СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальное занятие "Звук [ш]"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Постановка звука [Ш].

Данное занятие позволяет:

  • воспитать воздушную струю;
  •  развивать артикуляторный праксис;
  •  формировать артикуляционный уклад звука [ш];
  • развивать фонематический слух;
  • развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальное занятие "Звук [ш]"»

Конспект индивидуального логопедического занятия во 2 классе

учителя-логопеда МБОУ СОШ с. Красногорск

Тен Александры Менгуновны


Тема: Звук [ш]

Цель:

  • воспитать воздушную струю;

  • развивать артикуляторный праксис;

  • формировать артикуляционный уклад звука [ш];

  • развивать фонематический слух;

  • Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Оборудование: Картинка леса, зеркало, лист на нитке, профиль артикуляции звука, предметные картинки, цветные карандаши.

Ход работы:

  1. Орг.момент.

Логопед: - Здравствуй, Маша. Давай с тобой представим, что мы на прогулке в лесу. Покажи, какие там большие деревья. (Ребенок поднимает руки). Подул теплый ветерок: Ш-Ш-Ш, зашелестели листья. (Ребенок быстро-быстро шевелит пальчиками). Ветер затих – не шевелятся больше ни листочки, ни ветки. (Руки опускаем, расслабляемся) Снова подул ветер. (Ребята вновь напрягаются и шевелят пальчиками, затем опять расслабляются)

  1. Сообщение темы.

Логопед: - Вспомни, как шумела листва в лесу? (Ш-Ш-Ш). И мы сегодня с тобой будем учиться правильно произносить звук [ш].

  1. Развитие артикуляционного праксиса.

Логопед: - Для того чтобы мы могли с легкостью правильно произносить все звуки, нужно чтобы язык был сильный и слушался нас. А для этого необходимо выполнять артикуляционную гимнастику.

«Улыбка – Трубочка»

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А потом тяни вперед,

Как у слоненка хоботок.

«Чистим зубки»

Рот открою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубы верхние - смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

«Грибок»

Вырос гриб большой в лесу,

В школу гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять -

Гриб мне надо удержать.

«Вкусное варенье»

Мы сегодня ели

Вкусное варенье,

А теперь по кругу

Мы оближем губы.

«Чашечка»

Мы чаек горячий

Будем пить на даче.

Чашечку мы держим

Крепче, крепче, крепче.

«Лошадка»

Скачем, скачем на лошадке.

Очень цокать нам приятно.

Ритм копыта отбивают,

Язычок им помогает.

  1. Воспитание сильной направленной длительной плавной воздушной струи.

  2. Логопед: - Давай ты мне сейчас покажешь фокусы. ( Предлагается ребенку «листочек», прикрепленный на нитку длиной 10-12 см.) Держи «листочек» перед губами.

  3. Логопед: - Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво полетел «листочек» вверх.

  4. Формирование артикуляционного уклада звука Ш.

  5. Логопед: - Посмотри, такое положение принимают язык и губы при произнесении звука Ш. (Предлагается ребенку профиль артикуляции звука с набором опорных схем и настольное зеркало).

  6. Логопед: - Покажи, где кончик, спинка, корень язык, нижние и верхние резцы, преграда. Отлично!

  7. Логопед: - А это шина, послушай, как выходит воздух из проколотой шины: ш-ш-ш-ш-ш. А на какие еще неречевые звуки похоже звучание «ш»? Правильно! Шипение змеи, шелест листьев. Послушай еще раз звук: ш-ш-ш. На что похожи губы при произнесении звука? Молодец! Найди карточку-символ «трубочка».

  8. Логопед: - А теперь, обрати внимание на положение языка при произнесении звука «ш». Правильно! Найди карточку со стрелкой вверх. Умница!

  9. Логопед: - А сейчас поднеси тыльную сторону своей ладошки к моим губам, почувствуй, какой воздух выходит изо рта. Правильно, выдыхаемая воздушная струя теплая.

  10. Логопед: - Давай поупражняем твой язычок. Сделай «чашечку», убери «чашечку» за верхние зубы, округли губы «трубочкой», подуй на язычок теплым воздухом. Отлично! У тебя получилась песенка гуся.

  11. Постановка звука.

  12. Логопед: - Посмотри на меня, как я произношу звук [ш]. ( Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)

  13. Логопед: - Попробуй произнести так, как я. (Если у ребенка не получается произносить звук по подражанию, то используем механический способ, при помощи шпателя)

  14. Развитие фонематического слуха.

  15. Логопед: - Представим, что в лесу мы с тобой видим много бабочек. Когда услышишь звук [ш], подними картинку бабочки.

  16. С Ш Ж Ш З Ч Щ П Ш З Р Л Ш и т.д.

  17. АС АШ АЖ ЖА ЗА ШО АЖА АСА АША и т.д.

  18. СОНЯ КОШКА ШАПКА СУП ЖУК ШУТКА и т.д.

  19. Развитие мелкой моторики.

  20. Логопед: - Давай красиво раскрасим бабочку цветными карандашами.

  21. Закрепление изолированного произнесения звука

  22. Логопед: - Когда мы гуляли по лесу, шуршали осенние листья: Ш-Ш-Ш-Ш. (листья разложены по полу, на каждый шаг издается шелест: Ш-Ш-Ш). Пройди по листочкам, и представь, что ты тоже оказалась в осеннем лесу.

  23. Итог занятия.

  24. Сегодня на занятии ты побывал в осеннем лесу и научился шуршать, как шуршат осенние листья и это здорово у тебя получилось! С каким звуком ты сегодня познакомился? Звук [ш] - согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет. Ты сегодня очень старался, молодец!