II | Сообщение темы и цели урока | повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | 1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели 2. Составление предложений: Я хочу.. Мне надо научиться… Сегодня на уроке я могу.. 3. Составление плана и последовательности действий. | Самостоятельное выделяют и формулируют познавательные цели Составляют предложения: Я хочу.. Мне надо научиться… Сегодня на уроке я могу.. | Л: формирование познавательного интереса К: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других |
III | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | 1. Проверка домашнего задания. - Какие существительные относятся к существительным общего рода? - Почему их так называют? - Приведите примеры. (Неряха, выскочка, тихоня) - Согласуйте прилагательные с сущ. общего рода. (Сидоров – ужасн.. неряха. Юрка – так.. задира и хитрюга. Света – плаксив.. неженка.) | Отвечают на вопросы. Формулируют точные ответы. Приводят примеры слов. Записывают полученные предложения в тетрадь. Выделяют окончания. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
IV | Проблемное объяснение нового знания | обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися | 2. Постановка проблемы: - Может ли имя существительное изменять число? 3. Наблюдение: Число – это переменный признак большинства имен существительных. Пример: На столе лежит книга. На столе лежат книги. 1. Что же обозначает число имен существительных? 2. Каким признаком, переменным или постоянным, является число? | Отвечают на вопросы учителя. Наблюдают. Делают выводы. | Р: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; П: самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели; Л: формулирование проблемы |
V | Первичное закрепление | проговаривание и закрепление нового знания | 4. Работа с таблицей. - Посмотрите на примеры имен существительных, имеющих формы единственного и множественного числа. Только форма ед.ч. | Только форма мн.ч. | Собственные имена (Урал, Татьяна Сергеевна, Курган) Большинство абстрактных сущ. (грусть, счастье, изумление) Большинство вещественных сущ. (смола, молоко, золото) Собирательные сущ. (молодёжь) | Название составных и парных предметов (ножницы, грабли) Название материалов, отходов, остатков (духи, чернила, сливки, консервы) Название промежутков времени и игр (каникулы, сутки, жмурки) Географические названия (Альпы, Афины) | | Изучают таблицу. Записывают слова. Запоминают существительные, имеющие формы единственного и множественного числа. Приводят собственные примеры. | Р: контроль, оценка, коррекция; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; П: умение структурировать знания |
VI | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; | 5. Выборочное письмо. - Прослушайте текст и выпишите имена существительные 1 в. имеющие форму только ед. ч. 2 в. – форму только мн. ч. Питание человека должно быть правильным. Нельзя есть быстро, впопыхах. Питание должно быть дробное и частое, а пищевые блюда – хорошо термически обработанные, не очень холодные и не очень горячие. До минимума свести употребление поваренной соли, острых, копчёных и маринованных блюд, консервов, поскольку эти продукты вызывают повышенное выделение соляной кислоты в желудке. Желательно исключить блюда, обжаренные в масле: чебуреки, беляши, картофель. В суточный рацион целесообразно добавлять свежие огурцы, кабачки, яблоки, свёклу, морковь, инжир, сухофрукты, курагу, финики. Проверка: 1 в. Питание, поваренная соль, соляная кислота, масло, картофель, свёкла, инжир, курага, морковь. 2 в. Консервы, сухофрукты 6. Самостоятельная работа. - Запишите сущ. во мн.ч. Кошка, зять, сын, небо, чудо, буйволёнок, маслёнок, лес, лис, друг, ухо, око, человек, человек, ребёнок, кашне, дуб. Проверка: Кошки, зятья, сыновья, небеса, чудеса, буйволята, маслята, леса, лисы, друзья, уши, очи, люди, дети, кашне, дубы. | Слушают текст. Выписывают слова по вариантам. Взаимопроверка Записывают в тетрадь пары слов в ед. и мн. числах. Проверяют выполнение работы. Самопроверка | Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, Л: самоопределение Р: умение давать самооценку. Л: адекватная самооценка |