| Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждения Краснодарского края |
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Проектная исследовательская работа по теме:
«Имидж современного учителя»
Выполнила студентка группы Ш-21
Старенькая Екатерина
2023г
В современном обществе, интенсивно идут процессы реформирования образования и воспитания детей, а профессия педагога утрачивает былое значение. Если ранее образ педагога в сознании воспитанников, социального окружения, коллег устойчиво заключал в себе высокие профессиональные знания, безупречные личностные и этические качества, а также непреложный авторитет, то в наше время картина складывается иная.
Современный педагог на сегодняшний день представляется иным, чем в 20-е годы. От него ждут проявление индивидуальности, неординарности, реализации в полной мере творческого потенциала. Связано это не только с реформированием образования, но и с изменением общественных взглядов на личность педагога в целом.
Проблема создания имиджа учителя в разное время рассматривалась учеными – педагогами, психологами, социологами, но единой точки зрения на определение сущности и структурных компонентов педагогического имиджа не существует.
Цель: определить составляющие имиджа современного педагога, влияние имиджа педагога на его профессиональную деятельность.
Задачи:
определить значение понятия «имидж»;
выделить структурные компоненты имиджа современного педагога;
способствовать формированию у учащихся представления об «идеальном образе» учителя;
Формирование индивидуального профессионального имиджа педагога можно рассматривать как один из путей повышения эффективности педагогической деятельности.
Современные дети, их родители более серьезно относятся к имиджу педагога. Условия работы в сегодняшних образовательных учреждениях требуют от педагогов поиска путей повышения их репутации и авторитета в глазах окружающих. И без сознательного построения своего профессионального имиджа не обойтись.
Каждый человек имеет свой статусный образ. Иначе его можно назвать имиджем.
Имидж – образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности. И всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной.
В учительской профессии процесс формирования имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.
С чего же начать формировать свой имидж?
Опираясь на имеющиеся определения имиджа, выделим его основные составляющие. Наиболее значимые из них:
Внешний облик,
Использование вербальных и невербальных средств общения,
Внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее “Я”,
Стилевые особенности педагогической деятельности,
Первым шагом на пути к созданию имиджа – это работа над внешним обликом. Здесь значение имеют и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выполненный макияж, и модная стрижка или укладка. Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя, показаться не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем с его богатым внутренним миром, любовью к детям, заботой о них. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей, и прежде всего у любимого учителя, правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть – значит проявлять уважение окружающим людям. Это означает, что такие требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж. Правильный выбор одежды помогает добиться профессионального успеха.
В век компьютерных технологий для учителя важно быть сведущим в этой сфере, а значит обладать информационно-коммуникационной компетентностью. Обычные доска и мел постепенно уходят в прошлое, все больше учителя используют компьютерные и мультимедийные технологии, цифровые образовательные ресурсы. Помимо этого, учитель должен уметь работать с различными информационными ресурсами, программно-методическими комплексами, быть готовым к ведению школьной документации на электронных носителях и к осуществлению дистанционной образовательной деятельности.
Поскольку деятельность педагога представляет собой непрерывное решение педагогических задач, то невозможно представить учителя, не владеющего коммуникативной компетентностью. Она представляет собой совокупность навыков и умений в сфере вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения реального действительности в различных ситуациях общения. Именно поэтому коммуникативная компетентность является базисом профессиональной деятельности педагога
Немаловажное значение имеет и образ жизни учителя, который также влияет на имидж в целом. Имидж его образа жизни – это то, как люди воспринимают его личную жизнь, отношения с окружающими и домочадцами, его моральные принципы, достоинство, поведение и характер.
Очень важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам.
Стиль общения со всеми участниками целостного педагогического процесса, в каждой эмоциональной реакции на поведение школьников, в разрешенной себе степени свободы импровизации на уроке.
Внутренний образ – это, прежде всего, культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, обратный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.
Внешний образ – это техника игры и игровая подача, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к действительности, владение умением самопрезентации, выведение уроков на интерактивный уровень, умелая режиссура всего хода урока.
Специфика педагогической деятельности учителя – в активной умственной деятельности и постоянном напряжении нервной системы, что приводит к стрессам и “эмоциональному выгоранию”.
Современного педагога, мастера своего дела, должны отличать непрерывное самосовершенствование, самокритичность, широкий кругозор и высокая культура труда. Профессиональный рост и личностный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности.
Все выше перечисленные качества сочетает в себе учитель, который воистину является «фанатиком» своего дела, человеком, страстно преданным своей профессии. Таким видит себя современный педагог.
На основе своей работы, я сделала поделку в которой отразил качества и внешний вид учителя. Такого, который подходит по всем критериям