Пояснительная записка
Ведение индивидуально-групповых занятий по русскому языку имеет особую важность в силу ряда причин. Свободное владение русским языком — обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку. Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков: деление слова по составу, различение частей речи, определение грамматической основы предложения, умение устанавливать связи слов в предложении и т. д. Этому и служат индивидуально-групповые занятия.
Данная программа содержит практический блок, который включает в себя отработку правил русского языка в системе и служит в перспективе помощником для подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку.
Цель: повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, углубить и систематизировать знания о синтаксисе и пунктуации простого предложения;
пробудить интерес к изучению русского языка; воспитать любовь к языку; закрепить и обобщить знания обучающихся по основным разделам науки о языке.
Задачи: ликвидировать пробелы знаний у учащихся; отработать и совершенствовать навыки, полученные на уроке; углубить и расширить знания и представления о литературном языке.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В связи с введением в стране государственной итоговой аттестации по русскому языку повысились требования к предмету. Хорошее знание русского языка невозможно без интереса к нему. Данный курс индивидуально-групповых занятий призван повысить интерес к предмету и дать возможность учащимся закрепить полученные знания по синтаксису, пунктуации, фонетике, лексике, морфемике, морфологии, орфографии. Он полностью удовлетворяет потребность учащихся в усвоении орфографических, грамматических норм русского литературного языка, помогает в дальнейшем подготовиться к ОГЭ.
Курс имеет практическую направленность и может иметь особое значение для детей, испытывающих трудности в освоении норм русского языка, а также для преодоления психологических барьеров в обучении.
В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
При подготовке и проведении занятий учитываются особенности восприятия учащимися учебного материала, специфика их мотивации деятельности.
Место учебного курса в учебном плане
Учебный курс индивидуально-групповых занятий по русскому языку является вспомогательным, добавочным к курсу русского языка. Он, как было сказано выше, направлен на ликвидацию пробелов в знаниях учащихся. Данный курс индивидуально-групповых занятий призван повысить интерес к предмету и дать возможность учащимся закрепить полученные знания по синтаксису, пунктуации, фонетике, лексике, морфемике, морфологии, орфографии. Он полностью удовлетворяет потребность учащихся в усвоении орфографических, грамматических норм русского литературного языка, помогает в дальнейшем подготовиться к ОГЭ.
Годовое количество часов на изучение курса
Рассчитана программа индивидуально - групповых занятий на 1 час в неделю, итого - 34 часа в год.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Основу рабочей программы составляют следующие документы:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с изменениями на 23 июля 2013 года);
Закон Тамбовской области от 01.10.2013г. № 321-3 «Об образовании в Тамбовской области»;
приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями от 03.06.2008 № 164, 31.08.2009, 19.10.2009 № 427, 10.11.2011, 24.01.2012, 31.01.2012, 23.06.2015, 07.06.2017 №506;
приказ Минобразования России от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями от 20.08.2008 №241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2001, 01.02.2012 № 74;
приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общегообразования» (с изменениями и дополнениями от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01. 2016 №38, от 05.07.2017 № 629);
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ» (с изменениями от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015);
Устав МБОУ Избердеевской средней общеобразовательной школы
Государственный стандарт общего образования;
Примерная программа основного общего образования по русскому языку
Баранов М.Т. Программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов/М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский// Программно-методические материалы: Русский язык: 5-9 классы/Составитель Л.М.Рыбченкова.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – М.:ВАКО.
Изложения: Русский язык:8 класс/ Авт.-сост. Л.С.Шаталова.- М.:ООО «Издательство Астрель».
Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программы общеобразовательных учреждений Русский язык 5-9 классы. – М.: «Просвещение»
Русский язык. 8 класс. Тесты. Дидактические материалы/ Л.Н.Федосеева. – М.: Айрис-пресс
Тесты. Русский язык: Синтаксис. Текст.8-9 классы/В.И.Капинос и др.- М.:Дрофа
Литература для ученика
Л.А. Ахременкова. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 8 класс.-М.:Просвещение
Шипачева Л.А. Синтаксис и пунктуация русского языка в таблицах и схемах:8-9 классы/Л.А.Шипачева – М.: АСТ, Астрель
Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во
Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков Орфографический словарь.
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка
Интернет-ресурсы:
uchimcauchitca.blogcpot.ru- По уши в ОГЭ и ЕГЭ
rus-oge.sdamgia.ru - «РЕШУ ОГЭ»: русский язык. Обучающая система Гущина.
saharina.ru – ОГЭ и ГИА по русскому языку. Сайт учителя Захарьиной Е. А.
Планируемые результаты освоения программы
К концу 8 класса учащиеся должны знать:
определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил,
обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 8 класса учащиеся должны уметь:
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; •
правильно расставлять знаки препинания в предложении и тексте в соответствии с изученными правилами пунктуации;
составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (предложениями), обращениями;
пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
рецензировать устный ответ учащегося;
задавать вопросы по прослушанному тексту;
отвечать на вопросы по содержанию текста;
слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.
Содержание курса
Основные понятия синтаксиса (3 ч)
Что такое синтаксис? Типы синтаксической связи: сочинительная и подчинительная. Синтаксические средства связи: окончания, служебные слова, порядок слов, интонация. Синтаксические средства – знаки. Знаки в языке. Основные единицы синтаксиса: словосочетание и предложение. Синтаксис и пунктуация.
Знаки препинания в конце и в начале предложения. Знаки, прерывающие предложение (3 ч) Знаки препинания в конце предложения (обобщение изученного). Вопросительный и восклицательный знаки внутри предложения. Многоточие в начале и внутри предложения. Многоточие в цитатах. Точка при членении предложения.
Знаки препинания в простом предложении (4 ч)
Тире между подлежащим и сказуемым (повторение и обобщение материала). Тире в эллиптическом и неполном предложениях.
Знаки препинания при однородных членах предложения (6 ч)
Однородные члены, соединенные и не соединенные союзами (повторение и обобщение материала). Запрет на запятую между глаголами в одинаковой форме, в устойчивых выражениях. Сочетания слов, которые не являются однородными членами. Знаки препинания при однородных членах, связанных союзами. Обобщающее слово при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающем слове.
Знаки препинания при обособленных членах предложения (8 ч)
Обособленные и необособленные согласованные и несогласованные определения (повторение и обобщение материала). Знаки препинания при обособленных и необособленных определительных оборотах. Обособление определений, выраженных причастным оборотом и имеющих дополнительное обстоятельственное значение. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами
Согласованные и несогласованные приложения. Знаки препинания при обособленных и необособленных приложениях.
Знаки препинания при ограничительно-выделительных оборотах (3 ч)
Знаки препинания при оборотах со значением включения, исключения и замещения. Сравнительные обороты. Знаки препинания при них. Обороты с предлогами вместо, кроме.
Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях (4 ч)
Вводные слова, сочетания слов и предложения и знаки препинания при них. Вводное слово в начале и в конце обособленного оборота. Вставные конструкции (слова, сочетания слов, предложения). Постановка скобок в предложении со вставной конструкцией. Выделение вставной конструкции с помощью тире. Вводные слова в начале вставной конструкции.
Знаки препинания при обращениях, междометиях, частицах, утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах (3 ч)
Знаки препинания при обращениях, междометиях. Разграничение междометий и одинаково звучащих частиц. Утвердительные и отрицательные слова, выделяющиеся запятой. Вопросительно-восклицательные слова.
Тематическое планирование
№п/п | Темы разделов | Кол-во часов | Темы и содержание уроков | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
-
| Основные понятия синтаксиса | 3 | Что такое синтаксис? Типы синтаксической связи.Синтаксические средства – знаки. Знаки в языке. Основные единицы синтаксиса: словосочетание и предложение. Синтаксис и пунктуация | Беседа, изучение нового материала, работа с карточками по данной теме, творческая деятельность (конструирование словосочетаний с разными видами связи, подбор к ним синонимичных словосочетаний, повторение знаков препинания в простом предложении) |
-
| Знаки препинания в конце и в начале предложения. Знаки, прерывающие предложение. | 3 | Знаки препинания в конце предложения (обобщение изученного). Вопросительный и восклицательный знаки внутри предложения. Многоточие. Точка при членении предложения. | Беседа, повторение изученного, изучение нового материала, работа с карточками по данной теме. |
-
| Знаки препинания в простом предложении | 4 | Тире между подлежащим и сказуемым (повторение и обобщение материала). Тире в эллиптическом и неполном предложениях. | Осложненное списывание с постановкой знаков препинания, творческая деятельность (конструирование предложений по данной схеме). |
-
| Знаки препинания при однородных членах предложения. | 6 | Однородные члены, соединенные и не соединенные союзами (повторение и обобщение материала). Запрет на запятую между глаголами в одинаковой форме, в устойчивых выражениях. Сочетания слов, которые не являются однородными членами. Знаки препинания при однородных членах, связанных союзами. Обобщающее слово при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающем слове. | Беседа, изучение нового материала, работа в группах, самостоятельная работа. Осложненное списывание с расстановкой пропущенных знаков препинания, творческая деятельность (конструирование предложений по данной схеме). |
-
| Знаки препинания при обособленных членах предложения | 8 | Обособленные и необособленные согласованные и несогласованные определения (повторение и обобщение материала). Знаки препинания при обособленных и необособленных определительных оборотах. Обособление определений, выраженных причастным оборотом и имеющих дополнительное обстоятельственное значение. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами Согласованные и несогласованные приложения. Знаки препинания при обособленных и необособленных приложениях. | Беседа, изучение нового материала, работа в группах, самостоятельная работа. Пунктуационный практикум. Осложненное списывание с расстановкой пропущенных знаков препинания, творческая деятельность (конструирование предложений по данной схеме). |
-
| Знаки препинания при ограничительно-выделительных оборотах | 3 | Знаки препинания при оборотах со значением включения, исключения и замещения. Сравнительные обороты. Знаки препинания при них. Обороты с предлогами вместо, кроме. | Беседа, изучение нового материала. Работа с обобщающими таблицами, выборочный и объяснительный диктанты, проверочная работа, тестирование. |
-
| Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях | 4 | Вводные слова, сочетания слов и предложения и знаки препинания при них. Вводное слово в начале и в конце обособленного оборота. Вставные конструкции (слова, сочетания слов, предложения). Постановка скобок в предложении со вставной конструкцией. Выделение вставной конструкции с помощью тире. Вводные слова в начале вставной конструкции. | Беседа, изучение нового материала, работа в группах, самостоятельная работа. Пунктуационный практикум. Осложненное списывание с расстановкой пропущенных знаков препинания, творческая деятельность (конструирование предложений по данной схеме). |
-
| Знаки препинания при обращениях, междометиях, частицах, утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах | 3 | Знаки препинания при обращениях, междометиях. Разграничение междометий и одинаково звучащих частиц. Утвердительные и отрицательные слова, выделяющиеся запятой. Вопросительно-восклицательные слова. | Пунктуационный практикум, проверочная работа, тестирование. |
| ИТОГО | 34 | | |
Приложение к рабочей программе
индивидуально-групповых занятий
по русскому языку
Календарно-тематическое планирование индивидуально-групповых занятий по русскому языку в 8 «В» классе на 2017-2018 учебный год учителя Пановой Л. Н.
№ | Темы разделов и уроков | Кол-во часов | Дата (план) | Дата (факт) | Виды контроля |
| Основные понятия синтаксиса | 3 | | | |
1 | Что такое синтаксис? Типы синтаксической связи: сочинительная и подчинительная. Синтаксические средства связи: окончания, служебные слова, порядок слов, интонация. | 1 | | | Текущий |
2 | Синтаксические средства – знаки. Знаки в языке. | 1 | | | Текущий |
3 | Основные единицы синтаксиса: словосочетание и предложение. Синтаксис и пунктуация | 1 | | | Итоговый, тест |
| Знаки препинания в конце и в начале предложения. Знаки, прерывающие предложение | 3 | | | |
4 | Знаки препинания в конце предложения (обобщение изученного). | 1 | | | Текущий |
5 | Вопросительный и восклицательный знаки внутри предложения. Многоточие. | 1 | | | Текущий |
6 | Точка при членении предложения. | 1 | | | Текущий |
| Знаки препинания в простом предложении | 4 | | | |
7, 8, 9 | Тире между подлежащим и сказуемым (повторение и обобщение материала). | 3 | | | Текущий |
10 | Тире в эллиптическом и неполном предложениях. | 1 | | | Итоговый, тестирование |
| Знаки препинания при однородных членах предложения | 6 | | | |
11 | Однородные члены, соединенные и не соединенные союзами (повторение и обобщение материала). | 1 | | | Текущий |
12 | Запрет на запятую между глаголами в одинаковой форме, в устойчивых выражениях. Сочетания слов, которые не являются однородными членами. | 1 | | | Текущий |
13 | Знаки препинания при однородных членах, связанных союзами. | 1 | | | Текущий |
14, 15, 16 | Обобщающее слово при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающем слове. | 3 | | | Текущий, итоговый (тестирование) |
| Знаки препинания при обособленных членах предложения | 8 | | | |
17 | Обособленные и необособленные согласованные и несогласованные определения (повторение и обобщение материала). | 1 | | | Текущий |
18 | Знаки препинания при обособленных и необособленных определительных оборотах. | 1 | | | Текущий |
19 | Обособление определений, выраженных причастным оборотом и имеющих дополнительное обстоятельственное значение. | 1 | | | Текущий |
20 | Обособление дополнений. | 1 | | | Текущий |
21 22 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами | 1 1 | | | Текущий |
23, 24 | Согласованные и несогласованные приложения. Знаки препинания при обособленных и необособленных приложениях. | 2 | | | Итоговый, тест «Обособленные члены предложения» |
| Знаки препинания при ограничительно-выделительных оборотах | 3 | | | |
25 | Знаки препинания при оборотах со значением включения, исключения и замещения. | 1 | | | Текущий |
26, 27 | Сравнительные обороты. Знаки препинания при них. Обороты с предлогами вместо, кроме. | 2 | | | Текущий, итоговый (тест.) |
| Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях | 4 | | | |
28 | Вводные слова, сочетания слов и предложения и знаки препинания при них. | 1 | | | Текущий |
29 | Вводное слово в начале и в конце обособленного оборота. | 1 | | | Текущий |
30 31 | Вставные конструкции (слова, сочетания слов, предложения). Постановка скобок в предложении со вставной конструкцией. Выделение вставной конструкции с помощью тире. Вводные слова в начале вставной конструкции. | 1 1 | | | Текущий Итоговый (самост. работа) |
| Знаки препинания при обращениях, междометиях, частицах, утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах | 3 | | | |
32, 33 | Знаки препинания при обращениях, междометиях. Разграничение междометий и одинаково звучащих частиц. | 2 | | | Текущий |
34 | Утвердительные и отрицательные слова, выделяющиеся запятой. Вопросительно-восклицательные слова. | | | | Итоговый (тест) |
|