Индивидуальная работа классного руководителя с учащимися.
Методы воспитательного воздействия – это конкретные пути и способы достижения определенной цели, совокупность средств, приемов, способов воздействия на сознание, чувства, волю, поведение с целью формирования необходимых качеств.
Индивидуальная воспитательная работа ведется по следующим направлениям:
Ознакомительная беседа. В ходе беседы необходимо показать дружеское расположение к воспитаннику, проявить искренний интерес, поощрять стремление подростка рассказать о себе. В ходе беседы желательно не делать каких-либо записей (допускается записать адрес, данные о родственниках, родителях).
Непосредственное изучение осуществляется в ходе беседы, наблюдения, смоделированной ситуации, совместной деятельности.
Психологическое изучение и рекомендации по совместной воспитательной работе с подростком.
Учет нарушений поведения.
Немедленное реагирование на нарушения поведения.
Использование поощрений: благодарность, похвальная грамота, экскурсионная поездка.
Групповые воспитательные занятия.
Вовлечение в занятия по интересам (кружковая работа).
Моделирование проблемных ситуаций.
Использование критики.
Общие классные: дела: трудовые дела, культурно-массовые мероприятия, проведение досуга.
Обучение конкретным социальным навыкам (практические занятия).
13. Воспитание успехом.
Индивидуальная работа с детьми, нуждающимися в помощи и социальной защите:
- консультативная помощь в решении школьных и семейных проблем, проблем взаимодействия с социальным окружением по месту проживания и т.д.);
- забота о заболевших учениках, организация помощи отстающим ученикам в учёбе;
- коррекция межличностных отношений в ученическом коллективе;
- коррекция отношений между учащимися и педагогами;
- коррекция взаимоотношений учащихся с родителями.
Педагогическая помощь детям, нуждающимся в помощи и социальной защите:
1.Организация обучения ребенка по программе в соответствии с индивидуальными особенностями и уровнем развития несовершеннолетнего.
2.Организация дополнительных и поддерживающих занятий для слабоуспевающих учеников.
3.Привлечение несовершеннолетних к работе спортивных секций, кружков по интересам.
4.Обеспечение комфортных условий для несовершеннолетних в процессе обучения.
5.Педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, конференции, консультации).
6.Педагогический патронат. Контроль за успеваемостью и обеспечением несовершеннолетнего необходимыми условиями для учебы и развития.
В учебной деятельности школьники овладевают определёнными умениями и навыками:
учебно-организационные, учебно-информационные и учебно-интеллектуальные.
Как формировать умение рационально учиться:
методы диагностики сформированности общеучебных умений,
инструктаж о содержании труда и способах деятельности по овладению им,
этап практических упражнений по обработке соответствующих умений и навыков.
оперативный контроль над ходом процесса труда,
этап применения полученного умения в разнообразных практических ситуациях,
Этап закрепления умений и навыков.
Появление привычки действовать рационально.
Роль книги и чтения бесспорны в нравственном, интеллектуальном, эстетическом развитии детей и подростков, они развивают грамотность, общий культурный уровень, расширяют эмоциональный мир человека, подстегивают творческие потенции, формируют духовную основу личности.
Далеко не последнюю роль в содействии формированию общей культуры детей и юношества играет школьная библиотека.
К числу индивидуальных форм работы с читателями в настоящее время относятся беседы различного характера и формы индивидуального информирования.
В процессе формирования личности средства массовой коммуникации выполняют определенные функции.
1.Информационная функция. Современный старшеклассник до 200 раз в сутки сталкивается с рекламой на телевидении. Пятьдесят процентов юношей и девушек в течение месяца просматривают от 20 до 30 художественных фильмов, не считая других телепередач. Вся эта информация сообщает весьма разнообразные и часто противоречивые сведения о типах поведения людей, образе жизни в разных странах, средах, семьях.
2. Нормативная функция. Печать, радио, кино, телевидение активно пропагандируют идеологию общества, его нормы и ценности, которые регулируют жизнедеятельность личности.
3. Релаксационная функция. С одной стороны, эта функция реализуется по отношению ко всем старшеклассникам, так как просмотр телепередач, чтение книг отвлекает их от повседневных забот и обязанностей, позволяет расслабиться. С другой стороны, эта функция приобретает специфический оттенок, если речь идет о школьниках, у которых возникали осложнения в общении с окружающими или в других сферах их жизни. Эти юноши и девушки могут увеличить потребление продукции кино, радио, телевидения, печати, сократить тем самым контакты с людьми, найти отвлечение от неприятностей.
Кино и телевидение практически безгранично раздвигают перед каждым зрителем познание мира, показывают самые различные стандарты жизни, которые либо доступны при наличии определенных социально-экономических условий, либо не могут быть реализованы в силу личностных особенностей или каких-либо других факторов.
Влияние средств массовой коммуникации на развитие ребенка нельзя оценивать, как только негативное. Можно отметить и ряд позитивных факторов. По мнению А.В.Мудрика, во-первых, кино, телевидение и видео заменяют чтение в тех социально-культурных слоях, которые раньше не отличались пристрастием к печатному слову. Но зато теперь эти слои получают с экрана определенную познавательную информацию, которая раньше никак их не затрагивала. Во-вторых, телевидение в ряде случаев стимулирует чтение: показ экранизаций классических произведений («Сага о Форсайтах», «Красное и черное», «Жизнь Клима Самгина») резко повышает спрос на эти книги в библиотеках. В-третьих, последнее время в обиход вошло интерактивное телевидение, которое является не только источником информации, но и способствует формированию коммуникативной культуры личности.
При обучении и воспитании одаренных детей учителя ориентируются на следующие дидактические принципы:
- принцип творчества и успеха;
- принцип доверия и поддержки;
Основные цели и задачи олимпиады:
- повышение уровня и престижности технологического образования,
- развитие метода проектов как средства раскрытия творческого потенциала детей,
- привлечение школьников к выполнению социально значимых проектов,
- выявление и поощрение талантливых и способных учащихся.
Методические рекомендации
по проведению мониторинга уровня обученности и воспитанности
Мониторинг уровня обученности и воспитанности учащихся проводится на протяжение учебного года. Основными критериями являются:
1. Мировоззрение и идейность - умение отстаивать свои убеждения.
2. Гражданственность и патриотизм – знание Конституции и символики, истории своей Родины.
3. Коллективизм – умение трудиться на благо общества, учреждения образования, группы.
4. Трудолюбие, профессиональная целеустремленность – отношение к учебе, овладение профессией, отношение к труду и умение трудиться.
5. Нравственность – обязательность , ответственность.
6. Навыки здорового образа жизни безопасного поведения – занятие физкультурой и спортом, культура питания.
Интерпретация результатов тестирования
1.Мотив достижения выражается в нацеленности на успех, постановку и решение каких-то деятельностных (в том числе профессиональных) задач, в озабоченности организацией своей работы, боязни неуспеха, провала в работе, в высоком уровне притязаний, вере в свои силы и возможности.
2.Мотив аффилиации выражается в стремлении заводить друзей и ценить дружбу, приятельские отношения, искать контакты и радоваться им, в желании быть принятым другими, кооперироваться и сотрудничать, в страхе быть непонятым и непринятым, отвергнутым, оказаться в изоляции, одиночестве.
3. Мотив помощи (альтруизм) выражен в нацеленности на сочувствие, сопереживание всем, нуждающимся в помощи, в желании добра и благополучия ближнему, в стремлении опекать, поддерживать, утешать, защищать, заботиться, исцелять, успокаивать, думать о других и учитывать в их пользу.
4. Мотив влияния, доминирования выражен в желании контролировать свое социальное окружение посредством совета, убеждения, приказания, воздействовать на поведение окружающих, отговаривать, сдерживать, запрещать, добиваться исполнения своих желаний, диктовать условия, руководить, надзирать, подчинять, очаровывать, покорять, приобретать последователей, в нежелании подчиняться другим, выслушивать чужие советы и приказания, в стремлении быть независимым.
5. Мотив саморазвития, самосовершенствования выражается в суждениях, связанных с осмыслением каких-либо личных качеств, намерением развить то или иное качество, с озабоченностью своими недостатками и желанием их устранить. Сюда же относятся темы самодисциплины, самоконтроля, самозапретов, самонаблюдения.
6. Познавательный мотив обнаруживается в суждениях, описывающих положительные переживания процесса познания истины, мира, общественных отношений, законов природы, переживание общественных успехов, удовольствия от учения, занятий, общения с учителями, книгами.
7. Мотив агрессии проявляется в нетерпимости и враждебности по отношению к окружающим людям, в стремлении подчинить их себе, в том числе силовыми методами
( не путать проявления агрессии при самозащите)
8. Направленность на материальные ценности выражается в стремлении улучшить свой быт, повысить качество жизни за счет приобретения материальных благ, модных и престижных вещей, в озабоченности низким качеством своего быта, одежды и т.п.
9. Направленность на отдых, досуг, переживание приятного обнаруживают суждения, связанные со стремлением к покою, пассивному или активному досугу, намерением отдохнуть, забыться или с желанием пережить удовольствие от простых радостей жизни.
10. Направленность на духовное выражается в интересе к трансцендентным, т.е. высокоабстрактным понятиям, в сосредоточенности на вопросах бытия, на вечных категориях (добро, зло, любовь, смысл жизни и т.д.), в религиозных исканиях, в размышлениях о ближайшем и отдаленном будущем.
Собственно опора на содержание основного образования и является главной специфической чертой развития дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях любого вида. Другая важная особенность дополнительного образования детей – его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на "незаметное", а значит и более эффективное воспитание. С этим положением тесно связана еще одна отличительная черта системы дополнительного образования детей – компенсаторная (или психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере ребята, обучающиеся в условиях массовой школы, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Эмоциональная насыщенность – еще одна особенность развития дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения. Ее важность объясняется необходимостью противостоять "засушенности" учебного процесса, где преобладают вербальные способы коммуникации, где логика учебных знаний может привести к подавлению эмоционально-образного восприятия мира, столь значимого в детском возрасте.
Дополнительное образование детей выполняет еще одну важную задачу – расширяет культурное пространство школы. Особое значение имеет дополнительное образование детей для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.