СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуализация в обучении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всё большей актуальности набирают исследования, направленные на повышения качества образования молодого поколения, путём внедрения индивидуальным форм работы в площади классно-урочной системы образования. Общество предъявляет всё больше требований к выпускникам старшей школы перед сдачей экзаменов и поступления в высшее учебное заведение. Поэтому у

 

Всё большей актуальности набирают исследования, направленные на повышения качества образования молодого поколения, путём внедрения индивидуальным форм работы в площади классно-урочной системы образования. Общество предъявляет всё больше требований к выпускникам старшей школы перед сдачей экзаменов и поступления в высшее учебное заведение. Поэтому уровень индивидуального развития и образования должен соответствовать современным стандартам. Поэтому как никогда раньше вопрос всестороннего развития школьника, его индивидуальности и многогранности способов мышления для решения, быстро меняющихся задач современности сейчас актуален как никогда. К сожалению, много предметов не могут быть выучены, поняты и подготовлены в нужном объеме для сдачи выпускных экзаменов по школьной программе. Поэтому большинство родителей прибегают к помощи репетиторов и других дополнительных форм обучения весьма сложных предметов: химия, физика, биология, иностранный язык и т.д. Однако далеко не все дети, нуждаются в индивидуальном учителе. Многие прекрасно усваивают предметы, руководствуясь школьной программой и рекомендациями учителей. Почему тогда одним ребятам нужен дополнительный репетитор, а другим нет? Ответ на этот вопрос до сих пор спорный. Однако у групповых форм, как и у индивидуальных, есть свои плюсы и недостатки. Сегодня такой предмет как «физика» есть одним из очень важных для формирования общеучебных навыков, знаний, умений, понимания основных законов природы, исследовательских навыков, методологических понятий и научно-практичного стиля мышления. Это утверждения доказывалось неоднократно многими учёными, педагогами, психологами и их исследованиями. Как показало исследование, проведённое в школах Ростова, среди учащихся физика не пользуется особой популярностью. Наряду с химией и геометрией, физика есть одним из самых трудных предметов для восприятия. Поэтому уровень знаний и общего образования по элементарным законам физики всё больше падает. Именно поэтому всё более актуальным становится поиск и внедрение новых, более прогрессивных методик и технологий обучения, которые бы подтолкнули учащихся к познанию такого сложного предмета. Инновационных методы должны быть направлены на повышение мотивации и интереса школьников к изучению физики и использованию полученных знаний в быту, на практике, и для успешной сдачи вступительных экзаменов. К примеру, использование современных технологий связи существенно облегчает поиск новых источников знаний в виде учебников, практических рекомендаций и образовательных видеороликов. К сожалению, многие педагоги в школе делают акцент на образовательную сторону обучения: подача знаний становится превыше образования непосредственно самого ученика, его индивидуальности и самобытности. Нужно создать правильные условия для личности, которая сможет впоследствии получать такой необходимый для себя социальный опыт – культуру. Таким образом, личность сможет развивать себя даже самостоятельно. Получая знания и опыт, ученик будет иметь возможность для общего развития и формирования личности, а дальше – индивидуальности для выражения своей уникальности в социально-приемлемых и полезных формах. Однако в школе сам человек, его личность чаще всего упускается из виду педагогом, и тому много причин. Одна из которых – большие классы, где личностей большое множество. Поэтому, развитие индивидуального обучения и подхода набирает всё большей популярности и актуальности. Индивидуальное обучение имеет свои преимущества и недостатки. К примеру, неоспоримый факт таков, что некоторые дети попросту не могут обучаться в группе: различные отклонения в развитии, инвалидность, проблемы со здоровьем и т.д. Такие ученики в большинстве получают индивидуальное образование на дому. Педагоги приходят к ним и работают с ними по специально-разработанной методике, которая адаптирована для каждого ребёнка индивидуально, или вообще выведена для каждого конкретного случая с нуля, исходя из тех причин, по которых ребёнок не может посещать школу или учиться в группе. Однако даже школьному учителю необходимо применять некоторые индивидуальные методики в процессе работы с классом. Это и индивидуальный опрос, написание самостоятельных работ, выполнение творческих заданий и т.д. В той или иной степени практически каждый думающий педагог старается внедрить индивидуальный подход к учащимся. Тому подтверждением есть факт того, что каждый ученик попросту по-разному усваивает материал: сказываются различия скорости мыслительных процессов, разница в темпе усвоения материала и объёма его запоминания. Поэтому одной из первостепенных задач для учителя есть необходимость поиска временных резервов для полноценной работы с каждым учеником, комбинируя групповые упражнение и индивидуальные задания. Это направлено на усвоение хотя бы школьной программы даже явными тугодумами. Хотя нужно признать, что данный подход лишь частично позволяет овладеть теми знаниями и умениями, которые может раскрыть лишь в полной степени индивидуализация обучения. Ученик попросту не может в полной мере применить и раскрыть в себе те качества, которые в нём заложены и которые он может развить в себе, занимаясь с репетитором. И ситуации неудачи в групповой работе более негативно сказываются на самооценке учащихся, нежели при работе с педагогом наедине. Поэтому к решению нерешённых задач ученик предпочитает не возвращаться, оправдываясь тем, что у него это не получается, это не его уровень, это его не интересует и т.д. В индивидуальной форме обучения педагог в первую очередь нацелен на поиск тех путей, которые позволят ученику раскрыть свой потенциал в полной мере. Выявить те ресурсы личности, которые помогут в будущем активно самообучаться и открывать в себе всё новые и новые способности и таланты, решая постоянно меняющиеся задачи жизни новыми способами. Полноценная индивидуализация процесса обучения призвана совершенно с другого ракурса, осмыслить саму сущность принципов образовательного процесса, обеспечив каждому отдельному ученику полноценное разносторонне развитие его способностей именно в той мере, в которой бы преуспел каждый. Конечно, дабы сделать это, нужно в первую очередь учителям пересмотреть свой подход к учащимся и внедрять более прогрессивные и индивидуальные методы работы с учениками. К сожалению, более 80% опрошенных педагогов совершенно не владеют индивидуальными техниками и методиками преподавания материала для более качественного обучения. Проанализировав методологические источники и научную литературу, и исследовав проблематику индивидуализации процесса обучения школ Саранска, Тамбова и Москвы мы приходим к следующим весьма неутешительным выводам. Были выявлены противоречия следующих уровней: - социально-педагогическом; - необходимостью эффективного диагностирования и учёт динамики индивидуального развития отдельного школьника и довольно большой наполненности классов школы в целом; - современными требованиями необходимости внедрения индивидуального подхода в обучении и невозможностью полноценного его использования в среде массового образовательного процесса; - между реальными возможностями отдельного ученика и тем уровнем образования, который задаётся учебными программами сегодня; - между жёсткими учебными планами и предметными программами и необходимым обеспечением каждого ученика личной, сугубо индивидуальной площадью образовательной траекторией; - научно-теоретическом; - между стремительным развитием информационных технологий и традиционностью в подходах к процессу обучения, где знания на первом месте, а не построение межпредметных связей и умения получать и обрабатывать информацию; - научно-методическом; - между требованиями в полной мере осуществлять компетентностный и лично-деятельностный подход в процессе обучения, который обозначен стандартами современности и совершенно ничтожной разработанностью теоретических и методических основ данного процесса во время непосредственно обучения. Противоречия несоответствия получаемым знаниям и необходимым умениям и навыкам современности дали о себе знать относительно недавно особенно остро. Однако не секрет, что просто внедрить индивидуальные методы в процесс классно-урочной системы попросту невозможно. К сожалению, сама система тоже должна быть адаптирована и некоторым образом перестроена, дабы эти два подхода умело сочетались и приносили пользу в виду усвоенных умений, знаний и навыков, необходимых для решения повседневных задач и успешной сдачи вступительных экзаменов. Однако, есть некоторые технологии и рекомендации, позволяющие успешно адаптировать групповую работу в процессе индивидуального обучения и наоборот. Создание комплексной личностно-ориентированной системы обучения, в которой бы учли индивидуальные особенности, и групповые преимущества как раз именно сегодня приобретают всё более актуальных очертаний. Одним из неоспоримых преимуществ групповой работы является развитие личности в процессе общения со сверстниками. Естественно, если даже ученик будет успешно решать поставленные задачи посредством индивидуального обучения, то при возникновении ситуаций необходимого общения, могут возникать трудности, которые именно групповой подход позволяет избежать, или хотя бы к ним подготовится. Именно поэтому именно умелое сочетание групповой работы и индивидуальных приёмов и методик позволяет достичь максимума образовательных результатов в процессе овладения умениями и знаниями. Данная проблема несоответствия и разницы подходов решается путём их правильного комбинирования. Именно интеграция индивидуальных методик в традиционную систему показывает наиболее успешные результаты. Поэтому дополнительного изучения требуют следующие вопросы: - понятие «индивидуальный подход» и « индивидуализация обучения», определения различий и сходств данных понятий; - уточнения понятий «педагогической технологии», «технологии обучения», «технологии образования», «технологического приёма»; - определения границ применения дефиниций « методика обучения» и «технология обучения». Научная проблема состоит в следующем: поиск результативных путей интеграции новейших технологий образования в традиционную образовательную систему получения знаний, которое бы позволило обеспечить качественное усвоение учащимися индивидуального развития личности, навыков для получения знаний и собственного самообразования в будущем. Цель исследования – поиск и выявление альтернативных форм, возможностей и средств индивидуализации в обучении конкретно взятого предмета (на примере физики) в условиях классной системы школьного образования. Разработка полноценной системы индивидуального обучения, сочетающей в себе преимущества индивидуального и группового подхода в получении знаний, позволяющей сформировать мыслящего и творческого ученика, способного объективно оценить результаты собственной работы ученика, как субъекта образовательного процесса. Объект исследования – учебный процесс при обучении физики в средней школе. Предмет исследования – индивидуальная система обучения физики, построенная на современных технологиях обучения, внедрённых в традиционную систему образования. Ведущая идея научного исследования – процесс индивидуализации обучения в своей сущности носит комплексный характер и обязан осуществляться во время каждого этапа обучения личности: восприятие цели, мотивация учения, решения поставленных задач, определение способов действия, контроль результатов, коррекция знаний и т.д. Исходя из поставленной цели и ведущей идеи исследования, была построена гипотеза, суть которой в следующем: в общеобразовательную школу при классно-урочной системе подачи знаний просто необходимо внедрение технологий индивидуализации обучения, построенных на внутрипредметных связях и личностно-деятельностном и компетентнестном подходе, которые в свою очередь подразумевают более тщательную обработку физических знаний и использование современных образовательных технологий, форм, методов работы, средств обучения, которые будут учитывать индивидуальные особенности каждого ученика в процессе получения знаний. Индивидуализация в обучении такого сложного предмета, как физика, будет направлена на активное усвоение необходимой информации и овладение теми навыками, которые необходимы для сдачи не только выпускных экзаменов, но и вступительных тестов.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуализация в обучении»

Всё большей актуальности набирают исследования, направленные на повышения качества образования молодого поколения, путём внедрения индивидуальным форм работы в площади классно-урочной системы образования. Общество предъявляет всё больше требований к выпускникам старшей школы перед сдачей экзаменов и поступления в высшее учебное заведение. Поэтому у



Всё большей актуальности набирают исследования, направленные на повышения качества образования молодого поколения, путём внедрения индивидуальным форм работы в площади классно-урочной системы образования. Общество предъявляет всё больше требований к выпускникам старшей школы перед сдачей экзаменов и поступления в высшее учебное заведение. Поэтому уровень индивидуального развития и образования должен соответствовать современным стандартам. Поэтому как никогда раньше вопрос всестороннего развития школьника, его индивидуальности и многогранности способов мышления для решения, быстро меняющихся задач современности сейчас актуален как никогда.

К сожалению, много предметов не могут быть выучены, поняты и подготовлены в нужном объеме для сдачи выпускных экзаменов по школьной программе. Поэтому большинство родителей прибегают к помощи репетиторов и других дополнительных форм обучения весьма сложных предметов: химия, физика, биология, иностранный язык и т.д. Однако далеко не все дети, нуждаются в индивидуальном учителе. Многие прекрасно усваивают предметы, руководствуясь школьной программой и рекомендациями учителей. Почему тогда одним ребятам нужен дополнительный репетитор, а другим нет? Ответ на этот вопрос до сих пор спорный. Однако у групповых форм, как и у индивидуальных, есть свои плюсы и недостатки.

Сегодня такой предмет как «физика» есть одним из очень важных для формирования общеучебных навыков, знаний, умений, понимания основных законов природы, исследовательских навыков, методологических понятий и научно-практичного стиля мышления. Это утверждения доказывалось неоднократно многими учёными, педагогами, психологами и их исследованиями.

Как показало исследование, проведённое в школах Ростова, среди учащихся физика не пользуется особой популярностью. Наряду с химией и геометрией, физика есть одним из самых трудных предметов для восприятия. Поэтому уровень знаний и общего образования по элементарным законам физики всё больше падает.

Именно поэтому всё более актуальным становится поиск и внедрение новых, более прогрессивных методик и технологий обучения, которые бы подтолкнули учащихся к познанию такого сложного предмета. Инновационных методы должны быть направлены на повышение мотивации и интереса школьников к изучению физики и использованию полученных знаний в быту, на практике, и для успешной сдачи вступительных экзаменов. К примеру, использование современных технологий связи существенно облегчает поиск новых источников знаний в виде учебников, практических рекомендаций и образовательных видеороликов.

К сожалению, многие педагоги в школе делают акцент на образовательную сторону обучения: подача знаний становится превыше образования непосредственно самого ученика, его индивидуальности и самобытности. Нужно создать правильные условия для личности, которая сможет впоследствии получать такой необходимый для себя социальный опыт – культуру. Таким образом, личность сможет развивать себя даже самостоятельно. Получая знания и опыт, ученик будет иметь возможность для общего развития и формирования личности, а дальше – индивидуальности для выражения своей уникальности в социально-приемлемых и полезных формах. Однако в школе сам человек, его личность чаще всего упускается из виду педагогом, и тому много причин. Одна из которых – большие классы, где личностей большое множество. Поэтому, развитие индивидуального обучения и подхода набирает всё большей популярности и актуальности.

Индивидуальное обучение имеет свои преимущества и недостатки. К примеру, неоспоримый факт таков, что некоторые дети попросту не могут обучаться в группе: различные отклонения в развитии, инвалидность, проблемы со здоровьем и т.д. Такие ученики в большинстве получают индивидуальное образование на дому. Педагоги приходят к ним и работают с ними по специально-разработанной методике, которая адаптирована для каждого ребёнка индивидуально, или вообще выведена для каждого конкретного случая с нуля, исходя из тех причин, по которых ребёнок не может посещать школу или учиться в группе.

Однако даже школьному учителю необходимо применять некоторые индивидуальные методики в процессе работы с классом. Это и индивидуальный опрос, написание самостоятельных работ, выполнение творческих заданий и т.д. В той или иной степени практически каждый думающий педагог старается внедрить индивидуальный подход к учащимся. Тому подтверждением есть факт того, что каждый ученик попросту по-разному усваивает материал: сказываются различия скорости мыслительных процессов, разница в темпе усвоения материала и объёма его запоминания. Поэтому одной из первостепенных задач для учителя есть необходимость поиска временных резервов для полноценной работы с каждым учеником, комбинируя групповые упражнение и индивидуальные задания. Это направлено на усвоение хотя бы школьной программы даже явными тугодумами. Хотя нужно признать, что данный подход лишь частично позволяет овладеть теми знаниями и умениями, которые может раскрыть лишь в полной степени индивидуализация обучения. Ученик попросту не может в полной мере применить и раскрыть в себе те качества, которые в нём заложены и которые он может развить в себе, занимаясь с репетитором. И ситуации неудачи в групповой работе более негативно сказываются на самооценке учащихся, нежели при работе с педагогом наедине. Поэтому к решению нерешённых задач ученик предпочитает не возвращаться, оправдываясь тем, что у него это не получается, это не его уровень, это его не интересует и т.д. В индивидуальной форме обучения педагог в первую очередь нацелен на поиск тех путей, которые позволят ученику раскрыть свой потенциал в полной мере. Выявить те ресурсы личности, которые помогут в будущем активно самообучаться и открывать в себе всё новые и новые способности и таланты, решая постоянно меняющиеся задачи жизни новыми способами.

Полноценная индивидуализация процесса обучения призвана совершенно с другого ракурса, осмыслить саму сущность принципов образовательного процесса, обеспечив каждому отдельному ученику полноценное разносторонне развитие его способностей именно в той мере, в которой бы преуспел каждый. Конечно, дабы сделать это, нужно в первую очередь учителям пересмотреть свой подход к учащимся и внедрять более прогрессивные и индивидуальные методы работы с учениками. К сожалению, более 80% опрошенных педагогов совершенно не владеют индивидуальными техниками и методиками преподавания материала для более качественного обучения.

Проанализировав методологические источники и научную литературу, и исследовав проблематику индивидуализации процесса обучения школ Саранска, Тамбова и Москвы мы приходим к следующим весьма неутешительным выводам. Были выявлены противоречия следующих уровней:

- социально-педагогическом;

- необходимостью эффективного диагностирования и учёт динамики индивидуального развития отдельного школьника и довольно большой наполненности классов школы в целом;

- современными требованиями необходимости внедрения индивидуального подхода в обучении и невозможностью полноценного его использования в среде массового образовательного процесса;

- между реальными возможностями отдельного ученика и тем уровнем образования, который задаётся учебными программами сегодня;

- между жёсткими учебными планами и предметными программами и необходимым обеспечением каждого ученика личной, сугубо индивидуальной площадью образовательной траекторией;

- научно-теоретическом;

- между стремительным развитием информационных технологий и традиционностью в подходах к процессу обучения, где знания на первом месте, а не построение межпредметных связей и умения получать и обрабатывать информацию;

- научно-методическом;

- между требованиями в полной мере осуществлять компетентностный и лично-деятельностный подход в процессе обучения, который обозначен стандартами современности и совершенно ничтожной разработанностью теоретических и методических основ данного процесса во время непосредственно обучения.

Противоречия несоответствия получаемым знаниям и необходимым умениям и навыкам современности дали о себе знать относительно недавно особенно остро. Однако не секрет, что просто внедрить индивидуальные методы в процесс классно-урочной системы попросту невозможно. К сожалению, сама система тоже должна быть адаптирована и некоторым образом перестроена, дабы эти два подхода умело сочетались и приносили пользу в виду усвоенных умений, знаний и навыков, необходимых для решения повседневных задач и успешной сдачи вступительных экзаменов.

Однако, есть некоторые технологии и рекомендации, позволяющие успешно адаптировать групповую работу в процессе индивидуального обучения и наоборот. Создание комплексной личностно-ориентированной системы обучения, в которой бы учли индивидуальные особенности, и групповые преимущества как раз именно сегодня приобретают всё более актуальных очертаний. Одним из неоспоримых преимуществ групповой работы является развитие личности в процессе общения со сверстниками. Естественно, если даже ученик будет успешно решать поставленные задачи посредством индивидуального обучения, то при возникновении ситуаций необходимого общения, могут возникать трудности, которые именно групповой подход позволяет избежать, или хотя бы к ним подготовится. Именно поэтому именно умелое сочетание групповой работы и индивидуальных приёмов и методик позволяет достичь максимума образовательных результатов в процессе овладения умениями и знаниями.

Данная проблема несоответствия и разницы подходов решается путём их правильного комбинирования. Именно интеграция индивидуальных методик в традиционную систему показывает наиболее успешные результаты. Поэтому дополнительного изучения требуют следующие вопросы:

- понятие «индивидуальный подход» и « индивидуализация обучения», определения различий и сходств данных понятий;

- уточнения понятий «педагогической технологии», «технологии обучения», «технологии образования», «технологического приёма»;

- определения границ применения дефиниций « методика обучения» и «технология обучения».

Научная проблема состоит в следующем: поиск результативных путей интеграции новейших технологий образования в традиционную образовательную систему получения знаний, которое бы позволило обеспечить качественное усвоение учащимися индивидуального развития личности, навыков для получения знаний и собственного самообразования в будущем.

Цель исследования – поиск и выявление альтернативных форм, возможностей и средств индивидуализации в обучении конкретно взятого предмета (на примере физики) в условиях классной системы школьного образования. Разработка полноценной системы индивидуального обучения, сочетающей в себе преимущества индивидуального и группового подхода в получении знаний, позволяющей сформировать мыслящего и творческого ученика, способного объективно оценить результаты собственной работы ученика, как субъекта образовательного процесса.

Объект исследования – учебный процесс при обучении физики в средней школе.

Предмет исследования – индивидуальная система обучения физики, построенная на современных технологиях обучения, внедрённых в традиционную систему образования.

Ведущая идея научного исследования – процесс индивидуализации обучения в своей сущности носит комплексный характер и обязан осуществляться во время каждого этапа обучения личности: восприятие цели, мотивация учения, решения поставленных задач, определение способов действия, контроль результатов, коррекция знаний и т.д.

Исходя из поставленной цели и ведущей идеи исследования, была построена гипотеза, суть которой в следующем: в общеобразовательную школу при классно-урочной системе подачи знаний просто необходимо внедрение технологий индивидуализации обучения, построенных на внутрипредметных связях и личностно-деятельностном и компетентнестном подходе, которые в свою очередь подразумевают более тщательную обработку физических знаний и использование современных образовательных технологий, форм, методов работы, средств обучения, которые будут учитывать индивидуальные особенности каждого ученика в процессе получения знаний.

Индивидуализация в обучении такого сложного предмета, как физика, будет направлена на активное усвоение необходимой информации и овладение теми навыками, которые необходимы для сдачи не только выпускных экзаменов, но и вступительных тестов.