыта.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.
Основные черты игры
свободная развивающая деятельность
эмоциональная приподнятость, состязательность
творческий, активный характер
наличие правил, логическая последовательность
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элементы более обширной технологии;
в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Спектр целевых ориентаций игр:
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Физика как школьный предмет имеет широкие возможности для применения игр в процессе обучения. Специфика предмета позволяет использовать практически все виды игр, в любом школьном курсе начиная от 7 класса и заканчивая 11 классом профильного уровня.
Игра должна быть доступной, цель игры - достижимой, а оформление - красочным и разнообразным. Обязательный элемент каждой игры - её эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовольствие от удачного ответа.
В играх проявляется элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся, к четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся.
В таких играх завоевание победы - очень сильный мотив, побуждающий к деятельности. Не всегда победителями игры становятся хорошо успевающие учащиеся. Часто много терпения и настойчивости проявляют в игре те учащиеся, у которых этого не хватает для систематического приготовления уроков.
Приведем некоторые примеры игр, которые легко и интересно проводятся на уроках физики, но, не смотря на свою игровую форму, имеют педагогические цели и результаты:
«Эстафета» - игра применяется при проверке домашнего задания, когда учитель задает вопросы, а ребята, отвечая, передают «эстафетную палочку» следующему для ответа ученику в своем ряду. Таким образом, можно устроить соревнование между тремя рядами в классе.
«Что лишнее и почему» - игра предусматривает тренировку умения учащихся выделять лишнее в группе слов слово и объяснять причины такого выделения. Пример: наблюдение, опыт, ампер, эксперимент
«Найди физическую ошибку» - учитель составляет подборку физических объектов, у которых неправильно указывает их значение, которое должны определить дети, написав затем правильную версию объекта.
Пример: масса – метр; сила – ньютон, работа – джоуль, давление - паскаль. Другой вариант такой игры – это специально допущенная ошибка в тексте описания какого - то явления, только что изученного учащимися.
Пример: «Возмущения, распространяющиеся в пространстве, удаляясь от места возникновения, называются волнами. Упругие волны – это волны, в которых колебания происходят вдоль направления их распространения» (нужно – продольные волны).
Следующий пример использования специально допущенной ошибки может быть сформулирован так: из двух приведенных фраз определите –
А) верно только предложение под №1, Б) верно только предложение под №2,
В) верны оба утверждения, Г) оба утверждения неверны.
№1«Переход вещества из твердого состояния в жидкое, называется плавлением»
№2«Переход вещества из жидкого в твердое, называется деформацией»
«Почта» - игра на распределение объектов, написанных на карточках (или на листе интерактивной доски, передвигаемых световым пером) по темам, приборам, законам и т.д. Амперметр – сила тока; барометр -…..; вольтметр -…..; и т.д.
«Логическая цепочка» - игра на определение логики в продолжение предложенного ряда.
«
Узнай ученого физика по описанию его научной деятельности». Пример: французский физик и математик, создатель первой теории, которая выражала связь электрических и магнитных явлений. Ему принадлежала гипотеза о природе магнетизма, он ввел в физику понятие «электрический ток». (Андре Мари Ампер)
Вариант – «Узнай ученого по его портрету» (И. Ньютон)
Игра – урок. Пример: виртуальная лаборатория, конференция, посещение технического музея, встреча ученых и т.д.
«Кто быстрее». Игра может проводиться при работе с карточками заданиями по решению задач по определенным темам, когда учащиеся показывают полученные ответы, а «хронометрист» - другой учащийся по секундомеру определяет время окончательного показа объектов в группе учащихся.
«Продолжи фразу» - игра, которая хорошо подходит для работы с терминами и определениями, когда учащиеся, видя их расшифровку продолжают фразы указанием термина. От площади соприкосновения тел максимальная сила трения покоя ….зависит (да, нет)
«Бой знатоков физики» - хорошо применяется при проверке домашнего задания, когда ученик, правильно ответивший на вопрос учителя, сам начинает задавать вопрос другому ученику, то следующему и т.д. Побеждает тот, кто набрал больше карточек-баллов за правильные ответы. Примеры вопросов:
Почему стенки в некоторых нефтяных резервуарах делают более толстыми в нижней части?
В три одинаковые коробки запаковали по 20 ложек одинакового размера. В одной коробке находятся алюминиевые ложки, в другой - серебряные, а в третьей - стальные. Как, не раскрывая коробок, определить, где какие ложки запакованы?
Почему дверную ручку прикрепляют не к середине двери, а к краю, притом наиболее удаленном от оси вращения?
В какой воде и почему легче плавать: в морской или речной?
Пловец, неподвижно лежащий на поверхности воды, делает глубокий вдох и выдох. Как изменяется при этом положение тела пловца по отношению к поверхности воды?
Каким приемом человек может быстро удвоить давление, производимое им на пол?
«Занимательная физика» - ребусы, кроссворды, чайнворды, загадки, шарады… – это игры, которые, несмотря на свою простоту и массовое использование, кажутся наивными некоторым взрослым, но очень нравятся своей доступностью и легкостью всем детям, их не боятся ученики любого уровня и темпа работы и с удовольствием выполняют задания. Примеры ребусов с физическим смыслом:
(вакуум)
(опыт)
(
маятник)
Литература:
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816с.
Семина Г.В. Игровые технологии на уроках физики. /Учительский портал/ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.uchportal.ru/
Скибко Т.А. Игровые технологии на уроках физики. / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ИД «Первое сентября» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://festival.1september.ru/
6