Личный план самообразования учителя математики
Амадовой Зины Тахашевны
Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.
Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:
«Самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.
В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.»
Если процесс образования … :
1. Осуществляется добровольно;
2. Осуществляется сознательно;
3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
4. Необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков,
… то речь идет о самообразовании.
Направления самообразования учителя:
а) методическое:
• Повышение педагогической квалификации, переосмысление содержания своей работы в свете инновационных технологий обучения.
• Изучение методики преподавания математики.
б) профессиональное:
• Изучение новых программ и учебников, уяснение их особенностей и требований;
• Расширение и углубление знаний по преподаваемому предмету.
Формы самообразования:
- Индивидуальная
- Групповая – через участие в деятельности школьного и районного методических объединений учителей математики, а также через участие в жизни школы.
Тема самообразования:
Методика использования информационно-коммуникационных технологий.
Цель профессионального развития:
- Разработка и освоение содержания и организации деятельности учащихся при изучении математики средствами информационных технологий.
- Развитие индивидуальности учеников;
- Выявление и развитие способностей каждого ученика;
- Формирование положительной мотивации учения у школьников;
- Повышение своего методического уровня;
- Получение прочных и глубоких знаний учащимися;
- Подготовка к ЕГЭ и ГИА.
Задачи:
- Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания математики; - Разработать и внедрить в практику ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) по математике в 5-11 классах;
- Разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации;
- Изучить психологические и возрастные особенности школьников.
Предполагаемый результат:
Повышение качества преподаваемого предмета;
Разработка пакета материалов изучения математики в 5-11 классах;
Самообобщение опыта по исследуемой теме;
Разработка и проведение открытых уроков;
Доклады, выступления на заседаниях МО.
Источники самообразования:
1.Журнал «Математика в школе»;
2.Газета «Информатика»;
3.Приложение газеты «Первое сентября» по математике;
4.Методические пособия и учебники по изучению математики;
5.Интернет;
6.Мероприятия по обмену опытом;
7.Курсы повышения квалификации.
Решение поставленных задач будет осуществляться через
применение активных форм обучения:
- нетрадиционное начало традиционного урока (эпиграф, видеофрагмент,
ребус, загадка);
- постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных
ситуаций;
- использование видео и компьютерной наглядности, электронных
учебных пособий, интерактивной доски и др.; использование опорных
схем;
- нетрадиционные виды уроков (урок-конкурс, урок-игра);
игровые приемы;
- выполнение школьниками заданий творческого характера
(кроссворды, ребусы, предметные рисунки, презентации);
- контроль знаний и умений учащихся в форме тематического зачета,
теста, листов самоконтроля.
План по самообразованию на 2021-2022 уч. год
№ | Месяц | Содержание деятельности | Тема | Форма результатов | Сроки |
1 2 3 4 | Сентябрь | Работа с документацией. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса. Разработка календарно -тематического планирования. Разработка или подбор контрольных работ, зачетных работ для текущего ипромежуточного и итогового контроля. | Знакомство и анализ документации. | Конспекты Памятки Рекомендации Календарно-тематическое планирование Папка контрольных работ. | В течение месяца |
5 | Октябрь | Выступление на ШМО учителей «Естественно-математического цикла» | Вся документация на учебный год | Папки. Планы. | В течение года |
|
6 | Ноябрь | 1. Освоение новых компьютерных программ и ТСО (интерактивная доска, компьютер). | | Конспекты уроков. Методико-дидактические материалы. | |
7 | Изучение и подбор материала для недели математики в школе. | «Самое интересное в математике» | Разработки внеклассных мероприятий. | |
8 | Изучения литературы по решению олимпиадных задач. Подготовка детей к олимпиадам. | «Задачи повышенной сложности» | План работы с одарёнными детьми. | |
9 | Декабрь | Выступление на ШМО учителей «Естественно-математического цикла» | Итоги олимпиад. Итоги недели математики. | Протоколы. | По плану |
10 | Январь | Посещение уроков учителей. | Применение ИКТ на уроках. | Обмен опытом. | В течение года |
11 | Февраль | Выступление на ШМО учителей «Естественно-математического цикла» | Работа со слабоуспевающими учениками. | Папки. Планы. | |
|
12 | Март | Изучения литературы. | | Разработка урока. | |
13 | Апрель | Изучение и подготовка экзаменационного материала. | Все темы школьного курса. | Протокол. | |
14 | Методическое объединение учителей «Естественно-математического цикла». Выступление с планом по самообразованию. | "Методика использования информационно-коммуникационных технологий". | Протокол заседания. | По плану |
15 | Май | Методическое объединение учителей «Естественно-математического цикла». | Изучение изменений в методических рекомендациях по проведению ГИА и ЕГЭ по математике. | Протокол | |
План по самообразованию на 2022-2023 учебный год
№ | Месяц | Содержание деятельности | Тема | Форма результатов | Сроки |
1 | Сентябрь | Корректировка календарно-тематического планирования | Редактирование планирования | Конспекты Памятки Рекомендации. | В течение месяца |
2 | Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса. | Все темы курса. | Конспекты Памятки | |
3 | Работа с документацией. | Анализ документации. | Оформление. | |
4 | Выступление на ШМО учителей «Естественно-математического цикла» | Вся документация на учебный год | Папки. Планы. | |
5 | Октябрь | Выступление на ШМО учителей «Естественно-математического цикла» | Вся документация на учебный год | Папки. Планы. | По плану |
6 | Ноябрь | Изучение и подбор материала для недели математики в школе. | «Самое интересное в математике» | Разработки внеклассных мероприятий. | По плану |
7 | Выступление на ШМО учителей «Естественно-математического цикла» | Итоги олимпиад. Итоги недели математики. | Протоколы. | |
8 | Декабрь | Выступление на ШМО учителей «Естественно-математического цикла» | Итоги олимпиад. Итоги недели математики. | Протоколы. | По плану |
9 | | Участник районного методического объединения учителей математики. | «Анализ итогов районного тура олимпиад школьников» | Конспект | |
10 | Январь - Апрель | Изучение и подготовка экзаменационного материала. | Подготовка выпускников к сдаче ГИА и ЕГЭ | Планы Конспекты | В течение года |
11 | Март, Май | Методическое объединение учителей «Естественно-математического цикла». | Итоги пробных экзаменов Составление и утверждение плана работы на следующий год | План | 3 неделя |
План по самообразованию на 2023-2024 учебный год
№ | Месяц | Содержание деятельности | Тема | Форма результатов | Сроки |
1 | Сентябрь | Корректировка рабочих программ, календарно-тематического планирования | Редактирование планирования | Конспекты Памятки Рекомендации. | 1 неделя |
2 | Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса. | Все темы курса. | Конспекты Памятки | В течение месяца |
3 | Работа с документацией. | Анализ документации. | Оформление. | |
4 | Выступление на ШМО учителей «Естественно-математического цикла» | Вся документация на учебный год Анализ результатов ЕГЭ по математике. | Папки. Планы. | По плану |
| | | | |
5 | Октябрь | Изучение и подбор материала для недели математики в школе. | «Самое интересное в математике» | Разработки внеклассных мероприятий. | 2 неделя |
6 | | Выступление на ШМО учителей «Естественно-математического цикла» | Итоги олимпиад. Итоги недели математики. | Протоколы. | |
7 | Декабрь | Посещение уроков учителей | | Обмен опытом по проблеме. | В течение месяца |
8 | Выступление на ШМО учителей «Естественно-математического цикла» | Итоги олимпиад. Итоги недели математики. | Протоколы. | |
9 | Март | Изучение темы, подготовка открытого урока . | «Решение практико-ориентированных задач на уроках.» | Конспект урока. | |
10 | Проведение открытого урока, выступление на ШМО учителей «Естественно-математического цикла» | «Решение практико-ориентированных задач на уроках.» | Конспект урока. Протокол. | |
11 | Апрель | Изучение и подготовка экзаменационного материала. | Все темы школьного курса. | Протокол. | 1 неделя. |
12 | Методическое объединение учителей «Естественно-математического цикла». | Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по проведению ГИА и ЕГЭ по математике и физике. | Протокол. | |
13 | Май | Методическое объединение учителей «Естественно-математического цикла». | Составление и утверждение плана работы на следующий год | План | 3 неделя |
План по самообразованию на 2024-2025учебный год
№ | Месяц | Содержание деятельности | Тема | Форма результатов | Сроки |
1 | Сентябрь | Корректировка рабочих программ, календарно-тематического планирования | Редактирование планирования | Конспекты Рекомендации. | 1 неделя |
2 | | Работа с документацией. | Анализ документации | Оформление. | |
3 | | Выступление на ШМО учителей «Естественно-математического цикла» | Вся документация на учебный год | Папки. Планы. | |
5 | Октябрь-Ноябрь | Изучение и подготовка материала для внеклассного мероприятия | «Пирамида.» | Папка с разработкой мероприятия | Весь месяц. |
6 | Изучение и подбор материала для недели математики в школе. | «Самое интересное в математике» | Разработки внеклассных мероприятий. | |
7 | Выступление на ШМО учителей «Естественно-математического цикла» | Итоги олимпиад. Итоги недели математики. | Протоколы. | |
8 | | Изучения темы: «Современный урок в контексте системно-деятельностного подхода. | «Современный урок в контексте системно-деятельностного подхода. | Конспект | |
9 | | Выступление на ШМО учителей «Естественно-математического цикла» | Демоверсия ЕГЭ | Протокол. | По плану |
10 | Январь | Посещение уроков учителей, применяющих новые технологии обучения. | | Обмен опытом по проблеме. | |
11 | | Методическое объединение учителей «Естественно-математического цикла». | | | |
12 | Март | Изучение требований к рабочей программе. | «ФГОС ООО по математики.» | Конспект. | |
13 | Школьное методическое объединение учителей «Естественно-математического цикла». | Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по проведению ГИА и ЕГЭ по математике. | Протокол | По плану |
14 | Участие в районном методическом объединении учителей математики | «ФГОС ООО по математики.» | Конспект. | |
15 | Апрель | Изучение темы: «Урок в технологии проектной деятельности» | «Урок в технологии проектной деятельности» | Конспект. | |
16 | Май | Методическое объединение учителей «Естественно-математического цикла». | Составление и утверждение плана работы на следующий год | План | 3 неделя |
План по самообразованию на 2025-2026 учебный год
№ | Месяц | Содержание деятельности | Тема | Форма результатов | Сроки |
1 | Сентябрь | Корректировка календарно-тематического планирования | Редактирование планирования | Конспекты Рекомендации. | 1 неделя |
2 | Работа с документацией. | Анализ документации. | Оформление папок. | |
3 | Выступление на ШМО учителей «Естественно-математического цикла» | Вся документация на учебный год | Папки. Планы. | |
5 | октябрь-декабрь | Изучение и подготовка материала для внеклассного мероприятия | «Конкурсное внеклассное мероприятие для подготовки учащихся к ЕГЭ по математике.» | Папка с разработкой мероприятия | Весь месяц. |
6 | Освоение новых компьютерных программ (интерактивная доска, компьютер). | Интерактивная доска, компьютер | Конспекты уроков. Методико-дидактические материалы. | В течение года |
9 | Изучение и подбор материала для недели математики в школе. | «Самое интересное в математике» | Разработки внеклассных мероприятий. | 2 неделя |
11 | | | | |
12 | | Выступление на ШМО учителей «Естественно-математического цикла» | Итоги олимпиад. Итоги недели математики. | Протоколы. | |
13 | Изучать литературу по теме "Методика использования информационно-коммуникационных технологий". | "Методика использования информационно-коммуникационных технологий". | Конспекты | |
14 | Январь | Планирование работы со слабоуспевающими учащимися на новый учебный год. | | Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. | В течение года |
15 | Март | Методическое объединение учителей «Естественно-математического цикла». | | | По плану |
17 | | Изучение и сбор материала по патриотическому воспитанию. | «Учитель и война» | Стенд «Учитель и война» | |
18 | Выступление на ШМО учителей «Естественно-математического цикла» | . | Протоколы. | |
19 | Изучение проблемы применения активных форм обучения. | Обобщения опыта работы | | |
20 | Апрель Май | Методическое объединение учителей «Естественно-математического цикла». | Предоставление творческой работы по теме самообразование. | Выступление с докладом. | По плану |
Литература для самообразования учителя математики:
Очерки по истории математики. Бурбаки Н.
Математика Древнего Китая. Березкина Э.
Математика Древнего Египта, Вавилона и Греции. Ван дер Варден.
История математики от Декарта до 19-го столетия.
История арифметики. Депман И.
История цифр. Числа, символы, слова. Меннингер К.
Арифметика и алгебра в древнем мире. Выгодский М.
Удивительные математические головоломки. Адам Харт-Дэвис.
Кентерберийские головоломки. Дьюдени Г.
Занимательная математика. Гамов Г., Стерн М.
Старинные задачи. Баврин И., Фрибус Е.
Математическая мозаика. Лойд С.
Очерки о математических загадках на смекалку. Кордемский Б.
Математические чудеса и тайны. Гарднер М.
Психология математических способностей школьников. Крутецкий В.