Использование электронных образовательных ресурсов на уроках геометрии
Сегодня, когда дети с самого раннего возраста развиваются в условиях новой информационной среды: использование телевидения, Интернета, компьютерных программ, сформировался новый тип восприятия информации, так называемая «экранная культура». Для современного учащегося традиционные источники получения информации, такие, как учебник или речь учителя утрачивают свое прежнее значение, что приводит к снижению интереса к процессу обучения.
Для меня стало очевидным, что, используя только учебники, методические пособия и собственные объяснения, какими бы обширными, разносторонними и полными они не были, решить эту проблему невозможно, следует формировать и развивать различные компетентности учащихся, том числе познавательные, коммуникативные, социальные, развивать информационную и исследовательскую культуру моих учеников.
Для большинства учеников геометрия кажется скучным ненужным предметом, а занятие ею сводиться к простому зазубриванию. Чтобы повысить мотивацию к изучению предмета, в своей педагогической практике, я часто использую задачи, в которых используется жизненная ситуация. Проведение уроков с использованием информационно коммуникативных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Информационные технологии представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. Таким образом, применение ИКТ в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества обучения, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
Использование электронных образовательных ресурсов значительно облегчает процесс изучения геометрии через реализацию одного из принципов обучения — наглядности. Целесообразно применять компьютер на уроках геометрии в обучающем режиме и в режиме графической иллюстрации изучаемого материала. Готовые электронные ресурсы используются при объяснении нового материала, решении задач, повторении. Использование ЭОР позволяет увеличить объём излагаемого на уроке материала без ущерба, для восприятия новых знаний учащимися. На уроках продуктивность работы повышается за счёт сокращения времени на «перерисовывание» чертежей сначала на доску, а затем в тетради учеников. В результате быстрее проходит повторение опорных знаний и решается большее количество задач. Для проведения уроков геометрии удобно использовать слайды с элементами анимации с последовательной демонстрацией по щелчку. Динамические элементы на слайдах повышают наглядность, способствуют лучшему пониманию и запоминанию учебного материала.
Компьютерные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Какова особенность уроков? Учеников привлекает новизна проведения уроков с компьютерными презентациями. Такие уроки позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации, сконцентрировать визуальное внимание на особо значимых моментах учебной работы, экономии времени, возможности демонстрации большого объема информации, наглядности и эстетичности.
Изучение геометрии с использованием ЭОР способствует усилению наглядности, организации детальной проработки учащимися изучаемого материала. Учащиеся получают более глубокие и прочные знания основных теоретических положений и практические умения, и геометрия оказывается для них не таким уж и сложным предметом.
Цели использования ЭОР:
Повышение эффективности и качества знаний учащихся;
Развитие познавательной активности;
Повышение интереса к предмету;
Развитие аналитического мышления;
Формирование навыков работы с компьютером;
Формирование навыков коллективной работы;
Формирование навыков самостоятельного исследования.
Направления для использования презентаций Power Point
1. Создание мультимедийной наглядности при изучении новых понятий, определений.
Такая презентация уместна для уроков-лекций. Задачу презентации-лекции я вижу в создании программы, в которой необходимый лекционный материал дополнительно сопровождается большим количеством подобранного иллюстративного материала, помогая лучше воспринимать и повышать мотивацию учащегося при ознакомлении с новым материалом.
На экране можно наглядно продемонстрировать материалы к уроку: чертежи, схемы, методику построения графиков и т. д. Эти материалы подкрепляются соответствующими звукозаписями. Заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся каких-либо иллюстрациях, данных, формулах. Наглядно демонстрируются процессы (построение диаграмм, таблиц, графиков) которые сложно провести с помощью плакатов или школьной доски.
2. Разработка презентации-сопровождения ко всему уроку.
В такой программе на слайдах пишется вся дидактическая структура урока, начиная с воспроизведения и коррекции опорных знаний пройденной темы; знакомство с новым материалом через мультимедийные возможности компьютера, проведение этапа первичного закрепления и объяснения выполнения домашнего задания.
3. Разработка тренажеров для фронтальной работы активизирует работу всего класса, оживляет урок.
4. Разработка программ для самообучения и самоконтроля, которые можно использовать для самостоятельной работы дома, так как у многих учащихся имеются домашние компьютеры. Можно позаниматься и в кабинете информатики. Такие программы хорошо разрабатывать как приложения к элективным курсам, хотя, их создание довольно трудоемкий процесс.