Индивидуальное логопедическое занятие с использованием дидактического комплекса «Логомер 2»
Тема:
Цель : воспитать правильное произношение звука [л] на основе применения электронного образовательного ресурса «Логомер 2»
Задачи: продолжать упражнять детей в правильном произношении звука Л;
развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
развивать артикуляционную моторику;
выработка воздушной струи ;
воспитывать самоконтроль за речью;
формирование положительной установки на участие в занятии;
Оборудование:
Мультимедийный образовательный интерактивный сенсорный экран.
Микрофо.
Программно- дидактический комплекс «Логомер 2» с набором интерактивных дидактических материалов для логопедического кабинета.
Ход занятия:
Организационный момент
Здравствуй, …..! Предлагаю тебе прослушать и отгадать загадку.
Со мной ходи стрелять учиться,
На грядке ты меня ищи.
Могу попасть я метко в птицу,
Но часто попадаю в щи.
(лук)
Правильно лук ! А какой первый звук в этом слове?
Давай вспомним как правильно произнасить этот звук?
Основная часть
1. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Для начала разомнем наш язычок. Сначала выполним гимнастику для язычка.
Цель : Тренировка органов артикуляции. Комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата позволяет провести привычную « зарядку для язычка» под музыку.
Логопед: Молодец. Хорошо размял язычок.
2. Выработка воздушной струи
ЭОР на тренировку воздушной струи «Букет для мамы», «Торт со свечками».
Цель: Выработка сильной и плавной направленной воздушной струи. Задача ребенка- дуть в микрофон. Ритмичное повторение слов, слогов или выдохов помогут сделать букет большим и ярким
«Торт со свечками» Чтобы задуть на своем дне рождения сразу все свечки, надо сначала потренироваться. Выбираем торт, количество свечек и их цвет. Торт готов, микрофон тоже – можно играть
3. Развитие фонематического слуха
Упражнение на развитие фонематического слуха, фонематического восприятия «Правильный банан». Цель: Развитие фонематического восприятия и тренировка фонематического слуха. Развитие речевого внимания. Ребенок учится слышать правильное произношение.
Правильный банан Четыре забавных персонажа спорят, кто из них произносит слово правильно. Хартук или фартук? ? Спор разрешит только внимательный ребенок
5.Физминутка. ЭОР на развитие общей и мелкой моторики. «А ты так можешь?», «Ручные приведения».
Цель: Физкультура укрепляет мышцы и придает организму сил. Делать зарядку с веселыми героями этой игры детям очень интересно. Развитие моторики тесно связано с развитием речи. Подвижные занятия помогут ребенку улучшить моторику и будут способствовать активному развитию речи.
Повторяй движения за веселыми Привидениями и проговаривай стишки вместе с ними. Подвижные ловкие пальчики помогут улучшить мелкую моторику и будут способствовать активному развитию речи.
6. ЭОР на развитие связной речи «Свинки-копилки».
Цель :На картинке три свинки с нарисованными гласными. Буквы выбираются в настройках. Ребенок должен послушать слоги или слова и выбрать, в какую свинку полетит «звуковая монетка».
7. ЭОР на расширение словарного запаса «Невнимательный художник».
Цель; Определить , где ошибся художник. Один щелчок мыши – и ошибка исправлена. Составить предложения по исправленным картинкам
Подведение итогов занятия
Наше занятие закончилось. Ты многое узнал, многому научилися.
Какие упражнения мы сегодня выполняли?
Какие герои живут в нашем компьютерном доме?
Какие герои запомнились и понравились больше всего?
Какой звук мы сегодня использовали в речи и упражнениях? (Л)
Кто самый замечательный знаток ? ( Илья)
Молодец, ты сегодня очень старался,четко и ясно произносил звук /Л/ . Теперь следи за своей речью и не забывайте правильно и красиво использовать этот звук в речи.
При работе с интерактивной доской у учащихся задействованы различные виды памяти (слуховая, зрительная, ассоциативная), активизируются процессы внимания (концентрация, распределение, переключение), совершенствуются графомоторные, навыки, зрительно-пространственные отношения. Практическая значимость использования интерактивной доски состоит в том, что учитель и ученики расширяют границы привычного, поднимая процесс обучения и преподавания на качественно новый уровень. С помощью компьютерных технологий можно существенно повысить мотивацию ребенка с особенностями в развитии к трудной для него работе, научить и приучить его самого оценивать свои достижения, осознанно ставить перед собой новые задачи. Развитие умения строить самостоятельный диалог с компьютерной программой позволит создать у детей с особыми образовательными потребностями первоначальную модель взаимодействия с техникой, что необходимо и для будущей трудовой деятельности. Благодаря информационным технологиям, в том числе и работе с интерактивной доской, можно обеспечить продуктивную деятельность экспериментирования, необходимую для формирования полноценной системы умственных действий и понятий, обеспечить занимательную для ребенка форму занятий, обеспечить освоение детьми модели коммуникации, основу которой составляют явления жизни человека.
На наших логопедических занятиях компьютерные технологии обучения нашли свое применение при коррекции нарушений устной и письменной речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. С этой целью была создана информационно-практическая база, включающая разнообразные компьютерные программы (приложения на электронных носителях к учебникам УМК “Школа России” по русскому языку, математике, окружающему миру, обучению грамоте, литературному чтению), развивающие и обучающие игры (“Искатель”, “Приключения Гарфильда”, “Приключения Кузи” и др.) авторские научные и практические мультимедийные презентации.
У детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения речи различного уровня, выявляется недостаточное понимание и различение грамматических форм; затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста; недостаточность объема словаря; вербальные замены; при осложненном варианте общего недоразвития речи имеют место определенные сложности при автоматизации поставленных звуков. Процесс обучения ребенка с речевой патологией требует длительного времени и отнимает у ребёнка много сил. Со временем у него утрачивается интерес к занятиям с логопедом, теряется мотивация, ведь коррекция нарушений речи - трудоемкий процесс. Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. Общение с компьютером вызывает у учеников коррекционной школы интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность.
Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ интерактивной доски. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, возможность самостоятельно (совместно с педагогом, коллективно) выполнять практические задания, исправлять допущенные ошибки, фиксировать полученный результат, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей учащегося, темы занятия, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Авторские презентации можно использовать как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей учащихся с речевыми нарушениями.
Использование мультимедийных презентаций в коррекционно-развивающей работе логопеда помогает решать следующие задачи:
Образовательные: развитие навыков языкового анализа и синтеза; уточнение, расширение и активизация словаря по лексическим темам; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие орфографической зоркости.
Коррекционные: развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности; развитие психических процессов; развитие тонкой и общей моторики.
Воспитательные: воспитание сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.
Нами были разработаны различные авторские мультимедийные презентации, способствующие развитию фонетико-фонематических процессов (“В царстве Снежной королевы”, “Приключения Алисы”, “В поисках сокровищ”, “Играем с Буратино”, “Преступление” и др.), развитию лексико-грамматического строя речи (“Имя существительное”, “Исправь ошибки”, “Собираем урожай. Овощи. Фрукты ”, “Когда это бывает? Времена года” и др..)