Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области
«Тульский областной центр образования»
| Утверждено Приказом от 30.08.2025 г. № 01-20/106 |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»
Обучающегося 10 класса
Петров Иван
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (тяжелой умственной отсталостью) ФГОС О УО (вариант II)
на 2025-2026 учебный год
Составил:
учитель Мочалова О.А.
Рассмотрено на
заседании ШМО учителей
индивидуального обучения на дому
протокол № 1 от ___.08.2025 г
Согласовано:
заместителем директора
по УВР: ________________ /Бакулина Е.А./
2025
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация», разработана на основе:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)", утвержденной Приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (далее – ФАООП обучающихся с умственной отсталостью);
- Приказа Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (далее - ФАООП УО (ИН);
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
АООП О УО (ИН) (вариант II) от 31.08.2023 г. № 01-20/174 по ГОУ ТО «ТОЦО»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 21.09.2022 г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
- учебного плана ГОУ ТО «ТОЦО», соответствующий варианту обучения.
- Приказа ГОУ ТО «ТОЦО» «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников при реализации образовательных программ начального общего, основного общего образования в ГОУ ТО «ТОЦО» (отделение№1 адаптированного общего образования для обучающихся с нарушениями интеллектуальной сферы) в 2024-2025 учебном году» от 30.08.2024 г. №01-20/101.
Учебно-методический комплекс для учителя:
Букварь. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. / А.К. Аксенова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова. – М. : Просвещение, 2017. – 111 с. : ил.
Речевая практика. 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. / С.В. Комарова. – М. : Просвещение, 2020. – 95 с. : ил.
Чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. / [авт.сост. С.Ю. Ильина и др.]. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2020. – 102 с. : ил. .
Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч.
/ Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова. – 3-е изд. - М. : Просвещение, 2020. – 96 с. : ил.
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика».
Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Цель – совершенствование умений пользоваться средствами коммуникации (невербальными и вербальными) в процессе взаимодействия с взрослыми и сверстниками для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Основные задачи реализации программы:
- сформировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;
- научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка;
- понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
- умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;
- глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова;
- узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий;
- развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму;
- развитие функциональной грамотности в процессе изучения предмета.
Планируемые результаты освоения учебного курса обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями
1. Личностными результатами является:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
принятие и освоение социальной роли учащегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
2. Предметными результатами является:
1) Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия:
Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности, например: растениеводство, шитье.
Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания.
Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техник безопасности.
Умение соблюдать технологические процессы, например: выращивание и уход за растениями, изготовление изделий из бумаги, ткани.
Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда.
2) Обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким:
Потребность участвовать в совместной с другим деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.
Возможности в развитии, коррекции и адаптации обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью строго индивидуальны. Система коррекционной работы с данной группой обучающихся направлена на личностное развитие каждого, его потенциальных возможностей и способностей.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
• приветствовать учителя при встрече, прощаться с учителем;
• адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
• последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога;
• выполнять действия с опорой на картинный план с помощью педагога;
• подражать действиям, выполняемыми педагогом;
• принимать учебные цели и включаться в учебную деятельность.
Коммуникативные учебные действия:
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
• читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
• участвовать в диалоге, слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения;
• выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
• сигнализирование учителю об окончании задания;
• готовность к коммуникативному взаимодействию (ученик- учитель);
• понимать инструкцию по инструкционным картам, по пиктограммам;
• направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
• понимать жестовую инструкцию;
• понимать простые вербальные инструкции.
Регулятивные учебные действия:
• самостоятельно организовывать свое рабочее место;
• управление своей деятельностью;
• следовать режиму организации учебной и внеурочной деятельности;
• определять цель учебной деятельности с помощью учителя;
• корректировать выполнение задания;
• контроль и коррекция;
• инициативность и самостоятельность;
• ориентироваться в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
• выстраивать алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога;
• выполнять задание от начала до конца в течение заданного времени с помощью учителя.
Познавательные учебные действия:
• работа с информацией;
• ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);
• пользоваться знаками, символами, пиктограммами;
• ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебниках;
• подробно и кратко пересказать прочитанное или прослушанное, составлять простейший план;
• работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, эмоциональное высказывание);
• наблюдать и самостоятельно делать простые выводы;
• сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу;
• наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.
Критерии оценивания знаний, умений и навыков обучающегося:
Согласно промежуточной аттестации ГОУ ТО «ТОЦО» формы текущего контроля определяются педагогом с учетом индивидуальных возможностей обучающихся, особенностями психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося с умеренной умственной отсталостью.
Текущий контроль в 1-х дополнительных – 12 классах осуществляется без балльного оценивания знаний обучающихся.
Промежуточная аттестация обучающихся с умеренной умственной отсталостью представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.
Формы и средства контроля
Контрольные работы по предмету программой не предусмотрены. Контроль за усвоением программного материала – текущий.
Результаты контроля успеваемости выражаются в оценке знаний, умений и навыков обучающегося.
Оценивание знаний, умений, навыков по учебным предметам проводится согласно личностному развитию, личностным успехам, положительным достижениям в обучении и воспитании обучающегося с применением индивидуального подхода.
Используемые педагогические технологии и методы обучения:
игровые технологии, коррекционные технологии, здоровье сберегающие, технология уровневой дифференциации, технология сотрудничества «ученик-учитель», личностно-ориентированные технологии, ИКТ технологии.
Методы обучения на уроке:
-словесные (рассказ, беседа, инструктаж);
-наглядные (демонстрация пособий, действий.)
-практические (упражнения, самостоятельные наблюдения, графические и письменные работы).
Сетка часов
Предмет | Количество часов в неделю | Количество часов по четвертям четвертям | Количество часов за год |
| I | II | III | IV |
Речь и альтернативная коммуникация | 4 | 16 | 16 | 20 | 16 | 68 |
Содержание предмета
Повторение. Введение в речь учащихся доступных выражений и жестов заменителей «Спасибо», «Пожалуйста», «Извините» и других.
Обращение друг к другу, учителю на основе слова, жеста, действия.
Сказка «Лиса и тетерев». Разбор сложных слов, написание.
Алфавит: списывание с печатного и письменного текста; письмо по образцу
Практическая работа: найди свою фамилию, имя (работа по карточкам с фамилиями, именами учащихся. Запись имён и фамилий учащихся в алфавитном порядке.
Письмо по слуху букв, слогов, слов (сын, сыр, сон и др.)
Гласные ударные и безударные. Выделение в 2 - 3 сложных словах.
Сказка «Лиса и журавль». Разбор словарных слов из данного текста.
Сказка «Каша из топора». Отгадывание загадки. Запись словарного слова из текста.
Прочитай. Чтение прямых открытых слогов и односложных слов
Все куда-нибудь идут. По В. Голявкину. Различай Б_П
Первый урок. Различай В_Ф
Мы рисуем. Различай Г_К
Грибной лес. Я Аким. Различай Д-Т
Грибной лес. Я Аким. Различай Д-Т
Слон Беби. По В. Дурову. Различай Ж-Ш
Сказка «Петушок и бобовое зернышко». Отгадывание загадок, ответы на вопросы. Запись словарного слова из текста.
Сказка «У страха глаза велики» Чтение пословиц, разбор словарного слова.
Слова — названия предметов; постановка вопросов кто? что?
Слова — названия предметов; постановка вопросов кто? что?
Упражнения на выделение в предложении слов,
обозначающих предмет и отвечающих на вопросы кто? что?
Упражнения на выделение в предложении слов,
обозначающих предмет и отвечающих на вопросы кто? что?
Большая буква в фамилиях, именах людей.
Большая буква в фамилиях, именах, отчествах людей.
Большая буква в кличках животных
Падают, падают листья… М. Ивенсен. Буква Е в начале слова или в конце слова.
Осенний лес. По В. Корабельникову. Буква Ё в начале слова или в конце слова.
Осенний лес. По В. Корабельникову. Буква Ё в начале слова или в конце слова.
Всякой вещи своё место. По К. Ушинскому. Буква Ю в начале слога или слова.
Всякой вещи своё место. По К. Ушинскому. Буква Ю в начале слога или слова.
Хозяин в доме. Д. Летнёва. Гласные Ы_И после твёрдых и мягких согласных.
Хозяин в доме. Д. Лежнева. Гласные Ы_И после твёрдых и мягких согласных.
Повторение: списывание письменного текста с выделением обобщающих слов
Называние и употребление слов — действий предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать и др.)
Называние и употребление слов, обозначающих признаки предмета, состояние (громко, тихо, весёлый, грустный и др.)
Практическая работа: определение, группировка слов, называющих предметы, признаки, действия
Называние и употребление слов, указывающих где находится предмет (предлоги в, на, за, с, под, из, из-за и др.)
Называние и употребление слов, указывающих, где находится предмет (предлоги в, на, за, с, под, из, из-за и др.)
Чтение: «Собака на сене» разбор сложных слов, написание словарных слов. Стр 36
Составление рассказа (устно) о себе (с использованием фотографии)
Чтение «Знает кошка, чье мясо съела» стр37. Отгадывание загадки, разбор словарного слова из текста
Чтение «Стрекоза и муравьи» стр38. Ответы на вопросы. Написание словарного слова из текста
Чтение «Мальчик с пальчик» стр 57. Ответы на вопросы по сюжетной картине, разбор словарных слов из текста
Чтение «Мальчик с пальчик» стр 57. Ответы на вопросы по сюжетной картине, разбор словарных слов из текста
Чтение «Жаворонок» стр58. Работа по сюжетной картине
Чтение «Жаворонок» стр58. Работа по сюжетной картине
Слоги. А. Усачёв. Гласные А-Я после твёрдых и мягких согласных.
Поиграем-поиграем. Прочитай! Буква Я в начале слога или слова.
Прочитай. Соотнесение слов с предметными картинками.
Поиграем- поиграем. Прочитай. Различай шипящие и свистящие согласные.
Прочитай. Буква Е в начале слога или слова.
Прочитай. Гласные О-Е после твёрдых и мягких согласных.
Повторение: списывание слов, обозначающих предметы признаки, действия предметов, выделение, соотнесение с картинкой
«Отец и сыновья» Басня. Отгадывание загадки. Разбор словарных слов из текста.
«Старый дед и внучек». Работа по картине. Ответы на вопросы. Разбор словарного слова из текста.
Предложение. Выделение предложения из текста.
Лебедь, Щука и Рак. Разбор пословицы и написание пословицы.
Порядок слов в предложении
Стрекоза и муравей. Разбор пословиц и написание.
Стрекоза и муравей. Разбор пословиц и написание.
Чиж и голубь. Выразительное чтение. Написание сложных слов.
Чиж и голубь. Выразительное чтение. Написание сложных слов.
Обобщающий урок по разделу. Названия предметов, отвечающих на вопрос кто?
В гостях у сказки. Лиса и волк. Русская народная сказка. Различение слов, отвечающие на вопросы кто? и что?
Лиса и волк. Русская народная сказка. Различение слов, отвечающие на вопросы кто? и что?
Гуси и лиса. Русская народная сказка. Различение слов, отвечающие на вопросы кто? и что?
Гуси и лиса. Русская народная сказка. Различение слов, отвечающие на вопросы кто? и что?
Лиса и козёл. Русская народная сказка. Различение слов, обозначающих один и несколько одинаковых предметов.
Виды и формы деятельности.
Виды деятельности на уроке:
деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;
деятельность осуществляется по подражанию;
деятельность осуществляется по образцу;
деятельность осуществляется по последовательной инструкции;
деятельность осуществляется с привлечением внимания ученика учителем к предмету деятельности;
самостоятельная деятельность обучающегося; умение самостоятельно исправить допущенные ошибки.
Вся учебная деятельность осуществляется в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося.
Формы деятельности на уроке: игра, предметно-действенное обучение, использование подражательности, детальное расчленение материала на простые элементы, синтез частей в целое, постепенное усложнение самостоятельных действий, частая смена деятельности, большая повторяемость материала, индивидуальная работа, создание «эмоционального» благополучия
Календарно-тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
№ разделов и тем | Наименование разделов и тем | Учебные часы | Дата проведения | | |
I четверть - 16 ч | | |
| | |
1 | Введение в речь обучающегося доступных выражений и жестов заменителей «Спасибо», «Пожалуйста», «Извините» и других. | 1 | 1 неделя | | |
2 | Обращение друг к другу, учителю на основе слова, жеста, действия. | 1 | 1 неделя | | |
3 | Сказка «Лиса и тетерев». Разбор сложных слов, написание. | 1 | 2 | | |
4 | Алфавит: списывание с печатного и письменного текста; письмо по образцу | 1 | 2 | | |
5 | Практическая работа: найди свою фамилию, имя (работа по карточкам с фамилиями, именами учащихся. Запись имён и фамилий обучающегося в алфавитном порядке. | 1 | 3 | | |
6 | Письмо по слуху букв, слогов, слов (сын, сыр, сон и др.) | 1 | 3 | | |
7 | Гласные ударные и безударные. Выделение в 2 - 3 сложных словах. | 1 | 4 | | |
8 | Сказка «Лиса и журавль». Разбор словарных слов из данного текста. | 1 | 4 | | |
9 | Сказка «Каша из топора». Отгадывание загадки. Запись словарного слова из текста. | 1 | 5 | | |
10 | Прочитай. Чтение прямых открытых слогов и односложных слов | 1 | 5 | | |
11 | Все куда-нибудь идут. По В. Голявкину. Различай Б_П | 1 | 6 | | |
12 | Первый урок. Различай В_Ф | 1 | 6 | | |
13 | Мы рисуем. Различай Г_К | 1 | 7 | | |
14 | Грибной лес. Я Аким. Различай Д-Т | 1 | 7 | | |
15 | Грибной лес. Я Аким. Различай Д-Т | 1 | 8 | | |
16 | Слон Беби. По В. Дурову. Различай Ж-Ш | 1 | 8 | | |
II четверть - 16 ч | | |
1 | Сказка «Петушок и бобовое зернышко». Отгадывание загадок, ответы на вопросы. Запись словарного слова из текста. | 1 | 1 | | |
2 | Сказка «У страха глаза велики» Чтение пословиц, разбор словарного слова. | 1 | 1 | | |
3 | Слова — названия предметов; постановка вопросов кто? что? | 1 | 2 | | |
4 | Слова — названия предметов; постановка вопросов кто? что? | 1 | 2 | | |
5 | Упражнения на выделение в предложении слов, обозначающих предмет и отвечающих на вопросы кто? что? | 1 | 3 | | |
6 | Упражнения на выделение в предложении слов, обозначающих предмет и отвечающих на вопросы кто? что? | 1 | 3 | | |
7 | Большая буква в фамилиях, именах людей. | 1 | 4 | | |
8 | Большая буква в фамилиях, именах, отчествах людей. | 1 | 4 | | |
9 | Большая буква в кличках животных | 1 | 5 | | |
10 | Падают, падают листья… М. Ивенсен. Буква Е в начале слова или в конце слова. | 1 | 5 | | |
11 | Осенний лес. По В. Корабельникову. Буква Ё в начале слова или в конце слова. | 1 | 6 | | |
12 | Осенний лес. По В. Корабельникову. Буква Ё в начале слова или в конце слова. | 1 | 6 | | |
13 | Всякой вещи своё место. По К.Ушинскому. Буква Ю в начале слога или слова. | 1 | 7 | | |
14 | Всякой вещи своё место. По К.Ушинскому. Буква Ю в начале слога или слова. | 1 | 7 | | |
15 | Хозяин в доме. Д. Летнёва. Гласные Ы_И после твёрдых и мягких согласных. | 1 | 8 | | |
16 | Хозяин в доме. Д. Лежнева. Гласные Ы_И после твёрдых и мягких согласных. | 1 | 8 | | |
III четверть – 20 ч | | 1 |
1 | Повторение: списывание письменного текста с выделением обобщающих слов | 1 | 1 | | |
2 | Называние и употребление слов — действий предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать и др.) | 1 | 1 | | |
3 | Называние и употребление слов, обозначающих признаки предмета, состояние (громко, тихо, весёлый, грустный и др.) | 1 | 2 | | |
4 | Практическая работа: определение, группировка слов, называющих предметы, признаки, действия | 1 | 2 | | |
5 | Называние и употребление слов, указывающих где находится предмет (предлоги в, на, за, с, под, из, из-за и др.) | 1 | 3 | | |
6 | Называние и употребление слов, указывающих где находится предмет (предлоги в, на, за, с, под, из, из-за и др.) | 1 | 3 | | |
7 | Чтение: «Собака на сене» разбор сложных слов, написание словарных слов. Стр 36 | 1 | 4 | | |
8 | Составление рассказа (устно) о себе (с использованием фотографии) | 1 | 4 | | |
9 | Чтение «Знает кошка, чье мясо съела» стр37. Отгадывание загадки, разбор словарного слова из текста | 1 | 5 | | |
10 | Чтение «Стрекоза и муравьи» стр38. Ответы на вопросы. Написание словарного слова из текста | 1 | 5 | | |
11 | Чтение «Мальчик с пальчик» стр 57. Ответы на вопросы по сюжетной картине, разбор словарных слов из текста | 1 | 6 | | |
12 | Чтение «Мальчик с пальчик» стр 57. Ответы на вопросы по сюжетной картине, разбор словарных слов из текста | 1 | 6 | | |
13 | Чтение «Жаворонок» стр58. Работа по сюжетной картине | 1 | 7 | | |
14 | Чтение «Жаворонок» стр58. Работа по сюжетной картине | 1 | 7 | | |
15 | Слоги. А. Усачёв. Гласные А-Я после твёрдых и мягких согласных. | 1 | 8 | | |
16 | Поиграем-поиграем. Прочитай! Буква Я в начале слога или слова. | 1 | 8 | | |
17 | Прочитай. Соотнесение слов с предметными картинками. | 1 | 9 | | |
18 | Поиграем- поиграем. Прочитай. Различай шипящие и свистящие согласные. | 1 | 9 | | |
19 | Прочитай. Буква Е в начале слога или слова. | 1 | 10 | | |
20 | Прочитай. Гласные О-Е после твёрдых и мягких согласных. | 1 | 10 | | |
| IV четверть – 16 ч | | | | |
1 | Повторение: списывание слов, обозначающих предметы признаки, действия предметов, выделение, соотнесение с картинкой | 1 | 1 | | |
2 | «Отец и сыновья» Басня. Отгадывание загадки. Разбор словарных слов из текста. | 1 | 1 | | |
3 | «Старый дед и внучек». Работа по картине. Ответы на вопросы. Разбор словарного слова из текста. | 1 | 2 | | |
4 | Предложение. Выделение предложения из текста. | 1 | 2 | | |
5 | Лебедь, Щука и Рак. Разбор пословицы и написание пословицы. | 1 | 3 | | |
6 | Порядок слов в предложении | 1 | 3 | | |
7 | Стрекоза и муравей. Разбор пословиц и написание. | 1 | 4 | | |
8 | Стрекоза и муравей. Разбор пословиц и написание. | 1 | 4 | | |
9 | Чиж и голубь. Выразительное чтение. Написание сложных слов. | 1 | 5 | | |
10 | Чиж и голубь. Выразительное чтение. Написание сложных слов. | 1 | 5 | | |
11 | Обобщающий урок по разделу. Названия предметов, отвечающие на вопрос кто? | 1 | 6 | | |
12 | В гостях у сказки. Лиса и волк. Русская народная сказка. Различение слов, отвечающие на вопросы кто? и что? | 1 | 6 | | |
13 | Лиса и волк. Русская народная сказка. Различение слов, отвечающие на вопросы кто? и что? | 1 | 7 | | |
14 | Гуси и лиса. Русская народная сказка. Различение слов, отвечающие на вопросы кто? и что? | 1 | 7 | | |
15 | Гуси и лиса. Русская народная сказка. Различение слов, отвечающие на вопросы кто? и что? | 1 | 8 | | |
16 | Лиса и козёл. Русская народная сказка. Различение слов, обозначающих один и несколько одинаковых предметов. | 1 | 8 | | |
| Итого | 68 ч | | | |