ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ
Тарасенко Нэллия Ивановна
учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 1» г. Поворино
Тема: «Имена собственные и нарицательные»
Цель: развивать умение распознавать имена собственные и нарицательные, звучащие одинаково; отработать навык написания кличек животных.
Ход урока
I. Имена собственные и нарицательные.
– Напишите слова через запятую.
Букварь. Наташа. Сад. Рязанов. Собака. Петрович. Мальчик. Сережа
– Назовите имена собственные. Докажите свой выбор.
– Какие слова называют именами собственными?
– А именами нарицательными?
– Сегодня на уроке Знайка будет загадывать вам загадки.
• Вот первая загадка Знайки.
– Какие имена собственные вы знаете?
– Как нужно правильно оформлять на письме имена собственные?
– Давайте вместе вспомним эти правила.
(Дети заранее учат стихотворение)
Имена: Андрей, Иван,
дядя Коля, дядя Степан,
Нина, Вера, Валентина,
Маргарита и Марина.
Все фамилии: Петров,
Николаев, Снегирев.
Клички: Барсик и Пушок,
Мурзик, Шарик и Дружок.
Города: Москва, Казань,
Тула, Харьков и Рязань.
Вашингтон, Париж, Ханой
– Пишу с буквы прописной.
• Вторая загадка Знайки.
– Есть ли у вас домашние животные? Как вы их называете?
– А вот какие коты живут у писателя В. Кротова. (Используются фотографии или иллюстрации котов с подписями кличек: Рыжик, Мурчик, Дымчик, Кузя.)
Писатель написал стихотворение о своих любимцах. Но коты утащи свои клички, попробуйте восстановить текст.
Капризные коты
Обед готов, зову котов.
Никого в жизни не видал капризней!
Пришел ... – не стал есть огурчик.
Пришел ... – отказался от кочерыжек.
Пришел ... – не нашел вкуса в арбузе.
Пришел ... – всеобщий любимчик,
Увидел овсяную кашку, отвернул мордашку.
Эх, вы, коты, не цените вкусноты.
• Третье задание Знайки.
– Замените, где нужно строчные буквы заглавными.
Псу шарику подарили шарик.
Котенок пушок поймал пушок.
Жеребенок ветер мчался, как ветер.
– Докажите свой выбор. Сделайте вывод об одинаково звучащих именах собственных и нарицательных.
– Как вы думаете, такие случаи встречаются только при употреблении кличек животных?
– Попробуйте разобраться, как же нужно написать последние слова.
Вот село (В/в) ысокое.
Место здесь (В/в) ысокое.
Вот моя подружка (Р/р) оза.
А в руках подружки – (Р/р) оза.
Это – речка (Т/т) ьма.
В речке рыбы – (Т/т) ьма.
Спишите любое двустишие.
• Четвертое задание Знайки.
Спишите без ошибок.
I вариант
На сцене сказочный терем, в нем дружно живут собака мушка, Кошка дымка, Петушок Петя, енот Тишка, Ворона кара.
II вариант
Летом я живу в деревне, моему приезду всегда рады Пес барбос, кот барсик, Конь Булат, Корова ночка.
Итог урока.
Расскажите Знайке о своих успехах на этом уроке.