СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный проект

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальный проект

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный проект»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

саратовской области

«БАЛАШОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»









ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ


по учебному предмету:

Основы безопасности жизнедеятельности


Влияние шума при осуществлении

производственных обязанностей на организм

человека






Выполнили:

Обучающиеся 2 курса, группа № 23

профессия: «Машинист локомотива»

Павлов Евгений Антонович

Захарченко Владислав Игоревич






Руководитель:

Преподаватель ____________________/Тимофеев В.А./ «___» 2022 г.







Балашов, 2022

Содержание


Введение…………………………………………………………………………..3


Теоретический аспект влияния шума на организм человека……………..4


Практический аспектвлияния шума на организм человека………………7


Заключение………………………………………………………...…………....11


Список используемой литературы……………………………….…………..12


Приложения……………………………………………………………………..13




















Введение


Актуальность темы исследования. Человек всегда жил в мире звуков и шума. Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды.

Каждый человек обладает рядом специализированных периферических образований – органов чувств, обеспечивающих восприятие действующих на организм внешних раздражителей (из окружающей среды). К ним относятся органы зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Чтобы вести полноценный образ жизни человеку необходимы все эти органы, но внешние раздражители из окружающей его среды могут привести к потере одного из них.

Слух – способность организма воспринимать и различать звуковые колебания. Орган слуха – ухо, ему доступна область звуков – механических колебаний с частотой 16000-20000Гц, но слуховой анализатор человека обладает акустическим рефлексом блокировки звука в ответ на интенсивный звуковой раздражитель, таким образом, орган слуха выполняет два задания: снабжает организм информацией и обеспечивает самосохранение.

Объект исследования.Шум.

Предмет исследования.Практическоевлияние шума при осуществлении производственных обязанностей на организм человека.

Цель. Изучить практическое влияние шума при осуществлении производственных обязанностей на организм человека.

Задачи:

- рассмотреть теоретический аспект влияния шума на организм человека;

- изучить практический аспект влияния шума на организм человека.

Методы исследования. В процессе написания исследовательской работы были применены методы анализа и опроса.

Практическая значимость. Определитьперечень профессиональных заболеваний, которые вызнаны исключительно или преимущественно воздействием вредныхпроизводственных факторов и составить краткую памятку по предотвращению шума на организм человека.










































Теоретический аспект влияния шума на организм человека


Характеристика шума.

Шумом называются звуки, мешающие восприятию полезных звуков или нарушающие тишину, а также звуки, оказывающие вредное или раздражающее действие на организм человека.Для нормального существования, чтобы не ощущать себя изолированным от мира, человеку нужен шум в 10-20дБ. Это шум листвы, парка или леса.

Статистика свидетельствует о том, что у людей, работающих в лесу, у реки, на море, реже, чем у жителей городов, встречаются заболевания нервной и сердечнососудистой системы. Установлено, что шелест листьев, пение птиц, журчание ручья, звуки дождя, оздоравливают нервную систему. Под влиянием звуков, издаваемых водопадом, усиливается работа мышц.

Шум имеет определенную частоту или спектр, выражаемый в герцах, и интенсивность, уровень звукового давления, измеряемый в децибелах (дБ). Шумы могут быть разбиты на низкочастотные от 16 до 400 Гц, среднечастотные от 400 до 800 Гц и высокочастотные свыше 800 Гц.

Шумы подразделяют на постоянные, уровень звука которых изменяется во времени не более чем на 5 дБ, и непостоянные, или прерывистые, уровень звука которых изменяется во времени более чем на 5 дБ. Могут быть еще импульсные шумы. Постоянный шум в жилых помещениях это звук часов или доносящийся с улицы шум дождя. К непостоянному относится транспортный шум, шум включающегося агрегата,например холодильника, к импульсным шумам относится хлопанье дверьми.

Влияние шума на человека.

При работе на железнодорожном транспорте или при его обслуживании, на человека влияют такие основные источника шума как:

– Шум локомотива и поезда;

– Звуковые сигналы;

–Аэродинамические взаимодействия подвижного состава с окружающей средой;

–Взаимодействие пути и подвижного состава при движении (излучение шума системой колесо-рельс) – или шум качения;

– Вентиляционные системы

–Структурный шум, возникающий от передачи вибрации в системе колесо-рельс в близко расположенные здания;

–Машины и механизмы для производства работ по текущему содержанию и ремонту путей (путевые машины и механизмы);

– Производственные предприятия железнодорожного транспорта;

– Тяговые подстанции;

– Железнодорожные мосты;

– Громкоговорящие системы оповещения;

–Шум вспомогательного оборудования (вентиляционные системы, эскалаторы, уборочные машины, кондиционеры, системы отопления).

(Приложение №1)

Порог слышимости у каждого человека различен и зависит от возраста, состояния слуха, утомления, индивидуальных особенностей организма, а также от частоты звука.

Различают четыре ступеней действия шума на человека:

  1. Если уровень звукового давления ниже порога слышимости, что соответствует полной тишине, в этом случаю человек ощущает дискомфорт.

  2. Обычный- привычный шумовой фон с уровнями 15-35 дБ. Такой шум необходим для нормальной жизнедеятельности.

  3. Психологическая, область действия шума, 40-70 дБ. Этот шум, особенно если он неконтролируем и несет определенную информацию, оказывает раздражающее действие на человека. Он может снизить производительность умственного ифизического труда, ухудшить общие самочувствие. Примером такого шума являются мешающая музыка или разговор.

  4. Уровни звука 75-120 дБ, характерные для производственных и транспортных шумов, производят неблагоприятное физиологическое действие, вызывая профессиональные заболевания.

Профессиональное заболевание — это заболевание или патология, которые вызваны работой или условиями труда.

Это означает, что заболевание развивается вследствие воздействия неблагоприятных производственных факторов на рабочем месте, и что связь между их воздействием и возникновением заболевания подтверждена медицинскими исследованиями. 


















Практический аспектвлияния шума на организм человека


В ходе прохождения производственной практики мы провели опрос, среди работников депо (инженер по охране труда, машинисты, помощники машинистовлокомотива, слесари подвижного состава, работники пути, диспетчеры), каким профессиональным заболеваниям чаще всего подвержены работники железнодорожного транспорта.

Риски заболеваемости:

- профессиональная тугоухость (от 70 до 95%);

- вибрационная болезнь (от 13 до 25%);

- заболевания опорно-двигательной и нервной системы (от 3 до 4%);

- пылевые болезни лёгких (от 1 до 4%);

- профессиональные дерматозы (менее 1%),

Результаты работы показали, что профессиональная тугоухость, имеет самый большой процент заболеваемости среди работников локомотивного депо.

Под влиянием шума возникают явления утомления и ослабления слуха. Эти явления с прекращением шума быстро проходят. Больше всего под воздействием шумов на железнодорожном транспорте оказываются работники железной дороги.Если же переутомление слуха повторяется систематически в течение длительного срока, то развивается тугоухость. Начальные проявления профессиональной тугоухости чаше всего встречаются у лиц со стажем работы в условиях шума, от 5 лет.

Развитию начальных стадий снижения слуха могут предшествовать ощущение звона или шума в ушах, головокружение, головная боль. Постепенно это заболевание перерастает в профессиональное.





Меры борьбы с шумом:(Приложение №2)

1) замена шумных процессов бесшумными или менее шумными;

2) улучшение качества изготовления и монтажа оборудования;

3) укрытие источников шума;

4) вывод работающих людей из сферы шума;

5) применение индивидуальных защитных средств.

Как показывает практика предприятия, невсегда и невезде, возможно применить данные защитные меры. В связи с этим мы предлагаем ряд профилактических мер, способствующих профилактике такого профессионального заболевания как тугоухость.

1.Основной профилактической мерой по предупреждению глухоты и тугоухости является массовое обследование. Регулярные обследования показаны всем работникам шумных производств и другим категориям населения, которые входят в группы повышенного риска.

2. Ежедневныймассаж ушных труб:

1) Растираем ушную раковину и мочки уха.

2) Захватываем пальцами уши над хрящевым выступом, тянем вниз и возвращаем назад, распрямляя, таким образом, ушной канал.

3) Складываем ухо в таком положении, чтобы ушной канал был закрыт, медленно надавливаем на него и отпускаем.

4) Закрываем уши ладонями, медленно нажимаем и медленно отпускаем, создавая давление в ушном канале.





















Заключение


Для нормального существования человеку шум необходим, но в пределах 20-80 дБ, выше может отрицательно сказаться на организме человека. При высоких частотах шум оказывает влияние на весь организм человека: угнетается центральная нервная система, происходит изменение скорости дыхания и частоты пульса, что приводит к возникновению сердечно - сосудистых заболеваний, гипертонии, а также происходит снижение слуха или его потеря.






















Список используемой литературы


Учебники и учебные пособия

1. Сергеев В.С. Безопасность жизнедеятельности: Учебно-методический комплекс дисциплины. - М.: Академический Проект, 2010. - 558 с.

2. Сергеев В.С. Защита населений и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учеб.пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2010. - 461 с.

3. Мурадова Е.О. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. Пособие. - М.: 2006. - 128 с.

4. Суворов Г.А. Гигиеническое нормирование производственных шумов и вибраций. - М: Медицина, 1984. - 240 с.


Материалы Интернет

5. https://revolution.allbest.ru/life/00298968_0.html

6.https://www.bestreferat.ru/referat-257181.html

7.https://school-science.ru/5/11/35952

8.https://group.vostok.ru/blog/kak_praviljno_podobratj_sredstva_zaschity_sluha/

9.https://vgudok.com/lenta/tugouhost-i-vibracionnaya-bolezn-glavnye-bolyachki-rabotnikov-rzhd-zheleznodorozhnikov











Приложение №1




















Приложение №2