Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области
«Тульский областной центр образования»
| Утверждено Приказом от 30.08.2025 г. №_01-20/106 |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Человек»
обучающегося 10 класса
Петров Иван
фамилия, имя
на 2025-2026 учебный год
Составил:
Учитель: Мочалова В.А.
Рассмотрено на
заседании ШМО
протокол №_1__ от _27.08.2025 г.
Согласовано:
заместителем директора по УВР: ________________ /Бакулина Е.А./
2025
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Человек», разработано на основе:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденных Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 (далее – ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ);
Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной Приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023 (далее - ФАОП НОО обучающихся с ОВЗ);
"Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
- Адаптированных основных общеобразовательных (образовательных) программ ГОУ ТО «ТОЦО»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 21.09.2022 г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
- учебного плана ГОУ ТО «ТОЦО», соответствующий варианту обучения.
- Приказа ГОУ ТО «ТОЦО» «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников при реализации образовательных программ начального общего, основного общего образования в ГОУ ТО «ТОЦО» (отделение№1 адаптированного общего образования для обучающихся с нарушениями интеллектуальной сферы) в 2024-2025 учебном году» от 30.08.2024 г. №01-20/101.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК»
Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основными задачами программы «Человек» являются:
Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: прием пищи, туалет, гигиена тела, одевание (раздевание).
Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Представления о своей семье, о взаимоотношениях в семье.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС УО учебный предмет «Человек» входит в предметную область «Окружающий мир».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК»
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, тяжёлой и глубокой степени, с ТМНР результативность обучения каждого ученика оценивается с учётом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы по окружающему социальному миру представляет собой описание возможных результатов образования детей данной категории на весь период обучения.
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП по предмету является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Предметные результаты освоения предмета
1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
Представление о собственном теле.
Отнесение себя к определенному полу.
Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.
Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.
Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.
2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться.
Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
Умение следить за своим внешним видом.
4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
Личностные результаты освоения предмета
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК»
В соответствии со ФГОС НОО и ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ (вариант 8.4) обучающимся с РАС обеспечивается нецензовый уровень начального образования. Результаты освоения АООП обучающимися с РАС с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития в варианте 8.4 оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО для обучающихся с ОВЗ применительно к варианту 8.4 АООП результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития обучающегося в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности обучающегося.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у обучающегося нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Сетка часов
Предмет | Количество часов в неделю | Количество часов по четвертям | Количество часов за год |
I | II | III | IV |
Человек | 1 | 8 | 8 | 10 | 8 | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК»
Представления о себе. Узнавание частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб)
Узнавание частей лица человека (рот, губы, язык, зубы)
Знание назначения частей лица
Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа)
Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа).
Гигиена тела. Мытье и вытирание рук и лица.
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук и лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица
Повторение. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица
Чистка зубов. Полоскание полости рта
Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой
Обращение с одеждой и обувью. Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов)
Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов).
Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий
Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий.
Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная)
Повторение. Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий
Туалет.Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление малой или большой нужды. Пользование туалетной бумагой.
Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (колготок, трусов), сидение на унитазе (горшке), оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок), нажимание кнопки слива воды, мытье рук
Семья.Узнавание членов семьи
Определение своей социальной роли в семье. Различение социальных ролей членов семьи
Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи
Прием пищи.Сообщение о желании пить. Питье из кружки (стакана): захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол
Наливание жидкости в кружку
Сообщение о желании есть. Еда руками
Повторение темы «Прием пищи. Сообщение о желании пить»
Повторение темы «Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи»
Обращение с одеждой и обувью. Расстегивание (развязывание) липучки (ремня, кнопки, шнурка)
Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы)
Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты
Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка)
Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог)
Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка)
Повторение. Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы)
Повторение. Застегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы)
Календарно-тематическое планирование предмета
№ раздела и тем | Наименование разделов и тем | Учебные часы | Примерная дата |
| I четверть | 8 часов | |
1 | Представления о себе. Узнавание частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб) | 1 | 1 неделя |
2 | Узнавание частей лица человека (рот, губы, язык, зубы) | 1 | 2 неделя |
3 | Знание назначения частей лица | 1 | 3 неделя |
4 | Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа) | 1 | 4 неделя |
5 | Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа). | 1 | 5 неделя |
6 | Гигиена тела. Мытье и вытирание рук и лица. | 1 | 6 неделя |
7 | Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица | 1 | 7 неделя |
8 | Повторение. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица | 1 | 8 неделя |
| II- четверть | 8 ч. | |
1 | Чистка зубов. Полоскание полости рта | 1 | 1 неделя |
2 | Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой | | 2 неделя |
3 | Обращение с одеждой и обувью. Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов) | | 3 неделя |
4 | Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов). | 1 | 4 неделя |
5 | Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий | 1 | 5 неделя |
6 | Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. | 1 | 6 неделя |
7 | Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная) | 1 | 7 неделя |
8 | Повторение. Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий | 1 | 8 неделя |
| III четверть | 10 часов | |
1 | Туалет. Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление малой или большой нужды. Пользование туалетной бумагой. | 1 | 1 неделя |
2 | Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (колготок, трусов), сидение на унитазе (горшке), оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок), нажимание кнопки слива воды, мытье рук | 1 | 2 неделя |
3 | Семья. Узнавание членов семьи | 1 | 3 неделя |
4 | Определение своей социальной роли в семье. Различение социальных ролей членов семьи | 1 | 4 неделя |
5 | Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи | 1 | 5 неделя |
6 | Прием пищи. Сообщение о желании пить. Питье из кружки (стакана): захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол | 1 | 6 неделя |
7 | Наливание жидкости в кружку | 1 | 7 неделя |
8 | Сообщение о желании есть. Еда руками | 1 | 8 неделя |
9 | Повторение темы «Прием пищи. Сообщение о желании пить» | 1 | 9 неделя |
10 | Повторение темы «Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи» | 1 | 10 неделя |
| IV четверть | 8 часов | |
1 | Обращение с одеждой и обувью. Расстегивание (развязывание) липучки (ремня, кнопки, шнурка) | 1 | 1 неделя |
2 | Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы) | 1 | 2 неделя |
3 | Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты | 1 | 3 неделя |
4 | Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка) | 1 | 4 неделя |
5 | Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог) | 1 | 5 неделя |
6 | Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка) | 1 | 6 неделя |
7 | Повторение. Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы) | 1 | 7 неделя |
8 | Повторение. Застегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы) | 1 | |
| Итого | 34ч | |