Конспект урока.Русский язык 5 класс
Учитель: Нежмединова Зуляра Сулеймановна
Метод: комбинированный
УМК: Русский язык 5 класс
Тема урока: Имя прилагательное и его употребление в речи.
Цель урока: сформировать понятие об имени прилагательном как части речи и его употребление в речи.
Задачи урока:
Образовательные:
развивать умение формулировать тему урока;
развивать умение находить прилагательные в тексте и употреблять их в своей речи;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические навыки.
Развивающие:
Воспитательные:
воспитание интереса к родному языку;
воспитание внимания и уважения к слову, природе, окружающему миру.
Планируемые образовательные результаты: Предметные
Предметные Расширить сведения об имени прилагательном как части речи.
Познакомить с понятием «эпитет» как средством выразительности речи.
Формировать навыки нахождения прилагательных и эпитетов в тексте и употребления их в своей речи.
Метапредметные
1.Развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать.
2.Развивать логическое мышление при построении предложений и текстов.
3.Самостоятельно извлекать необходимую информацию из текста.
Личностные
Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог, достигая в нем взаимопонимания.
Уметь объективно оценивать достигнутые результаты.
Тип урока: комбинированный
УМК: Русский язык 5 класс
Оборудование:
1.ПК
2. Мультимедийный проектор.
3.Презентация к уроку.
Структура урока:
Мотивация к учебной деятельности.
Включение учащихся в систему новых знаний.
Закрепление изученного материала.
Физминутка.
Исследовательская работа в группах.
Творческая работа в группах.
Рефлексия.
Приветствие учителя.
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности.
- Кто хочет сегодня узнать что-то новое и интересное?
- Надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
2. Включение учащихся в систему новых знаний.
– А что вы скажете о сегодняшней погоде?
Чтобы охарактеризовать погоду, нам потребовалась особая часть речи. Какая?
Прочтите два текста (слайд 2).
- Какой текст вам больше понравился и почему?
- Слова какой части речи появились во втором тексте?
- На какие вопросы они отвечают и что обозначают?
3.Определите тему нашего урока.
4.Что вы уже знаете об этой части речи?
5. Чтение теоретического материала по учебнику,
6.(Слайд 3)
- Выпишите из текста 3 словосочетания « прил.+ сущ.», определите род, число и падеж прилагательного.
- Оцените свою работу. В чем испытывали затруднения?
7.
- Спишите, вставляя в текст подходящие имена прилагательные. Подчеркните их как члены предложения.
3. Закрепление изученного материала.
Проверочный тест (слайд 4)
Тест
1. На какой вопрос отвечают имена прилагательные?
а) что делать? что сделать?
б) какой? чей?
в) когда? где?
2. С какой частью речи «дружит» имя прилагательное?
а) с наречием
б) с местоимением
в) с именем существительным
3. Что обозначает прилагательное?
а) предмет
б) признак предмета
в) действие предмета
4. Каким членом предложения обычно является имя прилагательное?
а) подлежащим
б) определением
в) сказуемым
Проверка по слайду (слайд 5).
Варианты ответа: 1-б; 2-в; 3-б; 4-б(в).
4.Физминутка.
Учитель: Закройте глаза, представьте себе яркое солнышко, зеленый луг, полевые цветы, вдохните аромат этого луга. Сделайте глубокий вдох, а теперь медленно выдохните
5. Исследовательская работа в группах.
Проведем исследования в группах «Без прилагательных не обойтись на уроках…..» (слайд 6)
Вспомните, какие прилагательные используются на уроках:
1 группа – математики;(слайд 7)
2 группа – биологии;(слайд 8)
3 группа – истории.(слайд 92
На уроке литературы (слайд 10).
а) чтение стихотворения А.С. Пушкина (учитель)
б) прочтите стихотворение без прилагательных
в) назовите прилагательные
- Какие прилагательные употреблены в переносном значении?) Дети указывают прилагательные – эпитеты (унылая, прощальная, одетые, пышные, волнистою, редкий, первые, седой)
- Что такое «эпитет»? (Эпитет – художественное определение, выраженное прилагательным в переносном значении.) (слайд 11)
- Прилагательные –эпитеты придают тексту яркость, выразительность и помогают увидеть картину осени во всей красе.
3. Можно ли обойтись без прилагательных на уроках?
4. В чём испытывали затруднения?
5. Это интересно знать (слайд 12)
6. Творческая работа в группах (слайд 13)
Написать мини-сочинение по картине А.М. Герасимова «Полевые цветы» используя имена прилагательные.
- 1 группа – Какие краски использовал художник в картине?
2 группа – Сравните два букета на картине.
3 группа – Ваши впечатления по картине.
2.Прочтите своё сочинение. Оцените свою работ
Пишут мини-сочинения и читают их.
1 группа:
На картине А.М. Герасимова «Полевые цветы» изображены красивые букеты цветов. Художник использовал очень яркие краски: сиреневый, жёлтый, оранжевый, голубой, тёмно-зелёный, белый. Эти цвета очень сочные и придают свежесть и красоту полевых цветов.
2 группа:
Художник изобразил на картине несколько букетов в разной посуде разной высоты. Букеты расположены так, что большие цветы не загораживают маленькие. В них больше всего белых ромашек с ярко-жёлтой сердцевиной. Букеты прекрасны и ароматны.
3 группа:
На картине А.М. Герасимова изображены яркие полевые цветы. Белые ромашки, яркие синие колокольчики и фиолетовые васильки украшают букеты. Глядя на них мы представляем зелёный луг, на котором растут эти красивые цветы, и вдыхаем их степной аромат.
Рефлексия.
1.Домашнее задание (слайд 14)
Учебник страница 85, написать сочинение о прилагательном:
- «Волшебное слово»-прилагательное
- Без прилагательных не обойтись…
2.Сделаем вывод:
-Что нового вы узнали сегодня о прилагательных?
- Почему прилагательные называют «волшебными словами»?
- Что такое эпитет?
-Для чего нужны имена прилагательные?
- Какая часть речи помогает определить морфологические признаки прилагательных?
3.Дополните текст подходящими именами прилагательными.
(слайд 15).
Вот и подошёл к концу……урок русского языка. Мы повторили всё, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится ……… Мои одноклассники были……. Они давали….. ответы. На уроке я узнал много …… и ….. Результат выполненного теста …… Своей работой на уроке я ……И сейчас у меня ….. настроение.