СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный исследовательский проект

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здесь размещен индивидуальный исследовательский проект по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный исследовательский проект»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пригорская средняя школа













Индивидуальный проект

по русскому языку

Сленг в русском языке”







Работу выполнил

ученик 8 класса А

Назаров Кирилл

Руководитель:

Соркина Татьяна Ивановна.



2017 – 2018 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение ……………………………………………………………... 3

Глава 1. Молодёжный сленг – особая форма языка……………………… 5

1.1. Что такое молодёжный сленг…………………………………………. 5

1.2. История возникновения молодёжного сленга……………………….. 6

1.3. Причины употребления молодёжного сленга……………………….. 9

Глава 2. Практическая работа……………………………………………. 11

2.1. Молодёжный сленг в Пригорской школе …………………………...11

Заключение ……………………………………………………………….. 14

Список литературы ………………………………………………………. 15

Приложение ………………………………………………………………. 16





















Введение

Общение относится к числу важнейших для подростка сфер жизнедеятельности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. К сожалению, речь подростков часто приводит в негодование учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения.

В самом деле, есть о чем беспокоиться: по данным последних исследований, в подростковой среде степень жаргонизации речи превышает 75% среди юношей и 35% среди девушек, т. е "зашибись", "улет", "круто", "отпад", "отстой", "классно" и подобные словечки наполовину вытесняют литературные выражения. [1] Хорошо это или плохо? Действительно ли молодежный сленг является злом, достойным искоренения?

Многие школьники в своих научно-исследовательских работах на подобные темы изначально нацеливаются на борьбу с этим «социальным злом», не понимая, что это – часть языка, часть культуры. Естественно, как и в любом пласте лексики, в молодежном жаргоне присутствуют негативные элементы, употребление которых недопустимо. Мы не ставим целью изучение вульгаризмов, лексем молодых преступников, наркоманов. Русский молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен. Поэтому собирание и изучение молодежных жаргонных слов играет немаловажную роль в общественно-историческом, культурно-познавательном и лингвистическом отношении.

Актуальность проблемы заключается в том, что молодежный сленг – одна из составляющих процесса развития языка, его пополнения, его многообразия.

Гипотеза: слова, относящиеся к молодежному сленгу, часто встречаются в речи школьников, их употребление связано с желанием выделиться среди людей, быть современными; сленговые слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников. Так ли это?

Чтобы подтвердить или опровергнуть эту гипотезу,  нам предстоит изучить лексикон учащихся, определить пути пополнения словарного запаса школьников. С этой целью мы проведем социологическое исследование  среди сверстников, результаты опроса представим в виде диаграмм и таблиц.

Цель работы: выявить причины возникновения молодежного сленга в школьной среде, его взаимодействие с литературным языком.

Задачи:

  • познакомиться с понятием “сленг”;

  • изучить причины и историю его появления;

  • провести анкетирование среди учащихся МБОУ Пригорская СШ

Методы исследования:

  • метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение);

  • сбор лексики;

  • анкетирование;

  • анализ, сравнение;

  • статистические исследования (подсчет, вычисления).













Глава 1. Молодёжный сленг – особая форма языка

1.1. Что такое молодёжный сленг.

Рассмотрим понятие «сленг» (имеет синоним «жаргон»). В разных источниках оно толкуется по-разному.

Сленг (англ, slang) - в английском языке - слова или выражения, употребляемые людьми определенных возрастных групп, профессий или классовых прослоек, напр., художников, моряков (см. арго, жаргон). [5, с.471]

Сленг (англ. slang):1) то же, что жаргон, преимущественно в англоязычных странах.2) Вариант разговорной речи (в т. ч. экспрессивно окрашенные элементы этой речи), не совпадающие с нормой литературного языка. [10, с.893]

Сленг - совокупность слов и выражений, употребляемых представителями определенных групп, профессий и т.п. и составляющих слой разговорной лексики, не соответствующей нормам литературного языка (обычно применительно к англоязычным странам). [2, с.307]

По мнению филологов, молодежный сленг - средство общения людей, условно объединенных возрастом от 11 до 30 лет. Это смешение многих жаргонов: криминального – «шмонать», «базарить», «шмотки», «стрелка»; компьютерного – «винда», «драйвер»; нормативной и ненормативной лексики – «хилять», «бакланить», а также других слов, образованных присоединением нецензурных частей к установившимся жаргонным. [1] Лексика жаргона ограничена интересами тех, кто его использует. Слова одной социальной группы легко заимствуются другой группой. Слово «тусовка», например, употребляется в печати как типично молодежное, в то время как на самом деле своему происхождению оно обязано уголовной среде и обозначает «собрание воров».

Сленг – своеобразный знак, пароль, пропуск в среду общения, где по слову, цитате или реакции на них узнают человека, близкого по интересам и отношению к жизни. В сленге открытых групп (студенты, музыканты и т. п.) доминирует игровое начало, соблюдение необязательных, но создающих особую атмосферу общения и взаимопонимания «правил» речи. Яркая экспрессия многих сленговых слов делает их привлекательными и для лиц, не принадлежащих социальной группе, где бытует определённый сленг.

Проникая во многие сферы языковой деятельности, сленг становится средством создания своеобразной экспрессии и колорита в литературе и кино и главное – существенной частью повседневного языкового общения. Не случайно в настоящее время сленг употребляется в прессе и даже в литературе (причем не только детективного жанра) для придания речи живости. Даже государственные деятели высокого ранга используют в своих выступлениях сленговые выражения. Следовательно, нельзя относиться к сленгу как к чему-то тому, что только загрязняет русский язык. Это неотъемлемая часть нашей речи.

Самые распространенные виды молодежного сленга на сегодняшний день – это сленг учащихся, солдат, неформалов и прочих групп, имеющих общие интересы.

1.2. История возникновения молодёжного сленга

История молодежного жаргона насчитывает далеко не десятки лет и даже не столетия, а тысячелетия. Возник сленг очень давно.

Константин Георгиевич Паустовский учился в знаменитой Первой Киевской гимназии и окончил её в 1912 году. Первая фраза, которую он услышал в школе, была: «Привели ещё одного несчастного кишонка.» Вот как объясняет это слово автор в автобиографической «Повести о жизни»:

«Я вступил в беспокойное и беспомощное общество приготовишек, или, как их презрительно звали старые гимназисты, в обществе кишат. Кишатами нас прозвали за то, что мы, маленькие и юркие, кишели и путались на переменах у взрослых под ногами». [6, с.23]

С начала века отмечены три бурные волны в развитии молодежного сленга. Первая датируется двадцатыми годами прошлого века, когда революция и гражданская война, разрушив до основания структуру общества, породили армию беспризорных, и речь молодежи, которая не была отделена от беспризорных, окрасилась множеством "блатных" словечек. Появляются издания вроде “Словаря жаргона преступников (Блатная музыка)”.

Вторая волна пришлась на 50-е , когда на танцплощадки городов вышли "стиляги": Бродвей (или Брод) - центральная улица города, место встреч стиляг, чувак - "свой" парень, стиляга, боруха - девица "свободных нравов", румяные батоны - девушки-нестиляги, участвующие в вечеринках, стилять - "импортно" танцевать, фазер, мазер - родители стиляги, манюшки – деньги, жлобы - "серая масса". [ 3]

Появление третьей волны связано не с эпохой бурных событий, а с периодом застоя, когда удушливая атмосфера общественной жизни 70-80-х породила разные неформальные молодежные движения, и "хиппующие" молодые люди создали свой "системный" сленг как языковой жест противостояния официальной идеологии. : «ксивник»— документ, маленькая сумочка для переноски сего документа, «хайратник»— волосы, ленточка на лбу (по легенде — чтоб «не срывало крышу»), «фенечка» - браслет из ниток, кожаных полосок или бисера, дарится «на память» или друзьям. [ 3]

В последние десятилетия происходит очередной всплеск интереса к сленгу, чему в немалой степени способствует появление на экране молодёжных сериалов, язык героев которых трудно назвать соответствующим нормам. Именно оттуда проникают в речь современных школьников разного рода сленгизмы.

Обращает на себя внимание и тот факт, что дети ХХI века значительно лучше своих родителей владеют иностранными языками. Многие слова, их корни остаются на слуху у подростков, органически входят в их речь, обретают определённую независимость, обрастают различными аффиксами. Вслушайтесь, к примеру, в образчик детского словотворчества:

«Кабы я была кингица», -

Спичет фёрстая герлица… [1]

Сколько здесь всего переплетается! И знакомый с детства Пушкин, и попытка показать своё знание англоязычных корней, и шаловливое желание «обрусачить» чужие слова.

В последнее время произошло также повальное увлечение молодёжи компьютерными играми. Это послужило мощным источником для рождения сленгизмов: «аркада», «брдилка», «думер» (человек, играющий в «DOOM»), «квакать» (играть в Quake) и т.д. Большинство непрофессиональных пользователей не владеют достаточным уровнем английского языка. Но им всё равно приходится пользоваться английской терминологией. Зачастую происходит неправильное прочтение слова, и искажённая лексема прочно оседает в их словарных запасах.

Пути обновления сленга разнообразны:

  • Заимствования. Чаще всего из английского, так как он достаточно популярен и известен у молодых людей. Многим, даже не изучавшим английский язык понятны такие слова, как: фифти-фифти, респектую, лузер, пипл. Вот так сильно и прочно влился зарубежный сленг в современную речь, что мы даже уже не обращаем на него внимания.

  • Компьютеры и технологии. Не стоящий на месте прогресс волей-неволей наполняет речь новыми словами. А для понимания молодежного интернет-сленга уже даже словари начали составлять. Если в варианте с заимствованными словами обычный человек еще как-то оставался в теме разговора, то в данном случае без специальных знаний мало что поймешь.

  • Музыка. Чаще всего слова в данном случае образуются от названия музыкальных стилей (попсятина, транс, фолк), композиций (новье, свежак, хит) и прочей музыкальной атрибутики.

  • Противозаконные веяния. Слова, относящиеся к наркомании, уголовному миру и прочему (шмон, беспредел). Некоторым кажется, что используя в речи такой сленг, они кажутся солиднее остальных.

  • Хобби и работа. Как уже было сказано, в каждой среде присутствуют свои выражения, появившиеся в процессе работы - слова, которые были бы непонятны, допустим соседям

Сленг - явление во времени не столь устойчивое, и выражения современных школьников все же отличаются от "словарного запаса" их родителей в том же возрасте.

Итак, сленг, как языковое явление, существует на протяжении нескольких веков. Каким бы запретам его ни подвергали, как бы ни судили, выкорчевать его из языка не представляется возможным. Поэтому надо его воспринимать, искать его место в речи современных носителей языка, выявлять закономерности его существования.

1.3. Причины распространения сленга среди молодёжи

Почему подростки используют сленг? Причины этого различны, а именно:

  • сленг является средством укрепления групповой солидарности;

  • сленг – одна из форм преодоления чувства социальной неполноценности;

  • сленг – способ свободы выражения подростка;

  • сленг может быть подражанием определённому, значимому лицу;

  • сленг, как протест против взрослого;

  • сленг, как проявление интереса к какой-либо деятельности;

  • нехватка литературного словарного запаса;

  • стремление к разнообразию. Всегда говорить правильно – скучно;

  • стремление к краткости;

  • сленг передаёт эмоциональность речи.


Сленг был, есть и будет в школьной лексике. Его нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Но очень плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь.

В борьбе со сленгом и «черными» словами очень важным оказывается «экологический» подход. Так же как в природе существуют предельные уровни радиации, загазованности атмосферы, загрязнения водной среды, выше которых могут начаться необратимые процессы разрушения, так и в языке есть пределы его искажения, огрубления и стилистического снижения, дальше которых говорить о нем как о «важнейшем средстве общения» попросту не приходится. Зло и злое, грубое слово порождают новое зло, накапливаются в общей «языковой атмосфере», становясь губительными для их носителей.

Засорение языковой среды подобно загазованности воздуха, нарастанию токсичности, отравленности, когда они становятся опасными для жизни человека.

Наша среда существования — в том числе и языковая — должна быть здоровой, очищенной от вредных примесей, годной для самовозрождения и обновления.

Глава 2. Практическая работа

2.1. Молодежный сленг в Пригорской средней школе

Среди учащихся МБОУ Пригорская СШ было проведено анкетирование на тему “Сленг”. Респондентам, ученикам 8 – 9 классов, было задано четыре вопроса. Анкетирование имело следующие задачи:

  • Выяснить, знают ли школьники о данном речевом явлении.

  • Выявить мотивы использования жаргонизмов в речи школьников.

  • Установить, используют ли они в своей речи сленговые слова.

  • Определить круг наиболее часто встречающихся лексем.

  • Выявить наличие или стремление обойтись без жаргонизмов.

Вопрос №1. Используете ли вы в своей речи сленг?

Да – 17 человек

Нет – 7 человек

Иногда – 4 человека

Вопрос №2. Если в первом вопросе вы ответили «да», то напишите, почему вы используете сленг?

Не использую – 7 человек

Для упрощения и понимания речи – 18 человек

В шутку – 3 человека

Вопрос №3. Считаете ли вы, что необходимо избавить речь современной молодёжи от сленга?

Нет – 23 человека

Да – 4 человека

1 человек воздержался от ответа

Вопрос № 4. Назовите наиболее употребляемые вами сленговые слова, если таковые имеются.

Лол – 1 человек, В переводе с английского это сокращение обозначает фразу “ржу не могу”

Здарова – 1 человек, синоним слова привет

Толкан – 3 человека, туалет

Косарь – 1 человек, тысяча рублей

Пара – 1 человек, оценка в два балла

Баклан – 2 человека, глупый или неправый человек

Толканка – 2 человека, туалетная бумага

Параша – 3 человека, оценка в два балла или туалет

Базарить – 2 человека, синоним слову разговаривать

Це – 1 человек, с украинского языка это слово обозначает “Это”

Вывод: всего участвовало в анкетировании 28 человек

Результаты анкетирования показали, что большинство респондентов (61%) используют в речи сленговые слова с целью упростить общение, чтобы сделать его, т.е. общение, понятным для своей группы; 82% опрошенных не считают необходимым избавлять свою речь от сленга.

Это значит, что жаргон – неотъемлемая и естественная часть подростковой культуры. Нельзя дать однозначного ответа, является ли использование жаргонизмов положительным или отрицательным явлением в речевой культуре подростков. Очень важно чувствовать грань, когда допустимо употребление таких слов, а когда нужно обратиться к ресурсам литературного языка.







































Заключение

В данном проекте мы попытались объяснить причины употребления сленга как элемента повседневной речи учащихся. Выяснилось, что сленг существует давно, но степень употребления этого явления в языке в наше время возросла. Очень часто причиной употребления сленга является желание выделиться или, наоборот, отделить свой мир от мира взрослых. Следовательно, гипотеза, которую мы выдвинули, верна: слова, относящиеся к молодежному сленгу, часто встречаются в речи школьников, их употребление связано с желанием выделиться среди людей, быть современными; сленговые слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников.

В заключении хотелось бы сказать, что использование сленга среди различных групп и кругов общения вполне допустимо, но не стоит злоупотреблять этим.

Излишнее увлечение сленгом провоцирует отсутствие навыков общения на деловом или научном уровнях, ведет к упрощению личностных качеств человека. Отсюда отсутствие элементарной коммуникабельности, что в дальнейшем может существенно навредить, например, при приеме на работу или же просто вызвать трудности в общении.

Для тех же, кто желает говорить правильно, красиво, образно можно дать такие советы:

  • Читайте хорошую литературу.

  • Контролируйте речь, свою и чужую.

  • Практикуйте выступления перед аудиторией и дружеские беседы.

  • Любите и уважайте свой язык.



ЛИТЕРАТУРА

  1. Агузарова К.К. Молодёжный сленг [Электронный ресурс] //Дарьял. - 2004. - №6. URL: http://www.darial-online.ru (дата обращения: 04.03.2018)

  2. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка в 3т/– М.: АСТ: Астрель, 2006.- т.3

  3. Исследование молодежного сленга как языкового и общественного явления [Электронный ресурс] URL: http://www.tula.rodgor.ru/gazeta/756/party/6142/ (дата обращения 25.03.2018)

  4. Краткий словарь сленга [Электронный ресурс] URL: https://pw.mail.ru/(дата обращения: 04.03.2018)

  5. Локшина С. М. Краткий словарь иностранных слов. – М.: Рус.яз., 1988. – 632 с.

  6. Паустовский К.Г. Повесть о жизни. В 6 книгах. Книга 1-3. Далекие годы. Беспокойная юность. Начало неведомого века. – М.: АСТ, 2007. – 736 с.

  7. Русский язык бета [Электронный ресурс] URL: http://rus.stackexchange.com/ (дата обращения: 25.03.2018)

  8. Словарь молодежного сленга [Электронный ресурс] URL: http://teenslang.su/ (дата обращения: 04.03.2018)

  9. Соколова В.В. Культура речи и культура общения.- М.: Просвещение, 1995.

  10. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] URL: http://www.vedu.ru/(дата обращения: 04.03.2018)



Приложение 1.

Анкета

1. Используете ли вы в своей речи сленг?

2. Если в первом вопросе вы ответили «да», то напишите, почему вы используете сленг?

3. Назовите наиболее употребляемые вами сленговые слова, если таковые имеются.

4. Считаете ли вы, что необходимо избавить речь современной молодёжи от сленга?



























Приложение 2

Словарь сленга учащихся Пригорской СШ

Базарить – синоним слову говорить

Баклан – Глупый или неправый человек

Здарова – синоним слова привет

Косарь – Тысяча рублей

Лол – В переводе с английского это сокращение обозначает фразу “ржу не могу”

Пара – оценка в два балла

Параша – оценка в два балла или туалет

Толкан – туалет

Толканка – туалетная бумага

Це – в переводе с украинского – “это”