Муниципальное общеобразовательное учреждение
начальная школа п. Харп
Использование
информационно-коммуникативных технологий
в работе классного руководителя
Гроза В.К.
учитель
начальных классов
Классное руководство – это не обязанность,
это бесконечное творчество.
В настоящее время важнейшими направлениями работы классного руководителя являются:
Организация воспитательного процесса в классе;
Правовое обеспечение воспитательной деятельности в школе;
Оказание помощи ученическому самоуправлению;
Работа с семьёй учащихся.
Кроме того, классному руководителю приходится заполнять много различных документов. Это социальный паспорт класса, план воспитательной работы, различные отчёты по работе с «трудными» и «одарёнными» детьми, по работе с родителями и т.д.
На помощь классному руководителю в его работе сегодня приходят новые информационно-коммуникационные технологии (в данном контексте слово «новые» предполагает использование компьютера как основного инструмента обработки информации). У новых ИКТ есть две составляющие: технологическая и педагогическая.
Технологическая составляющая новых ИКТ состоит в том, что компьютер как инструмент для автоматической обработки информации участвует в процессе накопления, хранения, преобразования и передачи текстовой, графической, числовой информации. Например, относительно текстовой информации все операции, проводимые пользователем, выполняются для одной цели – обеспечить доступность для потребителя, что приводит к лучшему усвоению и запоминанию.
Что касается педагогической составляющей, то здесь на первый план выходит содержательная часть информации. Важными вопросами в этом случае являются такие: какая по смысловому содержанию должна быть информация, какие качества у человека она должна формировать и воспитывать, не навредит ли информация личности? Основные действия пользователя будут связаны с качественной оценкой большого информационного массива и выбором информации, наиболее подходящей для учебной, воспитательной и развивающей деятельности.
С технологической точки зрения на помощь классному руководителю приходят программы из так называемого офисного набора. Очень важно при этом не «зарыться» в документах и максимально эффективно использовать компьютер. Оформление всех документов (в том числе различных схем, диаграмм успеваемости и т.д.) ставит учителя, использующего новые ИКТ, на новый качественный уровень, так как электронная документация имеет мобильный доступ для корректировки. Классный руководитель, максимально разгруженный от «бумажной» работы, может сосредоточить свое внимание непосредственно на выполнение своих должностных обязанностей, то есть на воспитание детей.
Если же использовать весь спектр составляющих единиц по информатизации образовательного пространства школы (технические устройства и программные средства), то классные часы и родительские собрания проходят на таком уровне, что не воспринимаются детьми как административное мероприятие, и они не только ждут, но и помогают их готовить. Родители же, не имеющие порой возможности посетить родительское собрание, всегда имеют полную информацию о жизни класса и успехах своего ребёнка. Это возможно благодаря использованию мультимедия-технологий, подразумевающих использование совокупности всех видов информации, наглядным примером которых является компьютерная презентация. Такая деятельность и обеспечивает подготовку подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. Владение этими технологиями определяет уровень компьютерной грамотности и ИКТ – компетентности участников образовательного процесса
Рассмотрим области применения и возможности новых ИКТ в работе классного руководителя.
Ресурсы сети Internet в организации воспитательного процесса в школе.
Отдельно можно поговорить об особых безграничных возможностях всемирной сети. Сеть Internet интересна не только единой коллекцией образовательных ресурсов (ЕКЦОР – http://school-collection.edu.ru). Образовательное сообщество давно осваивает электронное пространство Интернета, создавая в нем специализированные, предметные и личные сайты, наполненные образовательным контентом.
В нем можно найти диагностические материалы, информацию и фотоматериал для разработки и проведения внеклассных мероприятий на различные темы, готовые разработки мероприятий. Интернет также можно использовать для самообразования, расширения кругозора, обмена опытом. Умение пользоваться электронной почтой помогает поддерживать общение с коллегами и образовательно-воспитательными учреждениями. Интернет создаёт условия для общения с учениками и их родителями, используя интерактивные формы на сайтах, как общешкольных, так и личных.
В сети Интернет созданы бесплатные сервисы для организации общения, создания и поддержки сайтов. Для классного руководителя предоставляется возможность участия в интернет-конкурсах, фестивалях (например, http://www.ppoisk.com, http://1september.ru ), возможность создания своего сайта для размещения собственных разработок (www.ucoz.ru, www.joomla.ru и др.), возможность дистанционно пройти курсы повышения квалификации (http://edu.of.ru/distantobr.ru, www.eidos.ru ).
Мониторинг, диагностирование, анкетирование.
К этому виду деятельности относится выставление текущих оценок, ведение журнала пропусков, сдача и проверка дневников, мониторинг успеваемости по полугодиям и за год, обработка анкет, определение уровня воспитанности каждого ученика и др. Указанную работу можно осуществлять в электронных таблицах, сделав их самостоятельно, или воспользовавшись интернет-сёрфингом. Удобная в использовании электронная таблица позволяет по введенным формулам сразу подсчитывать средние показатели ученика по разным критериям (доброта, отзывчивость, милосердие, трудолюбие и т.п.), средние показатели класса, найти эти значения в процентах и построить диаграммы. Необходимые шаблоны для начинающего пользователя легко найти через поисковые сервисы Internet. Таким образом, классный руководитель получает возможность оперативно использовать информацию о воспитанниках, отслеживать динамику их личностного развития. В дальнейшем эта информация может быть использована для оформления портфолио воспитанника, выступления на родительских собрании.
3. Внеклассные мероприятия.
Для того чтобы внеклассное мероприятие прошло интересно, мало правильно выбрать его тему, нужно ещё соответствующим образом оформить информационную часть, чтобы это было ярко, красиво, эффектно. Здесь нужна помощь родителей, художников, звукооператоров. Для изготовления наглядного материала нужны ватман, краски и многое другое, т.е. определённые материальные, временные и энергетические затраты.
Использование мультимедиа-презентаций для организации внеклассных мероприятий (соревнований, классных часов, диспутов и т.п.) способствует повышению заинтересованности воспитанников в коллективном творческом деле. Компьютерные варианты наглядных пособий легче сохранить в хорошем состоянии до следующего использования. Их можно ежегодно пополнять, тем самым создавая электронный банк методических разработок с целью дальнейшего их использования на уроках и во внеурочное время. Большую помощь также могут оказать электронные мультимедийные энциклопедии и программы («От Кремля до Рейхстага», «От плуга до лазера», продукты компании «Кирилл и Мефодий», фирмы «Новый диск»), а также единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕКЦОР – http://school-collection.edu.ru ) в Internet.
4. Творческая работа с воспитанниками.
Возможность создания собственного сайта можно использовать для творческой работы с воспитанниками, что ведёт к развитию их творческого и креативного мышления, учит быть самостоятельными и легко адаптироваться в социуме. Творческие отчеты в виде презентаций о праздниках, походах, поездках, экскурсиях можно обсуждать на классных часах и размещать на сайте. В настоящее время существует множество программ, позволяющих не просто сохранять фото и видео на компьютере, но и оформить их в виде фото-, видеоальбомов. Конечно, самые удобные – это платные программы, такие, например, как Adobe PhotoShop, но есть и немало бесплатных программ, находящихся в свободном доступе, в том числе и через Internet (www.freesoft.ru и др.).
Использование компьютера как рабочего инструмента для автоматической обработки и получения информации является не модным веянием, а острой необходимостью в работе классного руководителя. Навыки применения новых ИКТ будут, безусловно, полезны и для сопровождения выступления на педсовете, методическом объединении, для проведения семинара или творческого совещания, для обобщения опыта работы.
5. Электронная документация классного руководителя.
В ежедневной работе классного руководителя часто приходиться общаться к многочисленным и, как правило, неупорядоченным данным об учениках класса, родителях, занятости учащихся во внеурочное время и т.д. Для облегчения задачи в компьютере создаётся банк данных необходимой информации, которую можно каждый год лишь обновлять, а не создавать заново. Например:
План воспитательной работы;
Социальный паспорт класса;
Различные анкеты;
Психолого-педагогические характеристики учащихся класса;
База данных воспитанников и родителей.
Стоит отметить, что организационно для этого используется система управления базами данных, а применение такой программы без специальной компьютерной подготовки невозможно, однако, используя возможности современных коммуникаций (в частности, сети Internet), любой классный руководитель за короткое время может найти уже систематизированную и оформленную документацию, в том числе и в свободном доступе. Приёмы работы в сети Internet по поиску такой информации несложны, достаточно в поисковых строках популярных серверов, таких как Яндекс (www.yandex.ru), Рамблер (www.rambler.ru ) и других, правильно сформулировать запрос на интересующую тему. Полученная таким образом информация будет полезна не только начинающему пользователю, но и достаточно подготовленному в области новых ИКТ.