СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный образовательный маршрут по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это ИОМ для работы с одаренным ребенком по филологическому профилю

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный образовательный маршрут по русскому языку»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

общеобразовательная школа с. Малая Глушица Большеглушицкого района Самарской области





Согласовано

__________/_______________________

(законные представители)


Утверждаю

Директор ГБОУ ООШ с. Малая Глушица

______________/Инюшина Т.В.

Приказ № ____ от ______________




Индивидуальный образовательный маршрут

ученицы 7 класса


Советниковой Кристины





Направление учебного курса деятельности – история русского языка




Педагог-куратор – Проскурнина Татьяна Константиновна






Год обучения - первый


2017 - 2018 учебный год




«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат».

В. А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Для развития способностей одаренной личности необходимы индивидуальные формы обучения. Возможность индивидуального образование дает большие возможности для развития детской одаренности. Чем раньше у ребенка обнаруживаются способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче будет ему найти свое призвание.

Организация работы по индивидуальному образовательному маршруту основаны на следующих принципах:

  • индивидуальный, дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу, продуктивной, творческой деятельности ученика и учителя;

  • вариативность программ, учебных курсов, что позволяет реализовывать образовательные потребности обучающихся, их родителей;

  • качественное обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба для детского здоровья.

Главное в построенном таким образом учебном процессе – признание за каждым учеником права на значительную автономию, свой темп работы, специфические способы овладения знаниями.

Данный образовательный маршрут ориентирован на поддержку и развитие способного ребенка Советниковой Кристины, направлен на личностное развитие и успешность, составлен с учетом уровня подготовленности ученицы по русскому языку.

Индивидуальный образовательный маршрут разработан на основе:

1. Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 год,

4. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 03.04.2012 г.;

5. Концепция развития дополнительного образования в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №172;

6. Обязательный минимум содержания основного общего курса изобразительного искусства;

7. Примерная программа для общеобразовательных школ по курсу «Изобразительное искусство» (автор - Шпикалова Т.Я. М. Просвещение, 2010 г.);

8. Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству («Программы для общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство. 5-9 классы» В.С. Кузина и др. –М.; Дрофа, 2010г.);

10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897.



Диагностика:

Кристина отличается всесторонним развитием и отличными интеллектуальными способностями. Согласно психологическому обследованию, мотивами учения школьницы являются любознательность, трудолюбие, стремление к самоутверждению. Ученица полностью адаптирована к учению как ведущему виду деятельности. У девочки сформированы волевые черты характера, необходимые в продвижении к поставленной цели: настойчивость, дисциплинированность, организованность и самоконтроль. Успех познавательной деятельности девочки обеспечивает гармоническое сочетание развитой памяти, логического и образного мышления, наблюдательности, правильной речи. За пройденный период обучения ученица продемонстрировала легкость в усвоении содержания всех учебных предметов, высокий темп деятельности, высокую информативную культуру и желание изучать дополнительные знания.



Целевое назначение: 

Создание психолого-педагогических условий для личностного развития и самореализации способной ученицы Советниковой Кристины в процессе обучения, расширение возможности реализации ее интеллектуальных, творческих и организаторских способностей в олимпиадах, творческих конкурсах, состязаниях различных уровней предметной направленности.


Задачи обучения:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию ученицы;

  • поощрять её активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности;

  • формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную  деятельность;

  • содействовать индивидуализации  воспитания и образования;

  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.


Ожидаемые результаты реализации ИОМ:

  • успешное освоение учебных дисциплин в объеме, предусмотренном учебным планом;

  • формирование привычки к самостоятельной работе, самоконтролю, самооценке;

  • создание условий для желания самосовершенствоваться, развиваться, быть успешной;

  • успешная социализация, развитие навыков сотрудничества с детьми и взрослыми


Этапы реализации:

Реализация данного индивидуального образовательного маршрута: 2017-18 уч. год, 1 час в неделю – 34 часа за учебный год


Работа с родителями:

  1. Родители, семья в системе реализации маршрута:

  • учитывать личностные и возрастные способности одаренных детей;

  • создать условия для формирования у ребенка положительной «Я-концепции» для полной реализации потенциальных возможностей;

  • оказывать помощь в создании семейного микроклимата, в повышении образовательного уровня семьи;

  • формировать умение ребенка адаптироваться в социально значимой среде (семье, среди сверстников, педагогов);

  1. Семейные аспекты развития одаренных детей и реализации маршрута:

  • организация работы с родителями по вопросу воспитания одаренных детей;

  • привлечение родителей к подготовке мероприятий различного направления.





Интеграция с другими учебными дисциплинами:

Занятость одаренного ребенка Советниковой Кристины в 2017-18 учебном году

Название курса

Направление

1.

Факультатив «Основы православной культуры»

Духовно-нравственное

2.

Секция «Подвижные игры»

Спортивное

3.

Клуб «Этикет»

Общекультурное

4.

Кружок «Юный краевед»

Общекультурное

5.

Кружок «Занимательный немецкий»

Общеинтеллектуальное

6.

Кружок «Мы в школе»

Социальное


Успехи и достижения за прошлый учебный год

Карта индивидуального образовательного маршрута развития Советниковой Кристины за 2016 - 2017 учебный год

Уровень

Результат


Конкурс


Познавательная деятельность

Художест-эстетическая

деятельность

Олимпиады


Творческие

конкурсы

Исследовательская

деятельность

Предметные

недели

ИЗО

Школа

Победитель

I место по биологии

I место

Конкурс «Лучшее портфолио ученика»

Проекты: «Лишайники Самарского региона», «Растения, подлежащие охране в с. Малая Глушица»

Победа в конкурсе «Лучшая иллюстрация литературного произведения»

Победы в конкурсах «Золотая Осень», «Новый год к нам мчится», «Мама – главное слово» и др.

Призёр

по русскому языку


Доклад на тему: «Жизнь и среда обитания раффлезии»



Лауреат






Участник

по математике





Район

Победитель






Призёр






Лауреат






Участник






Округ

Победитель





II место

Конкурс творческих работ «Мир в радуге профессий»

Призёр






Лауреат






Участник





Фотоконкурс «Мир глазами молодежи»

Всероссийские

конкурсы

Победитель





III место

Творческий конкурс «Маленькие и смешные мультяшки»

Призёр






Лауреат






Участник



Интернет-проект Конкурс «Читаем стихи о войне»





Оценка и самооценка успехов и достижений:

Примерные вопросы для формирования навыков самоконтроля и самооценки:

  1. Какую цель я ставлю

  2. перед собой, приступая к изучению новой темы?

  3. Удалось ли мне достигнуть поставленной цели?

  4. С какими заданиями, видами работы я справлялся легко и успешно?

  5. Какие задания, виды работы вызвали затруднения? Удалось ли их преодолеть? Каким образом?

  6. Какие выводы я сделал? Над чем ещё нужно работать?

В качестве опоры для рефлексивной деятельности учащейся предлагаются ориентировочные вопросы.

Примеры таких вопросов:

1.Каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился в результате изучения темы?
2.Какие задания, предложенные работы вызвали наибольший интерес, почему?
3.Какие задания, предложенные работы, вызвали затруднение? В чем причина моих неудач? Как я их преодолевал?
4. Какие выводы я сделал? Над чем мне ещё надо поработать?


Социальный опыт ребенка:

  • Осознание необходимости расширения (или наличия у себя широкого диапазона) социальных знаний и умений с целью достижения высокого уровня адаптивности.

  • Осмысление и адекватная оценка, соотнесение конкретных социальных условий и своих возможностей по достижению предполагаемого результата в данной ситуации.

  • Умение (способность, готовность) актуализировать свой личностный опыт применительно к конкретной социальной ситуации.

  • Определение и выбор возможных и наиболее эффективных способов деятельности, вариантов поведения.

  • Готовность к принятию личной ответственности за выбор собственного поведения в ситуации социального взаимодействия.

Образовательная программа ИОМ ученицы 7 класса Советниковой Кристины по русскому языку «История русского языка»


Задачи курса:  

Изучение истории русского языка предоставит способной ученице возможность:

  1. сформировать целостное представление о языке как национально-культурном феномене, как многофункциональной, исторически развивающейся системе, о ее устройстве и функционировании;

  2. усовершенствовать умение анализировать и оценивать языковые явления и факты с прагматической и эстети­ческой точек зрения, проводить лингвистический и филологический анализ текста;

  3. научиться самостоятельно находить и использовать российские и иностранные источники для получения лингвистической и культурологической информации, которая представлена на словесном, численном или символьном уровне, оценивать их критически как на уровне личности, так и на уровне общества.


Тематическое содержание программы:

Введение. (1 час) Общие сведения о языке. Друг и враг человеческий. Первоучители словенские.

Графика и орфография. (2 часа) Славянская азбука.

Фонетика. (2 часа) Падение редуцированных и последствия этого процесса в истории русского языка. Фонетические старославянизмы в русском языке. Современные приметы старинных слов. Исторические чередования звуков в русском языке.

Орфоэпия. (2 часа) Московская норма произношения.

Лексика. (9 часов) Подвиг В. И. Даля. Лексическое значение слова. Словарная статья. Заимствованные слова в русском языке. Крылатая мудрость народа. Источники происхождения фразеологизмов. Роль фразеологизмов в художественном тексте. Фразеологический словарь и его особенности.

Словообразование. (3 часов) Исторические изменения в составе слова. Процесс переразложения в русском языке и его последствия. Иноязычные аффиксы. Словообразовательные славянизмы.

Морфология. (10 часа) Происхождение названий русских падежей. История падежных форм имени существительного. Происхождение полных имен прилагательных. Особенности склонения имен прилагательных. История неопределенной формы глагола. История развития форм глагола. Глагол и его орфографический образ. История происхождения имени числительного. История изменений личных местоимений и возвратного местоимения себя. Следы устаревших форм местоимений в русском языке. История форм причастий и деепричастий. История наречных форм. Происхождение производных предлогов. Происхождение союзов и частиц. История междометий. Своеобразие русского национального языкового сознания.

Синтаксис. (2 часа) Пунктуация. История современных знаков препинания. История форм простого предложения.

Развитие речи. (3 часов) Учёные — филологи, занимающиеся историей русского языка. Писатели о русском языке. Язык как хранитель нравственных, эстетических и духовных ценностей людей.





Календарно-тематический план

п/п

Тема занятия

Виды деятельности

Дата



Введение (1 час)


1

1.

Первоучители словенские. К истокам слова


Слово учителя. Просмотр и анализ видеофильма о жизни и деятельности Кирилла и Мефодия. [Электронный ресурс] — URL: http://manuscripts.ru// Анализ программы "Книжная полка".

Тема: "История русского языка" / Телеканал "Просвещение": https://www.youtube.com/watch?v=hAvrOCvqoII




Графика и орфография (2часа)


2

1.

Славянская азбука

Работа с [Электронным ресурсом] — URL:

  • церковнославянский: ruscorpora.ru/search-orthlib.html;

  • среднерусский: ruscorpora.ru/search-mid_rus.html;

  • древнерусский: ruscorpora.ru/search-old_rus.html;

- берестяные грамоты: ruscorpora.ru/search-birchbark.html. Написание опорного конспекта.



3

2.

Азбучный имяслов. История буквы «ять»

Практикум по переводу имяслова церковнославянской азбуки, который может иметь несколько вариантов: расположив буквы в определенном порядке, «увидеть» текст в другом сочетании их названий. Чтение и обсуждение учебной статьи о букве «ять». Практикум по чтению слов с буквой «ять» (в старой орфографии)




Фонетика (2 часа)


4

1.

Падение редуцированных и последствия этого процесса в истории языка. Фонетические старославянизмы в русском языке


Просмотр и обсуждение фрагмента лекции профессора А.А. Зализняка «Древнерусский и древнеславянский»: https://www.youtube.com/watch?v=uzzjnpPmEDQ&list=PLXgHnjNQP7u4FfSqyz_Q7anGkWuTYASFm Чтение и обсуждение статьи о фонетических процессах, протекавших в русском языке.


5

2.

Решение лингвистических задач.

Современные приметы старинных слов


Практикум по написанию слов в соответствии с историческим процессом падения редуци­рованных. Практикум по нахождению слов с полногласием и неполно­гласием и слов с историческими чередованиями в современном русском языке.




Орфоэпия (2 часа)


6

1.

Московская норма произношения

Просмотр и обсуждение фрагмента лекции профессора А.А. Зализняка «История русского ударения»: https://www.youtube.com/watch?v=3H3ynNOoGiA&index=3&list=PLXgHnjNQP7u4FfSqyz_Q7anGkWuTYASFm


7

2.

Проведение исследования на тему «Как говорят в моей семье»

Презентация проектов «Как говорят в моей семье»




Лексика (9 часов)


8

1.

Друг и враг человеческий

Анализ русских пословиц и пого­ворок о языке и речи, их образного и притчевого смысла.


9

2.

Крылатая мудрость народа. Практикум. Определение источника про­исхождения фразеологизмов.

Толкование значения и образного смысла рус­ских пословиц и поговорок. Знакомство с источниками про­исхождения фразеологизмов.


10

3.

Практикум по нахождению фразеологизмов в сло­варе по ключевому слову.

Изучение строения словарной статьи в словаре фразеологизмов.


11

4.

Источники происхождения фразеологизмов. Роль фразеологизмов в художественном тексте

Работа с [Электронным ресурсом] — URL:  http://cyberleninka.ru/article/n/uchebno-metodicheskie-aspekty-shkolnogo-filologicheskogo-obrazovaniya-v-oblasti-russkogo-yazyka-i-literatury/ Анализ текста худо­жественного произведения с уче­том значения фразеологизмов, употребленных в нем.


12

5.

Фразеологический словарь и его особенности. Живое слово Владимира Ивановича Даля. Подвиг В. И. Даля


Работа с различными фразеологическими словарями. Просмотр и обсуждение телепередачи о жизни В.И. Даля «Собиратель русских слов» https://www.youtube.com/watch?v=ummscspTym4 Работа с [Электронным ресурсом] — URL:https://www.kazedu.kz/referat/190289/


13

6.

Знакомство с понятиями «корневое значе­ние слова», «ветвенное значение слова». Минутка юмора.

Практикум по определению лексического значения слова в словаре В.И. Даля. Просмотр видеофрагмента из шоу «Уральские пельмени» «Всё лето в шляпе. Импортозамещение слов»: https://www.youtube.com/watch?v=vKmhMWf6xeY


14

7.

Процесс переразложения в русском языке и его последствия. Иноязычные аффиксы

Работа с [Электронным ресурсом] — URL:http://cyberleninka.ru/article/n/elementy-sravnitelno-istoricheskogo-metoda-na-urokah-russkogo-yazyka/


15

8.

Составление таблицы иноязычных аффиксов. Решение лингвистических задач.


Практикум по правописанию слов с иноязычными аффиксами. Выступления с сообщениями разных жанров (презентация, интернет-постер и др. по выбору учащегося)


16

9.

Лексическое значение слова. Словарная статья. Заимствованные слова в русском языке

Работа с «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И. Даля. Работа со словарями заимствованных и иностранных слов




Словообразование (3 часа)


17

1.

Исторические изменения в составе слова. Словообразовательные славянизмы

  1. Лекция учителя о причинах чередований звуков и упрощения сочетания звуков в современном русском языке, сути процесса опрощения.

  2. Работа с [Электронным ресурсом] — URL:

  • церковнославянский: ruscorpora.ru/search-orthlib.html;

  • среднерусский: ruscorpora.ru/search-mid_rus.html;

  • древнерусский: ruscorpora.ru/search-old_rus.html;

- берестяные грамоты: ruscorpora.ru/search-birchbark.html.


18

2.

Практикум. Соотнесение современного значения слова с исходным. Определение морфемного состава заимствованных слов

Анализ учебной статьи сути процессов переразложения и сращения. Составление опорного конспекта. Различение исторического состава слова с его современной структурой.


19

3.

Практикум. Определение морфемного состава заимствованных слов. Проверка безударной гласной слова исторически, подбор исторически родственных слов.

Анализ учебной статьи сути процессов переразложения и сращения. Составление опорного конспекта. Этимологический анализ исконно русских слов. Поиск примет словообразовательных славянизмов в русском языке.




Морфология (10 часов)


20

1.

Происхождение названий русских падежей. История падежных форм имени существительного

Чтение и обсуждение учебной статьи о происхождении названий русских падежей и возникновения вариантов падежных окончаний. Практикум по нахождению звательной формы в тексте. Отработка навыков проверки окончаний имени существитель­ного в родительном падеже.


21

2.

Происхождение полных имен прилагательных. Особенности склонения имен прилагательных

Анализ текста о происхождении полных форм имени прилагательного от краткой формы. Практикум по различению кратких имён прилагательных и усеченных форм полных имен прилагательных в произведениях русской литературы. Поиск старославянских форм имен прилагательных.


22

3.

Количество в числе. Числовая картина мира. История происхождения имени числительного




Анализ учебной статьи об истории становления категории числа в современном русском языке. Практикум. Поиск остаточных форм двойственного числа в языке. Анализ учебной статьи о значении букв кириллицы, характере счета в древнерусском языке и традиционной национальной символике чисел, истории русского календарного счета.


23

4.

История изменений личных местоимений и возвратного местоимения себя. Следы устаревших форм местоимений в русском языке


Анализ учебной статьи об истории происхождения и изменения личных местоимений. Решение лингвистических задач о возникновении языковых фактов: возвратного суффикса -ся; начального н в формах личных местоимений. Практикум. Нахождение и объяснение устаревших формы местоимений в современном русском языке


24

5.

История развития форм глагола. Глагол и его орфографический образ (урок-исследование). Практикум. Нахождение и объяснение следов старых форм глагола в русском языке.

Чтение и изучение учебной статьи об основных древнерусских формах глагола и истории их изменения. Разграничение полнозначного глагола быть и быть как глагола-связки. Решение лингвистических задач: объяснение основных орфограмм глагола исторически.


25

6.

История форм причастий и деепричастий. Беседа о художественной роли старых форм полного причастия в тексте. Беседа о художественной роли форм деепричастий.


Изучение учебной статьи о происхождении причастия и деепричастия, о стилистической роли форм причастия и деепричастия, истории причастий на -я и действительных причастий настоящего времени на -уч, -ач. Практикум по различению причастий и имен прилагательных. Практикум по нахождению в тексте устаревших форм деепричастий (играючи, работаючи и т. п.) и деепричастий на  и -вши в современном русском языке.


26

7.

История наречных форм. История наречия как части речи


Чтение учебной статьи о различных точках зрения на наречие как часть речи, о многообразии путей происхождения современных наречий. Практикум по различению наречий на основе происхождения.


27

8.

Происхождение производных предлогов. Происхождение союзов и частиц


Чтение учебной статьи о путях образования производных предлогов из других частей речи, о богатстве смысловых оттенков, выражаемых предлогами. Практикум по определению способа образования предлогов. Чтение учебной статьи о происхождении сочинительных и подчинительных союзов и их функции союзов в предложении.


28

9.

Беседа о различии союзов и частиц и богатстве значений, выражаемых частицами

Практикум по нахождению в тексте устаревших союзов (зане, кабы, понеже и др.) как подчинительных.


29

10.

Эти эмоциональные междометия


Анализ учебной статьи об этимологии основных групп междометий и правильном употреблении междометий в соответствии с их значением




Синтаксис (2 часа)


30

1.

История знаков препинания

Изучение учебной статьи об истории происхождения знаков препинания. Анализ древнерусских текстов с точки зрения пунктуации.


31

3.

История форм простого предложения


Рассмотрение синтаксических особенностей форм простого предложения в русском языке. Практикум. Чтение древнерусских предложений.




Развитие речи (3 часов)


32

1.

Великое русское слово. «Наш дар бессмертный — речь» Память слова


Чтение стихов о русском языке. Анализ поэтических произведений о русском языке. Просмотр и анализ фрагмента телепередачи Фёклы Толстой «Наблюдатель. Берестяные грамоты»: https://www.youtube.com/watch?v=sweSFPutuDY&list=PLXgHnjNQP7u4FfSqyz_Q7anGkWuTYASFm&index=5


33

2.

Современные учёные — филологи.

Анализ текстов и видеофрагментов о жизни и дея­тельности выдающихся лично­стей — филологов, изучающих историю русского языка. А.А. Зализняк: https://www.youtube.com/watch?v=DjL_rnTuAZs В.А. Чудинов: https://www.youtube.com/watch?v=_LwBZ6jv7Ok и др. Беседа о любительской лингвистике: М. Задорнов.


34

4.

Проект. Трудно ли говорить по-русски?


Подготовка проектов (стенгазета, журнальная статья и др. по выбору учащегося) об особенностях русского языка в индивидуальном восприятии носителя языка, о языке как хранителе нравственных, эстетических и духовных ценностей людей.



Формы работы

Деятельность

Срок

Форма представления результата

Общение с учителем

в течение учебного года при выполнении заданий


Самообразование

(работа с учебной литературой)

в течение учебного года при подготовке к занятиям

Планы-конспекты, алгоритмы, схемы, таблицы

Самообразование

(работа с дополнительной литературой)

в течение учебного года при подготовке к занятиям

Доклады, презентации, выступления с сообщениями в классе

Олимпиады

В течение года

Дипломы, грамоты, сертификаты

Научно-исследовательская деятельность

В течение года

Подготовка к участию в областных Кирилло-Мефодиевских чтениях

Творческие конкурсы

В течение  года

Дипломы, грамоты, сертификаты

Научно-практическая конференции  (школьная – окружная)

февраль

май

Дипломы, грамоты, сертификаты + доклады

                                                                     

  Мониторинг  качества выполнения ИОМ

Критерии

Показатели

Конечный показатель прогрессивного развития

Соответствие образовательным стандартам

Результаты промежуточной и текущей аттестации. Успеваемость.

Участие в интеллектуальных марафонах, предметных олимпиадах, конкурсах и т.п.

Результаты стабильные или растут

Удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса

Динамика удовлетворенности учащихся, родителей.

Рост удовлетворенности

Рост достижений

Динамика достижений ученика

Положительная динамика, ярко выражен рост личностных достижений (портфолио).

Прогнозируемый результат



Фактический результат




Используемая литература:


    1. Декина, Н.П. Карта выбора индивидуального маршрута обучения / Н.П. Декина // Завуч. - 2009. - №6. - С.46-47.

    2. Казакова Е.И. Диалог на лестнице успеха. / Казакова Е.И., Тряпицына. А.П. - СПб, 1997.

    3. Князева, Т.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников/ Т.Н. Князева // Коррекционная педагогика. - 2008. -№1. - С.62-66.

    4. Крылова, Н.Б. Индивидуализация ребенка в образовании: проблемы и решения / Н.Б. Крылова // Школьные технологии.-2008. - №2. - С.34-41.

    5. Куприянова Г.В. Образовательная программа как индивидуальный образовательный маршрут. //Индивидуализация в современном образовании: Теория и практика. – Ярославль, 2001.

    6. Логинова, Ю.Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Биб-ка журнала «Методист».-2009.-№9.-С.4-7.

    7. Машарова Т.В. Теория и практика социального самоопределения подростка в учебной деятельности: Автореф. диссертации на соиск. ученой степени доктора пед. наук. – Ярославль, 1999.

    8. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М. – Воронеж, 1996.

    9. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся. – М., 2004.

    10. Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы: Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием. – М., 2003.

    11. Цыбенов, Б.В. Рабочие материалы педагога и обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту / Б.В. Цыбенко //Практика административной работы в школе. - 2009. - №4. - С.48-52.