Согласована На заседании МО Протокол № 1от 30.08.2021г Руководитель МО______ Воронцова А.Г. | Рассмотрена И принята на заседании Педагогического совета школы Протокол №156 от 31.08.2021 | Утверждена Директор школы ___________ Савчук Е.В. | Согласована с родителями 31.08.2021г Филиппова Г.А. ___________________ |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ адаптированная ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
обучения на дому для детей с интеллектуальной недостаточностью
с учётом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей
ученика 7 класса
Сроки реализации: 2021-2022 учебный год
Составители:
Бадма-Церенова М.А
Хозяинова Л.А.
Саранпауль - 2021
Раздел 1.Введение
Адаптированная образовательная программа направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального и основного общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – дети, состояние которых препятствуют освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети – инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми – инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и легкоустранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ.
Адаптированная образовательная программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Учащиеся с ОВЗ не могут получить качественного образования в системе специального образования, изолированной от общества, от всей системы образования. Поэтому актуальным на сегодняшний день становится включение ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду.
Для решения этой проблемы необходимо обеспечить доступность образования через возможность выбора содержания обучения, его форм, т.е. через организацию обучения по индивидуальной образовательной программе.
Индивидуальная образовательная программа является программой образовательной деятельности обучающихся, составленной на основе их образовательных и профессиональных интересов, уровня успеваемости, предшествующих результатов обучения, состояния здоровья, и фиксирующей образовательные цели и результаты. Индивидуальная образовательная программа способствует формированию у обучающихся навыков планирования своей деятельности, выбора средств достижения цели, способности брать на себя ответственность за последствия деятельности, коррекции нарушений развития.
Миссия индивидуальной образовательной программы состоит:
В предоставлении возможности обучающимся развиваться в своем персональном темпе, исходя из собственных образовательных способностей и интересов;
В определении цели и задач образования обучающихся с ОВЗ независимо от состояния здоровья, наличия физических недостатков;
В отборе содержания образования, форм и способов образовательной деятельности, построения графика образовательного процесса;
В осуществлении профессионального самоопределения обучающихся и выборе ими дальнейшего жизненного пути, в решении возможностей социализации;
В реализации коррекционной медико–психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития;
Нормативно – правовая база
- Конституция РФ;
- ФЗ " Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ;
- Конвенция ООН "О правах ребенка";
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
- Устав МБОУ Саранпаульская СОШ;
- СанПиН 2.4.2. 2821-10 « Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»»;
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г №1312 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.»
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г № 1089.
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального
компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрированного в Минюстом России 22.12.2009г, рег. №17785.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от30.08.2010г №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МОРФ от 09.03.2004г № 1312.»
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Типовое положение о специальном (коррекционном) учреждении;
Целью реализации адаптированной образовательной программы для обучающегося МБОУ Саранпаульская СОШ Филиппова Кирилла является: включение ребёнка с тяжелой (глубокой) умственной отсталостью в специально организованную образовательно-развивающую среду, организация своевременного квалифицированного обучения, учитывающего его психофизические и возрастные особенности и направленного на преодоление дефектов развития, адекватное включение в окружающую социальную среду.
Задачи: укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
-формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;
-расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
-формирование на доступном уровне простейших навыков счета, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;
-развитие творческих умений средствами игровой деятельности;
-воспитание навыки самообслуживания и культурно – гигиенические навыки;
-формировать наглядно – действенное мышление и элементы наглядно – образного мышления;
-развивать восприятие, память, внимание;
-расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая разнообразными сенсорными впечатлениями, воспитывать внимание и интерес к явлениям природы;
-воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых, желание им помогать.
-формировать у обучающегося практический опыт правильного поведения среди сверстников, воспитывать чувство симпатии к детям, взрослым, любовь к родителям и близким, послушание.
-продолжать эстетическое воспитании. Развивать художественное восприятие;
-воспитывать у обучающегося отзывчивость на музыку, пение, доступные их пониманию произведения изобразительного искусства, литературы.
1.1 Общая характеристика образовательной программы.
Принципы формирования программы
- Принцип гуманизации предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности обучающихся с ОВЗ, их социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь;
- Принцип индивидуального подхода предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.
- Принцип системности обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития обучающихся, т.е. системный подход к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка;
- Принцип интегрированного подхода предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в рабочие учебные программы коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития обучающихся. Содержание и выбор методов коррекционной работы зависит от количества и видов первичных нарушений, имеющихся в структуре сложного.
- Принцип непрерывности гарантирует обучающимся с ОВЗ непрерывность педагогической помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации ИОП обучающихся с ОВЗ предполагает постоянное сотрудничество педагогов, психолога, администрации ОУ, медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения обучающихся по индивидуальной образовательной программе.
- Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности предполагает максимальную активность и самостоятельность обучающихся в ходе обучения;
- Принцип создания ситуации успеха. Принцип предполагает создание условий для раскрытия индивидуальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в урочной и внеурочной деятельности.
Формы реализации программы: игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность, общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, лепка, рисование, аппликация и т.д. Реализация программы осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы и возможностей здоровья, прежде всего в форме различных видов игры, совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, специально организованной познавательной деятельности
Механизмы реализации программы
Основными механизмами реализации адаптированной образовательной программы являются оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе, и социальное партнёрство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организация различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Взаимодействие специалистов образовательного учреждения предусматривает:
Комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
Многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
Составление индивидуальных учебных планов с целью качественного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Условия реализации программы
Программа предусматривает создание в образовательном учреждении специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, включающих:
Психолого-педагогическое обеспечение, в том числе:
Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
Обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных, для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введения в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифферинцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
Обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
Развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.
Раздел 2. Психолого-педагогическая характеристика на ученика
7 класса МБОУ Саранпаульская СОШ Филиппова Кирилла Андреевича, 10.12.2003 г.р.
Проживает по адресу: ул. Елены Артеевой дом 18 – кв. 4
Выписка из протокола ПМПК №130 от 29.02.16 г.
Обучение по адаптированной образовательной программе с учётом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей ребёнка с интеллектуальными нарушениями.
До поступления в школу Кирилл не посещал детский сад, т.к. инвалид с детства. ПМПК рекомендовали обучать мальчика по адаптированной образовательной программе с учётом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей. К ребенку ежедневно ходят 2 учителя на дом. К концу 6 класса ребёнок не умеет читать (т.к. речь отсутствует), писать. Не знает счёт от 0 до 10. Слабо развита мелкая моторика.
Семья неполная, живёт с мамой - Филипповой Галиной Алексеевной. Семья проживает в четырёх квартирном благоустроенном доме, социально-бытовые условия и материальное положение удовлетворительные. Обучение надомное. Вопросом воспитания и развития ребёнка в семье мама уделяет много времени. Внешний вид у школьника опрятный, ухоженный.
Со сверстниками не общается.
Слабо развита мелкая моторика рук, точные и тонкие движения мышц кисти и пальцев не совершенны. Ведущая рука правая. Двигательные умения, связанные с самообслуживанием, частично выработаны.
Программный материал усваивает с большим трудом, т.к. он не разговаривает, прописывает буквы с помощью учителя, плохо ориентируется в цветах, частично повторяет действия учителя. Понимает слова-действия учителя: «положить», «убрать», «рисовать», «играть» и другие. Выполняет учебные действия только с помощью учителя, но желание есть не всегда. Иногда проявляет упрямство. Понимает слово «молодец».
Базовые учебные действия не сформированы. С трудом поддерживает правильную позу на занятии (сидит на стуле непродолжительное время, низко наклоняет голову, забирается с ногами на стул), редко смотрит на говорящего с ним взрослого, действия по подражанию и образцу выполняет. Частично принимает физическую помощь. Кирилл может сортировать предметы, группировать их по цвету, форме и величине самостоятельно. Состояние ребенка не позволяет определить уровень представлений об окружающем мире. Ребёнок начал слушать чтение, останавливает своё внимание на некоторых картинках, комментарии слушает невнимательно.
Учебная деятельность на низком уровне. Не совсем знает сведения о себе, понимает родственные связи. Навыки пространственной ориентировки сформированы неполно, слабо ориентируется в основных понятиях времени.
У Кирилла замедленное восприятие и осмысление учебного материала. Ему требуется постоянная организующая помощь в виде наводящих вопросов, подсказок, опора на наглядный материал. Познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно полно.
Внимание неустойчивое, быстро переключается с одного на другое. Работоспособность низкая, а утомляемость высокая. Стал выполнять предложенные задания. Память кратковременная, предметно-образная. Речевая деятельность отсутствует, но речь учителя частично понимает и принимает. Эмоциональная сфера бедная. Выражает радость - улыбается, нежелание – кричит, может себя ударить. Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка.
Раздел 3. Планируемые результаты освоения обучающимся адаптированной образовательной программы
Виды деятельности школьников с ОВЗ
Школьный возраст – это возраст, когда ребёнок проходит первый этап школьного образования, основной этап становления личности ребенка. Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному учению, а затем к общению со сверстниками.
Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития.
На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат.
В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника, такими значимыми людьми являются прежде всего взрослые.
Основными психологическими новообразованиями школьного возраста являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации собственной деятельности. Полноценным итогом обучения являются основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к концу обучения должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной общности и в индивидуальных действиях каждого ученика.
Виды деятельности школьника:
Учебная деятельность (коллективная дискуссия, индивидуальная работа)
Игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра с правилами)
Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.)
Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях)
Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
Центральной задачей учебно-воспитательного процесса в школе, является поиск оптимальных условий развития личности ребенка с ОВЗ как своеобразной индивидуальности. Все это, в первую очередь, реализуется через практическую реализацию учения Л. С. Выготского о компенсаторных возможностях ребенка с дефектом в развитии, суть которого заключается в создании условий, раскрывающих внутренние возможности и резервы ребенка. Именно ориентация на сохранные стороны личности ребенка, его потенциальные возможности, резервы организма является идеологическим стержнем данной Программы.
Отсюда вытекают главные задачи работы школы:
- воссоздание атмосферы, в которой отрицательные эмоциональные состояния и страхи сведены к минимуму; учителя и воспитатели ориентированы на дружескую коммуникацию с обучающимися, друг с другом, с родителями;
- коррекцию у воспитанников недостатков эмоционально-волевой сферы, умственного и физического развития;
-мотивацию к непрерывному пополнению знаний через дальнейшую индивидуализацию учебного процесса;
- воспитание гражданина, любящего Отечество;
-духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- социальную защиту ребёнка и семьи, имеющей ребёнка с интеллектуальной недостаточностью;
- воспитание психологической выносливости (как у детей, так и у их родителей), умения адекватно реагировать и преодолевать сложные проблемы, ожидающие учеников коррекционных учреждений за школьным порогом.
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся;
формирование ключевых компетенций обучающихся.
Развитие каждого ребенка мы планируем осуществлять по трем основным линиям:
Социальное развитие – формирование социальной зрелости ребенка в единстве ее мотивационного, когнитивного и поведенческого компонента (речь и речевое общение).
Познавательное развитие – развитие у детей умения выбирать необходимую информацию, обобщать способы и средства построения собственной деятельности; способности видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, ознакомление с художественной литературой, формирование элементарных математических представлений).
Эстетическое развитие – формирование художественных способностей (музыкальных, литературных, к изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование).
В разных видах деятельности школьники решают следующие задачи:
делают первые шаги в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);
учатся самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их решения;
учатся (по мере возможности) контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности;
овладевают коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;
овладевают высшими видами игры (игра-драматизация, игра по правилам.) Учатся удерживать свой замысел, согласовывать его с партнёрами по игре, воплощать в игровом действии. Учатся удерживать правило и следовать ему;
приобретают навыки самообслуживания (по мере возможности), овладевают простыми трудовыми действиями и операциями на уроках труда и в социальных практиках;
приобретают опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, осваивают основными этикетными нормами, учатся правильно выражать свои мысли и чувства;
Педагоги, реализующие образовательную программу :
Реализуют программу школы в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, конкурсы, соревнования, презентации и пр.), учитывая специфику развития каждого ребенка
Обеспечивают комфортные условия смены ведущей деятельности – игровой на учебную. Создают условия для овладения высшими формами игровой деятельности.
Обеспечивают условия формирования учебной деятельности.
Для этого:
Побуждают и поддерживают детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей;
Организовывают усвоение знаний посредством коллективных и индивидуальных форм учебной работы;
Осуществляют функции контроля и оценки, организовывают их постепенный переход к ученикам;
Учитывая, что единый итоговый уровень школьного коррекционного образования невозможен, в образовательной программе мы выделяем три уровня освоения обучающимися содержания учебных программ:
* первый (базовый) предполагает реализацию требований в полном объеме;
* второй уровень предполагает меньший объем программного материала;
* третий уровень осваивают ученики с более выраженными интеллектуальными нарушениями.
Раздел 4. Индивидуальный учебный план
Учебный план определяет:
перечень учебных предметов, обязательных для изучения, в соответствии с Федеральным базисным учебным планом, по которым проводится итоговая аттестация выпускников этой ступени, оценка их образовательных достижений по итогам учебного года;
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся;
показатели финансирования (в часах);
максимальный объем домашних заданий.
Учебный план в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 г. № 1008 (в редакции Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 № 216) предусматривает:
Продолжительность урока для 7 класса – 30 минут.
Количество учебных недель – 34.
Режим работы – пятидневка.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
на 2021-2022 учебный год
ученика МБОУ Саранпаульская СОШ
получающего образование на дому,
по индивидуальной программе
7класс
Учебные предметы Инвариантная часть | Базовое количество часов в неделю | Индивидуальный учебный план (очные занятия) |
Письмо | 2 | 2/68 |
Литературное чтение | 1 | 1/34 |
Математика (математические представления, основы арифметики) | 3 | 3/102 |
Живой мир | 1 | 1/34 |
Музыка | 1 | 1\34 |
ИЗО | 1 | 1/34 |
Трудовая подготовка | 1 | 1/34 |
Физическая культура | 1 | 1/34 |
Развитие речи | 2 | 2/68 |
Итого | 13 | 13/442 |
Региональный(национально-региональный) компонент образовательной организации (5-ти дневная неделя), в том числе коррекционные занятия: | | |
Коррекционные занятия | | |
| | |
Расписание занятий Филиппова Кирилла
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Письмо Чтение Музыка Развитие речи | Математика Живой мир | Письмо ИЗО Развитие речи | Математика Трудовая подготовка | Математика Физическая культура |
Раздел 5. Коррекционная работа
Программа коррекционной работы рассматривается как органичная часть основной образовательной программы и представляет собой инструмент организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программа по своему характеру является надпредметной и направлена на создание в школе адаптивной коррекционно-развивающей среды для обучающихся, нуждающихся в дополнительном психолого-педагогическом сопровождении.
Цель: обеспечение коррекции недостатков в развитии обучающихся и оказание им помощи в освоении основной образовательной программы путем реализации в образовательной практике системы условий и технологий, предусматривающих своевременную профилактику, диагностику и коррекцию педагогическими средствами ситуаций адаптационных нарушений, и нарушений в их личностном развитии и обучении.
Программа включает в себя:
перечень, содержание и формы реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих освоение детьми основной образовательной программы общего образования.
систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы общего образования, корректировку коррекционных мероприятий;
описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
планируемые результаты коррекционной работы.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные планируемые результаты:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно – бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Планируемые предметные результаты коррекционной работы:
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в доме, на улице (игровой площадке);
• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
• контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий:
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;
- цветной бумаги;
- пластилина.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемые педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
Раздел 6. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Система контрольно-измерительных материалов
Контрольные работы в данном классе не предусматриваются.
Этапы мониторинга:
1. Стартовая диагностика: проводится в начале учебного года, для выявления уровня актуального развития ребёнка, его потенциальные
2. Итоговая диагностика: проводится в конце учебного года, определяет характер динамики развития и позволяет составить дальнейший образовательный маршрут ребёнка или класса.
Критерии оценивания знаний, умений, навыков
При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности. Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности:
действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним);
действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;
действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;
действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально);
действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу;
действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.
Показатели самостоятельности учащегося.
Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним). | ! |
Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого. | пп |
Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого. | п |
Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально). | и |
Действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу. | о |
Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно. | с |
Результаты усвоения учебного материала оцениваются в конце учебного года в форме «зачет/незачет»
Степень дифференцированности отдельных действий и операций.
Название методики / оборудования | Цель |
1.Пирамида | Понимание инструкции, состояние моторики, различение цветов, способ собирания, различение величины |
2.Предметные и геометрические вкладки | Понимание инструкции, способ деятельности, состояние моторики, запас сведений об окружающем, знание г/ф |
3.Коробка форм | Уровень развития ориентировки на форму, понимание задания, способ выполнения, состояние моторики |
4.Разбери и сложи матрёшку | Проверка развития ориентировки на величину, сформированность понятий «большой – маленький», «один – много», обучаемость |
5.Найди такую же Картинки половинки | Соотносит слово с изображением, сформированность понятия тождества, процессы сравнения, понимание названий предметов и действий с ними |
6.Группировка игрушек | Уровень развития восприятия форм, умение использовать геометрические эталоны при определении общей формы конкретных предметов, способ выполнения |
7.Поиграй | Наличие и стойкость интереса к игрушке, характер действия с ней |
8.Разрезные картинки | Понимание инструкции и цели задания, умение видеть целое на основе составляющих частей, сформированность наглядно – действенного и наглядно – образного мышления, способ деятельности, реакция на результат, состояние моторики, перенос на аналогичное задание |
9.Поймай рыбку | Уровень развития наглядно – действенного мышления, способ выполнения, отношение к результату, моторные навыки |
10.Найди пару | Умение анализировать и сравнивать изображения, находить сходство и различие. |
11.Построй из кубиков | Умение работать по показу, подражанию, действовать целенаправленно; уровень развития зрительного анализа и воспроизведения заданных конструкций |
12.Нарисуй | Уровень развития предметного рисунка, умение держать карандаш, интерес к рисованию, зрительное восприятие, раскрашивание |
13.Построй из палочек | Особенности деятельности (действует осознанно или механически), уровень развития пространственной ориентации в расположении объектов на плоскости, зрительного анализа и воспроизведение заданных конструкций, работоспособность, стойкость интереса к выполнению задания, отношение к своим успехам и неудачам |
14.Работа с картинкой (дети, выполняющие различные действия: держит мяч, надевает сапог и т.д.) | Исследовать умение различать правую и левую стороны в изображении на картинке, у собеседника. Уровень сформированности представлений о частях тела |
15.ГМН: обводка по пунктиру, штриховка, умение самостоятельно проводить линию. | Уровень сформированности графо – моторных навыков, состояние мелкой моторики, умение держать карандаш, зрительно – двигательная координация |
17. Дорисуй (круги, треугольники) | Выявить наглядно – образные представления, целостность восприятия, зрительно – двигательную координацию, графические навыки, знание г/ф |
18.Времена года | Оценить степень развитости у ребёнка представлений о временах года. Словарный запас. Звукопроизношение. |
19.Дни недели. Части суток | Оценить степень развитости у ребёнка представлений о днях недели, частей суток |
20.Шумовые коробочки | Знание цвета, понимание инструкции, зрительное, слуховое восприятие, сформированность понятия «одинаковые» |
21.Чудесный мешочек | Уровень развития тактильного восприятия: мягкий - твёрдый, гладкий – колючий; тактильное восприятие формы, величины |
22.Задания на определение «холодный – тёплый, гладкий – колючий, мокрый – сухой» | Уровень сформированности понятий: не определяет, определяет при тактильном контакте, по картинке |
23.Работа с мозаикой | Способы деятельности: по подражанию, по образцу, по замыслу; состояние мелкой моторики |
24.Работа с пластилином | Способы деятельности: по подражанию, по образцу, по замыслу; состояние мелкой моторики |
25. Работа с бумагой | Способы деятельности: по подражанию, по образцу, по замыслу; состояние мелкой моторики |
Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности рекомендуется пользоваться следующей градацией и условными обозначениями:
действие (операция сформировано – «ДА»;
действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ»;
действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО»;
действие (операция) пока не доступно для выполнения – «НЕТ».
Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов:
- таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькулятор; весы;
- карточки с изображением сезонных изменений, сюжетные картинки для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;
- предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; видеозаписи действий, правил поведения и т.д.;
- изображения (картинки, фото) музыкальных инструментов; флажки, ленты, обручи, а также игрушки-животные и др.; музыкальные инструменты: погремушки, колокольчики, бубенцы;
- клей, бумага (цветная, картон и др.); карандаши (простые, цветные), фломастеры, краски (акварель, гуашь); пластичные материалы (пластилин, соленое тесто); кисти, штампы, трафареты, индивидуальные доски; рабочие альбомы с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования;
- спортивный инвентарь: гимнастические мячи разного диаметра, , обручи, кегли;
- игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;
- предметы для нанизывания на стержень (кольцо, шары);
- технические средства: ноутбук, колонка;
- аудио и видеоматериалы, презентации.
В образовании обучающихся с интеллектуальными нарушениями (глубокая умственная отсталость, отсутствие речи) программа не предусматривает использование определенного учебника и УМК. Учебно-методические пособия подбираются в соответствии с индивидуальными особенностями развития обучающегося.
Материально-техническое обеспечение
Литература
Предмет | Программа, издательство, год издания. | Учебник, издательство, год издания. | Дополнительная литература для учителя |
Математика | Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011. | Учебник Математика 5 класс Т.В. Алышева Просвещение 2012 г. | «Логические игры и задачи на уроках математики» Тонких А.П. Академия развития 1999г. Методика преподавания математики в коррекционной школе. Издательство «ВЛАДОС» 1999г. Методические рекомендации образцов каллиграфического написания цифр. Творческий центр РАНОК 2006г. Обучение математики младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида Эк В.В. Просвещение 2005 г. «Праздник числа» Волина В.В., издательство «Знамя» 1993г. Речевые пятиминутки. Автор Гридчина Н.И. КАРО Санкт-Петербург 2005г. Учебник Математика 3 класс Алышева Т.В. Просвещение 2012г |
Чтение | Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011. | Чтение 4 класс, класс в 2-х частях учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, С.Ю. Ильина, Москва «Просвещение» 2016 г. | Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2007. Мы вместе. Странички для занятий с детьми. Поиграем с тестом: творческие занятия родителей с детьми раннего возраста. Одинокова Г.Ю. – М./ Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №5 -2011. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Соколов Г.В., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 1998. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. Чаркина Н.В. Конспекты коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста М.: ПАРАДИГМА, 2012 г. Янушко,Елена. Помоги малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет./ Янушко Елена. – Изд.7-е.-М.: Теревинф, 2010. |
Письмо | Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011. | Русский язык 3 класс учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская, Москва «Просвещение»2017 Русский язык 4 класс в 2-х частях учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы Э.В. Якубовская, Я.В.Коршунова, Москва «Просвещение» ,2020 Русский язык учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, А.К. Аксёнова, Н.Г Галунчикова, Москва «Просвещение» 2000 г. | Коррекция письма на уроках. 1-4 классы. – Вып. 2 / авт.-сост. Зубарева Л.В. – Волгоград: Учитель, 2008. Мухина В. С. Возрастная психология: Учебн. пособие для студ. вузов.- М.: Академия, 2002.- 401 Письмо. Развитие речи. 1-4 классы: конспекты занятий, дифференцированные задания / авт.-сост. Додух Н.В. – Волгоград: Учитель, 2013. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Соколов Г.В., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 1998. Развивающее коррекционное обучение Начальная школа Тарасова В.Н., Ташина Т.М. Уроки русского языка 1-4 классы. М: ИЛЕКСА, 2011 г. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. Янушко,Елена. Помоги малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет./ Янушко Елена. – Изд.7-е.-М.: Теревинф, 2010. |
Живой мир | Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011. | | Терехова И.А., Худенко Е. Д. «Знакомство с окружающим миром» М: Издательство Арти, 2006. Панченко Л.Н. Дидактический материал по предмету «краеведению» в помощь учителю. Ханты-Мансийск 2015. Липская Н.М. «Изучаю мир вокруг» 2010 г. |
Трудовая подготовка | Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011. | | Бумажная симфония Васина Н. Айрис – Пресс 2009г Живые коробочки Падберг А. Айрис – Пресс 2009 Пластилиновые фантазии Румянцева Е. Айрис – Пресс 2009. «Ручной труд» Кузнецова Л.А. Санкт – Петербург филиал 2008. Серия книг «Учусь рисовать» «Стрекоза» 2009 «Чудесные поделки из бумаги» Богатеева З.А. Просвещение 1992. «100 оригами» Долженко Г.И. Академия развития 1999г. «100 поделок из природного материала» Новикова И.В. Базулина Л.В. Академия Холдинг. |
Изобразительное искусство | Рау М.Ю. Программа изобразительное искусство 0-4 кл. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида 0-4классы/под ред. канд. псих. наук, профессора И.М. Бгажноковой М.: Просвещение 2011г. | Изобразительное искусство 4 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, Рау М.Ю.,М.А. Зыкова, Москва «Просвещение» 2017 | |
Музыка и пение | Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011. | | Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Сост. Бахметьева Т.И., Соколова Г.Т. Худ. Соколов Г.В., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития» – 1997. |
Физическая культура | Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011. | | |
Развитие речи | Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011. | Устная речь 4 класс, учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, С.В. Комарова Москва «Просвещение» 2014 Речевая практика 3 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы С.В. Комарова Москва «Просвещение» 2017 | Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. Янушко,Елена. Помоги малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет./ Янушко Елена. – Изд.7-е.-М.: Теревинф, 2010. |
12