СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная программа психологической реабилитации несовершеннолетнего

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: выявление и снятие последствий психотровмирующих событий.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная программа психологической реабилитации несовершеннолетнего»

Индивидуальная программа

психологической реабилитации несовершеннолетнего


Ф.И.О. __И. А.______________________________________

Дата рождения __24.07.2005 г. ______________________________________________

Домашний адрес Сочинский р-н,

Дата приема в учреждение __12.10.2017 г.____________________________________

Дата выбытия из учреждения __12.02.2018


Цель программы: выявление и снятие последствий психотравмирующих со­бытий; формирование «я»-концепции (самопринятие, самоуважение, чувство гордости); навыков социальной компетенции (коммуника­тивных, взаимодействия, общения, совместно-распределенных действий и т. д.); формировать умение самостоятельно выбирать несовершеннолетними дальнейшего образовательного маршрута с учетом полученных знаний о себе на занятиях.


Задачи программы: развитие «я»-концепции (самопринятие, самоуважение, чувство гордости, радость от самостоятельно достигнутого ус­пеха, постановка реального уровня притязаний, осознание соб­ственной значимости и т. д.);развитие произвольности; развитие навыков социальной компетенции; преодоление эгоцентризма, установка на партнёрство и совместную деятельность; развитие рефлексии; развитие умения составлять личный маршрут жизненного успеха на ближайшее будущее на основе полученных знаний.


I. Первый этап.


Адаптация несовершеннолетней И.А. в учреждении прошла без осложнений. В контакт вступает легко, доброжелательна, уравновешена, спокойная, скромная. Проявляет неуверенность, застенчивость, тревожность. Периодически грустит, скучает по дому. Эмоциональный фон на протяжении всего времени нахождения А. в СРЦН адекватный. Сформировано самосознание, развита способность к сопереживанию, сочувствию. Агрессивность проявляет ситуативно. Тревожность по Филлипсу – проявляется повышенная в ситуации проверки знаний и высокая тревожность по фактору страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

Интерес к выполнению заданий в основном стойкий. Инструкцию понимает и сохраняет до конца работы. Критична к оценке результатов своей работы (понимает свои успехи и неудачи).

Деятельность носит стабильный характер. Высокая скорость мыслительных процессов, процессов переработки информации, что составляет основу высокой продуктивности: способна работать быстро и в течение длительного времени. У А. высокий уровень работоспособности, высокая психическая и двигательная активность с возможной переоценкой собственных умственных возможностей и физических сил. Объем внимания средний уровень концентрация и устойчивость внимания неустойчивы, норма перцептивное внимание, хорошо развито зрительное «схватывание» материала, понимание и предвосхищение событий. Уровень развития кратковременной и долговременной слуховой памяти в норме. Предлагаемые задания выполняла самостоятельно с использованием речи, методом проб и ошибок. По характеру организуемой помощи при выполнении заданий Настя в основном нуждается в разъясняющей помощи.

Ошибки при выполнения заданий исправляет самостоятельно.

Речевое сопровождение играет сопровождающее и констатирующее действие.

У А. сильно развитое защитное фантазирование: уход в мир воображения от реальных проблем. Склонность предаваться мечтам, «витать в облаках». Эгоцентрична, импульсивна. А. недооценивает свои возможности, знания, способности,

подвержена чужому влиянию, зависимость настроения и поведения от одобрений или неодобрения со стороны окружающих, высокая тревожность.

Речевая активность достаточная, словарный запас скудный, объем активного и пассивного словаря недостаточный. Диалогическая и монологическая речи сформированы недостаточно. Проблемы с чтением, трудности в письме .

Пользуется доверием и искренним уважением окружающих. Характер легкий, ровно оживлен.


План мероприятий направленных на реабилитацию:


1. Сопровождение социально-психологической адаптации в период нахождения в СРЦН – 1 месяц.

2. Развитие эмоционально-волевой сферы на групповых занятиях – 2 раза в неделю.

3. Преодоление застенчивости, тревожности, неуверенности, импульсивности на индивидуальных занятиях – 2 раза в неделю.

4. Воспитателям учитывать возможности А, не требовать от неё того, что она не может выполнить. Поручение, которое дается Насте, должно соответствовать ее возможностям. Стараться создавать ситуации, где бы она смогла проявить свои таланты, достоинства, чтобы приобрести уверенность в себе и заслужить уважение сверстников. Подмечать все её малейшие достижения и хвалить за успехи.



СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Дата

Тема занятия

1 Блок Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.

1 раздел «Я и мир вокруг меня» (групповые занятия)

18.10.2017

Я и мое тело

22.10.2017

Учусь оценивать себя сам

23.10.2017

Я и мои желания

24.10.2017

Мир вокруг меня.

25.10.2017

Учусь отстаивать собственное мнение

30.10.2017

Конфликт

01.11.2017

Я в конфликтных ситуациях

06.11.2017

Активное слушание

07.11.2017

Умение слушать и слышать другого человека

08.11.2017

Стресс

12.11.2017

Мои ресурсы

13.11.2017

Мои творческие способности

14.11.2017

Я - личность и индивидуальность

19.11.2017

Моя многогранность

20.11.2017

Заключительное

2 раздел «Все грани моего «Я» (индивидуальные занятия)

24.10.2017

Вводное занятие

25.10,07.11..2017

Я для себя, я для других

09,14.11.2017

Что я знаю о себе

15,23.11.2017

Самооценка

29,30.11.2017

Мои качества

06,07.12.2017

Радуга эмоций и чувств

13.12.2017

Словарь чувств

14,21.12.2017

Чувства и действия в стрессовой ситуации

26,28.12.2017

Образ моего страха

10,11.01 2018

Агрессивный человек – это…

17.01.2018

Почему я злюсь

18,24.01.2018

Жизненные ситуации

31.01.2018

На ошибках учатся

01.02.2018

Заключительное занятие

2 Блок «Я среди людей» (групповые занятия)

27.11.2017

Вводное занятие

28.11, 03.12..2017

Мир во мне

04,05.12.2017

Мир вокруг меня

10,11.12.2017

Моя индивидуальность

12,17.12.2017

Мои проблемы

18,19.12.2017

Управляй собой

24,25.12.2017

Барьеры в общении

26,31.12.2017

Эффективные приемы общения

09,10.01.2018

Я тебя понимаю

14,15.01.2018

Взаимопомощь

16,21.01.2018

Люди значимые для меня

22,23.01.2018

Итоговое занятие. Прощание – пожелание.

3 Блок «Мой путь к жизненному успеху» (групповые занятия)

28.01.2018

Введение

29.01.2018

Выбор профессии – дело серьезное

30.01,04.02.2018

Кто я, или что я думаю о себе?

05,06.02.2018

Стратегия выбора профессии (Хочу-могу-надо)

11.02.2018

На пути к профессиональной цели



II. Динамика коррекционной работы:

С несовершеннолетней И.А. проводится реабилитационная работа по программе «Поверь в себя», блок «Я и мир вокруг меня» направлен на формирование «я»-концепции (самопринятии, самоуважение, чувство гордости); навыков социальной компетенции. Раздел «Все грани моего Я», направлен на развитие рефлексии (осознание своих чувств, понимание своих переживаний, актуализация приятных и неприятных чувств, самооценка себя и своих возможностей, сравнение сво­его продвижения и т. д.); выявление последствий посттравматических стрессовых нарушений (психических, психосоматических, личностных, на­рушений доверия к миру и взрослым и т. д.).

Наблюдается положительная динамика: снизился уровень тревожности, импульсивность, стабилизировался эмоциональный фон. На занятиях активна, выполняет задания с интересом. Развиваются коммуникативные навыки, адаптировалась в группе сверстников, поддерживает дружеские отношения с Элеонорой, Инной. На педагогическое воздействие реагирует адекватно.

Рекомендации:

1.Продолжать реабилитационную работу по программе «Поверь в себя» (блок «Я и мир вокруг меня»).

2.Продолжать коррекционную работу по программе «Все грани моего Я».

3.Расширять кругозор, развивать речь, обогащать словарный запас.

4.Развивать эмоционально-волевую сферу, формировать положительные личностные качества: самостоятельность, активность, самодисциплину.

Несовершеннолетняя И.А. посещает групповые коррекционные занятия по программе «Поверь в себя», направленные на развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, адаптивных способностей. Блок «Я среди людей» направлен способствовать формированию различных сторон «Я» подростка: мотивации деятельности, умений и навыков межличностного общения, уверенности в себе и навыков самопознания. Блок «Мой путь к жизненному успеху» направлен формировать умение самостоятельно выбирать несовершеннолетними дальнейшего образовательного маршрута с учетом полученных знаний о себе на занятиях. Наблюдается положительная динамика: стал активнее на занятиях, повышаются показатели самооценки, уверенности в себе. Обогащается словарный запас, развивается речь. Общий фон настроения положительный, уровень тревожности в норме. На педагогическое воздействие реагирует адекватно. Улучшаются коммуникативные навыки, принимает участие в коллективных играх и мероприятиях.

Рекомендации:

1.Продолжать реабилитационную работу по программе «Поверь в себя».

2.Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление, речь.

3.Развивать эмоционально-волевую сферу, повышать уровень эмпатии.

III. Результативность коррекционной работы:

С несовершеннолетней И.А. проводилась реабилитационная работа, направленная на коррекцию эмоционально-волевой сферы, развитие личностных качеств, формирование адекватной самооценки, снижение уровня тревожности. Наблюдается положительная динамика: снизился уровень тревожности, стабилизировался эмоциональный фон. На занятиях активна, выполняет задания с интересом. На замечания реагирует адекватно, старается исправить ошибки. Улучшаются коммуникативные навыки. Общительная, отзывчивая, доброжелательная.

Несовершеннолетняя И. А. принимала участие в мероприятиях, проводимых на базе учреждения, посещала занятия индивидуального и группового характера, кружки и секции дополнительного образования.

Курс реабилитации не завершен в связи с выбытием несовершеннолетней из списочного состава воспитанников учреждения.


Рекомендации:

1. Поддерживать гармоничные внутрисемейные отношения, основанные на взаимопонимании, доверии, уважении, общности интересов.

2. Продолжать развивать положительные личностные качества: ответственность, активность, самостоятельность.

3.Формировать позитивные жизненные ценности и установки на ведение здорового образа жизни.

4.Формировать ответственное отношение к осознанному, профессиональному выбору через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий.


Психологическое заключение:

Высшие психические функции сохранны. Динамика развития положительная. Курс реабилитации не завершен в связи с выбытием несовершеннолетней из учреждения


Педагог-психолог






Индивидуальная программа

психологической реабилитации несовершеннолетнего


Ф.И.О. __Я.А._________________________________

Дата рождения _13.05.2005.______________________________________________

Домашний адрес г. Туапсе

Дата приема в учреждение __26.07..2017 г.____________________________________

Дата выбытия из учреждения ________________


Цель программы: выявление и снятие последствий психотравмирующих со­бытий; формирование «я»-концепции (самопринятие, самоуважение, чувство гордости); навыков социальной компетенции (коммуника­тивных, взаимодействия, общения, совместно-распределенных действий и т. д.); формировать умение самостоятельно выбирать несовершеннолетними дальнейшего образовательного маршрута с учетом полученных знаний о себе на занятиях.


Задачи программы: развитие «я»-концепции (самопринятие, самоуважение, чувство гордости, радость от самостоятельно достигнутого ус­пеха, постановка реального уровня притязаний, осознание соб­ственной значимости и т. д.);развитие произвольности; развитие навыков социальной компетенции; преодоление эгоцентризма, установка на партнёрство и совместную деятельность; развитие рефлексии; развитие умения составлять личный маршрут жизненного успеха на ближайшее будущее на основе полученных знаний.

I. Первый этап.

Адаптация несовершеннолетней Я.А. в учреждении прошла без осложнений. А. пассивна, общий жизненный тонус низкий. Стремление к напряженной физической и умственной деятельности выражено слабо. Предпочитаемые сферы деятельности весьма ограничены. Низкие результаты нередко связаны с неспособностью быстро включаться в работу и долго сохранять ее высокий темп. В трудных условиях надежность работы снижается. При появлении препятствий может отказаться как от их преодоления, так и от достижения поставленной цели.

А. свойственно ориентироваться на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок. Импульсивна, неровность в контактах с окружающими, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности.

Конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Общительна, пассивна в выполнении поручений, участия в общих мероприятиях (когда ей не нравится то, что ей предлагают или изначально она решила, что будет не успешна). Наблюдается колебания настроения.

Темп деятельности: низкий, низкая скорость моторно-двигательных операций. Концентрация и устойчивость внимания неустойчивы, норма перцептивное внимание, хорошо развито зрительное «схватывание» материала, понимание и предвосхищение событий. Высокий уровень развития слуховой долговременной памяти, объема памяти; норма- кратковременная слуховая память.

Средний уровень развития вербального мышления. Показатель интеллекта соответствует низкому уровню (IQ – 85). При этом структура интеллекта отличается некоторой дисгармоничностью, что находит отражение в расхождении показателей вербального и невербального интеллекта (IQ верб. –  101 – средний уровень, IQ неверб. –  69 – недостаточный уровень развития ). По Равенну показатель (IQ- 82). III степень развития интеллекта, что соответствует среднему показателю интеллекта.

Речевая активность слабая, словарный запас скудный, объем активного и пассивного словаря недостаточный. Диалогическая и монологическая речи сформированы недостаточно. Проблемы с чтением, (особенно с незнакомым текстом), трудности в письме .

А. независтлива, стремится к самостоятельности, привязчива. Доброжелательна. С близкими людьми проявляет наблюдательность, чувство юмора. Склонна к глубоким доверительным отношениям. Избегает ситуации риска, опасности. Не выносит навязанный темп. В неудачах обвиняет только себя. Иногда склонна к быстрым решениям. Часто раскаивается в своих поступках.


План мероприятий направленных на реабилитацию:


1. Сопровождение социально-психологической адаптации в период нахождения в СРЦН – 1 месяц.

2. Проводить реабилитационную работу по программе «Поверь в себя»..

3. Преодоление застенчивости, тревожности, неуверенности, импульсивности на индивидуальных занятиях – 2 раза в неделю.

4. Воспитателям учитывать возможности А., не требовать от неё того, что она не может выполнить. Поручение, которое дается А., должно соответствовать ее возможностям ее темпу деятельности. Стараться создавать ситуации, где бы она смогла проявить свои таланты, достоинства, чтобы приобрести уверенность в себе и заслужить уважение сверстников. Подмечать все её малейшие достижения и хвалить за малейшие успехи.



СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Дата

Тема занятия

1 Блок Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.

1 раздел «Я и мир вокруг меня» (групповые занятия)

30.09.2017

Кто я такой?

01,02..10.2017

Моя семья

03.10.2017

Я и другие

04.10.2017

Мои эмоции

09.10.2017

Эмоции и цвет

10.10.2017

Мой темперамент

11.10.2017

Я и мое здоровье

18.10.2017

Я и мое тело

22.10.2017

Учусь оценивать себя сам

23.10.2017

Я и мои желания

24.10.2017

Мир вокруг меня.

25.10.2017

Учусь отстаивать собственное мнение

30.10.2017

Конфликт

01.11.2017

Я в конфликтных ситуациях

06.11.2017

Активное слушание

07.11.2017

Умение слушать и слышать другого человека

08.11.2017

Стресс

12.11.2017

Мои ресурсы

13.11.2017

Мои творческие способности

14.11.2017

Я - личность и индивидуальность

19.11.2017

Моя многогранность

20.11.2017

Заключительное

2 раздел «Все грани моего «Я» (индивидуальные занятия)

02.10.2017

Вводное занятие

04,09.10..2017

Я для себя, я для других

11,16.10.2017

Что я знаю о себе

18,23.10.2017

Самооценка

25,30.10.2017

Мои качества

06,08.11.2017

Радуга эмоций и чувств

13.11.2017

Словарь чувств

15,20.11.2017

Чувства и действия в стрессовой ситуации

23,30.11.2017

Образ моего страха

04,07.12.2017

Агрессивный человек – это…

11.12.2017

Почему я злюсь

25,28.12.2017

Жизненные ситуации

31.12.2017

На ошибках учатся

15.01.2018

Заключительное занятие

2 Блок «Я среди людей» (групповые занятия)

27.11.2017

Вводное занятие

28.11, 03.12..2017

Мир во мне

04,05.12.2017

Мир вокруг меня

10,11.12.2017

Моя индивидуальность

12,17.12.2017

Мои проблемы

18,19.12.2017

Управляй собой

24,25.12.2017

Барьеры в общении

26,31.12.2017

Эффективные приемы общения

09,10.01.2018

Я тебя понимаю

14,15.01.2018

Взаимопомощь

16,21.01.2018

Люди значимые для меня

22,23.01.2018

Итоговое занятие. Прощание – пожелание.

3 Блок «Мой путь к жизненному успеху» (групповые занятия)

28.01.2018

Введение

29.01.2018

Выбор профессии – дело серьезное

30.01,04.02.2018

Кто я, или что я думаю о себе?

05,06.02.2018

Стратегия выбора профессии (Хочу-могу-надо)

11.02.2018

На пути к профессиональной цели

12.02.2018

Спектр моих способностей, интересов и склонностей

13.02.2018

Мои личные жизненные и профессиональные планы

18.02.2018

Мое место в мире профессий

19.02.2018

Стратегия выбора профессии

20,26.02.2018

Типичные ошибки и затруднения при выборе

27.02,04.03.2018

Перспективы моего образовательного маршрута.

12.03.2018

Итоговое занятие «Мой маршрут жизненного успеха»

II. Динамика коррекционной работы:

С несовершеннолетней Я.А. проводится реабилитационная работа по программе «Поверь в себя», блок «Я и мир вокруг меня» направлен на формирование «я»-концепции (самопринятие, самоуважение, чувство гордости); навыков социальной компетенции. Раздел «Все грани моего Я», направлен на развитие рефлексии (осознание своих чувств, понимание своих переживаний, актуализация приятных и неприятных чувств, самооценка себя и своих возможностей, сравнение сво­его продвижения и т. д.); выявление последствий посттравматических стрессовых нарушений (психических, психосоматических, личностных, на­рушений доверия к миру и взрослым и т. д.).

На занятиях не всегда активна, работоспособность снижена. Эмоциональный фон стабильный, позитивный, уровень тревожности в норме. Развиваются коммуникативные навыки, адаптировалась в группе сверстников. На педагогическое воздействие реагирует адекватно.

Рекомендации:

1.Продолжать реабилитационную работу по программе «Поверь в себя» (блок «Я и мир вокруг меня»).

2.Продолжать коррекционную работу по программе «Все грани моего Я».

3.Расширять кругозор, развивать речь, обогащать словарный запас.

4.Развивать эмоционально-волевую сферу, формировать положительные личностные качества: самостоятельность, активность, самодисциплину.

Несовершеннолетняя Я.А. посещает групповые коррекционные занятия по программе «Поверь в себя», направленные на развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, адаптивных способностей. Блок «Я среди людей» направлен способствовать формированию различных сторон «Я» подростка: мотивации деятельности, умений и навыков межличностного общения, уверенности в себе и навыков самопознания. Блок «Мой путь к жизненному успеху» направлен формировать умение самостоятельно выбирать несовершеннолетними дальнейшего образовательного маршрута с учетом полученных знаний о себе на занятиях. Наблюдается положительная динамика: стала активнее на занятиях, повышаются показатели самооценки, уверенности в себе. Обогащается словарный запас, развивается речь. Общий фон настроения положительный, уровень тревожности в норме. На педагогическое воздействие реагирует адекватно. Улучшаются коммуникативные навыки, принимает участие в коллективных играх и мероприятиях.

Рекомендации:

1.Продолжать реабилитационную работу по программе «Поверь в себя».

2.Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление, речь.

3.Развивать эмоционально-волевую сферу, повышать уровень эмпатии.


III. Результативность коррекционной работы:

С несовершеннолетней Я.А. проводилась реабилитационная работа, направленная на развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, адаптивных способностей. А. посещала групповые и индивидуальные занятия, направленные на формирование различных сторон «Я» подростка: мотивации деятельности умений и навыков межличностного общения, уверенности в себе и навыков самопознания, коррекцию познавательной сферы, расширение кругозора, развитие речи. Наблюдается положительная динамика: повышаются показатели произвольного внимания, памяти, стал активнее на занятиях. На педагогическое воздействие реагирует адекватно. Обогащается словарный запас, развивается речь. Эмоциональный фон стабильный, позитивный. Уровень тревожности в норме, самооценка повысилась. Улучшаются коммуникативные навыки и адаптивные способности.

Психологическое заключение:

Курс реабилитации завершен. Высшие психические функции сохранны. Динамика развития положительная, о чем свидетельствует участие А. в мероприятиях, проводимых на базе учреждения, посещала кружки дополнительного образования. Принимала участия в дистанционных конкурсах и побеждала в них: диплом победителя 1 место в номинации «Юный эрудит» во всероссийской интеллектуальной викторине « Символы России» организованной Академией развития творчества «Арт-талант» (март-май 2018г.). Диплом победителя Всероссийской интеллектуальной викторины «Пушкинские сказки» 1 место в номинации «Знаток сказок» организованной Академией развития творчества «Арт-талант» (июнь-август 2018г.); диплом победителя Всероссийской интеллектуальной викторины «Овощи и фрукты- полезные продукты» 1 место в номинации «Юный эрудит» организованной Академией развития творчества «Арт-талант» (июнь-август 2018г.). Участие в проектах «Здоровый образ жизни подростка», «Лэпбук «Я знаю! Я помню! Я горжусь!» новая форма работы по патриотическому воспитанию подростков», лэпбук «Все профессии нужны, все профессии важны!».

Даны рекомендации по дальнейшей работе с несовершеннолетней.



Педагог-психолог